Means of activating the resources of adolescents in the activities of youth organizations


Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the theoretical aspects of the means of activating the resources of adolescents. The results of a study of the means of activating the resources of adolescents in the activities of youth organizations are presented.

Full Text

В современном мире возрастает роль самостоятельности каждого человека, личной активности и социальной ответственности, определения своей жизненной позиции. К такой обширной и противоречивой социальной группе как современные подростки общество предъявляет все более строгие требования, непосредственно связанные с необходимостью активно участвовать в жизни социума в позитивном ключе.  Основанием для таких общественных ожиданий, а также распространенного в обществе недовольства подростками, являются проявления ими иждивенчества, инфантилизма, свободы сексуальных отношений, криминальной активности, употребление наркотических веществ и другие разнообразные девиации, что связывают с возрастом и недостаточным жизненным опытом. 

Подростковый возраст является периодом особого развития личности, когда формируются ценности, интересы, умения и навыки. Молодежные организации играют важную роль в поддержке и развитии подростков на этом этапе. Подростки сталкиваются с различными вызовами и проблемами, такими как социальная изоляция, стресс, депрессия, зависимости и другие. Эффективные средства активизации ресурсов могут помочь подросткам успешно справляться с этими проблемами. В данный период при работе с подростками необходимо воспринимать их не только как объектов, но и как субъектов социальной работы.

Содержание понятия «ресурс» раскрывается в работах отечественных и зарубежных ученых. П. Бурдье предложил новый подход к ресурсам социальных классов [1]. Профессор Н.Е. Тихонова предложила классифицировать ресурсы на традиционные и современные; внешние и внутренние; групповые и индивидуальные [2]. По мнению В.В. Радаева, наличие большого спектра ресурсов связано с развитием научно-технического, политической и социальной ситуацией, классовым неравенством и потребностями общества [3].

На этапе теоретического анализа были выявлены возрастные и социальные особенности подростков. Анализ научных исследований показал, что подростки проходят период активного формирования своей личности и идентичности. Подростки, находясь в переходном периоде, определяют себя в социальной группе через интересы, ценности, стиль поведения и принадлежность к определенным культурным или социальным группам. Сверстники играют важную роль в жизни подростков, поскольку они часто обращаются друг к другу за поддержкой, советом и одобрением. Взаимодействие со сверстниками способствует формированию социальных навыков и укреплению самооценки. Подростки часто испытывают эмоциональные колебания из-за физиологических изменений и поиска своего места в мире. Это может отразиться на их поведении, взаимоотношениях и решениях. Проблемы подростков выражаются в стремлении к самостоятельности и независимости от родителей, конфликтам. Подростки стремятся быть принятыми в своей социальной группе, что может оказывать влияние на их поведение, стереотипы и выбор друзей. Эффективное решение проблем подростков невозможно без учета их реальных ресурсов, что также способствует развитию ответственности и умению принимать решения.

В научных исследованиях понятие ресурс определяется как «набор инструментов, включая как существующие, так и потенциальные, направленные на поддержку стабильности и развитие клиента». Ресурсы принято разделять на традиционные и современные, внешние и внутренние, групповые и индивидуальные.

Средства активизации ресурсов – это инструменты, методы или способы, используемые для повышения эффективности и результативности использования имеющихся ресурсов. Целью средств активизации ресурсов является максимизация потенциала ресурсов путем оптимизации их использования, улучшения процессов и повышения производительности. Эти средства могут включать в себя различные стратегии, технологии, методики управления и инновации, направленные на достижение оптимальных результатов при наличии определенного набора ресурсов [58].

Существует несколько групп средств активизации ресурсов подростков. В одной из классификаций средства делятся на дидактические и практические. Рассмотрим данную классификацию подробнее.

Дидактические средства активизации ресурсов являются традиционными и делятся на: словесные и наглядные (иллюстрация, демонстрация, моделирование, просмотр фильмов, роликов, видеопрезентаций);

Практические (наблюдение, описание, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент, проектирование) [4].

К словесным средствам относятся рассказ, учебная дискуссия, доказательство, сравнительный анализ, мозговой штурм, проблемное изложение. В процессе раскрытия ресурсов ведущую роль играет слово: благодаря речи человек может выражать свои представления об окружающем мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию «сигнала сигналов», чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Особенно важно это для специалиста, чье слово – как устное, так и письменное – главное средство «запуска» активной деятельности подростков.  

В процессе активной деятельности в работе с подростками применяются наглядные средства. Для эффективного усвоения необходимой информации специалисту очень важно уметь активизировать все системы органов чувств подростка. Незаменимыми для активизации ресурсов являются наглядные методы, которые на основе зрительного анализатора не только обеспечивают полноценное приобретение подростками новых знаний, но и прививают им навыки правильного восприятия, умения обнаруживать существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи. Многие наглядные методы предоставляют широкие возможности для самостоятельной работы подростков, без какой-либо посторонней помощи [5].

Практические методы – это сложное сочетание речевого взаимодействия, наглядности и практической работы. Практическая деятельность подростков организуется и направляется специалистом с целью воспитания трудолюбия, привычки самостоятельно осваивать навыки и приобретать необходимые ресурсы для реализации самостоятельной деятельности и, безусловно, активизации ресурсов. Применяя освоенную теорию на практике при решении различных задач, подростки намного тверже закрепляют полученные ранее навыки [6].

Второй группой средств активизации ресурсов являются психоэмоциональные средства. Часто в процессе формирования личности у подростков возникают коммуникативные трудности и связанные с ними негативные переживания, обусловленные незрелостью эмоциональной сферы. Ее регулирующая функция слабо развита в этом возрасте, что может стать причиной нарушений социального поведения, возникновения эмоциональных кризисов, состояний подавленности или, наоборот, чрезмерной возбужденности и агрессии. По мнению исследователей, «эмоциональные расстройства находят свое выражение в деструктивном поведение, отсутствии желания и мотивации к получению образования, снижении работоспособности» [7].

Существует ряд психологических и педагогических средств, при использовании которых возможно создать у подростка позитивный настрой на восприятие учебного материала, предупредить возникновение девиантного поведения, нейтрализовать проявления эмоционального кризиса. К таким методам относятся:

  • игры;
  • арт-терапия;
  • музыкотерапия;
  • психогимнастика;
  • аутогенные тренировки.

Игра как средство коррекции использовалась вначале в рамках психоаналитического подхода, позднее – гуманистически-ориентированного, а сейчас и личностно-ориентированного, в каждом из которых были разработаны свои концептуальные схемы реализации игровых форм и методов обучения и описаны их результаты.

Еще одной группой средств активизации ресурсов подростков являются интерактивные средства. Они включают в себя специально организованных мероприятий, обучающие и развивающие личность средства, которые построены на целенаправленной, специально организованной групповой деятельности, обратной связи между всеми участниками. Интерактивные технологии стимулируют активизацию ресурсов в результате совместной деятельности и реализуют социализирующую функцию. К ним можно отнести:

  • групповые тренинги;
  • культурно-досуговые мероприятия;
  • волонтерская деятельность;
  • внеучебная деятельность.

Большую роль в данной системе активизации играют групповые средства. Групповая деятельность заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации личности подростков, то есть в социальном воспитании и развитии. Основная идея заключена в рациональной организации свободного времени подростков с акцентом на содержательную составляющую занятий в целях совершенствования личности каждого подростка, развития их физического, психологического и духовного здоровья.

Фокус-группа была проведена с 8 специалистами, работающими в сфере молодежной политики региона. В гайде интервью для информантов было выделено несколько основных вопросов, которые соответствовали поставленным в исследовании задачам. При необходимости получения более точной, интересной и влияющей на интерпретацию исследования информации, в ходе интервью генерировались новые, дополнительные вопросы.

Нам удалось определить, большинство информантов работают с подростками в возрасте от 14 до 18 лет, проживающими на территории Самарской области. Подростки являются студентами профессиональных образовательных организаций, а также волонтерами и участниками молодежных движений.

Для наиболее подробной характеристики подростков как возрастной группы информантам был задан вопрос о проблемах подростков. По совокупности ответов информантов на данный вопрос можно сделать вывод, что подростки сталкиваются с проблемами разного рода: взаимоотношения с родителями, какие-то социально-бытовые проблемы, особенно когда мы говорим про ребят из группы риска, которые вынуждены самостоятельно жить на пособие или подрабатывать. Треть информантов выделяют такую подростковую проблему как социализация в обществе. Относительное меньшинство информантов поднимают вопрос о психологических проблемах подростков и повышенном уровне тревожности, и финансовых проблемах.

Таким образом, были выделены следующие проблемы подростков: низкий уровень финансов, проблемы во взаимодействии с семьей и сверстниками и психологические проблемы.

Говоря о проблемах, с которыми сталкиваются специалисты при работе с подростками, большинство информантов выделили проблему нехватки времени и кадров, отсутствие активности подростков, сложности во взаимодействии с родителями подростков.Большинство информантов говорит о проблемах, связанных с наличием в регионе большого количества мероприятий.

Следующей задачей исследования стала конкретизация понятия «активизация ресурсов». Большинство информантов определяют термин практически одинаково. Говоря об активизации ресурсов, специалисты делают акцент на личностные ресурсы, а сам термин определяют как процесс: «…активизация ресурсов – это процесс, направленный на выявление и максимальное использование потенциала и способностей каждого подростка для достижения их личных целей и развития». Для большинства информантов термин «активизация ресурсов» стал новым. Только один информант был знаком с данным термином и определил его как «набор методов развития навыков и компетенций, которые могут обеспечивать нормальное комфортное жизненное состояние».

Следующей задачей исследования стало выявления средств активизации подростков, реализуемых в молодежных организациях. Для уточнения средств было сформулировано несколько вопросов для информантов. Ответы информантов показывают, что активизация ресурсов подростков является ведущим направлением их деятельности. Информанты выделили следующие средства: культурно-массовые мероприятия, наставничество, волонтерство и психологические тренинги. Информанты, работающие в сфере волонтерства, делают акцент на командообразующие средства активизации ресурсов.

Относительное большинство информантов выделяют внеучебную деятельность как ведущее средство их деятельности. По результатам анализа ответов на данный вопрос, можно сделать вывод, что все перечисленные средства включены в процесс внеучебной деятельности.

Абсолютное большинство информантов выделяют «групповые» средства (тренинги, командообразующие и волонтерские мероприятия). По мнению специалистов, в процессе командного взаимодействия подростки получают большее количество навыков, знаний и компетенций, необходимых для своего развития и саморазвития. Данное мнение объясняется тем, что умение правильно взаимодействовать, выстроить хорошую схему общения очень важно в любом возрасте. Командная работа является средством успешной коммуникации, понимания своего места и роли в коллективе и компании, что решает проблему социализации.

При обсуждении вопроса эффективности средств активизации ресурсов, информанты разделились во мнениях. Половина специалистов говорит о том, что в образовательных и молодежных организациях нарушена коммуникация среди профессорско-преподавательского состава, что значительно затрудняет работу с подростками.  Часть информантов упоминали тезис о том, что на данный момент в регионе существует большое количество мероприятий для подростков, что, по их мнению, не эффективно и вызывает социальный и информационный перегруз.

Специалисты выделяли наставничество как средство активизации ресурсов подростков, говоря о том, что общение с педагогами, психологами и даже сверстниками формирует у подростков активную позицию, умение выражать собственное мнение и перенимать положительный опыт.

Последней исследовательской задачей было получение рекомендаций от специалистов по работе с молодежью по внедрению средств активизации ресурсов в деятельность молодежных организаций. Так как половина информантов являются сотрудниками профессиональных образовательных организаций, важно было уточнить взаимодействуют ли они с организациями, реализующими молодежную политику на территории Самарской области, в рамках своей профессиональной деятельности.

Информантам был задан вопрос о форматах средств активизации ресурсов подростков. Среди форматов были названы выездные форматы работы, тренинговые формы работы, тимбилдинги, обучающие семинары, мероприятия с применением технологии «равный-равному». Говоря о тренинговых формах работы, специалисты делают акцент на привлечение к работе психологов. Данная позиция отражает важность включения в процесс активизации ресурсов квалифицированных специалистов для работы с подростками.

Относительное большинство информантов назвали ведущим форматом мероприятий для подростков выездные мероприятия. Данный формат подразумевает отбор и формирование группы подростков для проведения «выезда» на одну из площадок на территории Самарской области. Наполнение программы данных «выездов» может отличаться в зависимости от социального запроса. Важным преимуществом данного формата, по мнению специалистов, является помещение подростков в ситуацию изоляции от привычного мира, помещение их в одинаковые условия, что способствует развитию устойчивых коммуникативных навыков, умению фокусировать внимание на конкретных задачах и помогают сформировать лидерские качества. Еще одним фактором для подобного рода мероприятий становится присутствие на мероприятии педагогов и наставников.

Таким образом, по результатам фокус-группового интервью нам удалось охарактеризовать подростков как целевую аудиторию работы молодежных организаций, выявить проблемы, с которыми сталкиваются подростки и специалисты, работающие с ними. Результат анализа мнений специалистов показал, что в молодежных организациях, а также в образовательных организациях, применяются средства активизации ресурсов, однако работа, ведется без четкой структуры и системы, имеет ряд значительных сложностей, как для подростков, так и для специалистов молодежных организаций.

×

About the authors

Алина Богодухова

Самарский университет

Author for correspondence.
Email: bogoduhovaalina@yandex.ru
Russian Federation

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies