MEANS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK ON THE FORMATION OF COMMUNICATIVE SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

  • Authors: Kerbell A.1, Ivanushkina N.V.1
  • Affiliations:
    1. Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education " Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev " (Samara University)
  • Issue: No 2(25) (2024)
  • Pages: 198-202
  • Section: Pedagogy
  • Published: 30.12.2024
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27533
  • ID: 27533

Cite item

Full Text

Abstract

The article highlights the importance of developing communication skills among younger schoolchildren. Using the example of one of the educational institutions of the city of Samara, the results of a study conducted among second grade students are presented. The results of this study revealed that the degree of willingness to cooperate with peers among the studied students is significantly correlated with the commitment to recognizing the authority of an adult. Additional conclusions of the study are that the teacher and the psychologist need to share activities aimed at the rational perception of the authority of the teacher and the improvement of constructive interaction with peers. The revealed results of the study made it possible to identify psychological and pedagogical approaches for the development of a cycle of activities aimed at improving communication skills by younger schoolchildren.

Full Text

Формирование коммуникативных умений младших школьников необходимо для их социализации в образовательной организации и окружающей среде. В начальной школе многие обучающиеся впервые привыкают к новым социальным условиям, требующих от них коллективного подхода к решению общих задач. Коммуникативные умения – это осознанные действия субъектов педагогического общения и их умение правильно выстраивать свое поведение, и управлять им в соответствии с задачами коммуникации [1, с.33]. Обозначенной проблеме посвящено множество научных трудов. Одни исследователи рассматривали коммуникативные умения как навыки, необходимые для социализации человека в целом [2, c. 306]. Другие психологи и педагоги преимущественно склонны разделять подходы к коммуникативным умениям детей и взрослых [3, c. 56]. Существует также плеяда исследователей, которая рассматривает коммуникативные умения в контексте периода обучения в школе [4, c. 9]. Несмотря на достаточно высокую степень разработанности проблемы, в современных условиях цифрового общества, целесообразно выявить дополнительные возрастные особенности, которые способствуют или препятствуют формированию коммуникативных умений среди младших школьников.

Условия и методы исследования

В целях достижения ответа на вопрос, связанный с определением уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников, было проведено исследование в муниципальном образовательном учреждении г.о. Самара. В качестве выборки были определены учащиеся второго класса (29 человек), среди которых 14 мальчиков и 15 девочек.

Методами настоящего исследования выступили: теоретические (анализ научной литературы по теме исследования, цитирование); эмпирические («Рукавички» (Г.А. Цукерман), «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»); методы количественной обработки результатов.

Результаты и их обсуждение

В процессе проведения исследования были реализованы следующие диагностические методики:

  • методика «Рукавички», разработанная Г.А. Цукерман, рассчитана на совместные действия младших школьников в паре. Она помогает выявить умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.п. Сущность обозначенной методики состоит в том, что двум обучающимся необходимо украсить идентичным способом изображение рукавичек. Результаты применения методики выявляются посредством трех уровней:

- низкий уровень означает, что младшие школьники между собой не могут прийти к согласию, договориться, настоять на своём (1 балл);

- средний уровень указывает на некоторые общие признаки коммуникации между младшими школьниками (2 балла);

- высокий уровень характеризует достаточно тесную коммуникативную связь между исследуемыми школьниками (3 балла).

2) методика «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель») также подразумевает совместное выполнение действий младшими школьниками. Данная методика помогает выявить умение отображать в речи существенные ориентиры действия, а также способность передавать их партнеру. Школьники сидят друг напротив друга за столом, перегороженным экраном. Одному школьнику предоставляется карточка, на которой предусмотрено изображение пути к дому. Другом школьнику передается карточка лишь с ориентирами – точками. Задача младших школьников состоит в том, что необходимо договориться между собой для отображения на второй карточке идентичного пути к дому в соответствии с первой карточкой. Представленная методика предполагает оценку результативности при определении коммуникативных навыков по следующим параметрам:

- низкий уровень указывает на отсутствие способности младших школьников договориться между собой (1 балл);

- средний уровень отображает частичные положительные результаты выполнения младшими школьниками задания с карточками (2 балла);

- высокий уровень соотносится с абсолютной коммуникацией между младшими школьниками и выраженными чувствами эмпатии по отношению друг к другу (3 балла).

По результатам применения двух обозначенных методик были получены данные, указанные на рисунке (рис.1).

 

Рис. 1. Результаты применения методик среди учащихся второго класса в муниципальном образовательном учреждении г.о. Самара

 

Исходя из полученных результатов, следует, что среди исследуемых младших школьников в среднем треть обучающихся не готова к диалогу со сверстниками. Это означает, что данное число респондентов не обладает стремлением к поиску компромисса и построению диалога, указывая на некоторую эмоциональную деструктивную составляющую развития их личности. Чуть менее половины всех исследуемых младших школьников частично готовы находиться в состоянии коммуникации со сверстниками и выполнить совместные действия. Лишь незначительная часть респондентов второго класса обладает выраженными коммуникативными умениями.

Если рассматривать более фрагментарно результаты реализации методик, то представляется возможным сформулировать следующие выводы:

- исследуемые школьники более склонны выполнить общую задачу со сверстниками по заданию взрослого, нежели проявить инициативу для совместного поиска решения проблемы;

- существует вероятность, что при выполнении общего задания более замкнутые школьники идут на компромисс с целью достичь результата в интенсивной форме, чем получить опыт от осуществления каких-либо действий на совместной основе;

- большинство исследуемых учащихся второго класса из-за специфики образовательной среды склонны находить пути решения проблемы, что указывает на положительный эффект практических заданий, которые младшие школьники получают от своего педагога;

- в случае, если младшие школьники заинтересованы друг в друге в процессе коммуникации, снижается склонность к признанию авторитета педагога и необходимости выполнения какого-либо обязательного задания;

- среди детей, проявивших наибольшую склонность к взаимодействию и коммуникации, также прослеживается заинтересованность в совместном решении задачи, не связанной с обязательным поручением от педагога;

- результаты исследования отобразили дисбаланс между признанием авторитета педагога и склонностью к диалогу со сверстниками среди исследуемых младших школьников;

- суммарное количество баллов в рамках методики «Рукавички» Г.А. Цукерман выявляет, что выполнение задания от авторитетного взрослого в большей степени дестабилизирует стремление младших школьников к взаимодействию друг с другом;

- реализация методики «Дорога к дому» также показала негативную тенденцию в отношении склонности построения диалога при выполнении совместных заданий;

- позитивным элементом выступает тенденция к реализации младшими школьниками самостоятельных задач, что указывает на выраженный потенциал для педагога при развитии коммуникативных умений среди учащихся;

- среди школьников, которые не обладают выраженными способностями коммуникативной направленности, превалирует склонность к признанию авторитета педагога в качестве опоры для функционирования в общественной системе;

- чем более в младшем школьнике формируется коммуникативное умение взаимодействовать со сверстниками вне влияния взрослого, тем менее прослеживается ориентация на взрослого как на опору при обеспечении собственной социализации;

- возрастные особенности учащихся второго класса показывают, что степень приоритетности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми в случае большей развитости коммуникативных навыков примерно идентична;

- наибольшее внимание заслуживают младшие школьники, которые не способны проявить готовность к сотрудничеству со сверстниками, по причине вероятности развития боязни принимать собственные решения и брать личную ответственность за свои действия в дальнейшем;

- тревожной тенденцией выступает превалирующее число учащихся второго класса, не готовых к сотрудничеству со сверстниками, по сравнению с их одноклассниками, обладающими выраженными навыками коммуникативного порядка;

- средний уровень готовности к сотрудничеству среди исследуемых учащихся указывает на рациональную педагогическую и воспитательную работу в образовательной организации в целом, требующую усиления отдельных параметров для формирования коммуникативных умений у детей;

- младшие школьники, показавшие оптимальные результаты в отношении наличия у них коммуникативных умений, заслуживают отдельного внимания и дополнительного исследования на предмет выявления факторов и предпосылок, способствующих выраженному развитию рассматриваемых навыков;

- реализация двух методик показывает, что усилия педагога должны быть направлены на положительное восприятие учащимися друг друга путем совместного поиска решений при выполнении преимущественно абстрактной задачи.

Обобщая полученные результаты, представляется возможным внедрить следующие психологические подходы, направленные на обеспечение результативности мероприятий по формированию коммуникативных умений среди исследуемых респондентов второго класса:

- мероприятия коммуникативной направленности должны обеспечить баланс между признанием авторитета педагога и готовностью учащихся взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях;

- среди учащихся должно быть развито понимание дифференциации целевого назначения признания авторитета взрослого и необходимости находиться в состоянии коммуникации со сверстниками [5, c. 36];

- характер мероприятий, нацеленный на культивирование авторитета взрослого и развитие коммуникативных умений среди сверстников, должен отличаться по форме, продолжительности и частоте проведения;

- инициативы для формирования коммуникативных умений должны учитывать возрастные особенности младших школьников и условия их жизни, включая социально-экономические и семейные аспекты;

- работа по формированию исследуемых умений должна быть интегрирована в образовательный процесс и систему учебной деятельности, затрагивающей значительное количество времени каждого младшего школьника [6, c. 129].

Заключение

В соответствии с выявленными подходами был разработан цикл образовательных мероприятий, которые с высокой вероятностью способны сформировать коммуникативные умения младших школьниках в контексте психолого-педагогической работы:

  • «Ищу друга» - занятие направлено на развитие умений преодоления препятствующих факторов и совершенствование сотрудничества;
  • «Учимся сотрудничать» - образовательное мероприятие нацелено на формирование умения работать в команде и принимать компромиссные решения;
  • «Узор под диктовку» - занятие способствует формированию конструктивной коммуникации, обеспечению эмоциональной наполненности и развитию взаимопомощи;
  • «Солнце на ладошке» - мероприятие направлено на моделирование младшими школьниками рациональной формы поведения в общественной системе и в различных жизненных ситуациях;
  • «Умение вести беседу» - занятие направлено на совершенствование коммуникативных умений при участи респондентов в диалоге.

Рекомендуемые меры по проведению тематических занятий предусматривают реализацию тренинговой формы, которая оптимальна для выполнения практических заданий и упражнений, в том числе в игровой форме. Такие тематические занятия, как «Узор под диктовку», предполагают коррекцию посредством психолога и педагога деструктивных проявлений со стороны учащегося при построении им самостоятельной коммуникации со сверстниками.

Структура занятий построена таким образом, чтобы каждый младший школьник смог наименее ощутимо пройти этапы восприятия сверстника не по причине совместной образовательной деятельности, а как собеседника, надежного друга, с которым можно провести полезно и интересно время. Градация тематических занятий структурирована по степени увеличивающейся сложности, в силу того, что, к примеру, для осознания младшим школьником собственного поведения в процессе коммуникации ему необходимо осознать эмоциональную составляющую собеседника, позволяющую совершенствовать в нем в интенсивной форме чувство эмпатии.

Предлагаемый цикл занятий представляется возможным проводить среди младших школьников время от времени, что способствует закреплению умений коммуникации и осмыслению отдельных элементов построения диалога и собственной роли в коллективе со стороны каждого младшего школьника. Таким образом, предлагаемые мероприятия образовательной направленности способствуют формированию коммуникативных умений в следующих проявлениях:

- восприятие эмоций сверстника, как заслуживающих внимания элементов построения коммуникации;

- осмысление компромисса как способа урегулирования спорной ситуации;

- построение коммуникации по степени приоритетности в отношении предмета спора и ожидаемой эмоциональной реакции со стороны сверстника;

- умение моделировать в различных вариациях собственное поведение при возникновении неожиданной ситуации;

- рациональное восприятие общей деятельности в рамках коллектива и адаптация в социуме с учетом интересов других.

×

About the authors

Alena Kerbell

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education
" Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev "
(Samara University)

Author for correspondence.
Email: alena1991-kerbel@yandex.ru

graduate student of the Psychological faculty of the Samara University

Russian Federation, 443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34.

Natal'ya Viktorovna Ivanushkina

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education
" Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev "
(Samara University)

Email: inw38641@mail.ru

Cand. Sc. (Pedagogy) of Samara State University psychological department

Russian Federation, 443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34.

References

  1. Мильчехина С. С. К вопросу об определении понятия «коммуникативные умения» / С.С. Мильчехина // Вестник научных конференций. – 2020. – № 5-4(57). – С. 33-35.
  2. Камолов Б.Д. Коммуникативная компетентность личности: психолого-педагогический аспект // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. – 2019. № 5-1. С. 305-310.
  3. Додышева Н.Д. Понятия коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе // Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых. 2021. С. 56-58.
  4. Абдуллина Л.Б. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4(71). С. 9-10.
  5. Толстова А.О. Характеристика коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста // Уральский научный вестник. 2022. Т. 2. № 5. С. 35-39.
  6. Тимченко О.А. Игра как средство развития коммуникативных умений // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. 2019. С. 128-130.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies