ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе доказано, что необходимо повышать компетентность родителей в области эмоционального развития ребенка раннего возраста, так как, по результатам исследований, уровень эмоционального интеллекта у родителей находится на низком и среднем уровне.

Полный текст

В современном обществе ребенок почти с рождения начинает взаимодействовать с большим количеством игрушек: интерактивные и говорящие, развивающие коврики, мобили над детской кроватью, всевозможные гаджеты с просмотром мультфильмов в неограниченном количестве. Все это минимизирует живое общение с окружающими людьми, обездвиживает ребенка и значительно замедляет его развитие – физическое, эмоциональное, интеллектуальное.

На первый взгляд кажется, что всё это развивает ребенка и помогает родителям, освобождая время и привлекая внимание ребенка. Однако раннее знакомство детей с подобными игрушками и гаджетами влечет за собой ряд проблем, связанных с замедлением физического, психических и эмоционального развития, с последующим развитием проблем со зрением: снижение зрения, неправильная работа глазных мышц из-за постоянного быстрого мелькания ярких картинок, проблемы в социализации, запаздывание в развитие речи, трудности в обучении и т.п. Данный факт настораживает и заставляет всерьез задуматься, как повысить компетентность родителей в области эмоционального развития ребенка раннего возраста.

В связи с уменьшением зрительного контакта со значимым взрослым, а также в связи с увеличением пребывания данного взрослого в цифровом мире, ухудшается развитие эмоционального интеллекта ребенка. В то время как в возрасте до трех лет особенно важно слышать живую речь, видеть в этот момент говорящего и наблюдать за его мимикой. Родитель, распознавая различные состояния ребенка, озвучивает ему их. Подобной рефлексии невозможно получить от интерактивной игрушки, которая говорит определенным набором фраз.

Уровень развития компетентности родителей влияет эмоциональное развитие ребенка и определяет их способность устанавливать гармоничное взаимодействие с ребенком, тем самым обеспечивая ему благоприятные условия для роста и развития, а также состояние защищенности.

Изучением проблемы развития эмоциональной сферы детей занимались многие ученые: Л.С. Выготский, Т.А. Данилина, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Ю.А. Лаптева, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, тем не менее в науке до конца не определены формы и методы психолого-педагогической работы по повышению компетентности родителей в области эмоционального развития детей раннего возраста, что и определило проблему нашего исследования.

В эмоциональное развитие детей раннего возраста первостепенный вклад вносят взрослые. Первичные, и в то же время базовые, навыки эмоционально-социального общения приобретаются в основном в процессе взаимодействия с окружающими ребенка близкими людьми. Гармоничные взаимоотношения с ними способствуют развитию у ребенка чувства доверия, безопасности, сострадания и сопричастности, которые являются основой для первого позитивного опыта ребенка в общении, выражении и регулировании своих эмоций и чувств, самоидентификации. Социальное и эмоциональное развитие взаимно дополняются и являются взаимозависимыми. Доверительные отношения формируют у ребенка социальное и эмоциональное «здоровье».

Со стороны родителя или значимого взрослого важны забота, внимательность и доброжелательность. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, который эмоционально поддерживает его, оценивает знания и умения ребёнка, а также подкрепляет успехи и достижения.

Педагогическую компетентность родителей, воспитывающих детей раннего возраста рассматривают как «результат их личностного развития, готовность проявлять свою педагогическую культуру, непрерывно повышать уровень образованности, оказывая воспитательное и развивающее воздействие, адекватное возрасту ребенка» [1, с.102]. В ее структуру включаются «ценностно-смысловые и мотивационные, когнитивно-содержательные, коммуникативно-деятельностные и рефлексивно-оценочные» компоненты [1, с. 102].

Согласно теории А.В. Запорожца, наиболее важным аспектом социализации трехлетних детей является возможность научить их правилам эмоционального выражения, принятым в данном обществе, и навыкам управления этими эмоциями. Таким образом, к этому возрасту дети должны уметь различать три основные эмоции: радость, страх и гнев. Также А.В. Запорожец указывал, что «эмоции играют своеобразную регулирующую и ориентирующую роль в той деятельности, в которой они формируются, они оказывают специфическое влияние на актуализацию мотивов поведения, формирование новых мотивов» [2, с. 94].

Исследование К.Э. Иззарда предполагает, что «одной из причин человеческих эмоций является необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком» [3, с. 22]. Как отмечает автор, через эмоции дети познают окружающий мир и выражают свое отношение к нему.

Объект исследования – компетентность родителей.

Предмет исследования – средства психолого-педагогической работы по формированию компетентности родителей в области эмоционального развития детей раннего возраста.

Цель исследования – теоретическое обоснование форм и методов психолого-педагогической работы по формированию компетентности родителей в области эмоционального развития детей раннего возраста.

 

Условия и методы исследования

Исследование осуществлялось на базе детского центра «ОБЕРЕЖКА» г. Самара. Для определения уровня эмоционального интеллекта родителей была применена методика диагностики «Тест Н.С. Шутте».

Тест эмоционального интеллекта Н.С. Шутте является стандартизированным тестом, предназначенным для измерения уровня эмоционального интеллекта у человека. Данный опросник был разработан Н.С. Шутте на основе четырехкомпонентной теоретической модели эмоционального интеллекта Майера-Саловея.

Основными преимуществами теста являются его высокая надежность и валидность, что позволяет использовать его в качестве инструмента для оценки эмоциональной компетенции у различных групп людей. Кроме того, тест имеет структурированный формат и обширную базу нормативных данных, что облегчает его использование и интерпретацию результатов.

Эмоциональный интеллект – это врожденное качество личности, которое проявляется в способности действовать в согласии с собственными чувствами и эмоциями, понимать отношения личности, проявляемые в эмоциях, управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза, а также использовать эмоции для повышения эффективности своего поведения и мышления.

В тестировании приняли участие 20 родителей, у которых есть ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень эмоционального интеллекта родителей

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что среди опрошенных родителей никто не имеет высокого уровня эмоционального интеллекта (0%).

70% родителей находятся на среднем уровне развития эмоционального интеллекта. Родители этой группы могут недостаточно знать психофизиологические особенности детей данного возраста, не всегда учитывать интересы ребенка и испытывать трудности во взаимодействии с ним, когда он капризничает. Они также могут не знать, как поддержать эмоциональное состояние ребенка, и отстраняться, когда ребенок плачет или слишком долго упрямится.

30% родителей продемонстрировали низкий уровень эмоционального интеллекта. Это может свидетельствовать об эмоциональном дистанцировании от ребенка, нетерпимости к нему, непризнании его эмоционального состояния, интересов и потребностей, нежелании изучать специфику воспитания и развития детей раннего возраста.

Для определения уровня эмпатических способностей родителей был выбран опросник В.В. Бойко «Диагностика эмпатических способностей». Респондентам было предложено ответить «да» или «нет» на 36 утверждений. Методика позволяет определить 6 каналов в структуре эмпатии. Результаты исследования представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровень эмпатии родителей (тест В.В. Бойко)

Автор выделяет 4 уровня эмпатии: низкий, заниженный, средний и высокий. Согласно анализу результатов исследования, респонденты с низким и высоким уровнем эмпатии не выявлены, 40% показали заниженный уровень эмпатии, 60% - средний уровень эмпатии.

Эмпатия позволяет нам понять сущность другого человека. Речь идет не столько о понимании, сколько о постижении скрытых движений психики другого человека. Это суть их мотивов, смысл действий, источник интереса или безразличия, мотивы лжи или искренности и т.п. Потребность в эмпатии возникает тогда, когда нужно определить, понять, предсказать и повлиять на личность другого человека в нужном направлении. В этом смысле эмпатия - это не только способность проявлять соучастие или сочувствие, но и ценный инструмент познания человеческой личности.

Данные по структурным компонентам эмпатии представлены на рисунке 3 в трех уровневых характеристиках: низкий, средний и высокий.

Среди опрошенных наиболее развитым каналом эмпатии признана идентификация - способность поставить себя на место другого человека и понять его на основе сопереживания. Кроме того, 80% респондентов продемонстрировали средний уровень "проникающей способности" и рационального канала эмпатии. В то время как в интуитивном канале эмпатии 60% показали средний уровень и 20% заниженный.

Полученные результаты будут использованы в качестве основы для разработки и внедрения раздела по формированию эмпатии в программу групповых занятий с родителями детей раннего возраста.

Рисунок 3 – Уровень развития каналов эмпатии (тест В.В. Бойко)

Денисова Д. С. в своей статье сообщает о том, что у 40% детей старшего дошкольного возраста низкий уровень развития эмоционального интеллекта и у 35% детей средний уровень [4, с. 1116].

 

Результаты и их обсуждение

Теоретический анализ научной литературы о проблеме развития эмоциональной сферы детей и данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о необходимости психолого-педагогической работы с целью повышения эмоционального интеллекта и эмпатических способностей родителей детей раннего возраста, что в свою очередь будет способствовать формированию педагогической компетентности родителей в области эмоционального развития ребёнка раннего возраста. Также рекомендуется изучить существующие формы работы педагога с родителями и разработать цикл занятий для повышения уровня эмоционального интеллекта и эмпатических способностей родителей.

 

Заключение

Таким образом, диагностика уровня эмоционального интеллекта родителей детей раннего возраста крайне важна. Это связано с тем, что в первые годы жизни ребенка родители играют ключевую роль в его эмоциональном и психологическом развитии.

Родители, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта, могут эффективно управлять своими эмоциями. Они могут лучше понимать эмоции своих детей и помогать им развивать навыки саморегуляции, управления стрессом и конструктивного общения.

Кроме того, повышение уровня эмоционального интеллекта помогает родителям создавать более эмпатичные отношения со своими детьми. Им становится проще понимать и принимать эмоции и потребности друг друга, а также находить более эффективные способы решения конфликтов для создания благоприятной и здоровой семейной среды.

×

Об авторах

Юлия Александровна Малоносова

Самарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: milyulyak@yandex.ru
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Bicheva, I.B. Modeling of development of pedagogical competence of parents in pre-school educational organization / I.B. Bicheva, M.B. Kovchegov, N.M. Gorshenin, N.V. Samohvalova [et al. ] // Modern science-intensive technologies. - 2021. - 11-1. - P. 101-105.
  2. Zaporozhets, A.V. Education of emotions and feelings of preschoolers. Emotional development of preschoolers / A.V. Zaporozhets. - M.: Knowledge, 2018. - 402 p.
  3. Izard, K. Psychology of emotions / C. Izard. - SPb.: Peter. - 2016. - 464 p.
  4. Denisova D.S., Dolgopolova A.V. Peculiarities of formation of emotional intellect of children of senior preschool age. // XVI Korolevsky Readings. Collection of materials of the International Youth Scientific Conference dedicated to the 60th anniversary of the flight into space of Y.A. Gagarin, in 3 volumes. - Samara, 2021. - C. 1116-1117.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах