РАЗРАБОТКА 3-D МОДЕЛИ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ ДЛЯ НОСИТЕЛЯ СВЕРХЛЕГКОГО КЛАССА

  • Авторы: Майоров В.С.1, Чесноков К.А.1
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Выпуск: № 2(25) (2024)
  • Страницы: 6-9
  • Раздел: Авиация и ракетно-космическая техника
  • Дата публикации: 30.12.2024
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27477
  • ID: 27477

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В настоящее время возрос спрос на запуск большого количества микро космических аппаратов, в том числе аппаратов класса CubeSat. Однако, на данный момент, в России отсутствуют ракеты-носители сверхлегкого и легкого класса, которые могли бы удовлетворить данный спрос. Было решено спроектировать двигательную установку для сверхлегкого ракеты-носителя на экологически чистых и безопасных компонентах топлива. В данной работе был рассчитан двигатель и создана его модель в программе Siemens NX.

Полный текст

РАЗРАБОТКА 3-D МОДЕЛИ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ ДЛЯ НОСИТЕЛЯ СВЕРХЛЕГКОГО КЛАССА

Майоров В.С.1, Чесноков К.А.2

Научный руководитель – старший преподаватель кафедры инженерной графики, Лыкин А.Ю. 3

4Самарский университет, г. Самара, valodia.m@yandex.ru.

В настоящее время возрос спрос на запуск большого количества микро космических аппаратов, в том числе аппаратов класса CubeSat. Однако, на данный момент, в России отсутствуют ракеты-носители сверхлегкого и легкого класса, которые могли бы удовлетворить данный спрос. Было решено спроектировать двигательную установку для сверхлегкого ракеты-носителя на экологически чистых и безопасных компонентах топлива. В данной работе был рассчитан двигатель и создана его модель в программе Siemens NX.

 

Ключевые слова: жидкостный ракетный двигатель малой тяги (ЖРДМТ), керосин, закись азота, форсуночная головка, 3Д модель ЖРДМТ.

 

В настоящее время весьма актуальной является задача вывода на суборбитальную орбиту аппаратов сверхлегкого класса – гео- и метеозонды и т.д. В рамках необходимости создания двигательной установки (ДУ) для ракет такого класса в данной работе описывается процесс разработки 3-D модели жидкостного ракетного двигателя малой тяги (ЖРДМТ) для таких ДУ. По техническому заданию тяга ЖРДМТ на уровне моря должна составлять 800 Н.

Следует отметить выбор топливной композиции, где горючим является керосин Т1, а окислителем – жидкая закись азота (N2O). Данная топливная пара по проведенным расчетам достигает удельных параметров на уровне топлива НДМГ+АТ, являясь при этом экологически чистым топливо и имея удовлетворительные эксплуатационные характеристики. Секундный массовый расход для достижения заданной тяги составляют для N2O – 0,329  кг/с и для Т1 – 0,40 кг/с при массовом соотношении компонентов Кm = 9,374 (и коэффициенте избытка окислителя αок =0,87).

Для обеспечения мелкодисперсности распыла и равномерного распределения капель компонентов по объему камеры сгорания (КС) предлагается использовать центробежные однокомпонентные форсунки. При этом форсунка горючего располагается на оси КС, а форсунки окислителя равномерно по концентрической окружности.

Расчеты, проведенные с помощью, разработанной авторами программы, позволили получить параметры факела распыла и геометрические размеры форсунок окислителя и горючего. Геометрические размеры форсунок окислителя и горючего представлены на рисунке 1 (Рис. 1 Геометрические размеры форсунок: а) окислителя, б) горючего), а расположение форсунок на огневом днище – на рисунке 2 (Рис. 2 Схема расположения форсунок окислителя и горючего на огневом днище).

В ходе проведенных в программе Терра, расчетов были получены распределение температуры и давления по длине камеры ЖРДМТ, а также состав продуктов сгорания (рис. 3).

Поверочный расчет, проведенный в программе RPA (rocket propulsion analysis), подтвердили ранее полученные результаты. Данная программа позволила рассчитать геометрические размеры КС и сопла проектируемого ЖРДМТ .

Перечисленные выше расчеты позволили разработать конструкцию экспериментального ЖРДМТ. Она представляет собой разборную конструкцию, которую можно разделить на три элемента: форсуночную головку, камеру сгорания и сопло. На рисунке 4 (Рис.5 3-D модель экспериментального ЖРДМТ) представлена построенная с помощью системы автоматизированного моделирования Siemens NX 3-D модель экспериментального ЖРДМТ.

Разработанная 3-D модель позволила сформировать набор 3-D моделей деталей, из которых состоит камера ЖРДМТ. Используя современные аддитивные технологии по полученным 3-D моделям был создан макет камеры разрабатываемого ЖРДМТ, представленный на рисунке 5 (Рис. 5 Макет экспериментального ЖРДМТ).

Представленные в работе результаты позволяют перейти к изготовлению экспериментального образца ЖРДМТ.

×

Об авторах

Владимир Сергеевич Майоров

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: valodia.m@yandex.ru
Россия

Константин Антонович Чесноков

Email: konstphx@gmail.com

Список литературы

  1. Воробьев А. Г., Боровик И. Н., Хохлов А. Н., Богачева Д. Ю. Разработка экспериментально-расчетной системы исследования эффективности завесного охлаждения жидкостного ракетного двигателя малой тяги// Труды МАИ. - 2012. - С. 1-11.
  2. В. Е. Алемасов, А. Ф. Дрегалин, А. П. Тишин Теория ракетных двигателей. - 3-е изд. - Москва: "Машиностроение", 1980. - 535 с.
  3. В. А. Борисов Конструкция и проектирование ракетных двигателей твердого топлива. - Учебное изд. - Куйбышев: Куйбышевский авиационный институт, 1982

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах