ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ МАЛОЙ ТЯГИ ДЛЯ СУБОРБИТАЛЬНОЙ РАКЕТЫ.

  • Авторы: Чесноков К.А.1, Майоров В.С.1
  • Учреждения:
    1. федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
  • Выпуск: № 2(25) (2024)
  • Страницы: 10-12
  • Раздел: Авиация и ракетно-космическая техника
  • Дата публикации: 30.12.2024
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27479
  • ID: 27479

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель: В рамках данного исследования была поставлена задача разработать жидкостный ракетный двигатель для суборбитальной ракеты, опираясь на имеющееся стендовое оборудование и требования по высоте полета.

Методы: Техническое задание было сформировано, учитывая параметры тяги, времени работы, давления в камере сгорания и минимальной допустимой скорости истечения на уровне моря. После анализа доступных топливных пар, был выбран набор горючего и окислителя, опираясь на их экологическую безопасность, энергетические характеристики и доступность.

Результаты: Проведен термодинамический расчет с применением программных комплексов, что позволило получить характеристики разработанного жидкостного ракетного двигателя, включая параметры тяги, расхода топлива, температуры и давления в камере сгорания и на выходе из сопла.

Выводы: В результате исследования был разработан геометрический контур камеры сгорания и предложенная система воспламенения, основанная на пирозапальной схеме. Для дальнейшего изучения компонентов двигателя предложено создать экспериментальный образец с возможностью изменения геометрии форсунок и размеров камеры сгорания.

Полный текст

Была поставлена задача разработать ЖРДМТ для суборбитальной ракеты. Исходя из имеющегося стендового оборудования и требований по высоте полета было сформировано техническое задание, указанное в таблице 1.

Таблица 1 – техническое задание

Тяга (Н)

Время работы (сек)

Давление в КС (бар)

Минимально допустимый УИ на уровне моря (м/с)

800

50

25

2000 м/с

 

Одна из основополагающих проблем в создании ЖРД – выбор топливной пары. Топливная пара должна обладать рядом свойств – экологическая чистота, безопасность использования, транспортировки и хранения, хорошие энергетические характеристики.

В качестве горючего могут подойти керосин, спирт, сжиженный природный газ – они достаточно легкодоступны и обладают хорошей энергетичностью.

При выборе окислителя возникают определенные трудности - большинство окислителей обладают высокой токсичностью, либо их проблематично хранить и использовать. В связи с этим было предложено использовать закись азота, т.к. она экологична, сжижается при комнатной температуре, не взрывоопасна сама по себе и обладает приемлемой энергетичностью.

Был проведен термодинамический расчет с использованием программных комплексов Terra и RPA, в результате были получены характеристики, указанные в таблице 2.

Табл.2 – общие характеристики ЖРД

Давление в КС (Мпа)

Тяга на уровне моря (Н)

Тяга на вакууме (Н)

УИ на уровне моря (м/с)

УИ в вакууме (м/с)

Массовый расход (кг/с)

Температура в КС (К)

Давление на срезе сопла (Мпа)

2.5

800

920

2285

2615

0.37

3226

0.08

Давление на срезе сопла было выбрано согласно [1].

Также в результате термодинамического расчета был получен геометрический контур камеры ЖРД – рисунок 1.

Рис.1 – геометрический контур камеры ЖРД (с указанием размеров в мм)

Для смесеобразования компонентов было предложено использовать однокомпонентные центробежные форсунки с центральной форсункой горючего, и четырьмя форсунками окислителя.


Поскольку двигатель будет запускаться один раз, в качестве системы воспламенения была выбран пирозапальная схема – высокогорючий твердый состав заводится в камеру и воспламеняется при помощи нагрева спирали, в результате чего происходит воспламенение основных компонентов.

Т.к. предложенные компоненты мало изучены и требуют экспериментального изучения, было предложено создать разборный экспериментальный образец двигателя, с возможностью изменения геометрии форсунок, размеров камеры сгорания и сопла. На рис.2 показана 3D-модель экспериментального двигателя.

Рис. 2 – 3D модель экспериментального двигателя в разрезе

×

Об авторах

Константин Антонович Чесноков

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»

Автор, ответственный за переписку.
Email: konstphx@gmail.com
Россия

Владимир Сергеевич Майоров

Email: valodia.m@yandex.ru

Список литературы

  1. Егорычев В. С. Термодинамический расчет и проектирование камер ЖРД с СПК TERRA. - Учебное издание изд. - Самара: издательство СГАУ, 2013. - 107 с.
  2. М.В. Добровольский Жидкостные ракетные двигатели Жидкостные ракетные двигатели// МГТУ им. Баумана. - 2005. - С. 95-117.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах