ДЕВИАЦИИ В СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ПЕРЕЖИТКИ РОДОВОГО БЫТА»

  • Авторы: Юдина Е.А.1
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
  • Выпуск: № 2(25) (2024)
  • Страницы: 294-299
  • Раздел: Юриспруденция
  • Дата публикации: 30.12.2024
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27557
  • ID: 27557

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе анализируются обычаи в брачно-семейной сфере, распространённые в различных местностях, с современных позиций: даётся их юридическая квалификация, прослеживаются изменения в правовой регламентации с советского периода до наших дней. Показано, что изначально за следование обычаям, составляющим «пережитки родового быта», была установлена уголовная ответственность, затем это деяние было декриминализовано. Констатируется существование данных обычаев в настоящее время, что подтверждается законодательными инициативами, примерами из жизни, законодательной практикой. Сделан вывод о том, что в настоящее время подобные обычаи влекут, главным образом, семейно-правовую ответственность в виде признания брака недействительным.

Полный текст

В настоящее время семейное право имеет универсальный характер и затрагивает практически всех членов общества [1, с. 9]. Нормами семейного права установлены условия вступления в брак, порядок заключения и расторжения брака, личные и имущественные права и обязанности супругов. Однако на протяжении долгого времени в период формирования семейного законодательства в нашей стране у различных народов существовали определённые обычаи, которыми они руководствовались в брачно-семейных отношениях.

Наиболее явная борьба с не соответствующими закону обычаями начинается в советское время. Так, на территории Казахстана продолжали действовать местные обычаи, препятствующие осуществлению новых принципов семейного права. Особенно был распространён обычай уплаты калыма, которому противоречили идеи добровольности вступления в брак и свободы развода [2, с. 245]. Советской властью издавались различные декреты в целях «искоренения» этих обычаев, но в силу их привычности населению, они продолжали существовать. Из-за этого при разрешении споров применялось не только писаное, но и обычное право. Так, известен текст телеграммы, направленный председателем Акмолинской киргизской секции в ревком: «Ввиду поступления в кирсекцию массовых просьб возврата калыма просьба срочно указать, подлежит ли возвращению калым, уплаченный женихом по киргизскому обычаю, в случае нежелания невесты продолжать супружескую жизнь. Должен ли в данное время существовать обычай обязательной уплаты калыма?» [2, с. 245].

Аналогичная ситуация существовала и в Азербайджанской ССР. Брак заключался на основе брачного договора – «кебина», развод («талак») мог быть осуществлён только по желанию мужа. Против этих обычаев властями предпринимались различные меры. Например, председатель отдела записи браков и рождений перед регистрацией брака должен был удостовериться в личности брачующихся, ознакомить их с условиями вступления в брак, а также выяснить, является ли их согласие добровольным и не предпринималось ли в отношении них каких-либо насильственных действий, принуждения или угроз. Однако и здесь население отказывалось от обычаев с большим с трудом – данные показывают, что регистрация браков в советских органах практически не применялась [3, с. 214-218].

В Киргизской АССР особенно остро стоял вопрос о равноправии женщин, которые хотя и получили по закону полное юридическое равенство с мужчинами, но фактически всё ещё находились во власти мужа. В 1928 г. даже образовалось специальное общество «Долой калым и многожёнство» [4, с. 138-139].

Затем за нарушение норм семейного права, вызванное существованием местных традиций, вводится уголовная ответственность. Так, в главу X Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 г. [5], в уголовные кодексы многих союзных республик были включены «Преступления, составляющие пережитки родового быта», основная масса которых была связана с девиациями в семейно-правовой сфере. Затем данные преступления были перенесены в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. [6] в главу 11 под названием «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». Рассмотрим некоторые из них.

Вступление в брак с лицом, не достигшим брачного возраста было широко распространено среди различных народностей и являлось последствием рассмотрения брака как сделки. В основном, данный обычай применялся по достижении 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин, однако известны даже случаи заключения брака с младенцами. Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. предусматривал за это деяние наказание в виде лишения свободы до двух лет. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. состав претерпел изменения и перешёл в него как «Заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста». Затем деяние было декриминализовано.

Согласно п. 1 ст. 13 современного Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) брачный возраст устанавливается в 18 лет [7]. При несоблюдении этого обстоятельства брак может быть признан недействительным как несоответствующий условиям заключения брака.

Калым - это выкуп за невесту, уплачиваемый её родителям, родственникам или опекунам деньгами, скотом и другим имуществом, а также личным трудом в их пользу [8, с. 16]. Такой обычай превращает брак в сделку купли-продажи, где женщина выступает не субъектом, а объектом. В данном случае необходимо установить: является ли уплата калыма непременным условием вступления в брак и тем самым «платой» за невесту или же уплата калыма выступает данью традиции. И если второй вариант юридически нейтрален по современному законодательству и не влечёт правовых последствий, то первый – при установлении соответствующих обстоятельств – может образовывать состав преступления «торговля людьми».

На сегодняшний день не может быть признан недействительным т. н. брак по расчёту, то есть корыстные побуждения не являются основанием признания брака недействительным [9, с. 98-99]. В. А. Рясенцев указывает на необходимость отграничения брака по корыстным целям от фиктивного брака. Вступая в первый, лица желают приобрести права и обязанности, но побудительными причинами в данном случае будут не нравственные мотивы, а меркантильные соображения. Такое поведение лишь противоречит нормам морали, но не права [10, с. 144-145]. Ряд учёных рассматривают брак по расчёту в качестве разновидности фиктивного брака, однако эта позиция не имеет законодательного подтверждения.

Двоежёнство и многожёнство есть одновременное состояние в брачных отношениях с двумя или более женщинами [8, с. 47]. В настоящее время уголовная ответственность за это деяние устранена и предусмотрена лишь семейно-правовая. Согласно ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. Наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака, является основанием для признания брака недействительным.

Принуждение женщины к вступлению в брак заключается в невозможности последней вступить в брак по своему желанию. Согласие жениха и невесты на вступление в брак являлось лишь формальностью и обязательным не было. Существуют разновидности данного обычая, одним из которых является «каршалык». Он состоял в заключении соглашения между двумя группами родственников о вступлении между собой в брак их детей или близких родственников с тем, что каждая группа предоставляет для другой одинаковое число женихов и невест [8, с. 31-33]. Это деяние перестало быть уголовно наказуемым, однако перешло в разряд важнейших принципов семейного права. Согласно п. 1 ст. 12 СК РФ для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.

Похищение женщины (умыкание) являлось одной из форм вступления в брак. В основном, осуществлялось представителями господствующих классов с ведома родителей девушки, однако возможны были случаи насильственного похищения [11, с. 53-55]. Сегодня захват, перемещение и удержание лица без его воли образуют уголовно наказуемый состав «похищение человека». Соблюдение же обычая похищения невесты с её согласия правонарушения не составляет и является юридически безразличным.

Талак (развод) рассматривался во многих местностях как одностороннее действие со стороны мужа [12, с. 48]. Женщина права развода не имела; но мужчине стоило только произнести слово «талак» и развод считался состоявшимся [13, с. 9]. В современном семейном праве при отсутствии согласия одного из супругов расторжение брака производится в судебном порядке. Кроме того, согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.

Аменгерство – это переход вдовы по наследству к родному брату покойного или к ближайшему родственнику мужа. Через год после смерти мужа жена была обязана выйти замуж за одного из братьев умершего. Возник как мера предотвращения дробления хозяйства и сохранения рабочей силы [11, с. 57]. Данный обычай также противоречит принципу добровольности брачного союза, поскольку основан на принуждении. Поэтому ответственность за деяние – семейно-правовая в виде признания брака недействительным как нарушающего условия заключения брака (п. 1 ст. 27 СК РФ).

Сопротивление вовлечению женщин в учёбу, производство и общественную жизнь состоит в противодействии фактическому раскрепощению женщины и строится на основе рассмотрении женщины как существа бесправного, единственным назначением которого является угождение и послушание мужу и деторождение [8, с. 51]. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ [14] мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Ответственность за дискриминацию, т. е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости в т. ч. от пола предусмотрена и уголовным законом.

Проблема семейно-правовых девиаций, составляющих «пережитки родового быта», не ушла в прошлое и до сих пор является актуальной. Так, в 2005 г. депутаты Народного собрания Республики Ингушетия внесли в Государственную Думу законопроект, в котором предложили дополнить статью 126 Уголовного кодекса РФ «Похищение человека» отдельным составом «Похищение женщины с целью вступления в брак». В пояснительной записке говорилось: «законодатель при разработке Уголовного кодекса РФ 1996 г. не включил данный состав преступления [имеется в виду ст. 233 Уголовного кодекса РСФСР «принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак»] в новый уголовный закон, руководствуясь, по-видимому, фактом распространения похищений с обозначенным мотивом на ограниченной части территории Российской Федерации, а именно: в республиках Северного Кавказа… В результате, правоохранительные органы указанных республик не могут привлекать похитителей к ответственности. Потерпевшая же сторона, не найдя защиты у государства, часто пытается своими силами возместить ущерб от нанесенного оскорбления, а именно так расценивается похищение женщины местными обычаями. Это создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные (например, родственники похитителя или похищенной)» [15]. Данное предложение появилось не на пустом месте и явно говорит о существовании этой проблемы.

Стал широко известен случай похищения Аминат Махмудовой – 19-летней студентки из Эстонии, которая приехала в Республику Дагестан, где была похищена и на протяжении девяти дней удерживалась в целях принуждения вступления в брак [16]. После громкого скандала и работы правоохранительных органов, а также дипломатических представительств, которые были привлечены для защиты интересов гражданки Эстонии, А. Махмудова была освобождена и возвращена родственникам.

Представителями общественного мнения обычаи в брачно-семейной рассматриваются по-разному. Президент Чеченской Республики Р. А. Кадыров многократно отмечал, что обычай похищения невесты – это «позор» и «стыд», «не традиция, а преступление» [17]. Однако определённая часть общества поясняет, что «этот обычай предков пережил века, и похитить невесту на Кавказе никогда не считалось преступлением. Это скорее демонстрация ловкости и отваги» [17]. Другие считают: «похищения девушек с целью женитьбы — серьезная проблема для Чечни… часто бывает, что в разговорах с женщинами проскальзывает: «Когда меня похитили замуж...». Это рутина» [18].

Иногда «пережитки родового быта» встречаются и на законодательном уровне субъектов РФ. Например, в 1999 г. в Республике Ингушетия был принят Закон «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия», фактически допустивший многожёнство. Согласно ст. 2 данного закона «В Республике Ингушетия допускается заключение гражданами мужского пола до четырёх браков с лицами женского пола, не состоящими в браке» [19]. Норма была отменена как не соответствующая федеральному законодательству решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 июля 2000 г., оставленным в силе Определением Верховного Суда РФ от 18 сентября 2000 г. [20]. Стоит отметить, что отмена данного законоположения произошла спустя почти год после его принятия. Отсюда встаёт вопрос – что произошло с теми браками, которые были «заключены» в период действия нормы о многожёнстве? Какая из жён будет признаваться законной – первая или последующие, если брак с каждой из них был зарегистрирован на основании этого закона? Каких-либо разъяснений по этому поводу республиканским законодателем дано не было. Представляется, что вопрос в этом случае должен решаться на основании позиции Верховного Суда, высказанной им в Обзоре судебной практики по делам о признании брака недействительным, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022 [21]. В п. 4 этого Обзора описана ситуация, в которой в заявлении о государственной регистрации заключения брака и в актовой книге содержатся поддельные подписи. Верховный Суд указал, что не может быть признан недействительным брак, который юридически не состоялся. Эти обстоятельства являются основанием для исключения актовой записи о регистрации брака.

Интересно заметить, что после внесения изменений в Закон «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия», ст. 2 стала выглядеть следующим образом: «Граждане Республики Ингушетия имеют право на вступление в брак и построение семейных отношений на основе действующего законодательства и с учетом национальных традиций и обычаев» [22]. В настоящее время данный закон отменён.

Инициатива о введении многожёнства была внесена Президентом Республики и в Государственную Думу. Законопроектом предлагалось в статью 14 Семейного кодекса после слов «в другом зарегистрированном браке» включить слова «, если иное не установлено законом субъекта РФ» [23]. То есть субъектам РФ планировалось предоставить право вводить многожёнство на своей территории. Законопроект был отклонён.

Таким образом, девиации в семейно-правовой сфере, связанные с феодально-родовыми обычаями, в разные периоды времени предусматривали различные виды ответственности. В годы советской власти преимущественно за них была установлена уголовная ответственность. На сегодняшний день эти действия либо (в самых крайних формах) уголовно наказуемы, либо (в большинстве случаев) влекут семейно-правовую ответственность, либо являются юридически безразличными (в случае, если соблюдение обычая выступает данью традициям и никаких последствий не влечёт). Причём семейно-правовая ответственность выражается чаще всего в признании брака недействительным, поскольку следование вышеперечисленным обычаям, в основном, влечёт за собой принуждение к вступлению в брак. Порок воли как нарушение одного из условий вступления в брак является одним из оснований для признания его недействительным. Именно эта санкция представляется наиболее целесообразной для семейно-правовых девиаций, составляющих «пережитки родового быта».

Принципы, кажущиеся сегодня очевидными, складывались долгие годы посредством закрепления их в уголовном, семейном законодательстве; многие из них установлены Конституцией. Ввиду того, что проявления феодально-родовых обычаев в семейной сфере имеет место и в настоящее время, внимание к данным принципам должно быть особо повышено. Современные положения семейного права в полной мере соответствуют требованиям демократического правового государства, а семейно-правовая ответственность эффективно обеспечивает их реализацию. 

×

Об авторах

Елизавета Андреевна Юдина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: liza.udina@mail.ru

Юридический институт, 3 курс

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34.

Список литературы

  1. Нечаева А. М. Семейное право: учебник для бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 294 с.
  2. История государства и права Советского Казахстана / под ред. С. З. Зиманова, М. А. Биндера. Алма-Ата: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1961. Т. 1. 447 с.
  3. История государства и права Азербайджанской ССР / под ред. Халафова М. С. Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1964. 313 с.
  4. Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР (1918-1936): учебное по-собие. Ч. 2. Фрунзе: Киргизский государственный университет, 1970. 150 с.
  5. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // «СУ РСФСР», 1926, № 80, ст. 600.
  6. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // «Ведомости ВС РСФСР», 1960, № 40, ст. 591.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения – 01.11.2023).
  8. Дурманов Н. Д. Преступления, составляющие пережитки родового быта. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. 70 с.
  9. Семейное право: учебник / под общ. ред. Е. В. Вавилина. М.: Проспект, 2023. 440 с.
  10. Рясенцев В. А. Семейное право. М.: «Юридическая литература», 1971. 296 с.
  11. Жакипова А. Ж. Развитие брачно-семейных отношений в Казахстане. Алма-Ата: Из-дательство «Казахcтан», 1971. 179 с.
  12. Асадов А. Семейное право (по материалам Азербайджана). Баку, 1959. 223 с.
  13. Арипов Д. С. Борьба с преступлениями составляющими пережитки феодального быта и некоторые вопросы квалификации. Душанбе, 1962. 49 с.
  14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения – 28.05.2024).
  15. Официальный сайт Системы обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/159515-4 (дата обращения - 26.05.2024).
  16. Информационный портал газеты «Известия». URL: https://iz.ru/news/316259 (дата об-ращения - 26.05.2024).
  17. Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2010/10/07/shtraf.html (дата обращения - 26.05.2024).
  18. Интернет-портал «Газета.Ру». URL: https://www.gazeta.ru/politics/2010/10/06_a_3426247.shtml?updated (дата обращения – 26.05.2024).
  19. Закон Республики Ингушетия от 2 августа 1999 г. № 19-РЗ «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/34300560/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/ (дата обращения – 26.05.2024).
  20. Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2000 N 26-Г00-5 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/5798279/ (дата обращения – 26.05.2024).
  21. Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, март, 2023.
  22. Закон Республики Ингушетия от 02 августа 1999 года N 19-РЗ «О регулировании не-которых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия» (с изм. от 28.02.2001) // URL: https://docs.cntd.ru/document/802045395 (дата обращения - 26.05.2024).
  23. Официальный сайт Системы обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/99074279-2 (дата обращения - 26.05.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах