ДЕВИАЦИИ В СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ «ПЕРЕЖИТКИ РОДОВОГО БЫТА»
- Авторы: Юдина Е.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
- Выпуск: № 2(25) (2024)
- Страницы: 294-299
- Раздел: Юриспруденция
- Дата публикации: 30.12.2024
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27557
- ID: 27557
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе анализируются обычаи в брачно-семейной сфере, распространённые в различных местностях, с современных позиций: даётся их юридическая квалификация, прослеживаются изменения в правовой регламентации с советского периода до наших дней. Показано, что изначально за следование обычаям, составляющим «пережитки родового быта», была установлена уголовная ответственность, затем это деяние было декриминализовано. Констатируется существование данных обычаев в настоящее время, что подтверждается законодательными инициативами, примерами из жизни, законодательной практикой. Сделан вывод о том, что в настоящее время подобные обычаи влекут, главным образом, семейно-правовую ответственность в виде признания брака недействительным.
Полный текст
В настоящее время семейное право имеет универсальный характер и затрагивает практически всех членов общества [1, с. 9]. Нормами семейного права установлены условия вступления в брак, порядок заключения и расторжения брака, личные и имущественные права и обязанности супругов. Однако на протяжении долгого времени в период формирования семейного законодательства в нашей стране у различных народов существовали определённые обычаи, которыми они руководствовались в брачно-семейных отношениях.
Наиболее явная борьба с не соответствующими закону обычаями начинается в советское время. Так, на территории Казахстана продолжали действовать местные обычаи, препятствующие осуществлению новых принципов семейного права. Особенно был распространён обычай уплаты калыма, которому противоречили идеи добровольности вступления в брак и свободы развода [2, с. 245]. Советской властью издавались различные декреты в целях «искоренения» этих обычаев, но в силу их привычности населению, они продолжали существовать. Из-за этого при разрешении споров применялось не только писаное, но и обычное право. Так, известен текст телеграммы, направленный председателем Акмолинской киргизской секции в ревком: «Ввиду поступления в кирсекцию массовых просьб возврата калыма просьба срочно указать, подлежит ли возвращению калым, уплаченный женихом по киргизскому обычаю, в случае нежелания невесты продолжать супружескую жизнь. Должен ли в данное время существовать обычай обязательной уплаты калыма?» [2, с. 245].
Аналогичная ситуация существовала и в Азербайджанской ССР. Брак заключался на основе брачного договора – «кебина», развод («талак») мог быть осуществлён только по желанию мужа. Против этих обычаев властями предпринимались различные меры. Например, председатель отдела записи браков и рождений перед регистрацией брака должен был удостовериться в личности брачующихся, ознакомить их с условиями вступления в брак, а также выяснить, является ли их согласие добровольным и не предпринималось ли в отношении них каких-либо насильственных действий, принуждения или угроз. Однако и здесь население отказывалось от обычаев с большим с трудом – данные показывают, что регистрация браков в советских органах практически не применялась [3, с. 214-218].
В Киргизской АССР особенно остро стоял вопрос о равноправии женщин, которые хотя и получили по закону полное юридическое равенство с мужчинами, но фактически всё ещё находились во власти мужа. В 1928 г. даже образовалось специальное общество «Долой калым и многожёнство» [4, с. 138-139].
Затем за нарушение норм семейного права, вызванное существованием местных традиций, вводится уголовная ответственность. Так, в главу X Уголовного кодекса РСФСР редакции 1926 г. [5], в уголовные кодексы многих союзных республик были включены «Преступления, составляющие пережитки родового быта», основная масса которых была связана с девиациями в семейно-правовой сфере. Затем данные преступления были перенесены в Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. [6] в главу 11 под названием «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». Рассмотрим некоторые из них.
Вступление в брак с лицом, не достигшим брачного возраста было широко распространено среди различных народностей и являлось последствием рассмотрения брака как сделки. В основном, данный обычай применялся по достижении 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин, однако известны даже случаи заключения брака с младенцами. Уголовный кодекс РСФСР редакции 1926 г. предусматривал за это деяние наказание в виде лишения свободы до двух лет. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. состав претерпел изменения и перешёл в него как «Заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста». Затем деяние было декриминализовано.
Согласно п. 1 ст. 13 современного Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) брачный возраст устанавливается в 18 лет [7]. При несоблюдении этого обстоятельства брак может быть признан недействительным как несоответствующий условиям заключения брака.
Калым - это выкуп за невесту, уплачиваемый её родителям, родственникам или опекунам деньгами, скотом и другим имуществом, а также личным трудом в их пользу [8, с. 16]. Такой обычай превращает брак в сделку купли-продажи, где женщина выступает не субъектом, а объектом. В данном случае необходимо установить: является ли уплата калыма непременным условием вступления в брак и тем самым «платой» за невесту или же уплата калыма выступает данью традиции. И если второй вариант юридически нейтрален по современному законодательству и не влечёт правовых последствий, то первый – при установлении соответствующих обстоятельств – может образовывать состав преступления «торговля людьми».
На сегодняшний день не может быть признан недействительным т. н. брак по расчёту, то есть корыстные побуждения не являются основанием признания брака недействительным [9, с. 98-99]. В. А. Рясенцев указывает на необходимость отграничения брака по корыстным целям от фиктивного брака. Вступая в первый, лица желают приобрести права и обязанности, но побудительными причинами в данном случае будут не нравственные мотивы, а меркантильные соображения. Такое поведение лишь противоречит нормам морали, но не права [10, с. 144-145]. Ряд учёных рассматривают брак по расчёту в качестве разновидности фиктивного брака, однако эта позиция не имеет законодательного подтверждения.
Двоежёнство и многожёнство есть одновременное состояние в брачных отношениях с двумя или более женщинами [8, с. 47]. В настоящее время уголовная ответственность за это деяние устранена и предусмотрена лишь семейно-правовая. Согласно ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке. Наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака, является основанием для признания брака недействительным.
Принуждение женщины к вступлению в брак заключается в невозможности последней вступить в брак по своему желанию. Согласие жениха и невесты на вступление в брак являлось лишь формальностью и обязательным не было. Существуют разновидности данного обычая, одним из которых является «каршалык». Он состоял в заключении соглашения между двумя группами родственников о вступлении между собой в брак их детей или близких родственников с тем, что каждая группа предоставляет для другой одинаковое число женихов и невест [8, с. 31-33]. Это деяние перестало быть уголовно наказуемым, однако перешло в разряд важнейших принципов семейного права. Согласно п. 1 ст. 12 СК РФ для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак.
Похищение женщины (умыкание) являлось одной из форм вступления в брак. В основном, осуществлялось представителями господствующих классов с ведома родителей девушки, однако возможны были случаи насильственного похищения [11, с. 53-55]. Сегодня захват, перемещение и удержание лица без его воли образуют уголовно наказуемый состав «похищение человека». Соблюдение же обычая похищения невесты с её согласия правонарушения не составляет и является юридически безразличным.
Талак (развод) рассматривался во многих местностях как одностороннее действие со стороны мужа [12, с. 48]. Женщина права развода не имела; но мужчине стоило только произнести слово «талак» и развод считался состоявшимся [13, с. 9]. В современном семейном праве при отсутствии согласия одного из супругов расторжение брака производится в судебном порядке. Кроме того, согласно ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.
Аменгерство – это переход вдовы по наследству к родному брату покойного или к ближайшему родственнику мужа. Через год после смерти мужа жена была обязана выйти замуж за одного из братьев умершего. Возник как мера предотвращения дробления хозяйства и сохранения рабочей силы [11, с. 57]. Данный обычай также противоречит принципу добровольности брачного союза, поскольку основан на принуждении. Поэтому ответственность за деяние – семейно-правовая в виде признания брака недействительным как нарушающего условия заключения брака (п. 1 ст. 27 СК РФ).
Сопротивление вовлечению женщин в учёбу, производство и общественную жизнь состоит в противодействии фактическому раскрепощению женщины и строится на основе рассмотрении женщины как существа бесправного, единственным назначением которого является угождение и послушание мужу и деторождение [8, с. 51]. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ [14] мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Ответственность за дискриминацию, т. е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости в т. ч. от пола предусмотрена и уголовным законом.
Проблема семейно-правовых девиаций, составляющих «пережитки родового быта», не ушла в прошлое и до сих пор является актуальной. Так, в 2005 г. депутаты Народного собрания Республики Ингушетия внесли в Государственную Думу законопроект, в котором предложили дополнить статью 126 Уголовного кодекса РФ «Похищение человека» отдельным составом «Похищение женщины с целью вступления в брак». В пояснительной записке говорилось: «законодатель при разработке Уголовного кодекса РФ 1996 г. не включил данный состав преступления [имеется в виду ст. 233 Уголовного кодекса РСФСР «принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак»] в новый уголовный закон, руководствуясь, по-видимому, фактом распространения похищений с обозначенным мотивом на ограниченной части территории Российской Федерации, а именно: в республиках Северного Кавказа… В результате, правоохранительные органы указанных республик не могут привлекать похитителей к ответственности. Потерпевшая же сторона, не найдя защиты у государства, часто пытается своими силами возместить ущерб от нанесенного оскорбления, а именно так расценивается похищение женщины местными обычаями. Это создает реальную угрозу внесудебного разрешения конфликта, в результате чего могут пострадать невиновные (например, родственники похитителя или похищенной)» [15]. Данное предложение появилось не на пустом месте и явно говорит о существовании этой проблемы.
Стал широко известен случай похищения Аминат Махмудовой – 19-летней студентки из Эстонии, которая приехала в Республику Дагестан, где была похищена и на протяжении девяти дней удерживалась в целях принуждения вступления в брак [16]. После громкого скандала и работы правоохранительных органов, а также дипломатических представительств, которые были привлечены для защиты интересов гражданки Эстонии, А. Махмудова была освобождена и возвращена родственникам.
Представителями общественного мнения обычаи в брачно-семейной рассматриваются по-разному. Президент Чеченской Республики Р. А. Кадыров многократно отмечал, что обычай похищения невесты – это «позор» и «стыд», «не традиция, а преступление» [17]. Однако определённая часть общества поясняет, что «этот обычай предков пережил века, и похитить невесту на Кавказе никогда не считалось преступлением. Это скорее демонстрация ловкости и отваги» [17]. Другие считают: «похищения девушек с целью женитьбы — серьезная проблема для Чечни… часто бывает, что в разговорах с женщинами проскальзывает: «Когда меня похитили замуж...». Это рутина» [18].
Иногда «пережитки родового быта» встречаются и на законодательном уровне субъектов РФ. Например, в 1999 г. в Республике Ингушетия был принят Закон «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия», фактически допустивший многожёнство. Согласно ст. 2 данного закона «В Республике Ингушетия допускается заключение гражданами мужского пола до четырёх браков с лицами женского пола, не состоящими в браке» [19]. Норма была отменена как не соответствующая федеральному законодательству решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 июля 2000 г., оставленным в силе Определением Верховного Суда РФ от 18 сентября 2000 г. [20]. Стоит отметить, что отмена данного законоположения произошла спустя почти год после его принятия. Отсюда встаёт вопрос – что произошло с теми браками, которые были «заключены» в период действия нормы о многожёнстве? Какая из жён будет признаваться законной – первая или последующие, если брак с каждой из них был зарегистрирован на основании этого закона? Каких-либо разъяснений по этому поводу республиканским законодателем дано не было. Представляется, что вопрос в этом случае должен решаться на основании позиции Верховного Суда, высказанной им в Обзоре судебной практики по делам о признании брака недействительным, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022 [21]. В п. 4 этого Обзора описана ситуация, в которой в заявлении о государственной регистрации заключения брака и в актовой книге содержатся поддельные подписи. Верховный Суд указал, что не может быть признан недействительным брак, который юридически не состоялся. Эти обстоятельства являются основанием для исключения актовой записи о регистрации брака.
Интересно заметить, что после внесения изменений в Закон «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия», ст. 2 стала выглядеть следующим образом: «Граждане Республики Ингушетия имеют право на вступление в брак и построение семейных отношений на основе действующего законодательства и с учетом национальных традиций и обычаев» [22]. В настоящее время данный закон отменён.
Инициатива о введении многожёнства была внесена Президентом Республики и в Государственную Думу. Законопроектом предлагалось в статью 14 Семейного кодекса после слов «в другом зарегистрированном браке» включить слова «, если иное не установлено законом субъекта РФ» [23]. То есть субъектам РФ планировалось предоставить право вводить многожёнство на своей территории. Законопроект был отклонён.
Таким образом, девиации в семейно-правовой сфере, связанные с феодально-родовыми обычаями, в разные периоды времени предусматривали различные виды ответственности. В годы советской власти преимущественно за них была установлена уголовная ответственность. На сегодняшний день эти действия либо (в самых крайних формах) уголовно наказуемы, либо (в большинстве случаев) влекут семейно-правовую ответственность, либо являются юридически безразличными (в случае, если соблюдение обычая выступает данью традициям и никаких последствий не влечёт). Причём семейно-правовая ответственность выражается чаще всего в признании брака недействительным, поскольку следование вышеперечисленным обычаям, в основном, влечёт за собой принуждение к вступлению в брак. Порок воли как нарушение одного из условий вступления в брак является одним из оснований для признания его недействительным. Именно эта санкция представляется наиболее целесообразной для семейно-правовых девиаций, составляющих «пережитки родового быта».
Принципы, кажущиеся сегодня очевидными, складывались долгие годы посредством закрепления их в уголовном, семейном законодательстве; многие из них установлены Конституцией. Ввиду того, что проявления феодально-родовых обычаев в семейной сфере имеет место и в настоящее время, внимание к данным принципам должно быть особо повышено. Современные положения семейного права в полной мере соответствуют требованиям демократического правового государства, а семейно-правовая ответственность эффективно обеспечивает их реализацию.
Об авторах
Елизавета Андреевна Юдина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: liza.udina@mail.ru
Юридический институт, 3 курс
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34.Список литературы
- Нечаева А. М. Семейное право: учебник для бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 294 с.
- История государства и права Советского Казахстана / под ред. С. З. Зиманова, М. А. Биндера. Алма-Ата: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1961. Т. 1. 447 с.
- История государства и права Азербайджанской ССР / под ред. Халафова М. С. Баку: Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1964. 313 с.
- Нурбеков К. История государства и права Киргизской ССР (1918-1936): учебное по-собие. Ч. 2. Фрунзе: Киргизский государственный университет, 1970. 150 с.
- Постановление ВЦИК от 22.11.1926 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // «СУ РСФСР», 1926, № 80, ст. 600.
- Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // «Ведомости ВС РСФСР», 1960, № 40, ст. 591.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения – 01.11.2023).
- Дурманов Н. Д. Преступления, составляющие пережитки родового быта. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1938. 70 с.
- Семейное право: учебник / под общ. ред. Е. В. Вавилина. М.: Проспект, 2023. 440 с.
- Рясенцев В. А. Семейное право. М.: «Юридическая литература», 1971. 296 с.
- Жакипова А. Ж. Развитие брачно-семейных отношений в Казахстане. Алма-Ата: Из-дательство «Казахcтан», 1971. 179 с.
- Асадов А. Семейное право (по материалам Азербайджана). Баку, 1959. 223 с.
- Арипов Д. С. Борьба с преступлениями составляющими пережитки феодального быта и некоторые вопросы квалификации. Душанбе, 1962. 49 с.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения – 28.05.2024).
- Официальный сайт Системы обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/159515-4 (дата обращения - 26.05.2024).
- Информационный портал газеты «Известия». URL: https://iz.ru/news/316259 (дата об-ращения - 26.05.2024).
- Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2010/10/07/shtraf.html (дата обращения - 26.05.2024).
- Интернет-портал «Газета.Ру». URL: https://www.gazeta.ru/politics/2010/10/06_a_3426247.shtml?updated (дата обращения – 26.05.2024).
- Закон Республики Ингушетия от 2 августа 1999 г. № 19-РЗ «О регулировании некоторых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/34300560/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/ (дата обращения – 26.05.2024).
- Определение Верховного Суда РФ от 18.09.2000 N 26-Г00-5 // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/5798279/ (дата обращения – 26.05.2024).
- Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 3, март, 2023.
- Закон Республики Ингушетия от 02 августа 1999 года N 19-РЗ «О регулировании не-которых вопросов семейно-брачных отношений в Республике Ингушетия» (с изм. от 28.02.2001) // URL: https://docs.cntd.ru/document/802045395 (дата обращения - 26.05.2024).
- Официальный сайт Системы обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/99074279-2 (дата обращения - 26.05.2024).
Дополнительные файлы
