Получение биометрических персональных данных в качестве образцов для сравнительного исследования в уголовном процессе России и некоторых зарубежных стран
- Авторы: Нурматова А.О.1
-
Учреждения:
- Самарский Национальный Исследовательский университет имени академика С.П.Королева
- Выпуск: № 2(25) (2024)
- Страницы: 277-283
- Раздел: Юриспруденция
- Дата публикации: 30.12.2024
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27560
- ID: 27560
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена комплексному исследованию получения биометрических персональных данных в качестве образцов для сравнительного исследования. В статье даётся сравнение соответствующих положений УПК РФ, УПК Канады, УПК Норвегии и УПК ФРГ. На основе анализа положений законов о получении образцов для сравнительного исследования в Российской Федерации, Канаде, Норвегии и Федеративной Республике Германии автор приходит к выводу о том, что в отечественном процессе нормативно не урегулирован вопрос о принудительном способе получения биометрических персональных данных в качестве образцов для сравнительного исследования. В отдельных случаях, для достижения целей расследования преступлений, получение образцов для сравнительного исследования может производиться принудительно, о чём говорит Конституционный Суд РФ в своих определениях. По законодательству Канады и ФРГ также прослеживается возможность получения образцов для сравнительного исследования против воли лица, если это отвечает целям расследования. По законодательству же Норвегии получение образцов для сравнительного исследования принудительно не закреплено и соответственно нормативно не регулируется. Путём системного анализа, действующего УПК РФ и позиций высших судов страны, автор пришёл к выводу о возможности принудительного изъятия биометрических персональных данных в качестве образцов для исследования. Целью статьи является установить возможность принудительного изъятия биометрических персональных данных в качестве образцов для исследования. Автор предлагает более подробно разъяснить порядок сбора биометрических персональных данных, установить более полный порядок и правила применения насильственных действий для сбора биометрических персональных данных, указанный в ст. 202 УПК РФ.
Полный текст
Незаконный оборот различных видов биометрических персональных данных нуждается в действенной правовой защите. Об этом говорят, как в России, так и за рубежом. Одним из таких правовых источников в Российской Федерации является Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "О информации, информационных технологиях и защите информации", который устанавливает правовые основы обращения с информацией, включая биометрические персональные данные, и обеспечивает их защиту от незаконного оборота. В Канаде таким правовым источником является Закон о защите персональных данных и электронных документов (PIPEDA) устанавливает правила сбора, использования и хранения персональных данных, включая биометрические данные. В настоящее время современные технологии и научные открытия зачастую требуют сбора и анализа биоматериалов для развития медицины, генетики, фармакологии и других областей.
Во всем мире биометрия используется в таких разнообразных областях, как безопасность предприятий, школ, государственных учреждений, границ, аэропортов; идентификация пациентов в больницах и банках крови; голосовое управление электронными устройствами. Особое место биометрические персональные данные имеют в процессе раскрытия и расследования преступлений. В связи с этим приобретает большое значение право граждан на недопустимость насильственного сбора биоматериалов, что является важным аспектом правовой защиты личности и приватности.
Биометрические данные в различных базах данных стран становятся все более важными для идентификации преступников и их жертв. Взять известный случай в качестве примера, так в США 7 из 19 террористов нападения 11 сентября 2001 г. на башни-близнецы были известны властям, но они использовали поддельные документы для въезда в страну. Если бы тогда существовала биометрическая система противодействия, террористы могли бы быть идентифицированы и остановлены. При этом важно учитывать, что биометрические персональные данные включают в себя еще и биоматериалы — с медицинской точки зрения. Таким образом становится важным развитие этических стандартов и норм в области биомедицинских исследований, так как сбор биоматериалов осуществляется и насильственным путем, что вызывает этические дилеммы, связанные с нарушением личной жизни, приватности и достоинства человека.
С внедрением новых информационно-телекоммуникационных технологий преступники ищут инновационные способы совершения преступлений, например для хищения персональных данных, взлома личных и корпоративных компьютеров для кражи конфиденциальной информации, киберпреследования и тд. В связи с чем необходима адаптация законодательства к новым технологиям, то есть быстрое развитие технологий сбора, хранения и анализа биоматериалов требует соответствующего законодательного регулирования для обеспечения безопасности и конфиденциальности данных.
При обращении к термину биометрическая характеристика данного в межгосударственном стандарте ГОСТ ISO/IEC 2382-37-2016 «Информационные технологии. Словарь. Часть 37. Биометрия. Information technologies. Vocabulary. Part 37. Biometrics» это биологические и поведенческие характеристики индивида, которые могут быть зарегистрированы и использованы в качестве отличительных, повторяющихся биометрических признаков для автоматического распознавания индивидов. Примерами биометрических характеристик являются: папиллярная структура Гальтона, топография лица, текстура кожи лица, топография кисти руки, топография пальца, структура радужной оболочки глаза, структура сосудов кисти руки, папиллярная структура ладони, изображение сетчатки глаза, динамика рукописной подписи и голос. Для сравнения попробуем рассмотреть нормативное регулирование в разных странах, например, таких как Россия, Канада и Норвегия, вопросов по сбору биоматериалов.
Самыми распространенными способами идентификации личности в настоящее время являются следующие: дактилоскопия, сканирование ладоней, сканирование радужной оболочки глаза, данные ДНК и т.д.
В свою очередь, текущее законодательство, разъяснения государственных органов и судебная практика России и ряда других стран по данному вопросу в значительной степени разнятся.
Так в законодательстве РФ к биометрическим персональным данным относятся сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека (п. 1 ст. 11 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2018 г. № 772 к биометрическим персональным данным, размещаемым в единой биометрической системе, относит только изображение лица человека, полученные с помощью фото-, видеоустройств и данные голоса человека, полученные с помощью звукозаписывающих устройств.
Роскомнадзор ранее выражал свою позицию по вопросу того, какие персональные данные относятся к биометрическим. Так, по мнению ведомства, к биометрическим персональным данным относятся физиологические данные (дактилоскопические данные, радужная оболочка глаз, анализы ДНК, рост, вес и другие), а также иные физиологические или биологические характеристики человека, в том числе изображение человека (фотография и видеозапись), которые позволяют установить его личность и используются оператором для установления личности субъекта (Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30 августа 2013 г. "Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки"). К ним же относятся фото и иные сведения, используемые для обеспечения прохода на охраняемую территорию и установления личности гражданина. При этом он повторил положения ст. 11 Закона №152-ФЗ о том, что обработка персональных данных, по общему правилу, допускается лишь с письменного согласия субъекта персональных данных, т. е. самого человека, от которого эти данные получаются.
При этом, правоприменительная практика в части правового регулирования оборота и использования биометрических персональных данных разнится. Фотографии на пропуске суды РФ расценивают как биометрические персональные данные. Так, в одном деле Арбитражного суда Северо-Западного округа прямо указал, что такие фотографии характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основе которых можно установить его личность путем сравнения фото и содержащихся на документе (пропуске) фамилии, имени и отчества с лицом предъявителя пропуска (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 ноября 2017 г. N Ф07-11732/17 по делу № А42-342/2017). Верховный Суд Российской Федерации впоследствии подтвердил позицию суда нижестоящей инстанции, отметив, что предприятие не получило согласие субъектов на обработку биометрических персональных данных (Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. № 307-КГ18-101 по делу № А42-342/2017). К аналогичным доводам приходят и другие суды – лица, предоставляющие фотографию на пропуск с целью использования предприятием для установления личности субъекта, должны давать письменное согласие на обработку биометрических персональных данных (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2018 г. № 13АП-15087/18).
В другом деле гражданка С. пожаловалась на гражданку М., которая без согласия осуществляла видеосъемку на камеру мобильного телефона с участием первой. Территориальное управление Роскомнадзора отказало в возбуждении дела, установив, что видеозапись не содержит сведений, позволяющих идентифицировать гражданку С. как конкретного субъекта персональных данных, что свидетельствует об отсутствии нарушений положений закона о персональных данных, в связи с чем доводы жалобы были опровергнуты районным и областным судом (Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 октября 2020 г. по делу № 16-894/2020).
Основная сложность использования обработки биометрических персональных данных — это обязательное наличие согласия в письменной форме (ч. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ). Более того, при применении информационных технологий в целях идентификации применяется форма, утвержденная Правительством РФ (в соответствии с ч. 5 ст. 14.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).
Обработка биометрических персональных данных возможна без согласия субъекта в некоторых случаях, определенных законом. Представляется, что для целей обработки персональных данных при идентификации может быть справедливо следующие случаи (ч. 2 ст. 11 Закона № 152-ФЗ):
в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов;
в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации;
в случаях, предусмотренных законодательством об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности.
Помимо требования об обязательном письменном согласии на обработку персональных данных оператору требуется соблюдать положение о неразглашении персональных данных без согласия субъекта.
Но есть случаи принудительного получения биометрических персональных данных, о чем говорится в ч. 2 ст. 11 № 152-ФЗ «Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров РФ о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, обязательной государственной геномной регистрации, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-разыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством РФ, законодательством РФ о порядке выезда из РФ и въезда в РФ, о гражданстве РФ, законодательством РФ о нотариате. То есть можно сделать вывод, что это распространяется на разные случаи, в т.ч. и в рамках производства по уголовным делам.
Уголовное судопроизводство регулируется специальным кодексом и положения 152-ФЗ к нему неприменимы. Так ст. 202 УПК РФ предусматривает получение для сравнительного исследования различных образцов, в т.ч. и биометрические персональные данные человека. Получение таких образцов может быть произведено и до возбуждения уголовного дела. При этом не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство. Из текста закона до конца неясно, можно ли принудительно получать биометрические персональные данные в качестве образцов для сравнительного исследования в рамках производства по уголовному делу.
При этом, для сравнения, можно привести положения ст.179 и ст.196 УПК РФ, запрещающих, по общему правилу, принудительное производство судебной экспертизы и освидетельствования в отношении свидетеля[1].
Позиции Конституционного Суда РФ (далее КС РФ) по возможности принудительного получения биометрических персональных данных в порядке ст. 202 УПК РФ заключаются в том, что принудительное получение биометрических персональных данных может оказывать воздействие на право гражданина на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. При этом КС РФ в своем Определении № 1297-О от 24.09.2013г. отметил, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и право не свидетельствовать против себя, не исключает возможность проведения различных процессуальных действий с участием подозреваемого или обвиняемого, а также использования документов, предметов одежды, образцов биологических тканей и пр. в целях получения доказательств. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность производства процессуальных действий (в том числе получения образцов для сравнительного исследования) и применения мер принуждения, связанных с ограничением права граждан на личную неприкосновенность, в целях защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, обеспечивая обоснованность и соразмерность ограничений указанного права, а также требует судебного контроля за производством данных действий, предоставляя заинтересованным лицам право на судебную защиту их прав и свобод. Принудительное получение биометрических персональных данных должно осуществляться с соблюдением требований закона и пропорционально целям, для достижения которых это делается. Иначе говоря, Конституционный Суд РФ фактически разрешает принудительное получение образцов для сравнительного исследования в случаях, когда лицо отказывается предоставить их добровольно. То есть он, руководствуясь принципом целесообразности,[2] сконструировал и утвердил правовую норму, позволяющую осуществлять получение биометрических персональных данных принудительно.
Для сравнения можно обратиться к нормативному регулированию этого вопроса в ряде зарубежных государств. Так, в Канаде процедура получения биометрических персональных данных насильственным путем при производстве по уголовному делу также регулируется законодательством — Criminal Code www.laws-lois.justice.gc.ca и принципами прав человека. Канадское законодательство строго регулирует процесс сбора и использования биометрических персональных данных, защищая права личности и конфиденциальность данных. Согласно подразделу 487.055(1) принимая во внимание, что сотрудник полиции рассмотрел судимость правонарушителя, характер правонарушения, обстоятельства, связанные с его совершением, и влияние, которое это разрешение окажет на неприкосновенность частной жизни правонарушителя и его личную безопасность, он вправе принудительно изъять у него образцы для сравнительного исследования.
В уголовно-процессуальном кодексе Норвегии – The Criminal Procedure Act не говорится о законодательной базе, регулирующей процедуру получения биометрических персональных данных насильственным путем. Норвежское законодательство обеспечивает защиту прав личности и конфиденциальность данных при сборе и использовании биометрических персональных данных. Нарушения законодательства могут привести к серьезным последствиям для ответственных лиц и организаций.
В Германии получение биометрических персональных данных принудительно регулируется законодательством и подчиняется строгим правилам. Закон о защите персональных данных (Bundesdatenschutzgesetz/BDSG) и Общий регламент по защите данных (GDPR) Европейского союза устанавливают рамки и требования для сбора, обработки и использования биометрических данных.
В Германии запрещено получение биоматериалов насильственным путем без согласия человека. Сбор биометрических данных возможен только при наличии законного основания, такого как выполнение контракта, соблюдение юридического обязательства или согласие субъекта данных. В случае принудительного сбора биоматериалов без согласия, это может рассматриваться как нарушение закона и подлежать наказанию.
При этом законодательно в некоторых случаях существуют исключения, когда сбор биометрических данных может быть осуществлен без явного согласия субъекта данных. Например, это может быть необходимо для целей национальной безопасности, предотвращения преступлений или обеспечения общественной безопасности. Об этом прямо говорится в §81а УПК ФРГ -Strafprozessordnung (StPO)- Для установления фактов, имеющих значение для уголовного производства разрешается брать кровь и использовать другие инвазивные медицинские методы, которые применяются врачом по правилам врачебного искусства для исследования, без согласия обвиняемого, если не существует опасности нанесения вреда его здоровью. Данные меры назначаются судьёй, а при наличии опасности для результатов исследования вследствие задержки также прокуратурой и лицами, производящими расследование по поручению прокуратуры (§ 152 Закона о судебной системе), в §81b для целей предотвращения совершения преступных деяний или для целей службы уголовной регистрации, могут быть сделаны фотографии, сняты отпечатки пальцев, произведены измерения и применены иные подобные меры в отношении обвиняемого также против его воли, а также в §81с в отношении лиц, которые не являются обвиняемыми, но могут быть свидетелями, могут быть произведены освидетельствование и судебно-медицинская экспертиза без их согласия, только если для расследования истинных обстоятельств дела должно быть установлено наличие определённых следов или последствий преступного деяния на их теле.
В России, как уже упоминалось ранее, процедура получения биометрических персональных данных насильственным путем стала возможной благодаря позиции КС РФ, высказанной в ряде определений, упомянутых ранее.
Вывод
В целом, во всех четырех странах процедура получения биометрических персональных данных насильственным путем строго регулируется законодательством.
Однако возможны случаи нарушения законодательства в данной сфере применения, поэтому важно улучшить механизмы контроля и надзора за сбором и использованием биометрических персональных данных.
При этом в российском законодательстве прослеживается, что Конституционный Суд РФ фактически создал правовую норму, позволяющую осуществлять получение биометрических персональных данных принудительно. Схожая норма содержится и в законодательстве Германии, где также есть ряд исключений, при которых возможно принудительное получение биометрических персональных данных.
Для усовершенствования системы рекомендуется более подробно разъяснить порядок сбора биометрических персональных данных в законодательстве РФ, установить более полный порядок и правила применения законного принуждения для сбора биометрических персональных данных, ужесточить наказание за незаконное получение таких сведений, усилить механизмы контроля и мониторинга, а также повысить осведомленность общества о правилах сбора и использования биометрических персональных данных.
1 Лазарева В.А., Иванов В.В., Утарбаев, А. К. Защита прав личности в уголовном процессе России : Учебное пособие / – 4-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. С.111.
2 Савельев К. А., Иванов В. В. Принцип целесообразности в российском уголовном процессе: «за» и «против» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. No 3. С. 54–58.
Об авторах
Алёна Олеговна Нурматова
Самарский Национальный Исследовательский университет имени академика С.П.Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: nurmatova145@mail.ru
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Кудрявцева А.В., Кудрявцев Ю.А. Получение образцов для сравнительного исследования в уголовном судопроизводстве России // автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.09 / Кудрявцева Юлия Аскаровна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т]. - Челябинск, 2013. - 26 с.
- Лазарева В.А., Иванов В.В., Утарбаев А. К., Защита прав личности в уголовном процессе России : Учебное пособие / – 4-е изд., пер. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. С.111.
- Савельев К. А., Иванов В. В. Принцип целесообразности в российском уголовном процессе: «за» и «против» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. No 3. С. 54–58.
- ГОСТ ISO/IEC 2382-37-2016 Информационные технологии (ИТ). Словарь. Часть 37. Биометрия от 27 февраля 2017 URL : https://docs.cntd.ru/document/1200144206?section=text
- О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий Регламент о защите персональных данных) : Регламент N 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза // Official Journal of the European Union N L 119. 04.05.2016. P. 1.
- Биометрия в 2021 году (факты, варианты использования, биометрическая безопасность) URL : https://www.thalesgroup.com/en/markets/digital-identity-and-security/government/inspired/biometrics
Дополнительные файлы
