МЕСТО БРИТАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ФРОНТАВ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НЕОФАШИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается место Национального фронта (1967-1987 гг.) в общем процессе развития неофашистского фланга политической жизни послевоенного британского общества. Исходя из выделенных задач исследования, автор рассматривает предпосылки формирования Национального фронта, идеологию и политическое функционирование данной организации, её распад и влияние на последующее развитие британского неофашизма. Особое внимание в статье уделяется обоснованию маркировки политического характера Британского Национального фронта как неофашистской организации, а также сопоставлению исторической судьбы Национального фронта с общей динамикой эволюции праворадикальных партий и движений Западной Европы в 60-80-е гг. XX века.

Полный текст

Научные вопросы, связанные с истори- ей итальянского неофашистского движения или германских неонацистских партий и ор- ганизаций, являются в относительной мере проработанным сюжетами как в российской, так и в зарубежной исторической науке, что очевидно связано с существованием в первой половине XX столетия в Италии и Германии режимов «классического» фашизма. В то же время, уровень исследованности неофашист- ского движения в Великобритании и основ- ных тенденций его развития на протяжении послевоенных десятилетий в российской ис- торической науке достаточно низок. Лишь недавно (в 2001 г.) увидела свет монография А. Ю. Прокопова, посвященная Британскому союзу фашистов (1932-1940 гг.) во главе с О. Мосли, тогда как британский неофашизм до настоящего момента так и не стал пред- метом изучения на монографическом уровне. Это обусловливает собою актуальность на- стоящей работы. В истории развития неофашистского image © Мельников А. Ю., 2016. Мельников Артем Юрьевич, (artem-ultralevt93@yandex.ru), магистрант исторического факультета Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе,34. движения в Великобритании особая роль принадлежит Национальному фронту (НФ), образовавшемуся 7 февраля 1967 г. на основе объединения нескольких праворадикальных групп. Ещё ранее, во второй половине 1940-х гг. британский неофашизм переживал период своей новой политической структу- ризации. Вслед за появлением ряда ультра- правых организаций и возвращением в ак- тивную политическую жизнь бывших лиде- ров Британского союза фашистов, в том чис- ле и О. Мосли, в 1948 г. происходит объеди- нение более полусотни неофашистских групп в «Юнионистское движение», образо- вание которого «знаменовало собой завер- шение этапа возрождения и организационно- го становления британского фашистского движения в первые послевоенные годы» [1, с. 64]. В дальнейшем, в 1950-е гг. проис- ходит выдвижение нового поколения лиде- ров неофашистского движения, пришедшее на смену бывшим главам и активистам БСФ, а также рост численности неофашистских организаций Британии. «Юнионистское движение» теряет свои позиции, и после вы- хода Мосли из организации и эмиграции во Францию в конце 1960-х гг. оно сходит с по- литической сцены. Середина 1960-х гг. становится перио- дом, когда среди крупнейших британских неофашистских организаций усиливаются центростремительные тенденции. В феврале 1967 г. несколько десятков праворадикальных групп, среди которых наиболее значительны- ми являлись «Движение за великую Брита- нию», Британская национальная партия и «Лига имперских лоялистов», объединяются в Национальный фронт [2, с. 30]. Период наи- большей общественно-политической активно- сти и наивысшего влияния НФ приходится на вторую половину 1970-х гг. Советские публицисты и исследовате- ли, рассматривая идеологию Британского НФ, отмечали преобладающую роль «пато- логического антикоммунизма, милитаризма, глубинного антидемократизма, расизма и культа силы в сочетании с антикапиталисти- ческой демагогией и ханжеским морализа- торством» [3, с. 139]. В постсоветский период историки осо- бо подчеркивали расистскую составляющую идеологии НФ, строившуюся также на отри- цании либерализма и характеризующуюся апелляциями к необходимости «сильной ав- торитарной власти, которая будет руково- дствоваться в своих действиях интересами британской расы, выраженными установкой “Британия превыше всего!”» [4, с. 200]. Ряд зарубежных исследователей (как, например, В. Випперман) также особо акцентируют внимание на том, что программа и пропаган- да Национального фронта преимущественно «окрашена в националистические и расистские тона» [5, с. 171]. Действительно, если обратиться к работам идеологов НФ, содержащим основные программные идеи данной организации, то национальный и расовый вопрос стоит в них на первом месте. Так, в брошюре лидера На- ционального фронта Дж. Тиндалла «Шесть принципов британского национализма» про- возглашается следующее политическое кредо: «Мы считаем, что национализм - это наилучший путь. Мы, британские националисты, в первую очередь и прежде всего, настроены сохранить нашу британскую цивилизацию во многих областях мира, где она укоренилась» [6]. Далее Тиндалл также утверждает, что «ра- совая интеграция, которую преследуют мар- ксисты, либералы и сторонники единого для всех мира, ведёт к потере нашей идентично- сти как народа и того особого гения, которого история подарила Британии» [6]. В целом, вся идеология Британского НФ строилась на доктрине националистического расизма, в соответствии с которой деклариро- валось существование определенной иерархии рас, обусловленной разницей в их уровне раз- вития и способностях в соответствии с гене- тическими, предопределенными принадлеж- ностью к той или иной расе, отличиями (что характеризует расово-генетические концепты, начиная с рубежа XIX и XX вв.), причём каче- ство и культурные особенности наций нахо- дятся в непосредственной зависимости от то- го, к какой расе данные нации принадлежат. На вершине расово-национальной иерархии находятся «нордические арийцы» (или «анг- ло-саксы»), принадлежащие к наиболее разви- той белой европейской расе [7, p. 180-181], ибо именно её представители, по заявлениям Дж. Тиндалла, больше всего присуща «спо- собность к управлению, созданию и поддер- жанию цивилизации в том смысле, как мы это понимаем» [6]. Филадельфийский историк М. Лайонс в своем историософском эссе «Что такое фа- шизм?», размышляя над основными родовы- ми характеристиками фашистской идеоло- гии, отметил, что «фашизм является формой крайне правой идеологии, которая превозно- сит нацию или расу как органическое сооб- щество, первичное по отношению ко всем остальным. Фашизм основывается на мифе о национальном или расовом возрождении по- сле периода упадка или разрушения» [8, с. 49]. Помимо этого, фашистская идеоло- гия строится на радикальном отрицании со- циализма и демократии, которым противо- поставляется традиционализм и элитистская концепция жесткой социально-политической иерархии, на превознесении «мужественно- сти, молодости, мистического единения и воскрешающей мощи насилия» [8, с. 49-50]. По данным критериям Британский НФ, как представляется, может быть отнесён к числу неофашистских организаций: обосно- ванные националистическим расизмом при- зывы к сохранению британской цивилизации путем сохранения национальной и расовой идентичности и противодействия попыткам межкультурной интеграции были скреплены общей идеей о возрождении былого «импер- ского величия Британии, обусловленного всей ее историей и традициями» [4, с. 198]. Парламентской демократии идеологи НФ противопоставляли концепции свободы, по которой подлинное освобождение индивида достигается путем «слияния» с сильным и выражающим национальные интересы госу- дарством, и социального «аристократизма», при котором управление государством и об- ществом должно находится исключительно в руках компетентной элиты, отличающейся более высоким уровнем культуры, интеллек- та, понимания стоящих перед страной задач [2, с. 32; 3, с. 138]. В 1970-е гг. руководители Националь- ного фронта, наряду с традиционными для неофашистских политических движений на- сильственными методами воздействия на оппозиционные силы и «чуждые» элементы, придавали большое значение электоральным успехам своей организации. Вторая полови- на 1970-х гг. становится для НФ временем активного участия в выборах различных уровней, а также в пропагандистских кампа- ниях, направленных против африканских мигрантов в Великобританию [9, p. 15]. На муниципальных выборах 1976 г. и местных выборах в Лондоне 1977 г. Национальному фронту не удалось добиться сколь-нибудь значительной массовой поддержки. Если брать территориальные показатели голосо- ваний за НФ, то в 1976 г. наибольшее число голосов он получил в Лейстере, а на выборах в Лондоне следующего года - в Хакни Саус, Беснал Грине и Стэпни; социальный состав электората Национального фронта на данных выборах составили, преимущественно, наи- менее оплачиваемые рабочие, которым гро- зила безработица, и чьи голоса были «пере- тянуты» у лейбористской партии [9, p. 17].Британский Национальный фронт в по- следующие годы продолжал наращивать свою избирательную активность: так, «на парламентских выборах 1979 г. НФ выставил рекордное для себя количество кандидатов - 303 человека, в надежде заявить о себе, как об одной из ведущих политических сил страны, но, вопреки ожиданиям, результаты выборов стали для партии сокрушительным поражением, после которого она так и не смогла оправиться» [4, с. 197]. Британскому Национальному фронту не удалось обеспечить себе массовую под- держку, несмотря на то, что 1970-1980-е гг. были временем, когда расистские и антими- грантские настроения широко пропаганди- ровались и распространялись в британском обществе, в том числе, и на правительствен- ном уровне. Ещё в 1968 г. представитель консервативной партии Э. Пауэлл выступил с речью «Подобно римлянину, я вижу воды реки Тибр, пенные от крови» [10], в которой утверждал, что продолжающаяся миграция в Великобританию будет вести к этнодемо- графическому и культурному вырождению страны, утрате ей прежнего облика и дости- жений (эта речь Пауэлла была отмечена по- хвалой Тиндалла [6]). Впоследствии с идеей о том, что чернокожие мигранты неспособны интегрироваться в британское общество и воспринять его демократические нормы и ценности, выступала М. Тэтчер, в годы на- хождения которой на посту премьер- министра подобные идеологемы активно распространялись антилиберально и антисо- циалистически настроенными СМИ и пред- ставителями интеллигенции. Более того, в 1950-1980-е гг. в целом «в Англии часто раздавались обвинения в адрес “патологиче- ской культуры” черных иммигрантов, якобы угрожавших “британской культуре”. В им- мигрантах стали видеть “завоевателей”, яко- бы отбиравших у местного населения рабо- ту, жилье и женщин. Вновь начался рост по- пулярности ультраправых движений, и им- мигранты стали подвергаться оскорблениям и нападкам» [11, с. 170]. Тем не менее, не- смотря на общий идеологический климат, Национальному фронту не удалось исполь- зовать расистскую пропаганду для завоева- ния на свою сторону широкой и прочной ба- зы сторонников. Поражение 1979 г. на парламентских выборах привело к расколу в руководстве НФ, смещению и выходу из организации её лидера Дж. Тиндалла, основавшему затем Британскую национальную партию, а даль- нейшее углубление раскола в 1980-е гг. привело к разделению НФ на две отдель- ные организации в 1987 г., одну из которых возглавил Д. Пирс, а другую - Н. Гриффин [12, p. 21-22; 9, p. 19]. Группа под руково- дством Пирса (более заметная и активная) принадлежала к штрассерианскому направ- лению, поддерживая антииммигрантские кампании и пропагандируя идеи о «еврей- ском заговоре», тогда как возглавленное Гриффином движение концептуально было близко к традиции Ю. Эволы, из которой наиболее значимым для её идеологической базы оказалось представление о «полити- ческом солдате» как «храбром человеке, заявляющем о своей чистоте и отстранен- ности от испорченного и гнилого совре- менного мира, совершающего “образцовые действия” и в то же время готовящего себя к финальной схватке» [4, с. 200]. В 1990-е гг. данные организации фактически исче- зают с политической арены Великобрита- нии, сохранившись лишь в качестве марги- нальных и малозначительных политиче- ских групп. Судьба Национального фронта Вели- кобритании рельефно отражает общие чер- ты развития неофашистских движений За- падной Европы в 1960-1980-е гг. И. Н. Ба- рыгин в своей обобщающей монографии «Социальная база движения крайне правых в Западной Европе» отмечал, что этап с се- редины 1960-х по середину 1970-х гг. стал временем, в которое праворадикальными организациями, «как правило, предприни- мались попытки создать лидирующую пар- тию, которая могла бы, при поддержке большинства европравых, осуществлять бо- лее широкое влияние в той или иной стране, прежде всего используя парламентские ме- тоды и сам механизм буржуазной демокра- тии» [13, с. 61]. Период второй половины 1970-х и 1980-е гг., по маркированной И. Н. Барыгиным хронологии, характеризу- ется расколом или упадком многих право- радикальных западноевропейских партий, ранее претендовавших на роль основных организационных представителей крайне правого фланга социально-политического спектра соответствующих стран [13, с. 62]. Историческая эволюция Британского На- ционального фронта, в целом, соответствует данным выделенным этапам. Несмотря на фактическое исчезнове- ние НФ после произошедшего в конце 1980-х гг. раскола, его двадцатилетнее су- ществование (1967-1987 гг.) оказало значи- тельное влияние на эволюцию праворадикального фланга политической жизни по- слевоенной Великобритании. В 1970-е гг. НФ была наиболее быстрорастущим бри- танским политическим формированием, превышая в несколько раз по численности БСФ О. Мосли [1, с. 61], а время его дея- тельности связывает период организацион- ных оформлений и полити-ческого струк- турирования неофашистского движения Великобритании (то есть период зарожде- ния, деятельности и распада «Юни- онистского движения» и ряда других ульт- раправых организаций) с предшествующим настоящему моменту четвертьвековым эта- пом, характеризующимся «обновлением» праворадикальной БНП, руководство кото- рой выработало курс отказа «от явных экс- тремистских проявлений, переноса акцента с расистской и антисемитской на исламо- фобскую риторику и вариативной электо- ральной тактики» [14, с. 145]. Стремление к «респектабельному» политическому образу в сочетании с концепцией этнонационали- стической партии и внешнеполитической самодостаточности Великобритании, про- паганда против мультикультурализма и трудовых мигрантов, электоральная тактика стали теми элементами идеологии и поли- тического курса НФ, которые непосредст- венно перешли к современной Британской национальной партии, также генетически связанной с Национальным фронтом.
×

Об авторах

Артём Юрьевич Мельников

Самарский университет

Email: artem-ultralevt93@yandex.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе,34

Список литературы

  1. Жигалов И. И. Неофашизм в Великобритании: истоки, цели, особенности // Вопросы истории. 1980. № 7. С. 61-78.
  2. Жигалов И. И. Основной очаг британского неофашизма // Вопросы истории. 1986. № 4. С. 26-44.
  3. Абдуллаева Г. И. Английский неофашизм 70-80-х годов: критика идеологии и политики // Научный коммунизм. 1985. № 3. С. 135-143.
  4. Ларионов И. С. Британский Национальный фронт - проблема идеологии (1970-1980-е гг.) // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. 2010. Т. 12. № 2. С. 197-201.
  5. Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. 278 с.
  6. Tyndall J. Six Principles of British Nationalism. L.: AlbionPress, 1970. URL: http://www.aryanunity.com/sixprincip4.html (дата обращения: 20.06.2016).
  7. Ignazi P. Extreme Right Parties in Western Europe. Oxford: Oxford University Press, 2003. 272 p.
  8. Лайонс М. Что такое фашизм? М.: СМИ, 2010. 52 с.
  9. Edgar D. Racism, fascism and the politics of the National Front. L.: Institute of Race Relations, 1977. 20 p.
  10. Powell E. Like the Roman, I see the River Tiber foaming with much blood. URL: https://2083europe.wordpress.com/rivers-of-blood (дата обращения: 20.06.2016).
  11. Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. М.: Новое литературное обозрение, 2011. Т. 1. 552 с.
  12. Copsey N. Contemporary British fascism. The British National Party and the Quest for legitimacy. N.Y.: Palgrave MacMillan, 2004. 220 p.
  13. Барыгин И. Н. Социальная база движения крайне правых в Западной Европе. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 160 с.
  14. Курносов Д. Д. Эволюция праворадикальных партий и движений в современной Великобритании: дис. … канд. полит. наук. СПб., 2014. 165 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах