МЕСТО БРИТАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ФРОНТАВ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НЕОФАШИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
- Авторы: Мельников А.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1 (8) (2016)
- Страницы: 75-79
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2016
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8533
- ID: 8533
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Научные вопросы, связанные с истори- ей итальянского неофашистского движения или германских неонацистских партий и ор- ганизаций, являются в относительной мере проработанным сюжетами как в российской, так и в зарубежной исторической науке, что очевидно связано с существованием в первой половине XX столетия в Италии и Германии режимов «классического» фашизма. В то же время, уровень исследованности неофашист- ского движения в Великобритании и основ- ных тенденций его развития на протяжении послевоенных десятилетий в российской ис- торической науке достаточно низок. Лишь недавно (в 2001 г.) увидела свет монография А. Ю. Прокопова, посвященная Британскому союзу фашистов (1932-1940 гг.) во главе с О. Мосли, тогда как британский неофашизм до настоящего момента так и не стал пред- метом изучения на монографическом уровне. Это обусловливает собою актуальность на- стоящей работы. В истории развития неофашистского image © Мельников А. Ю., 2016. Мельников Артем Юрьевич, (artem-ultralevt93@yandex.ru), магистрант исторического факультета Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе,34. движения в Великобритании особая роль принадлежит Национальному фронту (НФ), образовавшемуся 7 февраля 1967 г. на основе объединения нескольких праворадикальных групп. Ещё ранее, во второй половине 1940-х гг. британский неофашизм переживал период своей новой политической структу- ризации. Вслед за появлением ряда ультра- правых организаций и возвращением в ак- тивную политическую жизнь бывших лиде- ров Британского союза фашистов, в том чис- ле и О. Мосли, в 1948 г. происходит объеди- нение более полусотни неофашистских групп в «Юнионистское движение», образо- вание которого «знаменовало собой завер- шение этапа возрождения и организационно- го становления британского фашистского движения в первые послевоенные годы» [1, с. 64]. В дальнейшем, в 1950-е гг. проис- ходит выдвижение нового поколения лиде- ров неофашистского движения, пришедшее на смену бывшим главам и активистам БСФ, а также рост численности неофашистских организаций Британии. «Юнионистское движение» теряет свои позиции, и после вы- хода Мосли из организации и эмиграции во Францию в конце 1960-х гг. оно сходит с по- литической сцены. Середина 1960-х гг. становится перио- дом, когда среди крупнейших британских неофашистских организаций усиливаются центростремительные тенденции. В феврале 1967 г. несколько десятков праворадикальных групп, среди которых наиболее значительны- ми являлись «Движение за великую Брита- нию», Британская национальная партия и «Лига имперских лоялистов», объединяются в Национальный фронт [2, с. 30]. Период наи- большей общественно-политической активно- сти и наивысшего влияния НФ приходится на вторую половину 1970-х гг. Советские публицисты и исследовате- ли, рассматривая идеологию Британского НФ, отмечали преобладающую роль «пато- логического антикоммунизма, милитаризма, глубинного антидемократизма, расизма и культа силы в сочетании с антикапиталисти- ческой демагогией и ханжеским морализа- торством» [3, с. 139]. В постсоветский период историки осо- бо подчеркивали расистскую составляющую идеологии НФ, строившуюся также на отри- цании либерализма и характеризующуюся апелляциями к необходимости «сильной ав- торитарной власти, которая будет руково- дствоваться в своих действиях интересами британской расы, выраженными установкой “Британия превыше всего!”» [4, с. 200]. Ряд зарубежных исследователей (как, например, В. Випперман) также особо акцентируют внимание на том, что программа и пропаган- да Национального фронта преимущественно «окрашена в националистические и расистские тона» [5, с. 171]. Действительно, если обратиться к работам идеологов НФ, содержащим основные программные идеи данной организации, то национальный и расовый вопрос стоит в них на первом месте. Так, в брошюре лидера На- ционального фронта Дж. Тиндалла «Шесть принципов британского национализма» про- возглашается следующее политическое кредо: «Мы считаем, что национализм - это наилучший путь. Мы, британские националисты, в первую очередь и прежде всего, настроены сохранить нашу британскую цивилизацию во многих областях мира, где она укоренилась» [6]. Далее Тиндалл также утверждает, что «ра- совая интеграция, которую преследуют мар- ксисты, либералы и сторонники единого для всех мира, ведёт к потере нашей идентично- сти как народа и того особого гения, которого история подарила Британии» [6]. В целом, вся идеология Британского НФ строилась на доктрине националистического расизма, в соответствии с которой деклариро- валось существование определенной иерархии рас, обусловленной разницей в их уровне раз- вития и способностях в соответствии с гене- тическими, предопределенными принадлеж- ностью к той или иной расе, отличиями (что характеризует расово-генетические концепты, начиная с рубежа XIX и XX вв.), причём каче- ство и культурные особенности наций нахо- дятся в непосредственной зависимости от то- го, к какой расе данные нации принадлежат. На вершине расово-национальной иерархии находятся «нордические арийцы» (или «анг- ло-саксы»), принадлежащие к наиболее разви- той белой европейской расе [7, p. 180-181], ибо именно её представители, по заявлениям Дж. Тиндалла, больше всего присуща «спо- собность к управлению, созданию и поддер- жанию цивилизации в том смысле, как мы это понимаем» [6]. Филадельфийский историк М. Лайонс в своем историософском эссе «Что такое фа- шизм?», размышляя над основными родовы- ми характеристиками фашистской идеоло- гии, отметил, что «фашизм является формой крайне правой идеологии, которая превозно- сит нацию или расу как органическое сооб- щество, первичное по отношению ко всем остальным. Фашизм основывается на мифе о национальном или расовом возрождении по- сле периода упадка или разрушения» [8, с. 49]. Помимо этого, фашистская идеоло- гия строится на радикальном отрицании со- циализма и демократии, которым противо- поставляется традиционализм и элитистская концепция жесткой социально-политической иерархии, на превознесении «мужественно- сти, молодости, мистического единения и воскрешающей мощи насилия» [8, с. 49-50]. По данным критериям Британский НФ, как представляется, может быть отнесён к числу неофашистских организаций: обосно- ванные националистическим расизмом при- зывы к сохранению британской цивилизации путем сохранения национальной и расовой идентичности и противодействия попыткам межкультурной интеграции были скреплены общей идеей о возрождении былого «импер- ского величия Британии, обусловленного всей ее историей и традициями» [4, с. 198]. Парламентской демократии идеологи НФ противопоставляли концепции свободы, по которой подлинное освобождение индивида достигается путем «слияния» с сильным и выражающим национальные интересы госу- дарством, и социального «аристократизма», при котором управление государством и об- ществом должно находится исключительно в руках компетентной элиты, отличающейся более высоким уровнем культуры, интеллек- та, понимания стоящих перед страной задач [2, с. 32; 3, с. 138]. В 1970-е гг. руководители Националь- ного фронта, наряду с традиционными для неофашистских политических движений на- сильственными методами воздействия на оппозиционные силы и «чуждые» элементы, придавали большое значение электоральным успехам своей организации. Вторая полови- на 1970-х гг. становится для НФ временем активного участия в выборах различных уровней, а также в пропагандистских кампа- ниях, направленных против африканских мигрантов в Великобританию [9, p. 15]. На муниципальных выборах 1976 г. и местных выборах в Лондоне 1977 г. Национальному фронту не удалось добиться сколь-нибудь значительной массовой поддержки. Если брать территориальные показатели голосо- ваний за НФ, то в 1976 г. наибольшее число голосов он получил в Лейстере, а на выборах в Лондоне следующего года - в Хакни Саус, Беснал Грине и Стэпни; социальный состав электората Национального фронта на данных выборах составили, преимущественно, наи- менее оплачиваемые рабочие, которым гро- зила безработица, и чьи голоса были «пере- тянуты» у лейбористской партии [9, p. 17].Британский Национальный фронт в по- следующие годы продолжал наращивать свою избирательную активность: так, «на парламентских выборах 1979 г. НФ выставил рекордное для себя количество кандидатов - 303 человека, в надежде заявить о себе, как об одной из ведущих политических сил страны, но, вопреки ожиданиям, результаты выборов стали для партии сокрушительным поражением, после которого она так и не смогла оправиться» [4, с. 197]. Британскому Национальному фронту не удалось обеспечить себе массовую под- держку, несмотря на то, что 1970-1980-е гг. были временем, когда расистские и антими- грантские настроения широко пропаганди- ровались и распространялись в британском обществе, в том числе, и на правительствен- ном уровне. Ещё в 1968 г. представитель консервативной партии Э. Пауэлл выступил с речью «Подобно римлянину, я вижу воды реки Тибр, пенные от крови» [10], в которой утверждал, что продолжающаяся миграция в Великобританию будет вести к этнодемо- графическому и культурному вырождению страны, утрате ей прежнего облика и дости- жений (эта речь Пауэлла была отмечена по- хвалой Тиндалла [6]). Впоследствии с идеей о том, что чернокожие мигранты неспособны интегрироваться в британское общество и воспринять его демократические нормы и ценности, выступала М. Тэтчер, в годы на- хождения которой на посту премьер- министра подобные идеологемы активно распространялись антилиберально и антисо- циалистически настроенными СМИ и пред- ставителями интеллигенции. Более того, в 1950-1980-е гг. в целом «в Англии часто раздавались обвинения в адрес “патологиче- ской культуры” черных иммигрантов, якобы угрожавших “британской культуре”. В им- мигрантах стали видеть “завоевателей”, яко- бы отбиравших у местного населения рабо- ту, жилье и женщин. Вновь начался рост по- пулярности ультраправых движений, и им- мигранты стали подвергаться оскорблениям и нападкам» [11, с. 170]. Тем не менее, не- смотря на общий идеологический климат, Национальному фронту не удалось исполь- зовать расистскую пропаганду для завоева- ния на свою сторону широкой и прочной ба- зы сторонников. Поражение 1979 г. на парламентских выборах привело к расколу в руководстве НФ, смещению и выходу из организации её лидера Дж. Тиндалла, основавшему затем Британскую национальную партию, а даль- нейшее углубление раскола в 1980-е гг. привело к разделению НФ на две отдель- ные организации в 1987 г., одну из которых возглавил Д. Пирс, а другую - Н. Гриффин [12, p. 21-22; 9, p. 19]. Группа под руково- дством Пирса (более заметная и активная) принадлежала к штрассерианскому направ- лению, поддерживая антииммигрантские кампании и пропагандируя идеи о «еврей- ском заговоре», тогда как возглавленное Гриффином движение концептуально было близко к традиции Ю. Эволы, из которой наиболее значимым для её идеологической базы оказалось представление о «полити- ческом солдате» как «храбром человеке, заявляющем о своей чистоте и отстранен- ности от испорченного и гнилого совре- менного мира, совершающего “образцовые действия” и в то же время готовящего себя к финальной схватке» [4, с. 200]. В 1990-е гг. данные организации фактически исче- зают с политической арены Великобрита- нии, сохранившись лишь в качестве марги- нальных и малозначительных политиче- ских групп. Судьба Национального фронта Вели- кобритании рельефно отражает общие чер- ты развития неофашистских движений За- падной Европы в 1960-1980-е гг. И. Н. Ба- рыгин в своей обобщающей монографии «Социальная база движения крайне правых в Западной Европе» отмечал, что этап с се- редины 1960-х по середину 1970-х гг. стал временем, в которое праворадикальными организациями, «как правило, предприни- мались попытки создать лидирующую пар- тию, которая могла бы, при поддержке большинства европравых, осуществлять бо- лее широкое влияние в той или иной стране, прежде всего используя парламентские ме- тоды и сам механизм буржуазной демокра- тии» [13, с. 61]. Период второй половины 1970-х и 1980-е гг., по маркированной И. Н. Барыгиным хронологии, характеризу- ется расколом или упадком многих право- радикальных западноевропейских партий, ранее претендовавших на роль основных организационных представителей крайне правого фланга социально-политического спектра соответствующих стран [13, с. 62]. Историческая эволюция Британского На- ционального фронта, в целом, соответствует данным выделенным этапам. Несмотря на фактическое исчезнове- ние НФ после произошедшего в конце 1980-х гг. раскола, его двадцатилетнее су- ществование (1967-1987 гг.) оказало значи- тельное влияние на эволюцию праворадикального фланга политической жизни по- слевоенной Великобритании. В 1970-е гг. НФ была наиболее быстрорастущим бри- танским политическим формированием, превышая в несколько раз по численности БСФ О. Мосли [1, с. 61], а время его дея- тельности связывает период организацион- ных оформлений и полити-ческого струк- турирования неофашистского движения Великобритании (то есть период зарожде- ния, деятельности и распада «Юни- онистского движения» и ряда других ульт- раправых организаций) с предшествующим настоящему моменту четвертьвековым эта- пом, характеризующимся «обновлением» праворадикальной БНП, руководство кото- рой выработало курс отказа «от явных экс- тремистских проявлений, переноса акцента с расистской и антисемитской на исламо- фобскую риторику и вариативной электо- ральной тактики» [14, с. 145]. Стремление к «респектабельному» политическому образу в сочетании с концепцией этнонационали- стической партии и внешнеполитической самодостаточности Великобритании, про- паганда против мультикультурализма и трудовых мигрантов, электоральная тактика стали теми элементами идеологии и поли- тического курса НФ, которые непосредст- венно перешли к современной Британской национальной партии, также генетически связанной с Национальным фронтом.Об авторах
Артём Юрьевич Мельников
Самарский университет
Email: artem-ultralevt93@yandex.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе,34
Список литературы
- Жигалов И. И. Неофашизм в Великобритании: истоки, цели, особенности // Вопросы истории. 1980. № 7. С. 61-78.
- Жигалов И. И. Основной очаг британского неофашизма // Вопросы истории. 1986. № 4. С. 26-44.
- Абдуллаева Г. И. Английский неофашизм 70-80-х годов: критика идеологии и политики // Научный коммунизм. 1985. № 3. С. 135-143.
- Ларионов И. С. Британский Национальный фронт - проблема идеологии (1970-1980-е гг.) // Известия Самарского научного центра Российской Академии наук. 2010. Т. 12. № 2. С. 197-201.
- Випперман В. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. 278 с.
- Tyndall J. Six Principles of British Nationalism. L.: AlbionPress, 1970. URL: http://www.aryanunity.com/sixprincip4.html (дата обращения: 20.06.2016).
- Ignazi P. Extreme Right Parties in Western Europe. Oxford: Oxford University Press, 2003. 272 p.
- Лайонс М. Что такое фашизм? М.: СМИ, 2010. 52 с.
- Edgar D. Racism, fascism and the politics of the National Front. L.: Institute of Race Relations, 1977. 20 p.
- Powell E. Like the Roman, I see the River Tiber foaming with much blood. URL: https://2083europe.wordpress.com/rivers-of-blood (дата обращения: 20.06.2016).
- Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. М.: Новое литературное обозрение, 2011. Т. 1. 552 с.
- Copsey N. Contemporary British fascism. The British National Party and the Quest for legitimacy. N.Y.: Palgrave MacMillan, 2004. 220 p.
- Барыгин И. Н. Социальная база движения крайне правых в Западной Европе. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. 160 с.
- Курносов Д. Д. Эволюция праворадикальных партий и движений в современной Великобритании: дис. … канд. полит. наук. СПб., 2014. 165 с.