ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ БАЗ ДАННЫХ В ИННОВАЦИОННОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
- Авторы: Инюшкин А.А.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1 (8) (2016)
- Страницы: 133-135
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2016
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8543
- ID: 8543
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Развитие информационных ресурсов и их повсеместное внедрение порождает необходимость их эффективного правового регулирования. Развитие экономических отношений требует оптимизацию не только законодательного регулирования под нужды гражданского оборота, но и создание действующих подзаконных актов, отражающих потребности общества. Самарская область является одним из активно развивающихся инновационных регионов страны и для его поступательного развития требуются нормы права, отвечающие вызовам времени. Следует заметить, что с точки зрения качества нормативных актов, Самарская область является эффективным регионом. Органами законодательной и исполнительной власти регулярно принимаются нормы, затрагивающие хозяйственный оборот в регионе [1]. Так как развитие здравоохранения в регионе является одним из приоритетных задач, данная сфера не стала исключением в части принятие правого регулирования. Так, 05.06.2015 года Правительством Самарской области было принято Распоряжение №435-р «Об утверждении Программы развития инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области на 2015-2020 годы». Данное распоряжение положило основу развития инновационной медицине на территории Самарской области. При этом данный нормативный акт создаёт правовую основу для интеграции высокотехнологичных объектов интеллектуальной собственности, к которым относятся, в том числе базы данных, в сфере медицины. Так, в качестве примеров развития IT медицины на территории региона приводятся: система анализа данных в медицине «BigData», под которой подразумевается создание системы экспертного анализа популяционных эпидемиологических показателей, состояние системы здравоохранения. Следовательно, можно говорить о создании на территории региона государственной базы данных, которая призвана решать задачи в области IT медицины. Вероятно, во многом подобные действия органов исполнительной власти региона основаны на тенденциях развития мирового хозяйственного оборота. Так, по мнению авторов, информатизации наиболее подвержена медицина [2]. Подтверждение данного вывода мы находим и на уровне федерального законодательства. В пункте 3 статьи 34 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] указано, что высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Таким образом, базовый законодательный акт в области охраны здоровья граждан, относит к специализированной медицинской помощи достижения информационных технологий. Подобная регламентация на федеральном уровне, бесспорно, задаёт ориентиры для региональных органов власти. Анализируя структуру и содержание принятого распоряжения Правительства Самарской области, можно отметить, что в целом, данный нормативный акт, отражает требования федерального закона. Отдельного рассмотрения в контексте анализа перспектив применения баз данных в инновационном территориальном кластере медицинских и фармацевтических технологий Самарской области, требует Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. Данный нормативный акт, в настоящее время является одним из основных для определения политики государства в области здравоохранения. Как отмечается в литературе, основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г., является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Эта цель развертывается в ряде задач, одной из которых выступает информатизация системы здравоохранения, включая внедрение электронного документооборота в медицинских организациях, и создание медицинского информационного и образовательного ресурса [5]. Так как, базы данных являются одним из основных высокотехнологичных способов депонирования информации на современном этапе развития гражданского оборота, включение в государственную политику развития Российской Федерации, цели создания электронных средств документооборота в медицинских организациях, позволят активизировать спрос на данный объект интеллектуальной собственности. Учитывая, описанные выше перспективы Самарской области в области развития инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области, вероятнее всего следует ожидать активного внедрения баз данных в медицинских учреждениях региона в ближайшие годы. Следует заметить, что стимулирование разработки баз данных на территории региона, связано, в том числе, и с оптимизацией процесса предоставления дорогостоящих медицинских процедур. Внедрение баз данных в медицинскую сферу позволят установить надлежащий контроль, за оказанием высококвалифицированной медицинской помощи, а значит, позволит достичь оптимального расходования бюджетных ассигнований на предоставление медицинский услуг в рамках оказания медицинской помощи. Практическим работникам в сфере здравоохранения необходимо учитывать, что внедрение электронного документооборота в области здравоохранения, бесспорно, будет затрагивать информацию о пациентах. В этом случае, при использовании электронного документооборота, а также внедрении соответствующих баз данных, возникающие отношения будут регламентироваться Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [6]. Необходимо учитывать, что данный нормативный акт вводит специальный правовой режим для информации, содержащей персональные данные. Следовательно, при применении медицинскими работниками, баз данных, содержащих данные о пациентах, необходимо ознакомление с соответствующими правовыми нормами. Следует признать, что в настоящее время уровень осведомлённости среди медицинского персонала о нормативном регулировании электронного документооборота, информации, содержащей персональные данные, находится на низком уровне. Однако, активное внедрение баз данных в инновационном территориальном кластере медицинских и фармацевтических технологий Самарской области, безусловно, позитивно повлияет на данную проблему. В этой связи, вероятно, внедрение электронного документооборота позволит достичь целей, на которые направлена политика государства в области здравоохранения. Совокупный анализ, существующих правовых актов в сфере развития баз данных в здравоохранении Самарской области, позволяет положительно оценить перспективы развития данного объекта интеллектуальной собственности в инновационном территориальном кластере медицинских и фармацевтических технологий.Об авторах
Андрей Алексеевич Инюшкин
Самарский университет
Email: inyushkin_a@mail.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе,34
Список литературы
- Инюшкин А. А. Анализ правового регулирования государственной поддержки разработчиков баз данных на территории Самарской области // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского государственного университета. № 2 (3). 2013. С. 118-120.
- Королева Я. Ю..Плюс интернетизация всей страны // Руководитель бюджетной организации. 2016. № 1. С. 42-48.
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. ст. 6724.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 24.11.2008. № 47. ст. 5489.
- Штыкова Н. Н. Сущность и проблемы реализации электронной медицины (на примере Владимирской области) // Медицинское право. 2014. № 5. С. 22-27.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). ст. 3451.