СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ФЕНОМЕНА БЕДНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ФОТОМАТЕРИАЛОВ ИНТЕРНЕТА
- Авторы: Волынкина А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет
- Выпуск: № 1 (6) (2015)
- Страницы: 73-76
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2015
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9110
- ID: 9110
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
В российской социологии существует научно-практический интерес к феномену бед- ности, к объяснению его сущности и причин, к многообразию вариантов его конструирования. Проблема бедности, в силу ее специфики, дли- тельности и распространенности, в нашей стра- не носит не только социально-экономический, но и общественно-политический характер. Феномен бедности долгое время изучал- ся в рамках классической количественной мето- дологии «с высоты птичьего полета», между тем, качественные исследования позволяют детально изучить проблемы его конструирова- ния. Наш исследовательский интерес направлен на изучение конструирования бедности с по- мощью визуальных образов, создания значений и смысла этого феномена, социальной интер- претации конструктов бедности, представлен- ных в фотоматериалах Интернета. Для этого применена методология социального конструк- тивизма и герменевтический анализ (последова- тельное осуществление интерпретации текстов). Основополагающие описания бедности в зарубежной социологии принадлежат М. Ве- беру, Г. Зиммелю, Г. Спенсеру, Ф. Теннису, П. Бурдье. Идеи социального конструктивизма представлены в трудах П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца, Д. Фридмана. Методология работы с фотоматериалами описывается в работах © Волынкина А. В., 2015. Волынкина Анна Владимировна (annaimse@ya.ru), магистрант социологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. Р. Барта, Ж. Бодрийяра, П. Штомпки, П. В. Ро- манова, Е. Р. Ярской-Смирновой. Бедность можно определять в узком и широком значении. При узком подходе в рас- смотрение берутся только материальные лише- ния (депривации). Широкое определение бедно- сти явилось неизбежным результатом осознания того факта, что бедность есть результат эконо- мических, политических и социальных процес- сов, взаимодействующих и взаимоусиливаю- щих друг друга, усугубляя лишения и трудно- сти, переживаемые бедными людьми [1, c.147]. Само содержание феномена бедности, его сложность предполагают наличие целого ряда концепций бедности: личностная, струк- турная, субкультурная, наконец, концепция двойной бедности, которая явно доминирует как в научном, так и общественном дискурсах современного российского общества. В соответствии с положениями индиви- дуалистической концепции, бедность является следствием недостатков личности. Согласно структурному подходу, бедность - следствие несовершенства общественной системы, связан- ного с конкурентной социальной структурой, неизбежно порождающей социально неблагопо- лучные группы людей. В концепции субкульту- ры бедности акцент сделан на том, что бедность воспроизводит себя посредством механизма перманентной трансгенерационной передачи установок, норм поведения и системы ценно- стей. Ряд исследователей выделяют субъектив- ный подход как самостоятельный в изучении феномена бедности, согласно данному подходу, бедность определяется на основании самооценки респондентами своего материального положения [2, с. 15]. Согласно концепции двойной бедности, существует абсолютная и относительная бед- ность: существует некий минимальный набор продуктов и предметов, необходимый для физи- ческого выживания человека [3]. В концепции относительной бедности подчеркивается, что все в этом мире познается в сравнении, не ис- ключение из правил и определение бедности [4]. Условия и методы исследования Социальный конструктивизм как методология нашего исследования - это совокуп- ность правил исследования феномена бедности. «Трактат по социологии знания» П. Бергера и Т. Лукмана представляет собой классический труд по социальному конструктивизму. Как пи- шут ученые, «Повседневная жизнь представляет собой реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значи- мость в качестве цельного мира» [5, с. 38]. Что касается интереса современных ученых к мето- дологии социального конструктивизма в аспекте изучения феномена бедности, то он обусловлен, на наш взгляд, рядом обстоятельств: прежде все- го, возможностью «примирения» объективист- ского и субъективистского подходов. Во- вторых, человек, согласно социальному конст- руктивизму, и «творец» социального мира и его «жертва», ибо находится в плену у созданных им когда-то значений, символов, институтов [6, c. 89]. Методология социального конструкти- визма позволяет включать изучаемую группу в производство нового знания. Если в основе социального конструиро- вания лежат такие процессы, как типизация, институционализация и легитимация, то фото- графию мы определяем именно как типизацию, поскольку она является активным процессом сортировки нашего восприятия по типам или классам. Идея типизации лежит в самой фото- графии, которая селективна, но и «само рас- сматривание также селективно. Это - всегда тип субъективной презентации» [7, с. 8]. Согласно социальному конструктивиз- му, бедность - социальный конструкт, изуче- ние которого предполагает акцентацию внима- ния на контекстах конструирования данного феномена. Необходимость рассмотрения кон- текста связана с тем, что то или иное состояние человека может быть по-разному воспринято им самим и его окружением и иметь разные последствия для участников взаимодействия [8]. В нашем исследовании полем социального взаимодействия выступает Интернет, который сегодня не просто удобный способ поиска ин- формации, но и пространство социальной ре- альности. Сегодня Интернет-пространство от- личается широким разнообразием фотомате- риалов на тему бедности. Для интенсивной вы- борки и с учетом специфики изучаемого объек- та, на наш взгляд, достаточное количество объ- ема материалов содержит пять фотоснимков. Это обуславливается спецификой Интернет- контента, в котором после определенного числа изображений возникают информационно не значимые случаи, повторы. Определившись с объемом выборки, обозначим принципы, ко- торыми мы воспользовались в дальнейшем: выбор только фотографий, а не каких-либо дру- гих изображений; наличие социального взаи- модействия в данном фотоматериале: как пря- мого, так и опосредованного; наличие подписи к фотографии и слова «бедность» в ней. При анализе фотоматериалов, отобранных для решения исследовательских задач с помощью герменевтического анализа, была применена тех- ника партисипативного анализа. Его базовые принципы: свобода от контекста, дословность, экстенсивность (исчерпанность), экономность. Стратегия отбора фотоматериалов основана на значимых случаях, которые в наибольшей степе- ни представляют интересующее нас явление. Объектами нашего эмпирического ис- следования выступают рассказанные участни- ками группы истории в соответствии с ключе- вым исследовательским вопросом: в чем суть феномена бедности. Исследовательская работа в рамках партисипативного анализа выполняется группой, включающей в себя студентов- социологов в количестве трех человек. При от- боре участников группы мы руководствовались принципом триангуляции и следующими пра- вилами: примерно одинаковый возраст, наличие практик участия в социологических исследова- ниях и наличие интереса к данной проблеме. Интерпретация фотоматериалов невоз- можна без описания и другого рода контекстов, выявленных нами в ходе групповой работы уча- стников конструирования феномена бедности. Выделяем два типа таких контекстов. Первый - часть фотографии, рассматриваемая как текст за исключением анализируемого фрагмента. Такая установка помогает раскрыть более глубокие смыслы, скрытые в тексте. Второй - социальный контекст описания феномена бедности участни- ками группы, который для нас является контек- стом понимания. Типы контекстов представле- ны достаточно широко - выявлены ситуацион- ный, культурный и исторический контексты. Ситуационный контекст предполагает исполь- зование как повседневных наблюдений (люди на улицах, пробки на дорогах), так и анализ тех си- туаций, которые являются отличными от повсе- дневности (пребывание в другом городе, в дру- гом культурном пространстве). Элементами культурного контекста для нас, во-первых, бу- дут символы, которые понятны участникам взаимодействия, например: «кусок хлеба - сим- вол нищеты», «протянутая рука - прошение», а во-вторых, совокупность практик (одежда, еда, предметы быта и т.д.). Последним типом кон- текста будет исторический контекст, ведь бед- ность в этом контексте тесно связана с благотво- рительностью, сочувствием, подаянием. Процедура исследования выглядела следующим образом. В начале работы над фо- томатериалами группа разделяла каждую фото- графию на фрагменты. Затем участниками рас- сказывались истории по каждому фрагменту фотографии в контексте ключевого исследова- тельского опыта, исходя из личного опыта уча- стников группы. Ключевой исследовательский вопрос при этом определялся так: как конструи- руется бедность в фотоматериалах Интернета? На этапе завершения работы с каждым отдель- ным фрагментом фотографии группа отбирала ту историю, которая в наибольшей степени представлялась логичной и естественной с пози- ций повседневного опыта. Затем, руководству- ясь данным правилом, один рассказ наклады- вался на другой, в итоге рисовалась результи- рующая история, с наполнением ее наиболее интересными и содержательными моментами, взятыми из нарративов участников группы. На- конец, итоговый рассказ налагался на текст фо- тографии и соотносился с ним и с подписью к фотографии на предмет их конфронтации или соответствия. Только после этого происходит выявление типичных конструктов бедности. В данной статье в качестве иллюстра- ции приведем один из исследованных фотома- териалов - снимок, взятый в электронной вер- сии журнала «Русский репортер» в статье «Ловушки бедности» с подписью: «Деревня Золотово. Семья обрусевшего цыгана». Результаты и их обсуждение Участники группы разделили фотографию на две части. На первой изображена моло- дая женщина на фоне дома, а на второй - иг- рающие дети. Опишем истории, рассказанные участниками группы в связи с первым фрагмен- том анализируемой фотографии. «Если честно, сложно сказать, что это очень бедная семья. Просто она деревенская, видно, что дом доб- ротный, кирпичный, новый, да и женщина оде- та вполне приемлемо». Другая история: «Не знаю, мне кажется это малообеспеченная се- мья, поскольку женщина одета не богато, вещи, которая она носит явно не очень новые, дом... да может это вообще не ее дом. Может это ма- газин где она работает продавцом». «Безуслов- но, это не лучшие условия жизни, но жить можно». Наконец, третьим участником группы была рассказана такая история: «В таких домах очень часто живут мигранты. Возможно, они уехали из своей страны в поисках лучшей жизни. Но на городскую квартиру не хватило денег и им пришлось купить дом в пригороде». Истории, рассказанные в связи со вторым фрагментом фотографии: играющие дети. «Дети вполне опрятные, чистые, причесанные, у них есть какие-то игрушки, я если честно не могу сказать, что это дети бедных или малообеспе- ченных родителей». Другая история: «Я в дерев- не очень часто вижу таких детей. Они играют себе друг с дружкой, общаются... в деревне бы- вает, что дети и более потрепанные, чем эти». Наконец: «я не могу сказать, что родители этих детей бедняки, алкоголики или у них какие- то серьезные проблемы. Да, все не так хорошо, но все же родители заботяться о своих детях, одевают их, игрушки покупают». Общий прото- кол: «Ситуация, изображенная на снимке, от- нюдь не говорит об очень тяжелом положении бедняков. Однако их условия жизни нельзя на- звать уж очень комфортными. Тем не менее, дети выглядят опрятно, женщина тоже... оде- та она, конечно, не по последней моде, но вполне прилично. Тем более, что это деревня». В соответствии со сказанным выше, смысл, заложенный в подписи к анализируемой фотографии и смысл историй, рассказанных участниками группы, оказались разными. Уча- стники группы единодушны лишь в одном: на фото изображена семья мигрантов, а они, как известно зачастую переживают бедность, но, все же, не нищету. Тем не менее, бедными названы те, кто имеет двух и более детей в семье, поскольку содержание большого числа детей создает финансовые трудности. Таким образом, выявляется новый кон- структ бедности - сельская бедность, бедность в многодетных семьях. Помимо этого конструкта, по итогам нашего исследования выявлен ряд следующих: «пространство бедности», «про- странство отчуждения», «серость», «исключе- ние», «детская бедность», «обезличенность бед- няка», «бедность связана с нуждой, с отчаяни- ем», «бедные - это пожилые женщины», «бед- ность - не всегда то, что мы видим» и др. Заключение Вышеперечисленные конструкты были выявлены из текстов информантов-исследова- телей в рамках коллаборационного исследова- ния. Партисипативный анализ предполагает разделение исследователем или группой иссле- дователей фотографии на части. Каждая фото- графия интерпретируется группой, в результате чего получаются новые смыслы изучаемого явления. Предметом анализа социолога в таком случае выступают полученные тексты группо- вого обсуждения. Партисипативный анализ, его удобство и эффективность позволяют нам в ка- честве одного из выводов исследования обо- значить его методологический потенциал для изучения широкого круга социальных явлений.Об авторах
Анна Владимировна Волынкина
Самарский государственный университет443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1
Список литературы
- Воронкова О. В. Подходы к определению и измерению бедности // Экономический вестник Ростовского государственного университета, 2007. Т. 5. № 3. С. 147-154.
- Ярошенко С. С. Четыре социологических объяснения бедности (опыт анализа зарубежной литературы) // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 34-42.
- Овчарова Л. Н. Бедность в России // Мир России. 2001. № 1. С. 171-178.
- Давыдова Н. М. Депривационный подход в оценках бедности // Методы социологических исследований. 2003. № 1. С. 88-96.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
- Руткевич Е. Д. Феноменологическая социология знания. М.: Наука, 1993. 272 c.
- Штомпка П. Введение в визуальную социологию // INTER (интеракция, интервью, интерпретация). 2007. № 4, С. 6-12 [Электронный ресурс]: URL: http://sociologist.nm.ru/articles/schtompka_01.htm (дата обращения: 1.03.2015).
- Балабанова Е. С., Бурлуцкая М. Г. Маргинальность в современной России [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Margin/_10.php (дата обращения: 1.03.2015).