ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена результатам социологического анализа перспектив современного онлайн-образования и его реальной сегодняшней ситуации. Анализируются результаты экспертного опроса по этой проблеме. Экспертами выступили представители администрации вузов (ректоры, проректоры, деканы и т.д.), владельцы и топ-менеджеры онлайн-серверов, а также преподаватели онлайн-курсов. Наряду с этим представлены и результаты опроса методами глубинного интервью с пользователями онлайн-образовательных услуг.

Полный текст

Сегодня наша жизнь требует от нас выполнение определенных обязательств, пра- вил. В XXI в. невозможно быть самодостаточ- ным человеком, не имея образования. Многие в свое время упустили возможность получить определенные профессиональные знания, но благодаря современным компьютерным сред- ствам и информационным технологиям ситуа- ция исправима. Весь мир информатизируется, все больше сфер нашей жизни переходит в так называемый «онлайн-режим», в Интернет. Сферу образования это тоже затронуло. Образование все больше переходит в онлайн. Миллионы людей со всего мира по- лучили возможность обладать знаниями, ко- торые ранее им были не доступны. Новые медиа привлекают широким спектром воз- можностей большое количество людей. Может ли онлайн-обучение стать аль- тернативой, реальным конкурентом класси- ческому образованию? Этот вопрос все чаще обсуждается среди исследователей. Д. В. Гюль в статье «Онлайн-образование в России: препятствия и перспективы» отмечает, что существуют разные мнения на этот счет [1]. А именно, некоторые считают онлайн-обучение такой © Готлиб А. С., Алиева К. А., 2015. Готлиб Анна Семеновна (angotlib@samlet.ru), заведующая кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований; Алиева Камилла Алихановна (kamilla-alieva-1994@mail.ru), студентка IV курса социологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. формой образования, в которой теряются воспитательная функция и функция создания «образовательного пространства, вне кото- рого образование ущербно» [2]. Формой, в которой отсутствует «социальное общение» [3]. А некоторые только подчеркивают пре- имущества, которые имеет онлайн- образование перед классическим [4]. Онлайн-обучение с помощью новых технических возможностей рассматривается наиболее оптимальным способом решения проблемы обучения и переквалификации. Онлайн-образование - это новый ме- тод получения новых знаний помощью но- вых информационных и технических средств в режиме реального времени. Процесс обучения представляет собой коммуникацию и взаимодействие педагога, обучаемого и средств обучения [5]. Основная цель такой формы образо- вания заключается в том, чтобы охватить максимальное количество учащихся. Страницы Интернет-пространства пе- реполнены различными вариантами онлайн- обучения: дистанционные образовательные курсы, мастер-классы, вебинары, телеконфе- ренции и другие. Основная цель эмпирического иссле- дования, которое было проведено в 2015 г., состояла в том, чтобы проанализировать ос- новные проблемы функционирования совре- менного онлайн-образования. Условия и методы исследования Объектом исследования выступили акторы образовательного поля: эксперты и пользователи онлайн-образования. В качестве экспертов в нашем исследовании вы- ступали представители администрации ву- зов (ректоры, проректоры, деканы и т.д.), владельцы и топ-менеджеры онлайн- серверов, а также преподаватели онлайн- курсов. Администрация вузов входит в группу таких «игроков» (акторов), на наш взгляд, потому, что вынуждены в той или иной мере развивать в вузе так называемое дистанционное образование: создание ин- терактивных и мультимедийных ресурсов, которые выкладываются в Интернет в рамках приказа Министерства образования России. Цель исследования была представлена рядом исследовательских вопросов. .Может ли в ближайшей перспективе онлайн-образование выступить заменой уни- верситетскому образованию? .Понять, насколько важно общение в рамках онлайн-образования? .Каковы представления об идеаль- ном онлайн-образовании? .Какова мотивация получения он- лайн-образования? Основными методами достижения це- ли явились. Метод глубинного интервью с пользователями онлайн-образовательных ус- луг. Пользователи подбирались способом целевого отбора, где критерием выступала принадлежность к группе людей, обучаю- щихся онлайн. Всего будет опрошено 10 че- ловек, но на данном этапе проведения иссле- дования опрошено 5 человек. Для получения результатов, не- обходимых для изучения проблем онлайн- образования, мы провели вторичный ана- лиз, используя материалы, которые пре- доставила исследовательская группа, про- водившая эмпирический анализ этой про- блемы в 2014 г. под руководством А. С. Готлиб в рамках гранта Российского фон- да фундаментальных исследований. Ос- новным методом в эмпирическом анализе исследовательской группы был избран оп- рос экспертов, сделанный методом глу- бинного интервью, а также проведено глу- бинное интервью с пользователями он- лайн-образования. Всего было опрошено 22 эксперта и 20 пользователей онлайн- образовательных услуг. Результаты и их обсуждение Одной из основных проблем функционирования современного онлайн-образо-вания является вопрос онлайн-образования как альтернативы традиционной системе обра- зования. В последние годы онлайн-курсы ста- новятся вызовом для университетов, предла- гают альтернативу долгим и дорогим занятиям в высших учебных заведениях. Все это проис- ходит благодаря развитию современных ин- формационных технологий, которые предос- тавляют более занимательные и разнообраз- ные формы учебного процесса. Социологический качественный анализ транскриптов интервью с экспертами и поль- зователями онлайн-образовательных услуг в рамках этого исследовательского вопроса по- казал, что эксперты и пользователи рассмат- ривают онлайн-образование в трех формах. Первая заключается в том, что в бли- жайшее будущее онлайн-образование не сможет вытеснить университетское образо- вание в силу недоверия людей к новой сис- теме образования: «Думаю, в ближайшей перспективе серьезных изменений не намечается. Стоит признать, что наша образовательная среда крайне громоздка и неповоротлива, чтобы внедрять повсеместно новые дистанционные системы обучения достаточно быстро вза- мен старых. Также существует некоторое недоверие у людей к дистанционному образо- ванию. Всерьез его пока многие воспринять не могут, поскольку не верят, что можно полу- чить действительно качественные знания удаленно» (эксперт, владелец образовательно- го сайта reshit.ru, стаж работы - 8 лет). Вторая форма более оптимистичная, и как показал качественный анализ интервью, в массиве она представлена мало. Но выде- лялся разный уровень оптимистичности: от полноценной замены традиционного образо- вания до его частичного вытеснения: «Мо- жет! Вытеснит! Почему? Потому что все- таки удобство!» (эксперт, исполнительный директор в Негосударственном образователь- ном учреждении дополнительного профес- сионального образования «Самарские нефте- газовые технологии», стаж работы - 7 лет). Наиболее распространенной, по ре- зультатам исследования, оказалась позиция, которая характеризует онлайн-образование как «гибридное», «смешанное». По мнению экспертов и пользователей онлайн-образо- вательных услуг, гибридное образование под- разумевает традиционное образование с эле- ментами и формами онлайн-обучения: «…Ну электронное обучение - оно вообще не заменя- ет традиционное обучение, оно его дополнят больше… то есть все предыдущие форматы традиционного университета - они останут- ся, и будут так же работать, просто к ним сейчас добавятся еще и онлайн-форматы, такие, как вебинары, электронные курсы, он- лайн-соревнования и прочие» (эксперт, ком- мерческий директор компании MG-system, стаж работы - 6 лет). Второй и главный исследователь- ский вопрос нашего исследования, который мы выбрали для социологического анализа: Понять насколько важно общение в рамках онлайн-образования. Эта задача еще не стави- лась (в качестве аналитической) исследова- тельской группой в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований. Эта специфическая черта онлайн- образования оценивается неоднозначно. В целом, «горячая» тема «Характер общения между преподавателем и обучающимся» возникает во многих обсуждениях и является острой проблемой онлайн-образовательных услуг: «…это, наверное, один из самых та- ких горячих топиков, которые обсуждают и пытаются решить вот люди, которые ра- ботают в этой сфере...» (эксперт, создатель и координатор онлайн-платформы «Универ- ситет без границ», стаж работы - 4 г.). Качественный анализ транскриптов интервью показал, что акторы в поле он- лайн-образования (владельцы и топ-менед- жеры онлайн площадок, администрация ву- зов и пользователи) разделились в соответ- ствии с тремя позициями: Позиция «против онлайн- общения». В целом, эта позиция мало пред- ставлена в массиве опрошенных экспертов - преимущественно специалистами из адми- нистрации вузов и пользователей, которые ориентированы на общение в рамках онлайн- образования, но осторожно или негативно относятся к такой системе образования. Они полагают, что электронное общение принци- пиально отличается от живого общения, не может его заменить. Это оценивается с их точки зрения «плохо», поскольку общение - это неотъемлемый атрибут всей образова- тельной системы в целом. «Замены тради- ционного общения на онлайн-коммуникации быть не может, поскольку при такой ком- муникации происходит минимальный кон- такт учащегося с преподавателем. Суще- ствуют курсы, где требуют работы с кол- лекциями, микроскопом, требуют того, что человек потрогал образец, попробовал его, посмотрел на него» (эксперт, зав. кафедрой «Геология и геофизика», участвовала в раз- работке дистанционных курсов с 2006 г.). Позиция «общение - не главное». Это наиболее распространенная позиция, представленная экспертами и пользователями онлайн-образовательных услуг, которые счи- тают, что общение не является главной перво- степенной задачей в образовательном процес- се. И, если онлайн-обучение не переносит об- щение живого формата в онлай-комму- никацию без потерь, то этот недостаток пере- крывается рядом достоинств и преимуществ онлайн-образовательного процесса, поскольку общение - не главная задача в образовании: «ну если даже не совсем заменить, то очень хорошо сымитировать…что очень хорошо для людей замкнутых или с ограниченными возможностями…ну и через онлайн-общение проще найти единомышленников…» (пользо- ватель, 26 лет, Санкт-Петербург). Сторонники этой позиции также считают онлайн-комму- никацию полноценной и эффективной, отме- чают возможность полноценной замены тра- диционного общения на общение онлайн. Проблема заключается, по их мнению, только в организации учебного заведения: «Все зави- сит от установок учебного заведения, поли- тики общения со студентами…Другое дело, как учебное заведение выстраивает этот процесс…» (эксперт, генеральный директор CityBusinessSchool, 30 лет). Позиция «онлайн-общение тожде- ственно живое общение». Сторонники этой позиции отмечают, что сегодня, возможно, заменить живой контакт между преподавате- лем и обучающимся на онлайн-комму- никацию. Проблема заключается лишь в тех- нике, но сегодня возможно технически все организовать: «…То есть, в принципе, это все реально…есть прецеденты преподавания и медицинских специальностей онлайн…Они объединяются в социальной сети и, по- моему, они делают там образовательные программы. Ну, в плане, каком, т.е. устанав- ливается там камера, в операционной, и че- ловек, к примеру, из другой страны может участвовать как бы, смотреть, наблю- дать….онлайн-компонент возможен в любой дисциплине, единственное только, его доля буде разниться, и то, как он применяется, будет, тоже отличается» (эксперт, созда- тель и координатор онлайн-платформы «Уни- верситет без границ», стаж работы - 4 г.). Качественный анализ выявил специ- фическую черту онлайн-коммуникации. Он- лайн-общение лишено «любимчиков», кото- рые концентрируют внимание во время обу- чения вокруг себя: «Что интересно, в он- лайн формате почти не встречаются «лю- бимчики» преподавателей и всем студентам уделяется индивидуально необходимое коли- чество внимания, что сделать сложно в оч- ном формате, когда, как часто бывает, кто-то из студентов заводит дискуссию немного в другое русло и внимание концен- трируется на небольшой группе живо об- суждающих предмет» (эксперт, генераль- ный директор CityBusinessSchool, 30 лет). В результате социологического ана- лиза транскриптов интервью выявилась еще одна уникальная позиция. Эта позиция гово- рит: дело не в том, какое общение живое или нет. Как живое общение, так и общение он- лайн может быть «плохим» и «хорошим»: «Так, например, даже в крупных вузах часто ты приходишь, просто слушаешь на парах и уходишь,…можешь узнать как зовут препо- давателя только на сессии.. также в онлай- не…плохая подача материала, допустим, очень много учеников, один преподаватель, и не поддерживает обратной связи, и не орга- низованно никак общение между преподава- телем…» (эксперт, старший преподаватель, организатор онлайн-площадки loftsсhool.ru, стаж работы - 3 г.). Главной прикладной проблемой об- щения в рамках онлайн-образования, как отметили эксперты, заключается в том, как совместить массовость и интим- ность? Они отмечали, что в онлайн- коммуникации очень важен компонент «со- циального» и необходимо совместить массо- вость (главную черту онлайн-образования) и не потерять «какую-то интимность, которую предоставляет традиционное образование» (эксперт, создатель и координатор онлайн- платформы «Университет без границ», стаж работы - 4 г.). На сегодняшний момент она поставлена, но не разрешима. Предлагается группой одного организатора Говарда Рейн- гольда distributed community, это небольшое сообщество, где ты общаешься не в одно и то же время, но вместе с тем ты ощущаешь какую-то причастность к этому сообществу: «Я думаю, что это вот может достичь создания такого вот сообщества, которое не синхронно, асинхронно… И вот если кто- то этого добьется созданием таких вот сообществ, то вот он…будет героем…» (эксперт, создатель и координатор онлайн- платформы «Университет без границ», стаж работы - 4 г.). Наряду с выявлением роли онлайн- общения на формирование отношения к он- лайн-образованию уже в процессе исследо- вания возник еще один вопрос: «Бывают ли в рамках онлайн-общения по поводу обра- зования какие-то конфликты и с чем они связаны?» Качественный анализ транскриптов интервью показал, что в целом конфликты могут возникать как в онлайн-общении, так и при личном контакте, сидя за партой: «Конфлик- ты? Конечно, да... это как бы неизбежно» (эксперт, создатель и координатор онлайн- платформы «Университет без границ», стаж работы - 4 г.). Но эксперты считают, что кон- фликты между преподавателями и обучающи- мися в системе онлайн встречаются довольно редко. Это может быть связано с некорректно сработанным программным обеспечением, с непониманием. И в принципе в онлайн форма- те отсутствует «почва для того, чтобы возни- кали подобного рода конфликты» (эксперт, владелец образовательной онлайн-площадки, стаж работы - 11 лет). В рамках этого исследовательского во- проса результаты исследования выявили, ка- ким образом решаются подобного рода кон- фликты: «они решаются дисциплинарными методами. Есть определенные правила, и про правила поведения все знают, и есть опреде- ленные наказания за нарушения этих правил. И всегда есть ответственный человек, кото- рый следит, в том числе, за поведением, ну, точно также как и в классическом образова- нии, в школе, в институте… Если кто-то себя ведет плохо, с ним беседуют сначала, потом, возможно, еще раз побеседуют, потом могут его на время «выгнать из класса», так ска- зать, но до этого практически никогда не до- ходило…» (эксперт, старший преподаватель, организатор онлайн-площадки loftshool.ru, стаж работы - 3 г.). Пользователи, как показал социоло- гический анализ транскриптов интервью, отмечают, что не встречали конфликты на онлайн-курсах, вебинарах, на которых обу- чались: «не знаю, пока не встречала. Где я обучаюсь, очень дружелюбно» (пользователь loftschoolru, 27 лет, Подмосковье). Третий исследовательский вопрос предполагал выявить представление иде- ального образа онлайн-образования. По результатам исследования, выяснили, что об- раз идеального онлайн-образования неодно- значный, собирается из множества аспектов. Во-первых, как экспертами, так и пользователями отмечалось, что не сущест- вует идеального образа, такая идеальная кар- тинка бессмысленна. Во-вторых, необходимо разрастание онлайн-площадок, вузов, предоставляющих онлайн-обучение, а также развитие техноло- гий для осуществления этого образования и широкого выбора по всем возможным спе- циальностям и областям. Третьим моментом является обучение не только внутри одной страны, но между странами, но тогда необходим перевод, «при- чем перевод быстрый и качественный. И вот здесь с этим сложности. Нужны программы- переводчики… А живой переводчик - это то- же свои нюансы…в общем, это огромный ас- пект…» (владелец и пользователь, 37 лет). Качественный анализ показал, что ос- новная задача идеального онлайн-образо- вания должна заключаться в помощи людям быстрее осваивать необходимые компетен- ции и давать знания, которые необходимы для дальнейшей деятельности, «именно то- гда, когда это нужно и именно так, чтобы они могли за это заплатить» (эксперт, ком- мерческий директор компании MG-system, площадка bwars.ru, стаж работы - 6 лет). Самая распространенная точка зрения об идеальном образе онлайн-образования заключается в создании смешанного, гиб- ридного образования: «…Что-то необходи- мо давать в очной форме, т.е. будущее все- таки за смешанным обучением, гибридным» (эксперт, исполнительный директор в Него- сударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального обра- зования «Самарские нефтегазовые техноло- гии», стаж работы - 7 лет). Важным, как показывают результаты исследования, остается тот факт, что онлайн- образование в идеальной картине должно проходить один на один, а не для группы лиц. А главная мотивация идеального он- лайн-обучения должна заключаться в эконо- мии средств. Экспертами была предложена сле- дующая схема идеального образа онлайн- образования, которая уже экспериментиро- валась за границей: «…он в начале запустили большой онлайн-курс, к предпринимательст- ву, открытый для всех, по всему миру… И потом из этих людей они выбрали где-то, по-моему, человек 40, со всего мира отобра- ли, которые приехали…и там прослушивали лекции, участвовали в семинарах, т.е., ну, вот находились там, на кампусе. И там соз- давались свои команды… И университет, вот именно стены кампуса - они не исчез- нут…они будут служить какой-то другой функции, потому что знания можно полу- чать…,лекции можно слушать и онлайн, к этому все идет, но, тем не ме- нее,…университет будет таким третьим местом, куда приходишь, чтобы посмот- реть на людей, с которыми собираешься ра- ботать» (эксперт, создатель и координатор онлайн-платформы «Университет без гра- ниц», стаж работы - 4 г.). Представленная схема идеального об- раза онлайн-образования экспертами пока- зывает форму смешанного обучения онлайн. Часть программы в будущем, по их мнению, должно реализоваться онлайн, и другая часть программы будет реализовываться в аудито- рии, когда студенты будут приезжать для взаимодействия между собой и преподавате- лем и получать содержательную связь обра- зовательного процесса. Пользователи главным аспектом «идеального» онлайн-образования выделяли совмещение онлайн-занятий и живых встреч, а также заинтересованность со стороны пре- подавателей и обучающихся. В рамках четвертого исследователь- ского вопроса ставилась задача проанали- зировать мотивацию получения онлайн- образования. По мнению экспертов главной мотивацией онлайн-образования является воз- можность комфортного сочетания работы и учебы «…та-кой вариант обучения позволяет сочетать работу и учебу без вопросов со стороны работодателя» (эксперт, генераль- ный директор CityBusinessSchool, 30 лет). На- ряду с этим, онлайн-образование наиболее применимо для обучения дома. Это преиму- щественно для людей с ограниченными воз- можностями, а также для людей, работающих в отдаленных регионах страны. Для этих кате- горий людей онлайн-образование остается, возможно, единственной формой доступа к высшему образованию вообще. Качественный анализ транскриптов интервью выявил интересный момент, что мотивы получения традиционного образова- ния в Университете и получение онлайн- образования одинаковы, но иногда мотивом онлайн-обучения сегодня также является причина «из серии попробовать что - то но- венькое» (пользователь, 37 лет). Пользовате- ли также отметили: «либо тебе это инте- ресно и ты хочешь знать все…либо тебе это необходимо для учебы, работы… а форму обучения уже каждый выбирает, что удобнее» (пользователь newartschool, 26 лет, Санкт-Петербург). Еще одним мотивом получения он- лайн-образования является конкурентоспо- собность, по мнению экспертов: «ну, мы де- лаем обычно такие мероприятия онлайн, конкурентные, где можно доказать, там, свою компетентность, посоревноваться с другими участниками, самому себе дока- зать, чего ты стоишь. То есть знаете, соб- ственно, как в любом соревновании конку- ренция мотивирует на то, чтобы и перед другими показать себя, и перед самим со- бой» (эксперт, коммерческий директор ком- пании MG-system, площадка bwars.ru, стаж работы - 6 лет). Эксперты подчеркивают, что сегодня их аудитория высокомотивирована, так как они сами знают, что им надо и зачем, их не приходится убеждать. Они записываются на конкретные образовательные программы и обучаются там: «…наша аудитория - это очень высокомотивированная аудитория. Вот. Она платежеспособная, она понимает, за что она платит, что она получит на вы- ходе» (эксперт, генеральный директор ком- пании UNIWEB, стаж работы - 11 лет). Пользователи, как показал качествен- ный анализ, считают важной мотивацией по- лучение уникальных знаний от людей всего мира, а также понимание нового опыта людей. Заключение Рассмотрев исследовательские вопросы, стоящие перед нами в начале исследова- ния, можно сделать ряд выводов. Во-первых, проанализировав транс- крипты интервью, выяснили, что не про- изойдет какой-либо угрозы традиционной системе образования со стороны онлайн- обучения. Онлайн-образование сегодня - это новая форма образования, которая возникла благодаря новым информационным и техни- ческим средствам в режиме реального вре- мени. Это новое направление необходимо в условиях высокой конкуренции на образова- тельном рынке в России. Анализ показал, что в ближайшей пер- спективе произойдет сочетание традиционного и онлайн-образования, появится «гибридное» образование, включающее различные формы коммуникации. Замены традиционной формы образования, скорее всего, не произойдет. Оп- ределенная доля потребителей по-прежнему будет отдавать предпочтение традиционной форме обучения. Это будет касаться таких об- ластей знания, которые включают в себя как необходимый элемент обучения лабораторные занятия, предполагающие опытное изучение предмета с использованием сложной техники, приборов и т. д. Во-вторых, в результате проведенного анализа, было выяснено, что проблема он- лайн-коммуникации на сегодняшний день имеет место быть, но владельцы и создатели онлайн-площадок стараются решить ее, предлагают множество различных форм об- щения. Пока наиболее лучшим вариантом, по мнению экспертов и пользователей он- лайн-образовательных услуг, является соче- тание живого общения и общения через скайп, видеоконференции, видеочаты. Конфликты между преподавателями и обучающимися в онлайн-обучении случают- ся редко и быстро решаются, как отметили эксперты, дисциплинарными методами. Ка- чество предоставляемых онлайн-образователь- ных услуг будет неизменно повышаться. По- требитель будет все больше адаптироваться к онлайн-общению в образовательной среде. Эти практики будут получать все большее распространение, поскольку целевой аудито- рией онлайн-образования является высокомо- тивированная группа людей. В рамках третьего исследовательского вопроса, выявили идеальный образ онлайн- образования. Главным аспектом «идеально- го» онлайн-образования выдели совмещение онлайн-занятий и живых встреч. В ближай- шем будущем, зная, чего хотят и ожидают люди от новой системы образования, можно привлечь большое количество студентов, а также уже взрослых работающих людей. И наконец, по мнению экспертов, главной мотивацией онлайн-образования яв- ляется возможность комфортного сочетания работы и учебы. Анализ также показал, что мотивы получения традиционного образова- ния в Университете и получение онлайн- образования практически одинаковы. Но важной мотивацией получения онлайн- образования являются получение уникальных знаний от людей всего мира и понима- ние нового опыта людей.
×

Об авторах

Анна Семеновна Готлиб

Самарский государственный университет

Email: angotlib@samlet.ru
443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Камилла Алихановна Алиева

Самарский государственный университет

Email: kamilla-alieva-1994@mail.ru
443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Список литературы

  1. Гюль Д. В. Онлайн-образование в России: препятствия и перспективы // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. Самара: Самарский университет, 2014. С. 100-109.
  2. Зинченко В. П. Дистанционное образование (к постановке проблемы). URL: http://www.eidos.ru/journal/2000/0207-02.htm (дата обращения: 31.10.2014).
  3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Материалы Портала «Дистанционное обучение». URL: http://www.obrazovanieufa.ru/Vuz/Dostoinstva_i_ned ostatki_distantsionnogo_obucheniya.htm (дата обращения: 30.10.2014).
  4. Орлов П. К диплому через Интернет. Дистанционное обучение поможет развитию российского образования. URL: http://www.rg.ru/2004/06/03/obrazovanie.htm. (дата обращения: 30.10.2014).
  5. Блинова М. В. Что такое онлайн-обучение? URL: http://dist-tutor.info?library?index.php?id. (дата обращения: 29.10.2014).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах