ONLINE-EDUCATION: REALITY AND PERSPECTIVES

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the results of the sociological analysis of perspectives for the modern online-education and its real present situation. The results of the expert survey on this issue. The experts were made by the administration of institutions (rectors, vice-rectors, deans, etc.), owners and top-managers online-servers and online tutors-courses. In addition, the results of the survey are presented and methods of in-depth interviews with users online-educational services.

Full Text

Сегодня наша жизнь требует от нас выполнение определенных обязательств, пра- вил. В XXI в. невозможно быть самодостаточ- ным человеком, не имея образования. Многие в свое время упустили возможность получить определенные профессиональные знания, но благодаря современным компьютерным сред- ствам и информационным технологиям ситуа- ция исправима. Весь мир информатизируется, все больше сфер нашей жизни переходит в так называемый «онлайн-режим», в Интернет. Сферу образования это тоже затронуло. Образование все больше переходит в онлайн. Миллионы людей со всего мира по- лучили возможность обладать знаниями, ко- торые ранее им были не доступны. Новые медиа привлекают широким спектром воз- можностей большое количество людей. Может ли онлайн-обучение стать аль- тернативой, реальным конкурентом класси- ческому образованию? Этот вопрос все чаще обсуждается среди исследователей. Д. В. Гюль в статье «Онлайн-образование в России: препятствия и перспективы» отмечает, что существуют разные мнения на этот счет [1]. А именно, некоторые считают онлайн-обучение такой © Готлиб А. С., Алиева К. А., 2015. Готлиб Анна Семеновна (angotlib@samlet.ru), заведующая кафедрой методологии социологических и маркетинговых исследований; Алиева Камилла Алихановна (kamilla-alieva-1994@mail.ru), студентка IV курса социологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. формой образования, в которой теряются воспитательная функция и функция создания «образовательного пространства, вне кото- рого образование ущербно» [2]. Формой, в которой отсутствует «социальное общение» [3]. А некоторые только подчеркивают пре- имущества, которые имеет онлайн- образование перед классическим [4]. Онлайн-обучение с помощью новых технических возможностей рассматривается наиболее оптимальным способом решения проблемы обучения и переквалификации. Онлайн-образование - это новый ме- тод получения новых знаний помощью но- вых информационных и технических средств в режиме реального времени. Процесс обучения представляет собой коммуникацию и взаимодействие педагога, обучаемого и средств обучения [5]. Основная цель такой формы образо- вания заключается в том, чтобы охватить максимальное количество учащихся. Страницы Интернет-пространства пе- реполнены различными вариантами онлайн- обучения: дистанционные образовательные курсы, мастер-классы, вебинары, телеконфе- ренции и другие. Основная цель эмпирического иссле- дования, которое было проведено в 2015 г., состояла в том, чтобы проанализировать ос- новные проблемы функционирования совре- менного онлайн-образования. Условия и методы исследования Объектом исследования выступили акторы образовательного поля: эксперты и пользователи онлайн-образования. В качестве экспертов в нашем исследовании вы- ступали представители администрации ву- зов (ректоры, проректоры, деканы и т.д.), владельцы и топ-менеджеры онлайн- серверов, а также преподаватели онлайн- курсов. Администрация вузов входит в группу таких «игроков» (акторов), на наш взгляд, потому, что вынуждены в той или иной мере развивать в вузе так называемое дистанционное образование: создание ин- терактивных и мультимедийных ресурсов, которые выкладываются в Интернет в рамках приказа Министерства образования России. Цель исследования была представлена рядом исследовательских вопросов. .Может ли в ближайшей перспективе онлайн-образование выступить заменой уни- верситетскому образованию? .Понять, насколько важно общение в рамках онлайн-образования? .Каковы представления об идеаль- ном онлайн-образовании? .Какова мотивация получения он- лайн-образования? Основными методами достижения це- ли явились. Метод глубинного интервью с пользователями онлайн-образовательных ус- луг. Пользователи подбирались способом целевого отбора, где критерием выступала принадлежность к группе людей, обучаю- щихся онлайн. Всего будет опрошено 10 че- ловек, но на данном этапе проведения иссле- дования опрошено 5 человек. Для получения результатов, не- обходимых для изучения проблем онлайн- образования, мы провели вторичный ана- лиз, используя материалы, которые пре- доставила исследовательская группа, про- водившая эмпирический анализ этой про- блемы в 2014 г. под руководством А. С. Готлиб в рамках гранта Российского фон- да фундаментальных исследований. Ос- новным методом в эмпирическом анализе исследовательской группы был избран оп- рос экспертов, сделанный методом глу- бинного интервью, а также проведено глу- бинное интервью с пользователями он- лайн-образования. Всего было опрошено 22 эксперта и 20 пользователей онлайн- образовательных услуг. Результаты и их обсуждение Одной из основных проблем функционирования современного онлайн-образо-вания является вопрос онлайн-образования как альтернативы традиционной системе обра- зования. В последние годы онлайн-курсы ста- новятся вызовом для университетов, предла- гают альтернативу долгим и дорогим занятиям в высших учебных заведениях. Все это проис- ходит благодаря развитию современных ин- формационных технологий, которые предос- тавляют более занимательные и разнообраз- ные формы учебного процесса. Социологический качественный анализ транскриптов интервью с экспертами и поль- зователями онлайн-образовательных услуг в рамках этого исследовательского вопроса по- казал, что эксперты и пользователи рассмат- ривают онлайн-образование в трех формах. Первая заключается в том, что в бли- жайшее будущее онлайн-образование не сможет вытеснить университетское образо- вание в силу недоверия людей к новой сис- теме образования: «Думаю, в ближайшей перспективе серьезных изменений не намечается. Стоит признать, что наша образовательная среда крайне громоздка и неповоротлива, чтобы внедрять повсеместно новые дистанционные системы обучения достаточно быстро вза- мен старых. Также существует некоторое недоверие у людей к дистанционному образо- ванию. Всерьез его пока многие воспринять не могут, поскольку не верят, что можно полу- чить действительно качественные знания удаленно» (эксперт, владелец образовательно- го сайта reshit.ru, стаж работы - 8 лет). Вторая форма более оптимистичная, и как показал качественный анализ интервью, в массиве она представлена мало. Но выде- лялся разный уровень оптимистичности: от полноценной замены традиционного образо- вания до его частичного вытеснения: «Мо- жет! Вытеснит! Почему? Потому что все- таки удобство!» (эксперт, исполнительный директор в Негосударственном образователь- ном учреждении дополнительного профес- сионального образования «Самарские нефте- газовые технологии», стаж работы - 7 лет). Наиболее распространенной, по ре- зультатам исследования, оказалась позиция, которая характеризует онлайн-образование как «гибридное», «смешанное». По мнению экспертов и пользователей онлайн-образо- вательных услуг, гибридное образование под- разумевает традиционное образование с эле- ментами и формами онлайн-обучения: «…Ну электронное обучение - оно вообще не заменя- ет традиционное обучение, оно его дополнят больше… то есть все предыдущие форматы традиционного университета - они останут- ся, и будут так же работать, просто к ним сейчас добавятся еще и онлайн-форматы, такие, как вебинары, электронные курсы, он- лайн-соревнования и прочие» (эксперт, ком- мерческий директор компании MG-system, стаж работы - 6 лет). Второй и главный исследователь- ский вопрос нашего исследования, который мы выбрали для социологического анализа: Понять насколько важно общение в рамках онлайн-образования. Эта задача еще не стави- лась (в качестве аналитической) исследова- тельской группой в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований. Эта специфическая черта онлайн- образования оценивается неоднозначно. В целом, «горячая» тема «Характер общения между преподавателем и обучающимся» возникает во многих обсуждениях и является острой проблемой онлайн-образовательных услуг: «…это, наверное, один из самых та- ких горячих топиков, которые обсуждают и пытаются решить вот люди, которые ра- ботают в этой сфере...» (эксперт, создатель и координатор онлайн-платформы «Универ- ситет без границ», стаж работы - 4 г.). Качественный анализ транскриптов интервью показал, что акторы в поле он- лайн-образования (владельцы и топ-менед- жеры онлайн площадок, администрация ву- зов и пользователи) разделились в соответ- ствии с тремя позициями: Позиция «против онлайн- общения». В целом, эта позиция мало пред- ставлена в массиве опрошенных экспертов - преимущественно специалистами из адми- нистрации вузов и пользователей, которые ориентированы на общение в рамках онлайн- образования, но осторожно или негативно относятся к такой системе образования. Они полагают, что электронное общение принци- пиально отличается от живого общения, не может его заменить. Это оценивается с их точки зрения «плохо», поскольку общение - это неотъемлемый атрибут всей образова- тельной системы в целом. «Замены тради- ционного общения на онлайн-коммуникации быть не может, поскольку при такой ком- муникации происходит минимальный кон- такт учащегося с преподавателем. Суще- ствуют курсы, где требуют работы с кол- лекциями, микроскопом, требуют того, что человек потрогал образец, попробовал его, посмотрел на него» (эксперт, зав. кафедрой «Геология и геофизика», участвовала в раз- работке дистанционных курсов с 2006 г.). Позиция «общение - не главное». Это наиболее распространенная позиция, представленная экспертами и пользователями онлайн-образовательных услуг, которые счи- тают, что общение не является главной перво- степенной задачей в образовательном процес- се. И, если онлайн-обучение не переносит об- щение живого формата в онлай-комму- никацию без потерь, то этот недостаток пере- крывается рядом достоинств и преимуществ онлайн-образовательного процесса, поскольку общение - не главная задача в образовании: «ну если даже не совсем заменить, то очень хорошо сымитировать…что очень хорошо для людей замкнутых или с ограниченными возможностями…ну и через онлайн-общение проще найти единомышленников…» (пользо- ватель, 26 лет, Санкт-Петербург). Сторонники этой позиции также считают онлайн-комму- никацию полноценной и эффективной, отме- чают возможность полноценной замены тра- диционного общения на общение онлайн. Проблема заключается, по их мнению, только в организации учебного заведения: «Все зави- сит от установок учебного заведения, поли- тики общения со студентами…Другое дело, как учебное заведение выстраивает этот процесс…» (эксперт, генеральный директор CityBusinessSchool, 30 лет). Позиция «онлайн-общение тожде- ственно живое общение». Сторонники этой позиции отмечают, что сегодня, возможно, заменить живой контакт между преподавате- лем и обучающимся на онлайн-комму- никацию. Проблема заключается лишь в тех- нике, но сегодня возможно технически все организовать: «…То есть, в принципе, это все реально…есть прецеденты преподавания и медицинских специальностей онлайн…Они объединяются в социальной сети и, по- моему, они делают там образовательные программы. Ну, в плане, каком, т.е. устанав- ливается там камера, в операционной, и че- ловек, к примеру, из другой страны может участвовать как бы, смотреть, наблю- дать….онлайн-компонент возможен в любой дисциплине, единственное только, его доля буде разниться, и то, как он применяется, будет, тоже отличается» (эксперт, созда- тель и координатор онлайн-платформы «Уни- верситет без границ», стаж работы - 4 г.). Качественный анализ выявил специ- фическую черту онлайн-коммуникации. Он- лайн-общение лишено «любимчиков», кото- рые концентрируют внимание во время обу- чения вокруг себя: «Что интересно, в он- лайн формате почти не встречаются «лю- бимчики» преподавателей и всем студентам уделяется индивидуально необходимое коли- чество внимания, что сделать сложно в оч- ном формате, когда, как часто бывает, кто-то из студентов заводит дискуссию немного в другое русло и внимание концен- трируется на небольшой группе живо об- суждающих предмет» (эксперт, генераль- ный директор CityBusinessSchool, 30 лет). В результате социологического ана- лиза транскриптов интервью выявилась еще одна уникальная позиция. Эта позиция гово- рит: дело не в том, какое общение живое или нет. Как живое общение, так и общение он- лайн может быть «плохим» и «хорошим»: «Так, например, даже в крупных вузах часто ты приходишь, просто слушаешь на парах и уходишь,…можешь узнать как зовут препо- давателя только на сессии.. также в онлай- не…плохая подача материала, допустим, очень много учеников, один преподаватель, и не поддерживает обратной связи, и не орга- низованно никак общение между преподава- телем…» (эксперт, старший преподаватель, организатор онлайн-площадки loftsсhool.ru, стаж работы - 3 г.). Главной прикладной проблемой об- щения в рамках онлайн-образования, как отметили эксперты, заключается в том, как совместить массовость и интим- ность? Они отмечали, что в онлайн- коммуникации очень важен компонент «со- циального» и необходимо совместить массо- вость (главную черту онлайн-образования) и не потерять «какую-то интимность, которую предоставляет традиционное образование» (эксперт, создатель и координатор онлайн- платформы «Университет без границ», стаж работы - 4 г.). На сегодняшний момент она поставлена, но не разрешима. Предлагается группой одного организатора Говарда Рейн- гольда distributed community, это небольшое сообщество, где ты общаешься не в одно и то же время, но вместе с тем ты ощущаешь какую-то причастность к этому сообществу: «Я думаю, что это вот может достичь создания такого вот сообщества, которое не синхронно, асинхронно… И вот если кто- то этого добьется созданием таких вот сообществ, то вот он…будет героем…» (эксперт, создатель и координатор онлайн- платформы «Университет без границ», стаж работы - 4 г.). Наряду с выявлением роли онлайн- общения на формирование отношения к он- лайн-образованию уже в процессе исследо- вания возник еще один вопрос: «Бывают ли в рамках онлайн-общения по поводу обра- зования какие-то конфликты и с чем они связаны?» Качественный анализ транскриптов интервью показал, что в целом конфликты могут возникать как в онлайн-общении, так и при личном контакте, сидя за партой: «Конфлик- ты? Конечно, да... это как бы неизбежно» (эксперт, создатель и координатор онлайн- платформы «Университет без границ», стаж работы - 4 г.). Но эксперты считают, что кон- фликты между преподавателями и обучающи- мися в системе онлайн встречаются довольно редко. Это может быть связано с некорректно сработанным программным обеспечением, с непониманием. И в принципе в онлайн форма- те отсутствует «почва для того, чтобы возни- кали подобного рода конфликты» (эксперт, владелец образовательной онлайн-площадки, стаж работы - 11 лет). В рамках этого исследовательского во- проса результаты исследования выявили, ка- ким образом решаются подобного рода кон- фликты: «они решаются дисциплинарными методами. Есть определенные правила, и про правила поведения все знают, и есть опреде- ленные наказания за нарушения этих правил. И всегда есть ответственный человек, кото- рый следит, в том числе, за поведением, ну, точно также как и в классическом образова- нии, в школе, в институте… Если кто-то себя ведет плохо, с ним беседуют сначала, потом, возможно, еще раз побеседуют, потом могут его на время «выгнать из класса», так ска- зать, но до этого практически никогда не до- ходило…» (эксперт, старший преподаватель, организатор онлайн-площадки loftshool.ru, стаж работы - 3 г.). Пользователи, как показал социоло- гический анализ транскриптов интервью, отмечают, что не встречали конфликты на онлайн-курсах, вебинарах, на которых обу- чались: «не знаю, пока не встречала. Где я обучаюсь, очень дружелюбно» (пользователь loftschoolru, 27 лет, Подмосковье). Третий исследовательский вопрос предполагал выявить представление иде- ального образа онлайн-образования. По результатам исследования, выяснили, что об- раз идеального онлайн-образования неодно- значный, собирается из множества аспектов. Во-первых, как экспертами, так и пользователями отмечалось, что не сущест- вует идеального образа, такая идеальная кар- тинка бессмысленна. Во-вторых, необходимо разрастание онлайн-площадок, вузов, предоставляющих онлайн-обучение, а также развитие техноло- гий для осуществления этого образования и широкого выбора по всем возможным спе- циальностям и областям. Третьим моментом является обучение не только внутри одной страны, но между странами, но тогда необходим перевод, «при- чем перевод быстрый и качественный. И вот здесь с этим сложности. Нужны программы- переводчики… А живой переводчик - это то- же свои нюансы…в общем, это огромный ас- пект…» (владелец и пользователь, 37 лет). Качественный анализ показал, что ос- новная задача идеального онлайн-образо- вания должна заключаться в помощи людям быстрее осваивать необходимые компетен- ции и давать знания, которые необходимы для дальнейшей деятельности, «именно то- гда, когда это нужно и именно так, чтобы они могли за это заплатить» (эксперт, ком- мерческий директор компании MG-system, площадка bwars.ru, стаж работы - 6 лет). Самая распространенная точка зрения об идеальном образе онлайн-образования заключается в создании смешанного, гиб- ридного образования: «…Что-то необходи- мо давать в очной форме, т.е. будущее все- таки за смешанным обучением, гибридным» (эксперт, исполнительный директор в Него- сударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального обра- зования «Самарские нефтегазовые техноло- гии», стаж работы - 7 лет). Важным, как показывают результаты исследования, остается тот факт, что онлайн- образование в идеальной картине должно проходить один на один, а не для группы лиц. А главная мотивация идеального он- лайн-обучения должна заключаться в эконо- мии средств. Экспертами была предложена сле- дующая схема идеального образа онлайн- образования, которая уже экспериментиро- валась за границей: «…он в начале запустили большой онлайн-курс, к предпринимательст- ву, открытый для всех, по всему миру… И потом из этих людей они выбрали где-то, по-моему, человек 40, со всего мира отобра- ли, которые приехали…и там прослушивали лекции, участвовали в семинарах, т.е., ну, вот находились там, на кампусе. И там соз- давались свои команды… И университет, вот именно стены кампуса - они не исчез- нут…они будут служить какой-то другой функции, потому что знания можно полу- чать…,лекции можно слушать и онлайн, к этому все идет, но, тем не ме- нее,…университет будет таким третьим местом, куда приходишь, чтобы посмот- реть на людей, с которыми собираешься ра- ботать» (эксперт, создатель и координатор онлайн-платформы «Университет без гра- ниц», стаж работы - 4 г.). Представленная схема идеального об- раза онлайн-образования экспертами пока- зывает форму смешанного обучения онлайн. Часть программы в будущем, по их мнению, должно реализоваться онлайн, и другая часть программы будет реализовываться в аудито- рии, когда студенты будут приезжать для взаимодействия между собой и преподавате- лем и получать содержательную связь обра- зовательного процесса. Пользователи главным аспектом «идеального» онлайн-образования выделяли совмещение онлайн-занятий и живых встреч, а также заинтересованность со стороны пре- подавателей и обучающихся. В рамках четвертого исследователь- ского вопроса ставилась задача проанали- зировать мотивацию получения онлайн- образования. По мнению экспертов главной мотивацией онлайн-образования является воз- можность комфортного сочетания работы и учебы «…та-кой вариант обучения позволяет сочетать работу и учебу без вопросов со стороны работодателя» (эксперт, генераль- ный директор CityBusinessSchool, 30 лет). На- ряду с этим, онлайн-образование наиболее применимо для обучения дома. Это преиму- щественно для людей с ограниченными воз- можностями, а также для людей, работающих в отдаленных регионах страны. Для этих кате- горий людей онлайн-образование остается, возможно, единственной формой доступа к высшему образованию вообще. Качественный анализ транскриптов интервью выявил интересный момент, что мотивы получения традиционного образова- ния в Университете и получение онлайн- образования одинаковы, но иногда мотивом онлайн-обучения сегодня также является причина «из серии попробовать что - то но- венькое» (пользователь, 37 лет). Пользовате- ли также отметили: «либо тебе это инте- ресно и ты хочешь знать все…либо тебе это необходимо для учебы, работы… а форму обучения уже каждый выбирает, что удобнее» (пользователь newartschool, 26 лет, Санкт-Петербург). Еще одним мотивом получения он- лайн-образования является конкурентоспо- собность, по мнению экспертов: «ну, мы де- лаем обычно такие мероприятия онлайн, конкурентные, где можно доказать, там, свою компетентность, посоревноваться с другими участниками, самому себе дока- зать, чего ты стоишь. То есть знаете, соб- ственно, как в любом соревновании конку- ренция мотивирует на то, чтобы и перед другими показать себя, и перед самим со- бой» (эксперт, коммерческий директор ком- пании MG-system, площадка bwars.ru, стаж работы - 6 лет). Эксперты подчеркивают, что сегодня их аудитория высокомотивирована, так как они сами знают, что им надо и зачем, их не приходится убеждать. Они записываются на конкретные образовательные программы и обучаются там: «…наша аудитория - это очень высокомотивированная аудитория. Вот. Она платежеспособная, она понимает, за что она платит, что она получит на вы- ходе» (эксперт, генеральный директор ком- пании UNIWEB, стаж работы - 11 лет). Пользователи, как показал качествен- ный анализ, считают важной мотивацией по- лучение уникальных знаний от людей всего мира, а также понимание нового опыта людей. Заключение Рассмотрев исследовательские вопросы, стоящие перед нами в начале исследова- ния, можно сделать ряд выводов. Во-первых, проанализировав транс- крипты интервью, выяснили, что не про- изойдет какой-либо угрозы традиционной системе образования со стороны онлайн- обучения. Онлайн-образование сегодня - это новая форма образования, которая возникла благодаря новым информационным и техни- ческим средствам в режиме реального вре- мени. Это новое направление необходимо в условиях высокой конкуренции на образова- тельном рынке в России. Анализ показал, что в ближайшей пер- спективе произойдет сочетание традиционного и онлайн-образования, появится «гибридное» образование, включающее различные формы коммуникации. Замены традиционной формы образования, скорее всего, не произойдет. Оп- ределенная доля потребителей по-прежнему будет отдавать предпочтение традиционной форме обучения. Это будет касаться таких об- ластей знания, которые включают в себя как необходимый элемент обучения лабораторные занятия, предполагающие опытное изучение предмета с использованием сложной техники, приборов и т. д. Во-вторых, в результате проведенного анализа, было выяснено, что проблема он- лайн-коммуникации на сегодняшний день имеет место быть, но владельцы и создатели онлайн-площадок стараются решить ее, предлагают множество различных форм об- щения. Пока наиболее лучшим вариантом, по мнению экспертов и пользователей он- лайн-образовательных услуг, является соче- тание живого общения и общения через скайп, видеоконференции, видеочаты. Конфликты между преподавателями и обучающимися в онлайн-обучении случают- ся редко и быстро решаются, как отметили эксперты, дисциплинарными методами. Ка- чество предоставляемых онлайн-образователь- ных услуг будет неизменно повышаться. По- требитель будет все больше адаптироваться к онлайн-общению в образовательной среде. Эти практики будут получать все большее распространение, поскольку целевой аудито- рией онлайн-образования является высокомо- тивированная группа людей. В рамках третьего исследовательского вопроса, выявили идеальный образ онлайн- образования. Главным аспектом «идеально- го» онлайн-образования выдели совмещение онлайн-занятий и живых встреч. В ближай- шем будущем, зная, чего хотят и ожидают люди от новой системы образования, можно привлечь большое количество студентов, а также уже взрослых работающих людей. И наконец, по мнению экспертов, главной мотивацией онлайн-образования яв- ляется возможность комфортного сочетания работы и учебы. Анализ также показал, что мотивы получения традиционного образова- ния в Университете и получение онлайн- образования практически одинаковы. Но важной мотивацией получения онлайн- образования являются получение уникальных знаний от людей всего мира и понима- ние нового опыта людей.
×

About the authors

Anna Semenovna Gotlib

Samara State University

Email: angotlib@samlet.ru
443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1

Kamilla Alikhanovna Alieva

Samara State University

Email: kamilla-alieva-1994@mail.ru
443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1

References

  1. Гюль Д. В. Онлайн-образование в России: препятствия и перспективы // Юбилейный сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и магистрантов социологического факультета Самарского государственного университета. Самара: Самарский университет, 2014. С. 100-109.
  2. Зинченко В. П. Дистанционное образование (к постановке проблемы). URL: http://www.eidos.ru/journal/2000/0207-02.htm (дата обращения: 31.10.2014).
  3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Материалы Портала «Дистанционное обучение». URL: http://www.obrazovanieufa.ru/Vuz/Dostoinstva_i_ned ostatki_distantsionnogo_obucheniya.htm (дата обращения: 30.10.2014).
  4. Орлов П. К диплому через Интернет. Дистанционное обучение поможет развитию российского образования. URL: http://www.rg.ru/2004/06/03/obrazovanie.htm. (дата обращения: 30.10.2014).
  5. Блинова М. В. Что такое онлайн-обучение? URL: http://dist-tutor.info?library?index.php?id. (дата обращения: 29.10.2014).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies