ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭПИТЕТОВ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Обложка
  • Авторы: Тоболкина Е.О.1
  • Учреждения:
    1. Самарский государственный университет
  • Выпуск: № 2 (7) (2015)
  • Страницы: 132-135
  • Раздел: Языкознание
  • Дата публикации: 15.12.2015
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9138
  • ID: 9138

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья посвящена выявлению особенностей функционирования эпитетов в текстах современных песен за период с 1980 по 2015 гг. двух направлений: поп и рок-музыке. В настоящей работе мы остановились на трех аспектах - стилистическом звучании, метафорическом использовании и тематических сферах слов-существительных, подвергающихся эпитетизации в песнях указанного периода. В ходе исследования выявляются специфические характеристики текста современной популярной песни как лирического произведения массового искусства в сравнении с особенностями жанра рок-поэзии.

Полный текст

Эпитет - один из самых распростра- ненных видов тропов. Несмотря на огромное количество работ, посвященных изучению данного средства выразительности [1-5], проблема понимания эпитета остается акту- альной и в настоящее время. Актуальность данного исследования определяется также тем, что тексты совре- менной популярной песни недостаточно изучены и представляют большой интерес [6-9]. Жанр песни уникален по массовости и социальной значимости среди разных воз- растных групп, поскольку песня занимает значительную долю эфирного времени, име- ет широкую аудиторию и пользуется огром- ной популярностью. Поэтому данный слой культуры имеет особую важность и несет огромную ответственность в воздействии на широкие массы людей. Цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей функционирования эпитетов в текстах песен за период с 1980 по 2015 гг. Условия и методы исследования Материал исследования составляют 800 примеров использования эпитетов в 100 песнях. Основным критерием отбора мате- © Тоболкина Е. О., 2015. Тоболкина Екатерина Олеговна (tobolkina.ekaterina@mail.ru), магистрант филологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. риала стало наличие песенных текстов в со- временных альбомах и сборниках за период 1980-2015 гг. В работе использовались различные методы и приемы общенаучного анализа: описательный подход, контекстуальный и количественный анализ. Результаты и их обсуждение Одной из задач мы ставили рассмот- реть стилевую характеристику эпитетов в текстах песен. В результате мы выявили, что в песнях 1980-х гг. преобладает положительная оцен- ка в значении эпитетов, в рок-музыке - от- рицательная окраска. В современных песнях 2000-х гг. идет тенденция к увеличению не- гативной окраски в сравнении с предыдущим периодом, поэтому можно сказать, что и по- ложительная, и отрицательная окраска пред- ставлена практически в равной мере. Таким образом, мы наблюдаем увели- чение отрицательной коннотации, которая связана с различной эпохой написания дан- ных песен и с различием в жанре. Сравнивая поп-музыку 1980-х гг. и 2000-х гг., мы наблюдаем различия в оце- ночном плане. В одном случае это эпоха ста- бильности, уравновешенности, люди были уверены в завтрашнем дне, отсюда спокой- ствие и позитивный настрой, которые полу- чили отражение в песнях. Например, вдох- новенное сердце; прекрасная зима; солнеч- ный день; любимая, бесценная девушка; счастливый миг; веселая девчонка; милый человек. Настоящее время более динамичное, темп жизни стал быстрее, следовательно, че- ловек больше устает, у него накапливается все больше проблем, отсюда и песни унылые и пессимистического характера. Например, ужасная, опасная любовь; печальный взгляд; сумрачная страна; жестокие дети; усталый трамвай; холодный взгляд; груст- ные дни. Рассматривая рок-песни, видим, что преимущество имеют тексты с отрицатель- ной коннотацией эпитетов. Это говорит о различии в жанровом своеобразии, так как рок-песни взяты за последние 35 лет, однако негативная семантика наблюдается на про- тяжении всего времени. Например, страш- ный кошмар; несчастная любовь; злая боль; яростный дождь; неверная подруга; пустое сердце; сырая любовь; замерзшее лето. На наш взгляд, это объясняется именно специфическим жанром рок-поэзии, где все- гда более открыто ставятся вопросы, кото- рые необходимо решать, будь то частные, личные или глобальные. Другой задачей нашего исследования являлось рассмотрение метафорических эпитетов в разных жанрах и периодах напи- сания песен. Использование метафорических эпите- тов характерно и для популярной музыки, и для рок-исполнителей. По нашим наблюде- ниям, каждый четвертый эпитет в песнях яв- ляется метафорическим. Большее количество эпитетов обнаружено в рок-песнях. Приведем примеры использования ме- тафоры в песнях: гулкая пустота; слепая ревность; бархатное тело; сладкая боль; грустный дождь; безумная звезда; неуло- вимая тень; глупые мечты. Яркие примеры эпитетов в рок-песнях. Так, в песне «Родина» на слова Ю. Шевчука встречаем: Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь. В данном примере перенос осуществляется по сходству одного объекта с другим. Эпитет сырой выступает в значении «недо- работанный, недоделанный, недодуманный до конца, неготовый». Возникает образ еще становящейся, неполноценной любви, над которой еще нужно много трудиться. Образ подчеркивается и самой фразой - «жую сырую любовь», то есть герой прилагает много усилий и желания, чтобы справиться с этим чувством, победить его. Еще один пример на стихи И. Кор- мильцева: Был вечером ветер и яростный дождь, На мокрую тряпку весь город по- хож. В этом примере источником переноса становится качество человека, которое при- писывается какому-либо объекту. Эпитет яростный приобретает в данном контексте значение чрезмерной, ничем не сдерживае- мой, неистовой, неукротимой стихии. Таким образом, возникает яркий метафорический образ дождя, которому невозможно противо- стоять, который сметет все на своем пути и превратит город в мокрую беспомощную тряпку. Подводя итоги анализа метафорических эпитетов, мы пришли к выводу, что эпитеты в рок-музыке более разнообразные, живые и красочные. Именно в рок-песнях мы смогли выделить больше их разновидно- стей в сравнении с поп-музыкой 1980-х гг. В период 2000-х гг. наблюдается все меньше определяющих слов, обладающих художест- венной изобразительностью, и, наоборот, появляется все больше примитивных слов, которые нельзя назвать образными пред- ставлениями о предмете, а можно лишь от- нести к логическим определениям, напри- мер, разные приметы, любые пароли, каж- дый вечер, последний раз, многоэтажный квартал. Результатом этого является и меньшее использование метафорических эпитетов в песнях. Следовательно, жанр рок-песни склонен к большей метафоризации и экспрессив- ному выражению чувств и эмоций. Следующей задачей нашего исследова- ния было выявить тематические словасуществительные, подвергающиеся эпи- тетизации. Проанализировав эпитеты и существи- тельные, с которыми они образуют пару, мы пришли к выводу, что можно выделить не- сколько тематических сфер слов, с которыми взаимодействуют эпитеты. Мы выделили следующие сферы: явления природы и стихии (душевная непого- да, осенние дожди, прекрасная зима, былые весны); сфера телесного (сжатый кулак, порванный рот, слабая грудь, белоснежные плечи); бытовые вещи и предметы (смя- тый конверт, острые иглы, серые стены, мокрые крыши). В результате анализа мы отметили следующие закономерности. В советских песнях 1980-х гг. преобладают эпитетизированные слова, которые мы отнесли к сфере природного, стихийного начала. Пример: Чистые пруды, застенчи- вые ивы Как девчонки смолкли у воды. Здесь используется метафорический образ ив, которые сравниваются со скром- ными, тихими, застенчивыми девушками. Или еще: Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий. Здесь создается образ необыкновенной красоты места, где все пронизано светом, все сияет и сверкает. Заря настолько преиспол- нена светом, что похожа на хрусталики. Возможно, это объясняется тем, что данному промежутку времени - 1980-е гг. - свойственно единение с природой. Здесь со- храняется некое архаическое видение мира. Именно поэтому человек отождествляет себя с природой, подчиняется стихиям. Общее настроение песен навеивает спокойствие, уверенность и комфорт. Все происходит плавно и постепенно. Также именно в совет- ских популярных песнях появляется тема музыки и звуков, которые также органично вписываются в общее настроение песен. В поп-музыке 2000-х гг. преимущественно эпитетизируются слова сферы быто- вых вещей и предметов. Например: За спи- ной аварийный знак, Слезы в буквы, а буквы в мак, Но бой окончен - белый флаг. Здесь не совсем привычные, хоть и то- же бытовые предметы подвергаются мета- форизации. Из контекста складывается кар- тина некоего поединка в чувствах. Произош- ла некая ссора-«авария», поэтому аварийный знак - это память о случившемся. Но теперь этот «бой» в прошлом, герой смирился и не хочет больше поднимать эту тему. Белый флаг - символ перемирия, как в сражении, так и человеческих отношениях. В данный временной отрезок для чело- века выходит на первый план интерес к по- вседневному миру, к тому, что рядом, что окружает нас каждый день и взаимодейству- ет с нами. Через осмысление этих вещей происходит познание мира. Также преобла- дание сферы быта в современной поп- музыке может свидетельствовать о том, что происходит постепенное оскудение языка. Человек меньше мыслит образно, следова- тельно, авторы используют меньше метафо- рических и поэтических описаний, все боль- ше интересует простота высказывания и то, что здесь и сейчас окружает тебя, а именно вещи повседневного быта. В песнях рок-исполнителей превалируют эпитетизированные слова, относящиеся к сфере телесного. Здесь все чаще эпитеты взаимодействуют с такими существитель- ными, как губы, рот, пальцы, лицо, глаза, ру- ки. Пример: Я укрылся в подвале, я резал Кожаные ремни, Стянувшие слабую грудь. В этом примере упоминается человече- ская грудь, которая в паре с эпитетом сла- бый, создается образ чего-то беззащитного и нуждающегося в помощи. Такую тенденцию можно объяснить тем, что рок-музыка более экспрессивная. Ей свойственно открыто и свободно передавать свои эмоции яркими образами, возможен даже эротический под- текст. Также, возможно, способ познания и отражения действительности рок-исполни- тели видят именно в выражении физического и телесного начала в человеке. Поэтому про- исходит попытка поэтизации телесных ве- щей. Заключение Проведенное в данной работе исследо- вание позволяет сделать следующие выводы. В песнях 1980-х гг. преобладает поло- жительная оценка в значении прилагательных, а в современных песнях и рок-музыке - отрицательная окраска. Такая закономерность связана с различной эпохой написания данных песен и сменой ориентиров и с различием в жанре. Также наблюдается общая тенденция к упрощению текстов в направлении поп- музыки, что характерно для массовой песни. Общее количество встреченных эпите- тов у современных исполнителей жанра попмузыки почти в два раза меньше, чем за пе- риод 1980-х гг. В текстах песен некоторых современных исполнителей эпитетов нет, в период же 1980-х такие примеры песен не встречались. Эпитеты в рок-музыке самые разно- образные, красочные, живые, выразитель- ные и яркие. Именно в рок-песнях мы смогли выделить больше их разновидно- стей в сравнении с поп-музыкой 1980-х гг. В период 2000-х гг. наблюдаем тенденцию уменьшения определяющих слов, обла- дающих высокой художественной изобра- зительностью, и появления большего коли- чества примитивных слов-определений, ко- торые уже сложно назвать образными представлениями о предмете, а можно лишь отнести к логическим. Результатом этого является и меньшее использование метафорических эпитетов в песнях. Следовательно, авторы текстов рок- музыки, более склонны к использованию ме- тафоризации и экспрессивному выражению чувств и эмоций. И, наконец, вследствие разных перио- дов написания песен и различий в жанровом плане мы выделили разные эпитетизирован- ные слова, распределив их по сферам.
×

Об авторах

Екатерина Олеговна Тоболкина

Самарский государственный университет

Email: tobolkina.ekaterina@mail.ru
443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1

Список литературы

  1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. 448 с.
  2. Зеленецкий А. А. Эпитеты литературной русской речи. М.: Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1913. 200 с.
  3. Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л.: Учпедгиз, 1959. 525 с.
  4. Аникина А. Б. Образное слово в тексте. М.: Изд-во МГУ, 1985. 76 с.
  5. Вольф Е. М. Грамматика и семантика прилагательного. М.: Наука, 1978. 200 с.
  6. Нагибина Е. В. Содержательные и языковые особенности современных эстрадных песен: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2002. 29 с.
  7. Ковальчук И. В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2002. 18 с.
  8. Кострюкова О. С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 12 с.
  9. Ярко А. Н. Вариативность рок- поэзии: на материале творчества Александра Башлачева: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2008. 22 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах