ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭПИТЕТОВ В ТЕКСТАХ ПЕСЕН СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
- Авторы: Тоболкина Е.О.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет
- Выпуск: № 2 (7) (2015)
- Страницы: 132-135
- Раздел: Языкознание
- Дата публикации: 15.12.2015
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9138
- ID: 9138
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Эпитет - один из самых распростра- ненных видов тропов. Несмотря на огромное количество работ, посвященных изучению данного средства выразительности [1-5], проблема понимания эпитета остается акту- альной и в настоящее время. Актуальность данного исследования определяется также тем, что тексты совре- менной популярной песни недостаточно изучены и представляют большой интерес [6-9]. Жанр песни уникален по массовости и социальной значимости среди разных воз- растных групп, поскольку песня занимает значительную долю эфирного времени, име- ет широкую аудиторию и пользуется огром- ной популярностью. Поэтому данный слой культуры имеет особую важность и несет огромную ответственность в воздействии на широкие массы людей. Цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей функционирования эпитетов в текстах песен за период с 1980 по 2015 гг. Условия и методы исследования Материал исследования составляют 800 примеров использования эпитетов в 100 песнях. Основным критерием отбора мате- © Тоболкина Е. О., 2015. Тоболкина Екатерина Олеговна (tobolkina.ekaterina@mail.ru), магистрант филологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. риала стало наличие песенных текстов в со- временных альбомах и сборниках за период 1980-2015 гг. В работе использовались различные методы и приемы общенаучного анализа: описательный подход, контекстуальный и количественный анализ. Результаты и их обсуждение Одной из задач мы ставили рассмот- реть стилевую характеристику эпитетов в текстах песен. В результате мы выявили, что в песнях 1980-х гг. преобладает положительная оцен- ка в значении эпитетов, в рок-музыке - от- рицательная окраска. В современных песнях 2000-х гг. идет тенденция к увеличению не- гативной окраски в сравнении с предыдущим периодом, поэтому можно сказать, что и по- ложительная, и отрицательная окраска пред- ставлена практически в равной мере. Таким образом, мы наблюдаем увели- чение отрицательной коннотации, которая связана с различной эпохой написания дан- ных песен и с различием в жанре. Сравнивая поп-музыку 1980-х гг. и 2000-х гг., мы наблюдаем различия в оце- ночном плане. В одном случае это эпоха ста- бильности, уравновешенности, люди были уверены в завтрашнем дне, отсюда спокой- ствие и позитивный настрой, которые полу- чили отражение в песнях. Например, вдох- новенное сердце; прекрасная зима; солнеч- ный день; любимая, бесценная девушка; счастливый миг; веселая девчонка; милый человек. Настоящее время более динамичное, темп жизни стал быстрее, следовательно, че- ловек больше устает, у него накапливается все больше проблем, отсюда и песни унылые и пессимистического характера. Например, ужасная, опасная любовь; печальный взгляд; сумрачная страна; жестокие дети; усталый трамвай; холодный взгляд; груст- ные дни. Рассматривая рок-песни, видим, что преимущество имеют тексты с отрицатель- ной коннотацией эпитетов. Это говорит о различии в жанровом своеобразии, так как рок-песни взяты за последние 35 лет, однако негативная семантика наблюдается на про- тяжении всего времени. Например, страш- ный кошмар; несчастная любовь; злая боль; яростный дождь; неверная подруга; пустое сердце; сырая любовь; замерзшее лето. На наш взгляд, это объясняется именно специфическим жанром рок-поэзии, где все- гда более открыто ставятся вопросы, кото- рые необходимо решать, будь то частные, личные или глобальные. Другой задачей нашего исследования являлось рассмотрение метафорических эпитетов в разных жанрах и периодах напи- сания песен. Использование метафорических эпите- тов характерно и для популярной музыки, и для рок-исполнителей. По нашим наблюде- ниям, каждый четвертый эпитет в песнях яв- ляется метафорическим. Большее количество эпитетов обнаружено в рок-песнях. Приведем примеры использования ме- тафоры в песнях: гулкая пустота; слепая ревность; бархатное тело; сладкая боль; грустный дождь; безумная звезда; неуло- вимая тень; глупые мечты. Яркие примеры эпитетов в рок-песнях. Так, в песне «Родина» на слова Ю. Шевчука встречаем: Сколько лет я жую вместо хлеба сырую любовь. В данном примере перенос осуществляется по сходству одного объекта с другим. Эпитет сырой выступает в значении «недо- работанный, недоделанный, недодуманный до конца, неготовый». Возникает образ еще становящейся, неполноценной любви, над которой еще нужно много трудиться. Образ подчеркивается и самой фразой - «жую сырую любовь», то есть герой прилагает много усилий и желания, чтобы справиться с этим чувством, победить его. Еще один пример на стихи И. Кор- мильцева: Был вечером ветер и яростный дождь, На мокрую тряпку весь город по- хож. В этом примере источником переноса становится качество человека, которое при- писывается какому-либо объекту. Эпитет яростный приобретает в данном контексте значение чрезмерной, ничем не сдерживае- мой, неистовой, неукротимой стихии. Таким образом, возникает яркий метафорический образ дождя, которому невозможно противо- стоять, который сметет все на своем пути и превратит город в мокрую беспомощную тряпку. Подводя итоги анализа метафорических эпитетов, мы пришли к выводу, что эпитеты в рок-музыке более разнообразные, живые и красочные. Именно в рок-песнях мы смогли выделить больше их разновидно- стей в сравнении с поп-музыкой 1980-х гг. В период 2000-х гг. наблюдается все меньше определяющих слов, обладающих художест- венной изобразительностью, и, наоборот, появляется все больше примитивных слов, которые нельзя назвать образными пред- ставлениями о предмете, а можно лишь от- нести к логическим определениям, напри- мер, разные приметы, любые пароли, каж- дый вечер, последний раз, многоэтажный квартал. Результатом этого является и меньшее использование метафорических эпитетов в песнях. Следовательно, жанр рок-песни склонен к большей метафоризации и экспрессив- ному выражению чувств и эмоций. Следующей задачей нашего исследова- ния было выявить тематические словасуществительные, подвергающиеся эпи- тетизации. Проанализировав эпитеты и существи- тельные, с которыми они образуют пару, мы пришли к выводу, что можно выделить не- сколько тематических сфер слов, с которыми взаимодействуют эпитеты. Мы выделили следующие сферы: явления природы и стихии (душевная непого- да, осенние дожди, прекрасная зима, былые весны); сфера телесного (сжатый кулак, порванный рот, слабая грудь, белоснежные плечи); бытовые вещи и предметы (смя- тый конверт, острые иглы, серые стены, мокрые крыши). В результате анализа мы отметили следующие закономерности. В советских песнях 1980-х гг. преобладают эпитетизированные слова, которые мы отнесли к сфере природного, стихийного начала. Пример: Чистые пруды, застенчи- вые ивы Как девчонки смолкли у воды. Здесь используется метафорический образ ив, которые сравниваются со скром- ными, тихими, застенчивыми девушками. Или еще: Свет хрустальной зари, свет, над миром встающий. Здесь создается образ необыкновенной красоты места, где все пронизано светом, все сияет и сверкает. Заря настолько преиспол- нена светом, что похожа на хрусталики. Возможно, это объясняется тем, что данному промежутку времени - 1980-е гг. - свойственно единение с природой. Здесь со- храняется некое архаическое видение мира. Именно поэтому человек отождествляет себя с природой, подчиняется стихиям. Общее настроение песен навеивает спокойствие, уверенность и комфорт. Все происходит плавно и постепенно. Также именно в совет- ских популярных песнях появляется тема музыки и звуков, которые также органично вписываются в общее настроение песен. В поп-музыке 2000-х гг. преимущественно эпитетизируются слова сферы быто- вых вещей и предметов. Например: За спи- ной аварийный знак, Слезы в буквы, а буквы в мак, Но бой окончен - белый флаг. Здесь не совсем привычные, хоть и то- же бытовые предметы подвергаются мета- форизации. Из контекста складывается кар- тина некоего поединка в чувствах. Произош- ла некая ссора-«авария», поэтому аварийный знак - это память о случившемся. Но теперь этот «бой» в прошлом, герой смирился и не хочет больше поднимать эту тему. Белый флаг - символ перемирия, как в сражении, так и человеческих отношениях. В данный временной отрезок для чело- века выходит на первый план интерес к по- вседневному миру, к тому, что рядом, что окружает нас каждый день и взаимодейству- ет с нами. Через осмысление этих вещей происходит познание мира. Также преобла- дание сферы быта в современной поп- музыке может свидетельствовать о том, что происходит постепенное оскудение языка. Человек меньше мыслит образно, следова- тельно, авторы используют меньше метафо- рических и поэтических описаний, все боль- ше интересует простота высказывания и то, что здесь и сейчас окружает тебя, а именно вещи повседневного быта. В песнях рок-исполнителей превалируют эпитетизированные слова, относящиеся к сфере телесного. Здесь все чаще эпитеты взаимодействуют с такими существитель- ными, как губы, рот, пальцы, лицо, глаза, ру- ки. Пример: Я укрылся в подвале, я резал Кожаные ремни, Стянувшие слабую грудь. В этом примере упоминается человече- ская грудь, которая в паре с эпитетом сла- бый, создается образ чего-то беззащитного и нуждающегося в помощи. Такую тенденцию можно объяснить тем, что рок-музыка более экспрессивная. Ей свойственно открыто и свободно передавать свои эмоции яркими образами, возможен даже эротический под- текст. Также, возможно, способ познания и отражения действительности рок-исполни- тели видят именно в выражении физического и телесного начала в человеке. Поэтому про- исходит попытка поэтизации телесных ве- щей. Заключение Проведенное в данной работе исследо- вание позволяет сделать следующие выводы. В песнях 1980-х гг. преобладает поло- жительная оценка в значении прилагательных, а в современных песнях и рок-музыке - отрицательная окраска. Такая закономерность связана с различной эпохой написания данных песен и сменой ориентиров и с различием в жанре. Также наблюдается общая тенденция к упрощению текстов в направлении поп- музыки, что характерно для массовой песни. Общее количество встреченных эпите- тов у современных исполнителей жанра попмузыки почти в два раза меньше, чем за пе- риод 1980-х гг. В текстах песен некоторых современных исполнителей эпитетов нет, в период же 1980-х такие примеры песен не встречались. Эпитеты в рок-музыке самые разно- образные, красочные, живые, выразитель- ные и яркие. Именно в рок-песнях мы смогли выделить больше их разновидно- стей в сравнении с поп-музыкой 1980-х гг. В период 2000-х гг. наблюдаем тенденцию уменьшения определяющих слов, обла- дающих высокой художественной изобра- зительностью, и появления большего коли- чества примитивных слов-определений, ко- торые уже сложно назвать образными представлениями о предмете, а можно лишь отнести к логическим. Результатом этого является и меньшее использование метафорических эпитетов в песнях. Следовательно, авторы текстов рок- музыки, более склонны к использованию ме- тафоризации и экспрессивному выражению чувств и эмоций. И, наконец, вследствие разных перио- дов написания песен и различий в жанровом плане мы выделили разные эпитетизирован- ные слова, распределив их по сферам.Об авторах
Екатерина Олеговна Тоболкина
Самарский государственный университет
Email: tobolkina.ekaterina@mail.ru
443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1
Список литературы
- Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2001. 448 с.
- Зеленецкий А. А. Эпитеты литературной русской речи. М.: Товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон, 1913. 200 с.
- Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л.: Учпедгиз, 1959. 525 с.
- Аникина А. Б. Образное слово в тексте. М.: Изд-во МГУ, 1985. 76 с.
- Вольф Е. М. Грамматика и семантика прилагательного. М.: Наука, 1978. 200 с.
- Нагибина Е. В. Содержательные и языковые особенности современных эстрадных песен: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2002. 29 с.
- Ковальчук И. В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2002. 18 с.
- Кострюкова О. С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2007. 12 с.
- Ярко А. Н. Вариативность рок- поэзии: на материале творчества Александра Башлачева: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2008. 22 с.