Media representations of street art on regional television
- Authors: Klimova V.1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: No 2(21) (2022)
- Pages: 120-125
- Section: Literary criticism
- Published: 09.08.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10332
- ID: 10332
Cite item
Full Text
Abstract
The article presents the results of a study that made it possible to formulate the definition and definition of the functions and features of the development of the arts, the definition of the main genres and the definition of street art coverage on local television. The author speaks to such researchers of festival art as S.N. Krylov, D. Golynko-Walfson, E.I. Reznikova and others. He is especially attentive to the genre palette of street art coverage: reportage, talk show, tour. Attention is focused on how the broadcasting grid of radio broadcasting is changing and what place street art lighting takes in the broadcasting grid. The work also changes the legitimacy of covering street art in the media.
Full Text
Стрит-арт – неотъемлемая часть современных фестивалей изобразительных искусств. Актуальность исследования феномена фестивального искусства, в частности стрит-арт фестивалей в региональном телевизионном пространстве объясняется тем, что большинство региональных телеканалов ограничиваются использованием одного жанра для освещения фестивального искусства – жанра репортажа, а также стремятся формировать отношение потребителя к новому, еще не достаточно изученному, современному искусству стрит-арта. Для того чтобы понять, какие жанры помимо репортажа существуют для освещения фестивального искусства и какое мнение формируют телеканалы о стрит-арт искусстве, необходимо изучить теоретическую базу, выявить, каким образом разные телеканалы освещают фестивали искусств, как разнообразие жанров влияет на взгляды и отношение потребителей к новому искусству. Ограниченные знания в области современного искусства и его освещения могут привести к неправильному пониманию аудиторий задач и целей, которые преследуют организаторы фестивалей, стрит-арт художники, что, в свою очередь, ведет к ухудшению взаимодействия между художником и обществом, между обществом и властями города, которые зачастую являются организаторами фестивалей и поддерживают современных художников в росписи городского ландшафта.
Недостаточная теоретическая проработка создает ряд трудностей при попытке дать определение такому явлению. Отечественный сайт «Про паблик-арт. Современное искусство в общественных пространствах», посвященный проблематике искусства в городском пространстве, представляет следующее определение: «Паблик арт – это форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры, в общественном пространстве, рассчитанная на коммуникацию со зрителем, в том числе и неподготовленным, и проблематизацию различных вопросов как самого современного искусства, так и того пространства, в котором оно представлено» [1].
С.Н. Крылов в работе «К вопросу формирования стрит-арта как направления в искусстве» дает такое определение этому феномену: «Стрит-арт – естественный продукт институционального мира искусства, плод художников, стремящихся найти свою творческую нишу, тех, кого официальная система не интересует. Стрит-арт как часть культуры современного города отражает образ жизни всех слоев общества, столь же разнообразного, сколь и непредсказуемого» [2].
Еще одно определение сформулировал Д. Голынко-Вольфсон в статье «Стрит-арт: теория и практика обживания уличной среды»: «Стрит-арт – пафосная эстетизация бунта, бунта не против отдельных системных недочетов, не против рыночной коррумпированности конкретных культурных персонажей или институтов, а против всего и вся, против капиталистического жизненного уклада, против эксплуатации, расового и классового неравенства, полицейского насилия и произвола крупных девелоперов, неуклонного роста безработицы и социальной незащищенности и т.д.» [3].
Так как фестиваль – это разновидность массового праздника, он должен выполнять функции праздника: рекреационную, компенсаторную, гносеологическую, коммуникативную, ценностно-ориентационную.
Благодаря фестивалям человек может освобождаться от груза будничных забот, тревог. Зритель или слушатель отвлекается от повседневной суеты, погружаясь в красочную праздничную атмосферу фестиваля. За это отвечает рекреационная функция.
Компенсаторная функция дает ощущение свободы. Человек наблюдает за театральными постановками, слушает лекции о свободе искусства, смотрит за нестандартными перфомансами. Все вместе это дает потребителю легкость, радость и ощущение, что он полон сил.
Фестиваль это не только праздник для глаз и слуха, но еще и место, где можно получить знания, причем от профессионалов, давно погруженных в искусства. На фестивали часто приглашают спикеров, устраивают чтения, лекции, предоставляют возможность поучаствовать в процессе создания объекта искусства, привозят книги, которые нельзя купить в массовых книжных магазинах. Это дает участникам фестиваля возможность приобрести социально полезное знание. За этот процесс отвечает гносеологическая функция.
Объединение людей, возобновление общественных связей, духовное сплочение – коммуникативная функция. На фестивальных мероприятиях возможно встретиться людям совершенно разных социальных статусов, возрастных категорий, пообщаться друг с другом, понять ход мыслей друг друга, ценностные ориентиры, поразмышлять над вечными темами. Также на время фестиваля в город зачастую приезжают гости из других стран. Они могут быть непосредственными участниками фестиваля или зрителями и слушателями. Так появляется возможность познакомиться с культурой других стран, с менталитетом, больше погрузиться в иностранные языки.
Искусство может понимать не каждый человек. Фестивали стараются донести простым языком, в виде развлечения, праздника, сложную информацию, высокие духовные ориентиры, морально-нравственные проблемы целых поколений. В, казалось бы, обычном перфомансе может содержаться целый манифест о свободе слова, в картине неизвестного художника отражаться важное историческое событие, повлиявшее на культуру страны. Неподготовленный к расшифровке смысла таких объектов искусства, но при этом окруженный людьми знающими и разбирающимися, фестивальный зритель будет неосознанно погружаться в эту информацию, изучать ее, чтобы самому в последствии расшифровывать непростые кроссворды, составленные художниками, музыкантами, деятелями искусства. В этом заключается ценностно-ориентационная функция.
Зрительская востребованность в проведении художественных фестивалей продиктована рядом культурных и социально-экономических факторов. Фестивали искусств оказывают существенное влияние на развитие мирового арт-рынка, представляя круг наиболее востребованных художников и их произведений, формируют спрос и предложение на те или иные художественные проекты. Сейчас фестивали искусств по общественному резонансу, культурному влиянию стали сопоставимы с музеями и выставочными центрами. Вполне естественно, что активное распространение подобного рода проектов привело к образованию разнообразных форм фестивалей искусств. По видам искусства фестивали можно условно разделить на театральные, музыкальные, кинофестивали, фотофестивали, фестивали изобразительного искусства. Это наиболее распространенные формы фестивалей на современном этапе.
Подразделение фестивалей по видам искусства является логичным принципом, позволяющим сделать акцент, выделить тот или иной вид искусства из огромного многообразия. Порой это разделение условно, поскольку довольно редко тот или иной фестиваль сосредотачивается только на определенном виде искусства, не затрагивая другие. И все же, как правило, в названии фестиваля обозначен превалирующий вид искусства, на котором основана концепция того или иного проекта.
Жанровая палитра стрит-арта крайне расплывчата: традиционно в нее включаются граффити, рисунок по трафарету или шаблону, грандиозные настенные росписи (муралы), окутывание зданий и сооружений в материю или ткани. Таким образом, жанровый репертуар стрит-арта практически неисчерпаем, к нему можно отнесли практически любые формы уличной активности.
Современные фестивали изобразительного искусства, построенные на стрит-арт движении, практически не имеют финансовых затрат, организаторов, спикеров и специально отведенной площадки. Стрит-арт зачастую возникает стихийно, покрывая всю городскую среду настенными росписями, и своей основной целью считает приспособление арт-объектов под городскую среду.
Коммерциализация уличного искусства, а также интерес государства в создании определенных арт-объектов и специализированных фестивалей приводят к массовой популярности такого движения, как стрит-арт. Е.И. Резникова в диссертации «Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство» пишет: «Фестивали искусств оказывают существенное влияние на развитие мирового арт-рынка, представляя круг наиболее востребованных художников и их произведений, формируя спрос и предложение на те или иные художественные проекты. За последние пять лет по своему культурному влиянию и общественному резонансу художественные фестивали если не превзошли музеи и выставочные центры, то, по меньшей мере, стали с ними вполне сопоставимы» [4].
Общественное мнение об уличном искусстве, стрит-арте формируется СМИ и официальной культурой. С.Н. Крылов в работе «К вопросу формирования стрит-арта как направления в искусстве» размышляет о правомерности такого движения, как стрит-арт и о том, какое отношение СМИ должно прививать массовому обществу, показывая те или иные сюжеты на телевидении, в материалах прессы или на радио [5]. Помимо потенциальных культурных конфликтов, стрит-арт часто становится предметом правовых разбирательств: одни считают художников стрит-арта «вандалами», другие придерживаются позиции, что стрит-арт движение – новое искусство, которое зародилось в эпоху трансмедийности, постмодернистского течения, и рассуждают о поэтике уличного искусства.
Современную литературу о стрит-арте можно разделить условно на несколько основных групп. О таком разделении пишут в статье «Стрит-арт и город» Н. Самутина и О. Запорожец [6]. Первая группа – это документации в книжно-альбомном формате, вторая группа – монографические работы о стрит-арте, авторы которых предпринимают попытку показать развитие этого феномена, третья группа – это статьи авторов, изучающих самих производителей стрит-арта, их мотивации и индивидуальные траектории.
Культуролог и философ Ж. Бодрийяр пишет о городе как о месте, оккупированном средствами массовой информации, знаками и кодами господствующей культуры: «Он весь представляет собой гетто телевидения, рекламы, гетто потребителей/потребляемых» [7]. Искусство стрит-арта стремится «выпасть» из организованного дискурса, установленной знаковой системой города. Именно по этой причине на телевидении мало сюжетов, программ, передач, посвященных искусству стрит-арта. Еще одной причиной становится правомерность его создания. Закон вынуждает художников идти на риск, а СМИ, в свою очередь, не может поддерживать нелегальное творчество, карающееся законом. В работе А.М. Галкина «Правовые проблемы стрит-арта» указано, что создание нелегального стрит-арта может квалифицироваться как административное правонарушение (ст. 7.17, 20.1 КоАП РФ) и даже преступление. Авторское право распространяется тольrj на физическое воплощение стрит-арта, в то время как права на его физическое воплощение остаются у собственника [8]. Есть стрит-арт художники, которые сотрудничают с городскими властями, имеют заказные и выставочные проекты, поддерживаемые государством, организовывают общими усилиями фестивали стрит-арт искусства. Такие сюжеты оказываются освещенными средствами массовой информации и не оставляют вопроса даже у самой консервативной публики, является ли стрит-арт искусством.
Такое влияние стрит-арт искусства на общество нашло отражение в контенте федеральных, а также региональных СМИ.
Журналистика в настоящее время может выступать в роли четвертой власти, оказывая существенное влияние на мнение общества. Таким образом, образ стрит-арт искусства может быть подан в СМИ как акт вандализма или наоборот, как новый формат современного искусства. Власти практически всегда реагировали на стрит-арт художников, как на вандалов, загрязняющих городскую среду. Работы методично закрашивали, а нанесение рисунка расценивалось как вандализм. На федеральном уровне изменение в имидже и культуре отдельных городов практически незаметно, но для медиа регионов такого рода информационный повод занимает не последнее по важности место в верстке выпуска газеты или сетке вещания телевизионного канала. Стрит-арт также захватил интернет пространство. На площадке YouTube существует множество каналов, посвященных фестивалям новых искусств. Таким стал канал «Vyksa Festival», на котором публикуются видео о процессе работ уличных художников. На YouTube канале этого фестиваля есть документальный фильм «Искусство простого человека». Это первая попытка разговора о современном искусстве в жанре документального кино и новых медиа. Художник, артистический директор фестиваля Федор Павлов-Андреевич и телеведущая, арт-критик Анна Монгайт задаются вопросами: «Нужна ли человеку, живущему в небольшом городе или деревне, работающкму на заводе или в шахте, современная культура? Хочет ли он сам быть участником арт-проекта или это миф, созданный художниками, которые зарабатывают, эксплуатируя «простого человека»?». Создатели фильма попытались ответить на эти вопросы и разобраться в новом феномене уличного искусства.
Еще одним событием интернет-пространства стал документальный фильм «Место 2020», который выложен на YouTube канал «Mesto Festival». Фильм повествует о проведении четвертого ежегодного фестиваля уличного искусства «Место», прошедшего в августе 2020 года в Нижнем Новгороде. В фильме собраны уникальные кадры процесса создания работ, интервью с художниками и организаторами проекта, а также моменты из церемоний закрытия и открытия фестиваля. Видеоряд подробного рассказывает об объектах фестиваля и показывает уникальный ландшафт Нижнего Новгорода, раскрывая его историю по-новому. Этот фильм можно назвать фильмом-дневником ежегодного фестиваля, так как в нем нашли отражение взгляды, мнения, философия непосредственно участников и организаторов.
Фильмом о современном искусстве и о личностях, которые за ним стоят, стал документальный фильм «В открытую». На канале «The Open Project» этот фильм 2018 года набрал более 180 тысяч просмотров. Зрители в комментариях под видео пишут: «Самый многосторонний фильм о граффити и стрит-арте в России. Звучит, как штамп, но это так. Культовая история. Спасибо всем», «Наша культура нуждается в таких ребятах и в таких фильмах. Только вперед». «В открытую» проливает свет на личности уличных художников, граффити-райтеров со всей России. В проекте приняли участие более 60 художников со всей страны, что позволило авторам фильма отразить современное состояние уличного искусства и продемонстрировать все многообразие стилей, техник, направлений и взглядов.
Таким образом, жанр документального кино о современном искусстве, о фестивалях уличного искусства довольно распространен в интернете, а именно на площадке YouTube. Благодаря профессиональному подходу и подробному исследованию фестивальных процессов эти фильмы расширяют кругозор зрителя, позволяют познакомиться с разными точками зрения как участников фестивального движения, так и представителей экспертного сообщества.
На отечественном телевидении преобладают другие жанры освещения фестивалей уличного искусства. Сетка вещания разных региональных телеканалов в период проведения в городе фестивалей искусств значительно изменяется. Например, на канале Россия 1 еженедельно, начиная с 7 сентября 2021 года, происходило освещение Samara Ground Festival в программе «Вести. Самара», а также ежедневно выходили статьи на официальном сайте ГТРК Самара, в которых читателям сообщалось как продвигается работа художников и какие новые арт-объекты успели появиться в Самарской области.
Еще один классический репортаж в рамках освещения фестиваля Samara Ground вышел в программе «Вести. Самара» 29 сентября 2021 года. Зрителей познакомили с одним из приглашенных участников Вячеславом Гуниным (SAV45) и с его арт-объектом, представленным в программе фестиваля. Художник расписывает трамвай, который сейчас можно увидеть на маршруте №1, подбирая специальные динамичные линии, чтобы подчеркнуть движение транспорта. Однако, еще десять лет назад такие росписи приняли бы за вандализм и на телевидении получился бы иной репортаж.
После проведения Samara Art Ground Festival выпуск программы «Утро Губернии» от 12.10.2021 года был посвящен уличному искусству. Ведущие в ходе небольшого ток-шоу попытались разобраться в жанрах уличного искусства, в правомерности рисования на зданиях города, в том, как горожане относятся к арт-объектам, как сами художники воспринимают фестивали, организованные городскими властями. Это первая попытка серьезного разговора о стрит-арте на региональном телевидении, в котором приняли участие представители различных городских сообществ, сами художники, юристы. Из этого выпуска зрители могут узнать об истории стрит-арта, о том, каким это искусство бывает и какую философию стараются вложить в арт-объекты художники. Когда стрит-арт может признаваться вандализмом и какие разрешения нужны, чтобы разукрасить стены и здания города – во всем этом разобрались Илья Кабоев и Александра Байдачная.
Таким образом, на региональном эфирном телевидении фестивальное искусство репрезентуется, чаще всего, в жанре короткого репортажа в выпусках новостей. В них содержится информация: что, где, когда и несколько сжатых интервью с художниками. Освещение же стрит-арта в цифровой среде, в том числе, в форме дневника фестиваля, документального фильма, экспертного интервью способно натолкнуть зрителя на мысль, что фестивали направлены не на развлечение и отдых, а на формирование культуры, эстетического вкуса и человеческих ценностей, так как в каждом арт-объекте автором скрыт определенный смысл, призыв к действию, который может быть понятен человеку, имеющим свою внутреннюю философию жизни и достаточно высокий культурный уровень.
About the authors
Valeria Klimova
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: Klimova.lerca@gmail.com
Студент
Russian Federation