PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF THE ATTITUDE OF HIGH SCHOOL STUDENTS TO A HEALTHY LIFESTYLE

Cover Page
  • Authors: Kamina M.1, Ivanushkina N.V.2
  • Affiliations:
    1. Samara State University , Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1.
    2. федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет)
  • Issue: No 2(21) (2022)
  • Pages: 178-182
  • Section: Pedagogy
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10434
  • ID: 10434

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the result of psychological and pedagogical diagnostics of adolescents' attitude to a healthy lifestyle, which was carried out with the participation of adolescents of the Volga Region Construction and Energy College named after P. Machnev. The level of formation of their health culture is revealed. Considerable attention in this work is paid to the selection of tools to identify the level of formation of attitudes to a healthy lifestyle of adolescents.

Full Text

В настоящее время в Российской Федерации актуальной проблемой является формирование здорового образа жизни населения и создание программ, позволяющих диагностировать их отношение к своему здоровью для дальнейшей организации психолого-педагогической работы по решению задач в рамках данного вопроса. Это обусловлено, с точки зрения И. Г. Андреевой, социально-демографическими показателями, а также данными статистики состояния здоровья детей и молодежи РФ. Из этого следует, что основной задачей образовательной политики в стране, является укрепление и охрана физического и психического здоровья подрастающего поколения, формирование ценностей здорового образа жизни [2]. В связи с этим особое внимание следует уделять решению этого вопроса, начиная уже с подросткового возраста, поэтому одной из главных целей Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, является формирование нравственно и физически здоровой личности. Вопросы о диагностике отношения подростков к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, использованию полученных знаний о здоровом образе жизни, воспитанию в себе негативного отношения к вредным привычкам, а также о разработке циклов занятий по проблеме исследования, являются не только актуальными, но и одними из важных для подрастающего поколения.

Рассматривая ключевое понятие нашего исследования, необходимо проанализировать такие термины как «здоровье», «образ жизни», «культура здоровья». Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [4]. Здоровье человеческого общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. «Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни» [3].

Анализ научной литературы показал, что «культура здоровья» это сознательная система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и общественного здоровья, слагающихся из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, а также ведения здорового образа жизни [5].

 О. Л. Трещева считает, что культура здоровья личности характеризуется: наличием позитивных целей и ценностей; грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности [4].

С формальной точки зрения, здоровый образ жизни – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку в юношеском или старшем возрасте едва ли рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же, при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы, комплекс привычек к здоровому образу жизни вырабатывается легко и закрепляется прочно на всю жизнь.

Формирование здорового образа жизни в подростковой среде – это сложный системный процесс. Он охватывает различные компоненты образа жизни современного человека и включает основные сферы и направления жизнедеятельности.

 

Условия и методы исследования

 

Наши исследования осуществлялись при участии обучающихся первого курса «Поволжского строительно-энергетический колледж имени П. Мачнева». Респонденты получают знания и практические умения по специальности «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». В группе обучается 28 студентов (27 подростков-юношей и 1 девушка). Средний возраст респондентов составил 15-16 лет. Самому старшему ученику из группы 19 лет 2 месяца, самому младшему - 15 лет и 6 месяцев. Данный возраст студентов первого курса, соответствует возрасту учащихся старших классов общеобразовательной школы. [1]

Методы, применяемые нами в исследовании: теоретические, эмпирические (анкетирование, опрос), качественные и количественные методы обработки результатов.

В качестве психодиагностического инструментария, были использованы следующие методики:

1)    опросник «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская);

2)    экспресс - диагностика качественных изменений в смысловой системе учащихся «Внутренняя картина здоровья» (автор Ю.В.Науменко);

3)    анкета «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (Автор В.Д. Пурин).

Кратко опишем психодиагностический инструментарий. Первым инструментом нашего исследования выступает опросник «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская) предназначенный для того, чтобы выявить отношение учащихся к здоровью, которое представлено как внутренний механизм к самоконтролю поведения и деятельности человека в сфере здоровья. Анкета состоит из 10 вопросов, которые можно распределить по четырем шкалам: когнитивной, эмоциональной, поведенческой, ценностно-мотивационной. Ответы на закрытые вопросы представляют собой, так называемые таблицы - наборы, которые содержат от 5 до 10 пронумерованных утверждений. Форма ответов на закрытые вопросы представлена в виде 7-балльной шкалы измерений. Респондент должен оценить каждое из предложенных утверждений в соответствии со степенью выраженности в них качества, заложенного шкалой.

Вторым инструментом нашего исследования является экспресс - диагностика качественных изменений в смысловой системе учащихся «Внутренняя картина здоровья» (Ю.В.Науменко). Её цель заключается в изучении характера ценностного отношения к здоровью респондентов.

Анкета «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» представлена в исследовании в качестве третьего инструмента, которая используется с целью определения причины не соблюдения здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – представляет профилактику болезней и укрепление здоровья. Именно поэтому в анкете представлены вопросы, ответы, на которых позволяют понять, имеет ли место быть профилактика болезней и укрепление здоровья в жизни испытуемых.

Содержание психолого-педагогических диагностических методик соответствует теоретическим сведениям о понятии ценности здорового образа жизни. Предлагаемые методики отличаются простотой и быстротой выполнения. Их можно проводить как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

 

Результаты и их обсуждение

 

Анализируя результаты, полученные в ходе реализации анкеты «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская), было выявлено, что когнитивный уровень понимания здорового образа жизни был представлен одним из самых высоких показателей диагностической методики. Он составил 92,6% от общего количества ответов респондентов, что показывает высокий уровень знаний подростков на «физиологическом» уровне об исследуемом понятии, то есть обучающиеся в состав понятия «здоровый образ жизни» включили такие критерии как «отсутствие болезней и вредных привычек» - 64,29% обучающихся, «занятия физической культурой и спортом» – единодушно подтвердили все участники опроса (100 %), «рациональное питание» отметили 71,43% подростков, участвовавших в исследовании, «различные процедуры по поддержанию своего здоровья» - 75% респондентов, «соблюдение режима дня» - 46,43%. Подростки отметили, что «основную информацию о здоровье и здоровом образе жизни» они получают от медицинских работников, СМИ, педагогов и других специалистов.

В целом результат диагностики показал, что большая часть респондентов считают, что наиболее существенным фактором, влияющим на их здоровье, являются образ жизни и вредные привычки-85,71%. Следующий фактор, который выделили студенты: недостаточная забота о своем здоровье 71,43% и качество медицинского обслуживания 67,86%. Средние показатели, который выделили испытуемые: особенности питания 42,86% и экология 35,71 %. На последнее место подростки поставили фактор «профессиональная деятельность» - 21,43%. По данной методике меньше всего были выражены показатели эмоционального, поведенческого и ценностно-мотивационного уровня, поэтому мы не приводим результаты, соответствующие ним.

Исходя из результатов данной диагностики, можно сделать вывод о том, что здоровье играет достаточно важную роль для подростков. Они понимают его ценность, но воспринимают его, в основном, на физиологическом уровне. Все подростки соблюдают режим дня, занимаются спортом и физкультурой, соблюдают режим питания и личную гигиену.

Анализ результатов по методике «Экспресс – диагностика ценностных представлений о здоровье» (Ю.В. Науменко) показал преобладание у подростков адаптационно-поддерживающего типа ценностного отношения к здоровью, что свидетельствует о том, что респонденты относятся к своему здоровью как к данности, на физиологическом уровне (рис. 1). Результаты первичной диагностики с использованием данного инструмента были представлены следующими цифрами: 50% респондентов показали «отсутствие сознательного отношения к здоровью», 43% подростков – «недостаточное осознанное отношение к здоровью», 5% обучающихся от общего числа участников опроса показали - уровень осознанного отношения к исследуемой проблеме, и всего 2% студентов колледжа продемонстрировали высокий уровень осознанного отношения к здоровью как ценности.

Рис. 1. Результаты первичной диагностики по методике «Экспресс - диагностика ценностных представлений о здоровье» (Ю.В. Науменко)

 

Анализ ответов подростков на вопросы анкеты «Что мне мешает вести здоровый образ жизни» (автор В.Д. Пурин) проводился с опорой на жизненный опыт респондентов до поступления в колледж. Результаты проведенной диагностики свидетельствуют о том, что значительная часть опрошенных обучающихся имели высокую степень помех в отношении ведения здорового образа жизни 60,71%. Средняя степень помех в ценностных представлениях о здоровье, была выделена у 17,85% обучающихся. Наименьшую осведомлённость в ценностном представление о здоровье имели 21,42% студентов. Респонденты выделили основные помехи ведения здорового образа жизни. Главное препятствие в ведение здорового образа жизни, студенты называли нарушения со своей стороны норм здорового образа жизни 75%. «Влияние дурной компании на улице» выделили 21,42% опрошенных. Подростки отметили, что недостаток свободного времени 50% и семейные проблемы 53,57%, также существенно влияют на ведение здорового образа жизни.  Такую помеху как «свободная продажа сигарет, пива и алкогольных напитков» выделили 3,57% подростков.

Анализ полученных данных по всем трем диагностикам показал, что респонденты понимают ценность здоровья, но преимущественно на физиологическом уровне, как отсутствие болезней и беспокойств. Их образ жизни уязвим от внешних воздействий. На данный момент студенты ведут здоровый образ жизни. Большая часть воспитанников имеет неустойчивые или слабо сформированные установки на целенаправленное ведение здорового образа жизни, слабую личную мотивацию на прививания хороших привычек. Также было определено, что в большинстве случаях в образовательных учреждениях мало программ по формированию здорового образа жизни студентов.

 

Заключение

 

В психолого-диагностическом исследовании был проведен теоретический и эмпирический анализ отношения старшеклассников-подростков к здоровому образу жизни. Положительно относятся к нему чуть большее количество обучающихся, более того, они охотно его реализуют. Анализ результатов так же показал, что большинство респондентов ведёт здоровый образ жизни частично, а малая часть не придерживаются его вообще. Результаты опроса показали, что основными причинами неведения здорового образа жизни стоит считать наличие вредных привычек.

Также в исследование был выявлен уровень информированности знаний старшеклассников-подростков о здоровом образе жизни. Нам удалось выяснить, что для большинства студентов - это совокупность «соблюдения правил здорового питания, физическая активность, режим труда и отдыха, отсутствие вредных привычек». Нас порадовал тот факт, что большинство опрошенных обучающихся предпочитает проводить свободное время, занимаясь спортом. Большая часть респондентов занимаются систематически физической культурой и спортом. Обучающиеся так же считают, что такой образ жизни способствует их успеху и развитию положительных качеств (дисциплина, самоорганизация). Очень радует тот факт, что большинство студентов все-таки задумываются о том, как они соблюдают требования к организации здорового образа жизни.

Анализ результатов диагностических методик показал, что формирование основ здорового образа жизни можно реализовывать с помощью организации психолого-педагогической работы, и начинать ее необходимо уже с возраста осознанного отношения к себе и своему здоровью. Хочется отметить, что большая часть респондентов считает, что «здоровый студент - это реальность», «это здорово!», тем самым показывая свое отношение к здоровому образу жизни. Цель данного исследования достигнута, задачи, поставленные перед его началом работы, выполнены.

×

About the authors

Maria Kamina

Samara State University , Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1.

Author for correspondence.
Email: masha4568@icloud.com

Kamina Maria Vladimirovna , student III course of Samara State University psychological department

Russian Federation

Natal'ya Viktorovna Ivanushkina

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
(Самарский университет)

Email: inw38641@mail.ru

Cand. Sc. (Pedagogy) of Samara State University psychological department

Russian Federation, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.

References

  1. Alibulatova A. M.-A. Psychological features of high school students // Digital Science, 2021. No. 2. pp. 45-48.
  2. Andreeva I. G. Federal State educational standard as a theoretical basis for the formation of a health culture // Bulletin of the Academy of Youth Tourism and Local History, 2017. No. 2. pp. 84-94.
  3. Magomaev M.M., Magomedova E.R. The essence, interrelation and differences of the categories "Lifestyle", "Standard of living", "Quality of life" // Issues of structuring the economy, No. 2, 2002, pp. 7-13.
  4. Preamble to the Charter (Constitution) of the World Health Organization. [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901977493 . (Date of reference: 05/25/2022).
  5. Sopko G. I., Pazyrkina M. V. Culture of health − the most important component of public education // Health saving education, 2013. No. 1(29). pp. 88-94.
  6. Treshcheva O.L., Karpeev A. G., Krizhivetskaya O.V., Tereshchenko A.A. Characteristics of the culture of personal health from the standpoint of a systematic approach // Omsk Scientific Bulletin, 2014. No. 1 (125). pp. 154-157

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies