BEGINNING OF PROFESSIONAL ACTIVITY A.Ya. BASS IN THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC CULTURE OF THE SAMARA REGION

Cover Page
  • Authors: Surdina E.1, Filimonova E.N.2
  • Affiliations:
    1. Самарский университет
    2. «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет)
  • Issue: No 2(21) (2022)
  • Pages: 94-99
  • Section: History
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10454
  • ID: 10454

Cite item

Full Text

Abstract

 

The article reveals the features of A.Ya. Bass (1930 - 2006) in the field of artistic culture of Kuibyshev in the 50-60s. 20th century AND I. Bass left a deep mark in the history of the spiritual culture of Kuibyshev - Samara in the second half of the 20th - early 21st centuries. Based on the study of numerous documents of the Samara Regional Art Museum and the personal fund of A.Ya. Bass analyzes the initial period of her activity, and also highlights the huge contribution of Annet Yakovlevna to the development and preservation of the cultural and historical potential of our region. Many years of tireless, truly titanic work of A.Ya. Bass were directed to the benefit of Samara and Samarans. Anneta Yakovlevna made the museum accessible to everyone. Thanks to her efforts, the inhabitants of our city and region have the opportunity to develop spiritually, contemplating works of art, many of which have long been hidden from the eyes of the audience.

Full Text

Многогранная творческая и профессиональная деятельность А.Я. Басс (1930-2006), советского и российского музейного работника, депутата Куйбышевского городского Cовета депутатов трудящихся по избирательному округу № 132 Октябрьского района города (с 5 марта 1961 по 3 марта 1963 гг.), члена Союза художников СССР и Российской Федерации, члена Международной ассоциации искусствоведов, заслуженного работника культуры РСФСР, лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства за сохранение и возрождение культурного наследия, творческое развитие музейного дела – яркое явление нашего времени. 

Изучение культурного наследия Самарской области невозможно без исследования деятельности А.Я. Басс как одной из ярких представительниц культурной и общественной жизни Куйбышева (Самары) второй половины XX – начала XXI вв. Следует отметить, что множество работ, написанных об А.Я. Басс, не имеют научного характера, поскольку авторы не ссылаются на источники. В научном отношении проблема остается практически не изученной.

Целью данной статьи является анализ начального этапа профессиональной деятельности А.Я. Басс в период 1950-1960-х гг., когда происходил процесс становления ее как руководителя Художественного музея, а также определение вклада Аннэты Яковлевны в развитие и сохранение культурно-исторического потенциала нашего региона. Для достижения данной цели были использованы документы Самарского областного художественного музея и личного фонда А.Я. Басс в Центральном государственном архиве Самарской области.

Аннэта Яковлевна Басс – достойный представитель самарской интеллигенции. Она активно занималась научной, преподавательской, публицистической, общественной деятельностью и много сделала для культурного развития края. Будучи личностью очень интересной и многогранной, она оставила для потомков огромное историко-культурное наследие. Это и ее работы по истории культуры, искусству и художникам, и «отвоевывание» архитектурных памятников для широкого пользования. 

Аннэта Яковлевна Басс родилась 16 апреля 1930 г. в Самаре, в купеческой еврейской семье. Она была очень активным ребенком, занималась в кружках Дворца пионеров [2]. В 1946 г. Аннэта Яковлевна закончила с серебряной медалью школу № 15 и поступила на исторический факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова на специальность «искусствоведение» [12, оп. 1, д. 45, л. 2]. По окончании университета она была направлена на работу научным сотрудником в Куйбышевский городской художественный музей [12, оп. 1, д. 48, л. 2].  В служебные обязанности молодого искусствоведа входило проведение экскурсий для посетителей музея [8, с. 76]. 1 апреля 1958 г. А.Я. Басс, 28-летнего искусствоведа, назначили директором Художественного музея, на тот момент самым молодым в Советском Союзе. В музее она проработала 54 года и 44 из них – в должности его руководителя. За этот долгий период Аннэта Яковлевна внесла огромный вклад в развитие, сохранение и приумножение культурного наследия нашего города, а для Художественного музея это была целая эпоха — «эпоха Басс» [9, с. 76].

Стараниями Аннэты Яковлевны музей переехал в 1989 г. из театра оперы и балета в здание на улице Куйбышева, 92. А.Я. Басс ходила в администрацию, писала Р.М. Горбачевой с просьбой о помощи, ночевала в этом здании, чтобы оно досталось музею. И теперь в этом особняке развернута основная экспозиция русского и зарубежного искусства. Всем жителям Самары хорошо знаком «дом с атлантами», который в 1990 г. отошел музею благодаря усилиям А.Я. Басс. 

В 1976 г. музеем были приобретены в селе Ширяево два исторических памятника: усадьба крестьянина И. Алексеева, в доме которого художники И.Е. Репин и Ф.А. Васильев работали и жили летом 1870 г., а также дом поэта А. Ширяевца с уникальными росписями народных мастеров в интерьере. Открылись и другие филиалы музея в области – Тольяттинская картинная галерея в 1987 г. и Новокуйбышевский выставочный зал в 1964 г., который из библиотеки в подвальном помещении превратился в настоящую художественную галерею. Когда возникло движение за возвращение исторического имени Самары, А.Я. Басс тоже приняла в этом участие, потому что она родилась в Самаре, и ее окружала старая часть города, напоминавшая об историческом прошлом. А.Я. Басс поддерживала творческую самодеятельность. Она предоставила хору «Vivat» помещение для концертов на безвозмездной основе [5].

Поскольку деятельность А.Я. Басс является поистине грандиозной, то возникает необходимость в более подробном изучению ее жизни, которую можно разделить на следующие этапы: 1930-1946 гг. – детские годы, которые прошли в г. Самаре; 1946-1953гг. – обучение на историческом факультете в г. Ленинграде, становление А.Я. Басс как искусствоведа, выбор дальнейшего профессионального пути; начало 1950-х – конец 1960-х гг. – начало профессиональной деятельности, становление А.Я. Басс как руководителя музея; с конца 1960-х до 2006 гг. – деятельность по сохранению культурного наследия края и включение г. Куйбышева (Самары) в пространство мировой художественной культуры.

Работа в провинциальном музее была далека от романтики и не ограничивалась только научными исследованиями. А.Я. Басс начала свою карьеру музейного работника в тяжелое послевоенное время. Штат работников музея в годы войны был сокращен до минимума, а оставшиеся сотрудники получали чрезвычайно низкую заработную плату. Во многих музеях наблюдалось катастрофическое состояние хранилищ, не был налажен должный учет произведений искусства, что очень мешало эффективности работы. Кроме трудностей, порожденных войной, на работе музеев негативно сказывалась утвердившаяся в 1930-е гг. недооценка их научно-исследовательской и хранительской функций. Идеологическая позиция ряда крупных музеев была признана неверной, что стало причиной закрытия многих музеев [7].

В 1953 г. в стране были созданы республиканские министерства культуры, однако они не имели эффективной методики или программы по управлению музеями, Управленческие кадры всех уровней отличались крайне низким культурным уровнем, поэтому специалисты с высшим образованием в крупных городах очень ценились. Такая система управления музеями действовала с 1950-х до конца 1980-х гг. [4].

Для Куйбышевского городского художественного музея 1953 г. был достаточно сложным. В протоколе производственных собраний сотрудников музея за февраль-октябрь 1953 г. А.Н. Михранян отмечал, что за пять с половиной месяцев работы музея посещаемость недостаточная и вызывает тревогу. Такое положение сохранялось, несмотря на принимаемые меры – распространение афиш, выходы на предприятия,  беседы, лекции, выступления и реклама на радио [11, оп. 1, д. 59]‎.

В 1953 г. А.Я. Басс была направлена на работу научным сотрудником в Куйбышевский городской художественный музей [12, оп. 1, д. 49, л. 1-3]. И сразу перед ней встает большое количество задач, с которыми столкнулся музей в послевоенное время: сохранение, расконсервация, восстановление исторических памятников и их хранилищ. Кроме того, интерес к историческому прошлому и культурному наследию страны в послевоенное время значительно возрастает [7]. «‎Сохранить оставшееся» – эти ориентиры, обозначившиеся на начальном этапе профессионального пути, легли в основу деятельности А.Я. Басс на протяжении всей ее карьеры.

Аннэту Басс, безусловно, можно назвать человеком «авангарда», ведь он сопровождал ее на протяжение всей музейной жизни. Август 1953 г. стал роковым для музея: по указанию Комитета по делам искусств РСФСР в Куйбышев прибыл старший инспектор для «чистки» музейных фондов. В акте на уничтожение числилось более четырехсот работ мастеров-авангардистов из «Союза русских художников», «Бубнового валета»,  «Мира искусства» [1]. Работы, конечно, не выставлялись и с 1920-х гг. лежали в запасниках, но теперь их было приказано уничтожить [10].

В 1950-х гг. «авангард» считался опасным упадническим искусством, а для многих специалистов музейная ценность этих произведений была отрицательной. А.Я. Басс только что пришла на работу в Художественный музей. О каких-то рискованных поступках речь идти и не могла, но она спрятала полотна, которые подлежали уничтожению. И хранила их, несмотря на доносы и выговоры.  Впоследствии, коллекция авангарда (К.С. Малевич, Н.Н. Попов) станет гордостью музея и объедет практически весь мир [10].  

В отчете о деятельности музея за 1953 г. мы видим, что приход А.Я. Басс заметно улучшил ситуацию. В 1953 г. началась подготовка к открытию в 1954 г. отдела Западноевропейского искусства. А.Я. Басс была идейным вдохновителем этого проекта [11, оп. 1, д. 62, л. 1]. Были подготовлены и приняты в городское лекционное бюро три научных сотрудника: А.Я. Басс, А.Д. Павлова, Д. Лебедева, которые готовили материал в течении года [11, оп. 1, д. 62, л. 2]. 

Среди массовых мероприятий, проведенных А.Я. Басс, были вечер, посвященный 60-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности народного художника СССР Б.В. Иогансона, а также организация искусствоведческого кружка для школьников. Занятия кружка начались с 3 октября 1953 г. [11, оп. 1, д. 62, л. 3]. О создании и деятельности кружка была организована специальная передача на радио [11, оп. 1, д. 62, л. 4]. Уже с 30 июля 1954 г. А.Я. Басс подписывает документы как исполняющий обязанности директора Куйбышевского Художественного музея [11, оп. 1, д. 65, л. 8-9]. 

За 1954 г. в связи с обновлением штата музея активизировалась научно-исследовательская работа. Был подготовлен каталог Куйбышевского художественного музея, куда были включены данные, установление которых считалось безнадежным делом, были уточнены и исправлены многие сведения, восставлены правильные названия картин. К музея каталогу были приложены сведения о художниках г. Куйбышева, представлявшие большую научную ценность [11, оп. 1, д. 70, л. 12]. Из музейного отчета за 1954 г. мы видим, что значительно расширились и укрепились связи музея с селом, со школами и другими учебными заведениями [11, оп. 1, д. 75, л. 1].

Была организована командировка А.Я. Басс в Москву и Ленинград для научно-исследовательской работы в фондах архивов и библиотеках. В архивах ею были найдены новые материалы о художниках, произведения которых находились в Куйбышевском в музее [11, оп. 1, д. 75, л. 1]. Следующая важная командировка была предпринята для сбора материала для чтения лекций на темы: «Комсомол в советском изобразительном искусстве», «Воспитательное значение искусства», «Великий русский художник Репин» [11, оп. 1, д. 79, л. 1]. 

В июле 1958 г., вскоре после того как Аннэта Яковлевна вступила в должность директора, в музее уже демонстрировалась выставка финского изобразительного искусства [3]. Это был один первых шагов А.Я. Басс как арт-менеджера, и действительно, было удивительно, что в провинциальном советском городе экспонируются произведения из страны «капиталистов и эксплуататоров». Выставка получила большое число положительных отзывов от знакомых, друзей и коллег, положительные отклики появились в прессе. Неожиданностью стала пришедшая в музей приветственная телеграмма от президента Финляндской республики У.К. Кекконена [8]. 

В конце 1950-х и в 1960-е гг. Сотрудниками музея под руководством Аннэты Яковлевны были обнаружены уникальные работы русских живописцев В. Боровиковского, А. Венецианова, И. Репина, Ф. Рокотова, В. Сурикова, В. Тропинина, была собрана коллекция произведений художников конца XIX – начала XX вв. [2]. 

Благодаря стараниям Аннэты Яковлевны, в июне 1961 г. была проведена передвижная выставка «Советская Россия», где было представлено более 400 произведений искусства: живописи, графики, скульптуры, театрально-декоративного искусства [8]. 

В сентябре 1962 г. состоялась выставка 44 репродукций зарубежных художников, организованная ЮНЕСКО. Ее прислали из Парижа в Куйбышевский художественный музей [3]. Тогда же проведена была еще одна замечательная выставка американского художника – Рокуэлла Кента, который предоставил музею 30 картин и 100 графических работ [8]. 

Активная профессиональная жизнь Аннэты Яковлевны не ограничивалась только проведением выставок. Её главной задачей было превращение музея в «сердце города», поэтому она никогда не сидела на месте, постоянно искала новые возможности для сотрудничества. В 1966 г. была проведена первая в стране конференция музеев провинций, в которой она приняла активное участие [8]. А.Я. Басс стала членом Союза художников и Международной ассоциации искусствоведов.

У Аннэты Яковлевны были хорошие отношения со всеми ведущими учреждениями культуры страны. Это давало ей возможность регулярно показывать жителям нашей области в экспозиции Куйбышевского художественного музея выставки из столичных музеев и других знаменитых коллекций. Так, в марте 1968 г. были показаны произведения западноевропейского искусства из фондов Государственного Эрмитажа [3]. 

Став директором музея, А.Я. Басс постоянно изыскивала возможность пополнить его коллекцию. Замечательной чертой Аннэты Яковлевны был талант собирательства. Именно благодаря этому качеству в отдел советского искусства Куйбышевского художественного музея от Министерства культуры СССР поступили картины со всесоюзных и республиканских выставок, а также были приобретены лучшие работы куйбышевских художников с областных и персональных выставок [2]. 

Еще в советское время в музее появилась коллекция икон. Собрать произведения иконописи было сложно, потому что в г. Куйбышеве и области  сотни редчайших старинных икон в годы богоборчества были уничтожены. Однако А.Я. Басс обладала удивительными коммуникативными способностями, у нее были прекрасные отношения со многими музейщиками и художниками, коллекционерами страны, к которым она обращалась за помощью, например, к музейщикам и реставраторам г. Ярославля. Искусство XVIII в., русское и зарубежное, искусство XIX в., искусство Востока – в основе всех этих коллекций были картины, собранные А.Я. Басс [2].

Одновременно с собирательской деятельностью Аннэта Яковлевна всеми способами продвигала свой музей как бренд. Для этого она сделала очень много и помимо выставок. Она была дружна со всеми директорами столичных музеев, устраивала конференции, сама постоянно ездила с лекциями и докладами.

Аннэта Яковлевна Басс оставила свой след и в науке. В 1965 г. она написала книгу «Художники города Куйбышева», а также множество статей  о творчестве художников Самарской губернии: «О Куйбышевских художниках»‎ (1959 г.) [12, оп. 1, д. 31.]; «‎Художники и зрители» (1964 г.) [12, оп. 1, д. 1]; «‎Куйбышевские художники на выставке «Советская Россия»» (1965 г.) [12, оп. 1, д. 2]. В путеводителе по Куйбышевскому художественному музею 1961 г. Аннэте Яковлевне принадлежат главы о русском искусстве второй половины XIX – начала XX вв. и о советском искусстве [8]. 

В 1960-1970-е годы Аннэта Яковлевна активно сотрудничала с Куйбышевским телевидением. В это время были написаны сценарии для телевизионной передачи «Палитра» [12, оп. 1, д. 24-25.]. К 100-летию музея местным телевидением был снят фильм о музее «Дом на Дворянской» (в трех частях). Автором сценария фильма была А.Я. Басс [2]. 

Важным направлением в профессиональной деятельности А.Я. Басс была ее педагогическая работа. С 1957 г. она в течение 20 лет читала курс лекций по истории русского и советского искусства в Куйбышевском педагогическом институте, с начала 1970-х гг. до 1995 г. – лекции по истории искусства и художественной культуры Самарской области в Самарском (Куйбышевском) государственном университете. В 1980-х гг. в течение 2-х лет этот же курс Аннэта Яковлевна читала в Куйбышевском институте культуры.

Аннэту Яковлевну часто называли человеком с самарским характером. Басс с этим не спорила, Самару она любила как никакой другой город. С ним ее связывала семья, друзья, музей, поэтому не удивительно, что она принимала активное участие и в общественной жизни Самары. 

 С 5 марта 1959 г. по 3 марта 1961 г. А.Я. Басс являлась депутатом Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся. С 15 марта 1961 г. она была председателем культурно-просветительной комиссии Куйбышевского горсовета, членом президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры [6]. 

Любовь к музею, к людям, к Самаре, России прошла через все дела и поступки Аннэты Яковлевны. Её самоотверженное служение музею и искусству нашего города является ярким примером настоящего патриотизма. Умерла А.Я. Басс в 2006 г.

Подводя итоги, следует отметить, что многие годы неустанного, поистине титанического труда А.Я. Басс были направлены на благо Самары и самарцев и не были напрасны. Аннэта Яковлевна сделала музей доступным для всех. Благодаря ее стараниям у жителей нашего города и области появилась возможность духовно развиваться, созерцая произведения искусства, многие из которых долгое время были скрыты от глаз зрителей. 

Аннэта Басс – легендарная фигура в российском музейном мире. Она внесла огромнейший вклад в развитие, сохранение и приумножение  культурного наследия Самарской области. Музей для нее был сердцем города, к которому нужно относиться с особым трепетом и уважением. Создав уникальную коллекцию произведений искусства в Самарской области, А.Я. Басс словно бы раздвинула временные и пространственные границы, открывая нам творчество художников разных стран и эпох.

×

About the authors

Ekaterina Surdina

Самарский университет

Email: assistantstalina@gmail.com
Russian Federation, ул. Московское шоссе, д. 34, г. Самара, 443086

Elena N. Filimonova

«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
(Самарский университет)

Author for correspondence.
Email: festina@list.ru

к.и.н., доцент кафедры отечественной истории и историографии

Russian Federation, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, д. 34.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies