HISTORICAL STORIES IN CHILDREN'S MAGAZINES OF A.O. ISHIMOVA (1840-1860s)

Cover Page
  • Authors: Taisheva A.1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
  • Issue: No 2(21) (2022)
  • Pages: 100-103
  • Section: History
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10664
  • ID: 10664

Cite item

Full Text

Abstract

The article represents a perspective trend of historical research: the history of dissemination and popularization of historical knowledge; it contains an analysis of the historical stories published in the magazines of the first professional children's writer in Russia, A.O. Ishimova, in the 1840-1860s. In the study, the author examines the content of the first Russian children's magazines Zvezdochka and Luchi, and reveals the prerequisites for the emergence of such a phenomenon as historical stories on the pages of periodicals for children. She identifies the key features of magazines for children and preteens, distinguishes differences in the style of narration for young readers, and draws conclusions about the sociocultural significance of the historical education of children for society as a whole.

Full Text

Вопросами типологии периодических изданий, адресованных читателям различных возрастных и гендерных групп, а также вопросами деятельности авторов, писавших для детей и юношества, занимались и занимаются ныне многие историки отечественной литературы и журналистики. Однако в современной историографии отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные конкретным разделам детских периодических изданий, в частности, совсем не изучены исторические рассказы, размещенные на страницах детской периодики, их социальная значимость для юного читателя.

Середина XIX в. характеризуется расцветом отечественной журналистики для детей. Журналы формировали художественный вкус детей и юношества, возбуждали интерес к чтению, готовили к восприятию взрослой серьезной литературы. Именно в это время выходят любопытные издания, среди них «Звездочка» и «Лучи» первой профессиональной детской писательницы среди женщин в России Александры Осиповны Ишимовой (1801-1881 гг.). Впервые на страницах детской периодической печати появляются исторические рассказы, которые открывают для ребенка удивительный мир «случаев и происшествий» [1, с.146].

А.О. Ишимова – автор знаменитой книги «История России в рассказах для детей». В литературе она дебютировала как переводчица, но однажды одна из ее знакомых дам высказала мысль: почему бы не написать русскую историю для детей? И в августе 1834 года Александра Осиповна начала работу над собственным проектом. За основу была взята «История государства Российского» Н.М. Карамзина, которую писательница прочла несколько раз [2, С.2]. В.Г. Белинский отмечал, что рассказ Ишимовой «до того картинен, жив, увлекателен, что чтение ее истории есть истинное наслаждение»; он предназначался не для детей, которым чтение истории, какой бы то ни было, совершенно бесполезно, потому что для них в ней нет ничего интересного и доступного, а для молодых, взрослых и даже старых людей. Критик подчеркивал, что история не существует для «детей»: она возможна только для возникающего сознания, которому становится возможным отвлеченное представление о народе, государстве и человечестве, как идеальных личностях. «Тем менее может быть интересна и понятна для детей частная история, чуждая общих элементов, со странными именами. И не у дитяти закружится голова от непроходимой чащи Ростиславов и Мстиславов, от междоусобных браней, чуждых общего значения.... Рассказ есть одно из главнейших достоинств историка: мало того, чтоб верно излагать факты и события, необходимо, чтобы эти факты и события непосредственно запечатлевались в уме и воображении читателя, а глаза его видели не одни буквы, но и картины. В этом отношении г-жа Ишимова обладает необыкновенным талантом...». В своем литературном творчестве А.О. Ишимова старалась приблизить слог произведений к разговорной речи, писала живо, красочно [3, с.44].

В 1841 году Ишимова получила разрешение издавать журнал. «Звездочка» –единственный в то время частный воспитательный журнал для детей, который издавался до 1863 года. С 1850 года журналов, издававшихся Ишимовой, стало два – «Звездочка» для детей младшего возраста, 5-10 лет, «Лучи» для старших читательниц в возрасте 9-14 лет [4, с. 188].

Тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в том столетии. Журналы были направлены на обучение детей, поэтому должны были соответствовать определенным правилам, обозначенным властью. Николаевская эпоха – время проникновения государственной идеологии в общественную жизнь, в частности, в области просвещения. Журналы Ишимовой занимались возвышением царской власти и христианской церкви в глазах юных читателей [5, с.51].

«Звездочка» состояла из двух отделений: в первом было 6-7 произведений, во втором – 2-3. Тематика рассказов была различной: повествования о небе и светилах его, поучительные истории, нравственные «беседы». Отдельную тему составляли исторические рассказы. В каждом выпуске присутствовало 1-2 произведения, в которых раскрывались особенности такой науки, как история [6, с.78].

В «Лучах» уже появились конкретные разделы: 1. Словесность. 2. Науки. 3. Новые книги. 4. Смесь. Хотелось бы отметить, что по сравнению со «Звездочкой» произведения объединялись по конкретным темам. Исторические рассказы в новом журнале оказались в разделе «Науки», и численный их состав был 2-3 текста [7, с.2].

Обратимся к содержанию исторических рассказов журнала «Звездочка». Интересно, как умело автор статей подбирает значения слов, непонятных для юного читателя. На странице журнала перед ребенком выстраивается целый ряд терминов: «человеческий род», «народ», «государство», «власть», «государь». А сама история объясняется ребенку следующим образом: «Рассказ о жизни народа составляет особую науку и имеет особенное название, которые ты вероятно слыхивал. Такой рассказ называется историей. Слово это греческое и по-настоящему значит просто рассказ или повествование. История – одна из самых занимательных и полезных, одна из необходимейших наук. История есть наука, которая изображает в связном рассказе существенные перемены в жизни народов, или, пожалуй, государств». Примечательно, что автор будто беседует с юным читателем, предлагает окунуться в мир «случаев и происшествий». В другом выпуске мы можем увидеть даже объяснение предмета исторической науки. Так, автор объясняет читателю, что история занимается прямо непосредственно человеком, и что это отличает ее от других наук [8, с.91].

Слог «Звездочки» более адаптирован для младшего возраста, мы можем увидеть, что автору было важно донести такую сложную информацию для детского восприятия, и здесь на помощь приходят средства художественной выразительности – в том числе сравнение: так, например, народ – «человек, который рождается, растет и умирает» [9, с. 91]. В «Лучах» беседа ведется с более взрослым и понимающим ребенком, поэтому отсутствует стремление объяснить многие термины, однако сохраняется тот же эмоциональный диалог, наполненный живыми описаниями [10, с. 3].

В одной из статей было подчеркнуто, что «Звездочка» намерена доставлять иногда рассказы, извлекая их из сочинений в таком роде, от которых не требовалось краткости [11, с. 184]. Такую же традицию мы можем наблюдать и в «Лучах». И, действительно, все исторические рассказы, размещенные на страницах журналов, представлены в полном виде и не подвержены сокращению. Героями журнальных публикаций стали: Ассур, Семирамида, Петр Великий, Аттила, Нарзес, Альбоин и др. Интересно, что авторы стремились описать исторического деятеля прежде всего как выдающуюся личность, с присущими ей качествами. Об этом говорит, например, фраза: «Что может быть прекраснее этой простоты и искренности величайшего из государей! Какие примеры он подает нам, милые дети во всех случаях жизни» [12, с. 205]. Примечательно, что на страницах обоих журналов главными героями становятся не только деятели, но и исторические явления, события: так, например, в одном из выпусков «Звездочки» описывается история Академии Художеств, уделено внимание описанию картин великих мастеров, а в «Лучах» приведена история отдельных городов [13, с. 131].

В «Лучах», в отличие от «Звездочки», появляется периодизация истории: рассказы из Древней истории, рассказы из Средней истории, однако границы ее достаточно размыты. Еще одной особенностью является то, что в «Лучах» были представлены не только рассказы, посвященные историческим деятелем, как это было в «Звездочке», но и чертам русского народного воспитания, т.е. история не рассматривалась только как рассказ о лицах и событиях, она раскрывалась для читателя как нечто большее, дающее ответы и на моральные запросы общества [14, с. 64].

Заслуживает внимания, что в «Лучах» автор знакомит читателя с описанием быта и материальной культуры отдельных народов, чего не встретить в «Звездочке»: именно в этих рассказах мы можем найти подробное описание жилища Аттилы, его одежды, привычек, также можно встретить и этнографические сведения, например, традиции гуннов, особенности их менталитета. [15, с.10]. Такие подробные описания позволяют юному читателю ощутить особенности каждого народа, открыть для себя мир этнографии.

На страницах обоих журналов отсутствуют сноски, однако знак * поясняет значение непонятных для ребенка терминов. Можно отметить еще одну важную особенность – появление такого словосочетания, как «историки говорят», т.е. ребенку объясняется, кто такой историк, какие стоят перед ним задачи, указывается, что текст должен быть подкреплен достоверными фактами. Автор поясняет, откуда был взят фрагмент, сожалеет, что не может разместить больше, и дает ссылку на те книги, где можно в большем объеме ознакомиться со сведениями по данному вопросу [16, с. 27].

Таким образом, исторические рассказы на страницах детских периодических изданий середины XIX в. стали совершенно новым явлением и во многом были связаны со становлением исторической науки в целом. Появилась история для детей: живая, красочная (только еще без иллюстраций на тот момент) и наполненная деталями. Можно сказать, что слог этих рассказов действительно был адаптирован для детского восприятия, каждый текст написан легко и увлекательно. Юный читатель благодаря журналам постепенно познает такую науку, как история, через рассказы об исторических деятелях, о явлениях, событиях, расширяет свой кругозор и наполняет разум – в этом и состоит социокультурная значимость исторических рассказов на страницах детской периодической печати.

×

About the authors

Albina Taisheva

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Author for correspondence.
Email: taisheva.fa@gmail.com
Russian Federation

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies