Peculiarities of women's criminality
- Authors: Belousova S.E.1, Kanashina O.A.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: No 1(22) (2023)
- Pages: 152-157
- Section: Jurisprudence
- Published: 29.12.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/22363
- ID: 22363
Cite item
Full Text
Abstract
Women's criminality is an element of the general criminality of citizens. As a social phenomenon, it has a certain specificity, which is the subject of research of many criminologists.
This article reviews the general situation of women's crime in Russia on the basis of statistical data from the Ministry of Internal Affairs, the Prosecutor General's Office and the Federal State Statistics Service of the Russian Federation, as well as the features typical of women's criminality, among which the characteristics of women committing crime, areas of criminal activity, motives, methods of crime specific to women, and characteristics of victims of crimes committed by women were highlighted.
Full Text
Условия и методы исследования
Наши исследования особенностей женской преступности осуществлялись посредством изучения учебной и научной литературы по криминологии, анализа официальных статистических данных, представленных Министерством Внутренних Дел, Генеральной Прокуратурой и Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации (Росстат).
На основании полученных данных и их анализа нами были выделены определенные характерные черты для женской преступности и её специфика.
Результаты и их обсуждение
Женская преступность представляет собой подсистему общей преступности, с которой она органически взаимосвязана и которая образуется из преступлений, совершаемых лицами женского пола [1, 2].
Статистические данные позволяют нам говорить о том, что во всех странах женщины составляют малую часть среди общего числа лиц, совершивших преступления.
В Российской Федерации согласно официальным статистическим данным Министерства Внутренних Дел Российской Федерации за 2018 год женщин, совершивших преступление, насчитывалось 145 486, что составляло 15,6% от общего числа лиц, совершивших преступление; за 2019 год количество женщин, совершивших преступление, равнялось 142 505 (16,1% от общего числа лиц, совершивших преступление); за 2020 год число женщин, совершивших преступление, составило 136 318 (16,0%); за 2021 год – 137 734 (16,2%) и за 2022 год – 133 507 (16,3%) (диаграмма 1).
Диаграмма 1. Лица, совершившие преступления в РФ за период 2018–2022 гг.
Таким образом, за пять лет доля женщин среди лиц, совершивших преступление, является примерно одинаковой, и динамика составляет 0,1–0,5% [3, 4, 5, 6, 7].
Изучение женской преступности является актуальным, поскольку данное негативное социальное явление сохраняется в обществе, каждый год к уголовной ответственности за совершение преступных деяний привлекаются более ста тысяч женщин, и, кроме того, с изменениями общества, его жизнедеятельности меняется и женская преступность (женщины вовлекаются в совершение новых преступлений, которые ранее были для них не свойственны, используют новые средства, способы совершения преступных деяний и т. д.).
В настоящее время встречаются мнения о том, что происходит стирание различий между мужской и женской преступностью, но несмотря на это женская преступность обладает определенными особенностями.
К особенностям женской преступности можно отнести следующее:
- Социально-демографическая характеристика женщин, совершающих преступление.
По данным Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации за 2021 год женщина, совершающая преступление, в большинстве случаев является гражданкой Российской Федерации (98,02%), имеет среднее профессиональное (34,96%) или начальное и основное общее образование (31,79%), находится в возрасте 30-49 лет (60,15%) и является лицом без постоянных источников доходов (67,68%) (диаграммы 2 и 3).
Характерно, что данные показатели остаются практически неизменными за последние пять лет [8].
Диаграмма 2. Образование и возраст женщин, совершивших преступление.
Диаграмма 3. Социальный состав женщин, совершивших преступление.
Среди женщин, совершивших преступления, высока доля тех, кто не состоит в браке. Однако отмечается, что к моменту совершения преступлений более половины женщин были замужем. Семья для женщины является сдерживающим фактором, но тяжелая обстановка в доме и распад семьи зачастую служат непосредственным поводом к совершению женщинами преступлений.
Кроме того, большинство женщин, совершивших преступления, имеют устойчивые отклонения в нравственной сфере, выражающиеся в отсутствии положительных установок (особенно у женщин, совершающих корыстные преступления), в злоупотреблении алкоголем, наркотическими средствами, в сексуальной распущенности [9].
Также необходимо отметить, что для многих женщин характерны следующие криминогенные свойства: конформность, наличие обостренного чувства вины (это качество, относится к криминогенным, так как часто проявляется в попытках криминальными способами вернуть доверие, загладить дурное впечатление от поведения в прошлом и используется преступниками мужского пола для вовлечения в криминальную деятельность), гипертрофированное беспокойство за свое будущее и будущее своего потомства, повышенный уровень тревожности, эмоциональная ранимость, обидчивость, снижение волевых качеств и самоконтроля при попадании в сложную, экстраординарную обстановку [1].
- Сферы, в которых женщины совершают преступления.
Женская преступность отличается от мужской соотношением корыстных, насильственных, а также иных преступлений. Многие ученые-криминологи отмечают, что женщинам свойственно совершать преступления, связанные с их профессиональной деятельностью и с их семейно-бытовыми отношениями, однако данными направлениями преступные деяния, совершаемые женщинами, не ограничиваются.
На основе анализа официальных статистических данных, представленных Федеральной службой государственной статистики в сборнике «Женщины и мужчины России» 2022 года, можно отметить, что доля женщин, совершивших определенное преступление от всех его случаев в 2021 году, составляет для кражи – 16,9%, мошенничества – 31,7%, присвоения и растраты – 37,7%, взяточничества (ст. 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ) – 13,9%, незаконного предпринимательства – 12,6%, а также для умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – 18,0%, убийства и покушения на убийство – 14,6%, хулиганства – 3,5%, незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – 10,4%, грабежа и разбоя – 7,5% и 3,3% соответственно (диаграмма 4) [10].
По сравнению со статистическими данными за 2019 год доля женщин, совершивших убийство или покушение на убийство, кражу, незаконное предпринимательство, взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ), хулиганство и незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, увеличилась примерно на 0,2%–1,4% в зависимости от составов преступления. В то же время в 2021 году уменьшилась доля женщин в совершении таких преступлений, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, мошенничество, присвоение и растрата [11].
Диаграмма 4. Преступления, совершаемые женщинами.
Таким образом, женщины совершают преступные деяния насильственного характера, значителен вес преступлений корыстной направленности, среди которых наиболее распространены кражи, мошенничество, присвоение и растрата.
- Мотивы совершения преступлений женщинами.
Существуют различные мотивы, которые подталкивают женщин на совершение преступлений. В частности, среди них можно выделить следующие:
1) Защитные или реакционные мотивы (например, самооборона).
Исследования показывают, что защитные мотивы являются основной мотивацией агрессивного поведения женщин. Так, большинство женщин, совершающих преступления в семейно-бытовой сфере против своего партнера, подвергались домашнему насилию [12]. Внутрисемейная жестокость, направленная против женщин, влечет за собой определенные последствия для их психического здоровья, поскольку избиваемые женщины имеют большой риск развития депрессивной патологии. В результате длительной, часто многолетней, пролонгированной психогенно-травмирующей ситуации, связанной с внутрисемейным насилием, избиваемая женщина может совершить опасные агрессивные действия, особенно в момент, когда давление, создаваемое ситуацией, достигает наивысшей критической точки, и жертва и агрессор меняются местами [13].
2) Месть.
Женщинам присуща целая система внутренних позитивных ценностей, в соответствии с которыми, они строят свое поведение. В качестве способа достижения справедливости некоторые из женщин выбирают противоправное поведение, одной из форм которого являются насильственные преступления, кражи, присвоение или растрата.
3) Утверждение или самоутверждение.
Отмечается, что есть типы женщин-преступниц, смыслом преступного поведения которых является, прежде всего, утверждение себя на социальном, социально-психологическом или индивидуальном уровнях. Это обусловлено тем, что для женщин в большей по сравнению с мужчинами степени важны оценки других людей и то, какое впечатление они производят [9].
4) «Вещизм» (ониомания), предполагающий тягу к завладению модной, дорогостоящей одеждой и предметами личного обихода, что также становится поводом к корыстным преступлениям [1].
Выделяют также другие мотивы совершения женщинами преступных деяний, например, такие как привлечение внимания партнера, ревность, проявление гнева, совершение преступления на благо семьи и т. п.
- Жертвы преступлений, совершаемых женщинами.
Ученые-криминологи отмечают, что для женской преступности характерно, что в большинстве случаев преступное деяние направлено на тех лиц, с которыми женщина в силах справиться.
При этом отмечается, что насильственные преступления совершаются женщиной в основном в отношении тех лиц, которые связаны с ней родственными, эмоциональными или интимными связями, при этом наиболее частыми жертвами оказываются дети и мужья. Эти данные отражают специфические социоролевые функции женщин, а именно значимость для них переживаний личного, внутрисемейного плана и, соответственно, наибольшую ранимость именно в этой области взаимоотношений [13].
- Способы, используемые женщинами при совершении преступлений.
Способы совершения женщинами преступлений зависят от их психофизиологических свойств и от определенных обстоятельств, например, вида преступления и против кого данное преступное деяние будет направлено.
Для одних преступлений характерно участие женщины в соучастии (например, в качестве «приманки», чтобы привлечь или отвлечь внимание окружающих при совершении преступления, или в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; мошенничестве, разбое и др.), а для других – единолично (например, убийство новорожденного ребенка, магазинные кражи и пр.).
Также женщины зачастую пользуются доверием со стороны окружающих (например, при мошенничестве).
Кроме того, ученые-криминологи отмечают, что при совершении насильственных преступлений, женщины нередко проявляют неординарную жестокость, что носит в данных ситуациях характер разрядки, катарсиса и обладает эффектом эмоционально-психологической компенсации за все пережитые женщиной издевательства, унижения и длительные страдания [1].
Заключение
Таким образом, женская преступность остается актуальным явлением для изучения и исследований в рамках криминологии, обладает рядом особенностей, связанных с личностью женщины-преступницы, преступлениями, которые женщины чаще всего совершают, мотивами, побуждающими к совершению преступления, а также особенностей, связанных с категориями лиц, против которых преступное деяние совершается, и со способами совершения преступлений женщинами.
Выделение особенностей женской преступности способствует не только понимаю специфики данного феномена, но и вырабатыванию мер предупреждения увеличения женской преступности, способов борьбы с ней.
About the authors
Svetlana E. Belousova
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: s.bel-21@yandex.ru
Студент 2 курса Юридического института
Russian Federation, 443011, Russia, Samara, Academika Pavlova St., 1.Olga A. Kanashina
Samara National Research University
Email: kanashinaoa@yandex.ru
SPIN-code: 2087-4623
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Юридического института Самарского университета.
Russian Federation, 443011, Russia, Samara, Academika Pavlova St., 1.