TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE DAILY LIFE OF PEASANTS OF THE POST-REFORM PERIOD
- Authors: Leutina V.C1
-
Affiliations:
- Самарский университет
- Issue: No 1(22) (2023)
- Pages: 50-54
- Section: History
- Published: 29.12.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/22540
- ID: 22540
Cite item
Full Text
Abstract
The article discusses the changes that took place in the everyday life of peasants in the second half of the 19th century. Particular attention is paid to the organization of family and labor relations, cultural and everyday customs in peasant families. In the Samara province, socio-economic processes were distinguished by a certain specificity, caused by the formation of a region of commercial grain production, which determined the specific type of peasants. The difference between the northern and southern counties was explained by the level of development of capitalist relations and the preservation or erosion of traditional foundations. The analysis of the study showed that the presence of remnants of serfdom hindered the development of the village, however, with the penetration of capitalist relations, the process of decomposition of traditional foundations began.
Full Text
Вторая половина XIX века в истории России отмечается как время важных преобразований, которые затронули все сферы общественной жизни. В рассматриваемый период проведена реформа отмены крепостного права, деревня встала на путь перемен в сфере экономических и социальных отношений. Новые социально-экономические реалии, в которых оказались русские крестьяне после отмены крепостного права, привели к некоторой эволюции сложившихся веками культурно-бытовых традиций и формированию новых. Российская империя в пореформенное время оставалась аграрной страной, где от развития сельского хозяйства зависело состояние экономики в целом. Главным занятием населения Самарской губернии служило земледелие, так как этот регион являлся одним из наиболее благоприятных районов для его развития. Одним из компонентов сельскохозяйственной культуры являлись приемы обработки земли. В Самарской губернии преобладала трехпольная система: озимые, яровые и пар. В южных уездах употреблялась залежная система. Существенным минусом в Самарской губернии было отсутствие многопольного посева.
Самарская губерния принадлежала к числу Юго-восточных губерний Европейской России. По характеру почвенных, климатических и экономических условий губерния разделена на две совершенно разнохарактерных полосы – северную и южную, рубежом между которыми является река Самара. В состав северной (черноземной) полосы входили уезды: Ставропольский, Бугульминский, Бугурусланский и расположенные по правому берегу реки Самары части Самарского и Бузулукского уездов. Южная (степная) полоса включала в себя остальную часть губернии. Все пространство северной полосы отличалось холмистым рельефом. Южная степная полоса губернии представляла собой открытую местность [1]. Губерния относилась к разряду многоземельных, где избыток земли, сравнительно с рабочими силами, влек за собой все последствия относительной дороговизны труда и дешевизны наемных земель из первых рук. Преобладающее господство хлебопашества оттеснило на самый задний план все другие отрасли сельского хозяйства. Еще одним фактом, свидетельствующим о том, что губерния преимущественно земледельческая, являлось то, что главным предметом торговли города Самары являлись хлебные продукты. Хлебопашество в крае составляло преобладающее занятие жителей, а из зерновых первое место принадлежало пшенице, особо пользовалась популярностью мука, получаемая из самарской пшеницы белотурки. Озимая рожь преобладала в северной полосе губернии. Также в крае возделывался овес, греча, ячмень, просо и горох. Посевы льна и конопли не значительны [2].
В пореформенный период крестьянство по большей части оставалось консервативным. Сохранялся базовый набор культур для посева: пшеница, рожь, ячмень, репа, и т.д. Сроки высева были целиком во власти традиции как по отношению к озимым, так и к яровым [3]. Обработка земли производилась традиционными орудиями земли. Стандартный набор сельскохозяйственных орудий был практически одинаков во всех губерниях: это борона, коса, серп, цеп, каток, мялка. Крестьяне не стремились приобретать усовершенствованные орудия труда, так как, во-первых, цены на орудия были сравнительно дорогие, а во-вторых, площадь крестьянской земли была небольшой, и одному заводить оборудование было не выгодно. Во второй половине XIX века значительное распространение получили промыслы, так как они являлись важным подспорьем в бюджете крестьянского хозяйства. В основном промыслы Самарской губернии были связаны с сельско-хозяйственными работами. Звериных промыслов в губернии практически не было, рыбные же промыслы были достаточно обширны по реке Волге, где в летнее время работало более трех тысяч человек [2].
Консервативность крестьян объяснялась их опасением нововведений. Вековые традиции, гарантировавшие минимальный урожай, низкий уровень сельскохозяйственных знаний обрекали крестьянское хозяйство на стагнацию, а их самих неспособными использовать в должной мере агрономическую помощь земства [4]. В пореформенное время часть крестьян постепенно стала использовать новшества в хозяйстве и быту. Одним из средств такого проникновения в крестьянскую среду было отходничество. Вернувшиеся из города крестьяне подрывали традиционный уклад, приносили новаторские идеи.
А. Н. Энгельгардт, известный знаток крестьянского быта, описывал особенности крестьянского индивидуализма. Сельские обыватели, видя примеры более выгодной и оплачиваемой работы на барина в городе, часто оставляли землю и уходили в батраки, сознание крестьян, ушедших работать в город, резко отличалось от «мужика-хозяина-земледельца», что проявлялось в нравственном поведении, а также исчезновении того сакрального отношения к земле, как матушке, кормилице [5]. Развитие товарно-денежных отношений способствовало качественным, структурным и социальным сдвигам в деревенской среде. Повсеместным явлением стала ориентация землепашцев на производство товарной продукции. А. Н. Энгельгардт утверждал, что нововведения для крестьян были «чрезвычайно косны» и с трудом принимали какое-либо новое дело. Так обстояла ситуация и с посевом льна, клевера, введением в корм скота конопляной жмаки (т.е. выжимки, остатки) и пр. Однако со временем, если они видели положительный результат, то сразу же старались это внедрить в свое хозяйство [5, с. 385].
Следует учитывать, что крестьянство, с одной стороны, становилось более самостоятельной в экономической сфере, а с другой стороны, развитию их умений и навыков мешала традиционность и предусмотрительность, общей чертой всех человеческих погрешностей пореформенного устройства была чрезмерная осторожность [6]. Своеобразная обстановка деревенского быта, где личность крестьянина была подавлена под гнетом общественного начала, не могла не наложить отпечаток на хозяйственный уклад сельского населения: она притупила в крестьянине энергию, предприимчивость [4].
Практически вся жизнь крестьянина-земледельца протекала в рамках семьи. Именно в семье сохранялись и передавались от поколения к поколению производственные навыки, этические нормы, традиции устного народного творчества. В народном быте Самарской губернии еще сохранялась большая семья, хотя эта форма начинает постепенно вымирать. Всякий экономический кризис увеличивал дробимость семей, таково было влияние голода 1873 года. Крестьяне относились к разделам семьи как к неодолимой нужде в связи с трудностями в хозяйстве, иначе они не предпочли разъединять семью, что отвечало патриархальному мышлению сельских жителей [7]. Развитие экономических процессов в деревне после реформы 1861 года оказало влияние на семейный уклад крестьянской семьи, домашний быт, социальное положение и в целом на повседневный образ жизни крестьян. Проведенные в 1860–е гг. реформы мало видоизменили обычаи, но с исчезновением патриархальных устоев начали проявляться некоторые упрощения в обрядах. Православные традиции продолжали оставаться непоколебимым нравственным ориентиром крестьян на протяжении многих веков. Следует отметить, что четкое распределение работ в основном соблюдалось в больших семьях. В малых семьях муж, жена и дочь нередко подменяли друг друга. Некоторые виды работ выполняли все члены семьи вместе. Так, обычно вывозили на паровые поля навоз, накопленный в крестьянских дворах [8]. Мужчина, стоявший во главе семьи, как правило, был лицом, обладавшим непререкаемым авторитетом. На взрослом мужчине держалось хозяйство, женщина же имела соподчинённое положение, хотя в пропорциональном соотношении затраты труда могли быть больше у женщин, чем у мужчин.
Материалы исследований показывают, что в крестьянской семье женский труд мало ценился, хотя роль женщины в крестьянском хозяйстве второй половины XIX в. оставалась существенной. На долю женщины приходились наиболее тяжелые и трудоемкие работы по домашнему хозяйству: распределение и ведение домашних работ, приготовление пищи, обработка и заготовка сельскохозяйственных продуктов как для повседневного употребления, так и впрок, уход за скотом и птицей, доение коров, огородничество, содержание жилища и т.д. [9]. Всегда оставалась значительной роль женщины в семье как основного организатора семейного уклада, уюта, досуга и воспитателя детей, хранительницы семейных традиций и преданий. Вся женская половина была своеобразным оплотом дома. Процессы эмансипации, набиравшие обороты в городской среде во второй половине XIX в., в деревне были менее заметны. Консервативность крестьянства, размеренный темп сельской жизни, инертность в деле внедрения инноваций, обусловили практически полное отсутствие проявлений прогрессивных общественных тенденций в хозяйственной жизни русского крестьянства. Экономический уклад деревни диктовал распределение ролей и не позволял вносить корректировки, которые могли нарушить целостность хозяйственного цикла, устоявшуюся комфортность в жизни семьи.
Юридическое положение русской женщины как супруги было беззащитным. Нормы обычного права с некоторыми изменениями продолжали действовать весь переходный период, но волны новых общественных отношений размывали и подрывали устои традиции и авторитета. Это проявлялось, в частности, в обретении новых имущественных прав женщин [10]. К концу XIX в. в положении женщины в хозяйственных делах, в распоряжении своим имуществом. Женщина, оставаясь в деревне мужа, принимала на себя обязанности хозяина, даже участвовала в жизни общины. В условиях растущего денежного характера хозяйства в конце ХIХ – начале XX в. главным для хозяйки становились такие личные качества, как расторопность, смекалка, инициативность, которые помогали приспособить домашнюю экономику к рыночным отношениям [9]. В целом, отношение к женщине в крестьянской семье во второй половине XIX века регулировалось сложившимися традициями и нормами христианской морали. Положение женщины-крестьянки продолжало регламентироваться обычно-правовыми традициями. Но, несмотря на многовековой патриархальный уклад, женская роль в крестьянской семье начинала возрастать.
Заключение
Вторая половина XIX века для Российской империи стала временем активизации модернизационных процессов, которые были в большей степени инициированы масштабными преобразованиями Александра II. Центральное место в его деятельности заняла крестьянская реформа 1861 года, освободившая крестьян от крепостной зависимости. Русская деревня до начала ХХ века в большей степени консервативной, преобладало аграрной производство, отношения регулировались нормами обычного права. Примитивная система земледелия, зависимость от климатического фактора, низкая земледельческая техника побуждали сельских жителей искать более рациональные пути для развития земледелия. Неземледельческие промыслы в пореформенный период не только сохраняли актуальность, но и развивались. Данные виды заработков являлись важной частью пополнения крестьянского бюджета, крестьяне становились менее зависимыми от земледелия. Отношения в крестьянских семьях строились на иерархическом подчинении. Четкое распределение работ в основном соблюдалось в больших семьях. В малых семьях муж, жена и дочь нередко подменяли друг друга. При этом мужчине как главе семью отводилась главенствующая роль, женщина имела подчинённое по отношению к мужчине положение. Однако в пореформенное время женщина становилась более самостоятельной, причина чего, в первую очередь, виделась во влиянии города, что особенно проявлялось в периоды, когда муж уходил на заработки из деревни.
Повседневная жизнь крестьянских семей во второй половине XIX века, как и в более ранний период, была тесно связана с земледельческим календарем и хозяйственной деятельностью ее членов, с традиционными нормами, обрядами и обычаями. Социальные катаклизмы конца XIX в., развитие товарно-денежных отношений, возросшая в результате этого мобильность сельского населения, модернизация страны в целом вели к ломке традиций крестьянского мира. По мере развития капиталистических отношений, крестьянство, изначально выступавшее в качестве воплощения традиционного образа жизни, на которое опиралось государство, становилось более самостоятельным, готовым ради сохранения уровня жизни или же улучшения его, внедрять новые формы хозяйствования, постепенно эволюционируя в сторону товарно-денежных отношений. При этом основная масса сельского населения сохраняла черты здорового консерватизма, что выражалось в осторожном отношении к каким бы то ни было инновациям.
About the authors
Vasilisa C Leutina
Самарский университет
Author for correspondence.
Email: vasilisa25-00@mail.ru
student IV course of the Historical faculty
Russian Federation, 443086, Russia. Moskovskoe Shosse, 34.References
- Calendar and memorial book of the Samara province for 1899. Samara: Type. Provincial Board, 1898.
- Commemorative book of the Samara province for 1863-1864 Samara: Provincial printing house, 1864.
- Milov L. V. Great Russian plowman and features of the Russian historical process. M.: ROSSPEN, 2001. 568 p.
- Brzhesky N. Essays on the agrarian life of peasants. The agricultural center of Russia and its impoverishment. SPb.: Type. V. F. Kirshbaum, 1908. 100 p.
- Engelgardt A. N. From the village. 12 letters. 1872-1887 / rev. ed. B. F. Egorov. St. Petersburg: Nauka, 1999. 714 p.
- Pipes R. Russia under the old regime / Per. from English. V. Kozlovsky. M.: Nezavisimaya gazeta, 1993. 411 p.
- Matveev P. A. Essays on the people's legal life of the Samara province // Notes of the IRGO on otd. ethnography. T. VIII. Collection of folk legal customs. T. 1. S. 12-46.
- Leshchenko V. Yu. Russian family (XI - XX centuries). St. Petersburg: SPGUTD, 2004. 608 p.
- Pivovarova L. N. Everyday family life of the peasants of the Russian province in the second half of the 19th century (based on the materials of the Kursk province). dis. … cand. ist. Sciences. Stary Oskol, 2006. 264 p.
- Mukhina Z. Z. Russian peasant woman in the post-reform period (second half of the 19th - early 20th century). St. Petersburg: Dmitry Bulanin, 2018. 736 p.