ANALYSIS OF THE DESTRUCTION OF THE WORKPIECE DURING HOT ROLLING USING THE DESTRUCTION MODEL COCROFT-LATHAM

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article, the influence of the compression scheme during hot rolling on the total Cocroft–Latham criterion (Cocroft–Latham) was studied. In the "DEFORM-2D" program, modeling of hot rolling of the AMg-5 plate was performed using FEM. The simulation was performed with the size of the roll compressions from 10 mm to 30 mm, the compression scheme used on the SMZ was modeled and the maximum total Cockcroft-Latham criterion for the AMg-5 alloy was experimentally calculated. Rolling schemes with 30 mm and 15 mm compressions were also modeled. Based on the results obtained, it was revealed that with an increase in the compression of the rolls, the total destruction criterion decreases. Based on the calculations, the old compression scheme used at the SMZ was adjusted, as a result of which the defect in opening the workpiece during hot rolling was reduced from 3% to 0.1%.

Full Text

 

Горячая прокатка металла является одним из самых популярных способов обработки металлов давлением. Прокатка является важным этапом в производстве металлических изделий, она используется для придания заготовки требуемой формы и размеров, применяется при производстве различных изделий, например таких как: рельсы, строительные балки, прутковый материал, трубы. В этой работе рассматривается только плоская горячая прокатка, при помощи которой получают плиты, рулоны и листы, востребованные в аэрокосмической промышленности, самолетостроении и машиностроении. 

Одной из проблем при производстве катаных полуфабрикатов является разрушение металла в процессе деформации. Накапливаемые при горячей прокатке деформации велики, поэтому материал заготовки, исчерпав свой ресурс пластичности, после, например, определенного числа проходов начинает разрушаться. Для прогнозирования разрушения при горячей прокатке используют различные критерии разрушения. Существует множество критериев разрушения [1]. В России наиболее популярные деформационные критерии Колмогорова В. Л., Огородникова В.А., Деля Г Д. [2-4], в зарубежных странах при расчёте вероятности разрушения используют такие критерия как: критерий разрушения Cocroft– Latham, критерий разрушения Johnson-Cook, критерий разрушения Wierzbicki [5-7]. Критерий Кокрофта–Лэтэма (Cocroft–Latham) относится к наиболее распространенным. Анализ публикаций в сети Интернет за последние 5 лет показал, что критерий Кокрофта–Лэтэма упоминается в научно-технической литературе более 2000 раз [8]. Основной причиной такого успеха является простота его использования и минимальное количество данных о свойствах материала, необходимых для расчетов.

Данная работа направлена на снижение вероятности разрушения с помощью оценки суммарного коэффициента разрушения по критерию Кокрофта–Лэтэма (Cocroft–Latham). Расчёт коэффициента производился с помощью моделирования процесса горячей прокатки, методом конечных элементов в программе DEFORM-2D.

Цель работы: исследование влияния величины обжатий на вероятность разрушения при процессе горячей прокатки плит с высоким очагом деформации с помощью МКЭ, с последующей корректировкой схемы обжатий. Для достижения цели выполнены следующие задачи: выбрана программа и проведено моделирование процесса горячей прокатки, основываясь на данных с промышленного производства определен предельный критерий разрушения Кокрофта-Лэтэма, определены величины обжатий, при которых величина критерия разрушения минимальна.

Условия и методы исследования

Для исследования был выбран сплав серии 5ххх - АМг5. Сплав АМг5 имеет среднюю прочность и пластичность и имеет химический состав, представленный в таблице №1 [9].

Химический состав АМг5 по ГОСТ 4784-97, вес. %                  Таблица 1

Fe

Si

Mn

Ti

Al

Cu

Be

Mg

Zn

Примеси

до 0.5

до 0.5

0.3 - 0.8

0.02 - 0.1

91.9 - 94.68

до 0.1

0.0002 - 0.005

4.8 - 5.8

до 0.2

прочие, каждая 0.05; всего 0.1

            В ходе работы было проведено моделирование процесса горячей прокатки плиты с начальной толщины слитка 460 мм и выходной толщины 40 мм при помощи программного комплекса DEFORM-2D. На (рис.1) прокатываемая плита задана как абсолютно пластичное тело длиной 1000 мм, рабочие валки диаметром 900 мм - абсолютно жесткие тела, скорость движения валков – 2 рад/сек, количество конечных элементов - 8000, использовался сплав – Амг-5, использовался толкатель - абсолютное твердое тело.

                                                   

Рис.1. Моделирование горячей прокатки в программе DEFORM-2D

  Результаты теоретических расчетов были сопоставлены с эмпирическими данными. В качестве оцениваемого параметра был выбран критерий разрушения Кокрофта–Лэтэма (Cocroft–Latham), который является показателем предельной деформируемости материала, основанный на оценке полной работы деформации на единицу объема в точке разрушения и рассчитывается по формуле:

                                                                                     (1)

где ε – накопленная пластическая деформация, – приращение накопленной деформации, σ1 – максимальное главное растягивающее напряжение, σi – интенсивность напряжений. Разрушение материала наступает в момент, когда показатель поврежденности Cк-л достигает предельного значения Cпр [9].  

Данные моделирования были соотнесены с данными о разрушении слитков при горячей прокатке с СМЗ и найден предельный критерий разрушения Кокрофта–Лэтэма. Величина Спред была взята равной 0,89, именно это расчетное значение получается при моделировании процесса прокатки по режимам принятыми на СМЗ (прокатка слитков из сплава АМг5), на проходе № 18 (h0=110 мм, hк=85 мм), на котором чаще всего происходит разрушение заготовки.

Интуитивно для уменьшения напряжения при прокатке снижают обжатия при этом увеличивая количество шагов, для более “мягкой” прокатки. Было проведено моделирование схемы прокатки с обжатием 15 мм (другие параметры не менялись). Расчёты показывают, что коэффициент разрушения достигает предельных значений уже на 22 шаге при выходной толщине 130 мм. Опираясь на полученный результат моделируем схему прокатки с уже повышенными обжатиями равными 30 мм. При использовании этой схемы суммарный критерий на последнем проходе не достигает предельного (разрушение не начинается)  

 

Результаты и их обсуждение

Суммарные коэффициенты критерия Кокрофта–Лэтэма на последних шагах прокатки с выходной толщиной 40 представлены в Таблице 2.

Ввиду высокой нагрузки на двигатель при прокатке крупногабаритных слитков на первых проходах не принято давать большие обжатия, поэтому была разработана ещё одна схема прокатки с разными обжатиями (в начале прокатки 10 мм с повышением до 30 мм). Такая схема обжатий защитит оборудование от выхода из строя за счёт плавного распределения нагрузки и позволит проработать литую структуру слитков на первых проходах, расчёты показывают, что конечный критерий не превышает значения 0,88 (разрушение не происходит), количество шагов в рекомендованной схеме обжатий = 20.

Суммарные коэффициенты критерия Кокрофта-Лэтэма             Таблица 2

Название схемы

Кол-во проходов

ΣCк-л

СМЗ

20

0,96

15 мм

28

1,13

30 мм

14

0,88

Рекомендованная

20

0,88

Для снижения риска разрушения операторы стана снижают величину абсолютного обжатия, считая, что ведут прокат по более «мягкой» схеме. Однако, проблема таким способом не решается и даже наоборот разрушение происходит на еще большой толщине. Моделирование прокатки с обжатиями 15 мм, показало, что Cк-л превышает предельно допустимые значения (0,89) на проходе № 22 при выходной толщине 130 мм. Это объясняется тем, что при уменьшении величины обжатий увеличивается неравномерность деформаций, а, следовательно, и неравномерность напряжений. Растягивающие напряжения в центре заготовке принимают значения выше предела прочности. Поэтому для снижения вероятности разрушения, необходимо увеличить равномерность деформаций по высоте сечения, это возможно за счет увеличения величины обжатия. Моделирование процесса прокатки при обжатиях равными 30 мм показывает, что критерий разрушения на протяжении всего цикла не достигает предельного значения. Схема прокатки с повышенными обжатиями позволяет значительно снизить количество брака и сократить число проходов, однако данные проходы будут осуществляться с повышенными нагрузками на приводе и на предельных величинах усилия прокатки, поэтому целесообразно комбинировать величины обжатий.  

            Предельный суммарный критерий для данных условий = 0,89. На Рисунке 2 изображён график с нанесением на него зависимости каждой из 4 схем обжатий, где видно, как менялся суммарный коэффициент с каждым шагом прокатки.

Рис.2. Значение Ск-л от выходной толщины в зависимости от схемы обжатий

 

Заключение

Расчетами показано, что при уменьшении обжатий до 15 мм за проход величина критерия Ск-л достигает предельных значений в районе толщины 130 мм, а при увеличении обжатий до 30 мм, критерий во время всего цикла не превышает величины 0,88. Можно сделать вывод, что при увеличении обжатий суммарный коэффициент уменьшается. Была создана и внедрена в производственный процесс рекомендованная схема проката, в результате чего брак по раскрытию заготовки на СМЗ во время горячей прокатки был снижен с 3% до 0,1%.                                                        

×

About the authors

Egor Alekseevich Suzdalcev

Author for correspondence.
Email: 2021-00937@students.ssau.ru
Russian Federation

Vasiliy Vladimirovich Yashin

Email: Vasiliy.Yashin@samara-metallurg.ru

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies