HE STUDY OF THE WAYS OF REPRESENTATION OF SOCIAL IDENTITY

Cover Page
  • Authors: Kulikova V.1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва,
  • Issue: No 1(22) (2023)
  • Pages: 85-90
  • Section: Psychology
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/24828
  • ID: 24828

Cite item

Full Text

Abstract

This work tested the hypothesis that there is a connection between the verbal and non-verbal ways of representation of social identity. We used the following methods: "Graphic Identity Test" by A.A. Gudzovskaya and M.S. Myshkina (GTI), content analysis of the narrative story "I am a person". The respondents were schoolchildren, students of the 9th grade, a total of 34 people. The following conclusions were drawn as a result of the analysis of the empirical data. The graphic way of social identity and the verbal way, contain similar features. As it became clear from the study, the average number of words in a narrative story, significantly differs among students with different types of social identity. And a kind of correspondence is observed, in which, the highest indicators of the number of words, the number of category words and words of the category "Person" refer to the type of multiple social identity. At the type of diffuse social identity the indicator of the number of words is the lowest, in comparison with other groups, other indicators are low similarly. Frequent use of words of the category "I" is observed in the egocentric type of social identity.

Full Text

На планете Земля насчитывается более восьми миллиардов жителей. И за редким исключением, каждый из них находится в окружении других людей, как минимум одного человека. Но на самом деле круг нашего общения значительно больше. С людьми постоянно рядом находятся другие люди. Осознает человек или нет, хочет он того или нет, но он принадлежит к целому ряду социальных групп и сообществ, которые в той или иной степени влияют на самого человека, его поведение, его мировоззренческие установки.

А.В. Петровский говорил, что индивид стремится быть личностью и превращается в личность путем влияния социальной среды. Один тип влияния мы видим, ощущаем, осознаем, другой является бессознательным для нас. Но в любом случае значение окружающей среды для человека неоспоримо и неоценимо [1]. Человек зависит от других людей. У любого из нас наблюдается два аспекта формирования личности: внутренний и внешний. К первому относится непосредственно личностная идентичность, а второй – это идентичность социальная. Они взаимозависимы, обладают обоюдным влиянием друг на друга. И одно без другого существовать не может.

К сожалению, проблематика социальной идентичности, крайне мало исследована, по ряду разных причин. Активно в психологии заниматься это проблемой стали только в последние годы.

Ценность социальной идентичности отметил Курт Левин в 1948 году. По его мнению, ощущение групповой принадлежности крайне важно человеку для ощущения внутреннего комфорта [2]. Но еще до него стало ясно, что существует какая-то такая нужда и зависимость, присутствующие практически у каждого человека. И в 1920 году о социальной идентичности заговорил Уильям Джеймс, подчеркивая, что идентичность, самоотождествление личности представлено двумя составляющими: личностная и социальная. Определение идентичности в двух подходах: социальный и индивидуальный было дано Эриком Хомбургером Эриксоном. Согласно его представлениям, идентичность - это когнитивная система, несущая роль регуляции поведения в определенных условиях [3].

Наконец, Генри Тэджфел и Джон Чарльз Тернер разработали теорию социальной идентичности и теорию самокатегоризации, соответственно, в 1979 году, ввели в эту научную проблематику экспериментальный научный метод [4]. Генри Тэджфел предложил понимать социальную идентичность как важную часть Я–концепции, возникающую из понимания своего членства в определенной социальной группе (группах) вместе с эмоциональным и ценностным знанием, прилагаемым к этому членству.

Проблематика социальной идентичности является максимально актуальной на сегодняшнее время. Такая позиция обусловлена огромным значением социальной идентичности для психики человека в частности и состояния общества в целом. На данный момент перед практикующими психологами стоят вопросы, на которые ответы не получены или получены не в полной мере. Как влияет социальная идентичность на продуктивность деятельности, что важно для бизнеса. Как влияет развитие разных компонентов идентичности на эмоциональное благополучие человека, что важно в консультационной психологии; как влияют особенности идентичность на успешность образования, что важно для педагогики и педагогической психологии.

Отечественные психологи стали применять понятие идентичности не так давно – примерно двадцать – двадцать пять лет назад. Теоретическое и эмпирическое изучение ранее им не занималось. К психологам, которые работали над сходной проблематикой, заложили методологические основы исследований в этой отрасли психологии, провели экспериментальные исследования, отметили основные аспекты изучения, относятся: Т.В. Румянцева, А.В. Микляева, Н.Л. Иванова и другие [5; 6; 7; 8].

Социальная идентичность – это характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социальной общности, группе (половой, возрастной, этнической и др.). Социаль­ная идентичность рассматривается в рамках двух основных подходов: но­мотетического и идеографического.

Номотетический подход основан на структурно-­функционалистской по­зитивистской традиции. На методи­ческом уровне исследуемая личность сравнивается с другими и типологи­зируется в соответствии с существующими социальными группами.

Идеографический подход, который продолжает традиции фено­менологической понимающей психо­логии, ориентирован на описание личности как особой уникальной       це­лостности. В рамках идеографической психологии разра­батываются методические приемы, позволяющие взглянуть на мир глазами другого человека и не просто по­нять, но и объяснить и научиться предсказывать оценки и отношения конкретных людей. Авторы многих современных исследований сочетают два этих подхо­да.

Для диагностики характеристик идентичности разработан ряд психодиагностических методик, среди которых:

  1. Методика исследования социальной идентичности(МИСИ),
  2. Графический тест для исследования уровней самосознания С.М. Меджидовой.
  3. Опросник стилей идентичности М. Берзонски [9].
  4. Проективная методика «Рисунок малой группы» Е. К. Агеенковой и А. В. Драпеза [10].
  5. Методика «Символические задания на выявление «социального Я»» Б. Лонг, Р. Зиллер, Р. Хендерсон.

Целью настоящего эмпирического исследования явилось определение взаимосвязи характеристик вербального и невербального способа репрезентации социальной идентичности.

В качестве гипотезы исследования проверялось предположение о существовании связи между вербальными и невербальными способами репрезентации социальной идентичности.

 

Процедура проведения исследования

Исследование осуществлено на базе типичной городской школы г. Самары. В нем приняли участие учащиеся двух девятых классов, всего 34 человека, из которых 13 человек девушки и 21 – юноши. Возраст обследованных 14 – 15 лет.  Форма проведения – групповая, после получения предварительного письменного согласия родителей на тестирование.

Использовались следующие методы: Контент-анализ нарративного рассказа «Я – человек» и «Графический тест идентичности».

Нарративный рассказ «Я – человек». Респондентам предлагался чистый лист бумаги формата А4 и стандартная инструкция. Текст инструкции: «Что для вас значит выражение «Я человек»? Подумайте и дайте письменный ответ в виде свободного рассказа. что значат для Вас эти слова? Как Вы их понимаете? Каждый должен написать то, что считает важным и нужным. Грамматические и орфографические ошибки не имеют значения».  Респонденты отвечали в письменной форме, время не ограничивалось, по факту не превышало 20 минут. В данном методе очень важна свобода выражения мысли респондентов. Поэтому при возникновении вопросов у респондентов, повторялся текст инструкции, делался акцент на неважности ошибок, выражалась эмоциональная поддержка: «Все, что Вы пишете – важно и интересно. Не обращайте внимания на ошибки».

Обработка проводилась с помощью контент-анализа, было выделено 28 категорий ответов [5]. Главными показателями для этого исследования мы взяли количество слов в рассказе, количество категорийных слов, количество слов «человек», количество местоимений «Я» и производных от него.

Графический тест идентичности А.А. Гудзовской и М.С.Мышкиной (ГТИ) [5].

Респондентам предлагался чистый лист бумаги формата А4 и инструкция: инструкции: «Вам нужно на листе нарисовать 6 кругов, каждый из которых обозначает одну из категорий: Я, Семья, Группа, Самара, Россия, Все люди. Нарисуйте для каждого из элементов круг на этом листе, где Вам захочется и подпишите его. Круги могут быть разных размеров, по-разному располагаться на листе и друг относительно друга».

В случае возникновения дополнительных вопросов у респондентов, цитировался заново текст инструкции и предлагалась эмоциональная поддержка: «Любой Ваш рисунок будет важен, не имеет значения правильность нарисованных кругов»

Показателями этой методики – являются диаметры кругов и оценка типа социальной идентичности по взаимному расположению кругов. Всего четыре типа:

1) диффузная – все круги одинакового размера. В этом случае для респондента значимость социальных групп является не актуальной. Все группы воспринимаются индифферентно, одинаково, что говорит об отсутствии личной окрашенности групп из предложенного списка. Этот тип социальной идентичности самый незрелый;

2) эгоцентрическая – круг, изображающий себя «Я» - является самым большим по сравнению с остальными общностями. Для такого респондента самая большая значимость придается себе;

3) иерархическая социальная идентичность – все круги изображаются разных размеров, соответствующих условной величине общности, которую он обозначает.  Для респондента изображенные общности имеют разную субъективную значимость.

все категории имеют разную значимость.

4) множественная социальная идентичность – круг «Я» является входящим (или пересекающимся) одновременно в другие круги. Рисунок передает осознанность респондентом собственной включенности в разные общности одновременно. Множественная идентичность является зрелым типом социальной идентичности.

 

Результаты и их обсуждение

Для возрастной группы девятиклассников наиболее важной категорий при вербальной репрезентации идентичности является категория «Я» (в среднем 4,68 слов). Т.е. для большинства респондентов идентичность заключается прежде всего в них самих. Следующей по значимости идет категория «Человек» (в среднем, 2,97), что означает освоенность такой идентичности.

Категория «семья» при вербальной диагностике идентичности находится на третьем месте по встречаемости и значимости (в среднем 0,09 слов для всех сочинений). Категории: «Класс», «Самара», «Россия» являются неактуальными у современных девятиклассников и практически не используются в нарративном рассказе.

Данные о представленности разных типов социальной идентичности представлены на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Частота встречаемости разных типов социальной идентичности и среднее количество слов в рассказе (график)

 

В связи с тем, что по результатам исследования, у общего потока лидирует иерархическая социальная идентичность, то респонденты, в общем, склонны к дифференциации групп идентичности. Таким образом, опытным путем выяснено, что разные категории идентичности имеют разное значение для учащихся девятого класса и занимают разное место по частоте представленности.

На рисунке отражено среднее количество слов, которые использовали в нарративных рассказах респонденты: от 15 (в группе с диффузной идентичностью) до 81 (в группе с множественной идентичностью). Таким образом, можно говорить о связи вербального и графического способов репрезентации идентичности. Большое количество слов в рассказе о себе, как человеке, свидетельствует о том, что респондент хорошо знаком с предметом рассказа, находит в нем много разных сторон и аспектов.

Сравнение вербального и графического методов диагностики социальной идентичности показало взаимосвязь для таких социальных общностей как «человек», «семья» с выраженностью персональной идентичности.

Как видно из рисунка 2, среднее количество слов, использованных в нарративном рассказе, существенно различается у школьников с разными типами социальной идентичности. Множественная социальная идентичность – наиболее зрелый тип. Ему соответствует самый большой показатель «количество категорийных слов» и слов категории «Человек». Диффузная идентичность – самый психологически незрелый тип – ВС самый низкий (15 слов), так же, как и остальные показатели. Для эгоцентрического типа социальной идентичности характерно наиболее частое использование слов категории «Я».

 

Рис.2. Использование категорий респондентами с разным типом социальной идентичности

Гипотеза исследования подтвердилась. Вербальный и графический способы репрезентации идентичности имеют черты сходства.

Тема социальной идентичности является актуальной особенно в периоды динамичных изменений в обществе. Социальная идентичность отражает сформированность чувства принадлежности к той или иной социальной группе.

 

Заключение

Таким образом, целью исследования был анализ взаимосвязи между показателями разных методик: вербальной и графической. Цель исследования достигнута. Сравнительный разных способов репрезентации идентичности показал, что эти способы имеют под собой единое основание, требующее дополнительных исследований.

Практическая значимость работы состоит в том, что подобные исследования можно проводить почти в любой сфере деятельности общества. Это может касаться личных отношений, профессиональной сферы, например, при выборе профессии и т.д. любого рода социальных взаимоотношений. Подтверждение гипотезы говорит о том, что подобный метод можно применять в психоанализе, как индивидуального плана, так и группового. Более того, можно увеличивать охват аудитории респондентов. Так как для проведения исследования не нужны какие-либо особые условия. А результат достаточно быстро интерпретируется.

Особенно удачным может оказаться исследование групп респондентов в лонгитюдных методах. Это будет важно в педагогической деятельности, а также в социологических исследованиях. Иногда человек сам не понимает, что с ним происходит, не может расставить акценты в своей жизни. Благодаря подтвердившейся гипотезе, ему, при помощи специалиста, конечно, можно будет четко осознать своей место в окружающей среде, понять, что является для него значимым, расставить приоритеты.

×

About the authors

Vasilisa Kulikova

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва,

Author for correspondence.
Email: vasilisa121277@gmail.com
Russian Federation

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies