Students' attitude to digital hygiene


Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the scientific article is to study the attitudes towards digital hygiene of Samara University students. The article considers the term "digitalization", its main definitions, and studies approaches to the definition of digital hygiene, which allowed to identify all aspects of this phenomenon for further empirical research. Digital hygiene promotes safety in the digital world, rational use of modern technologies. The study showed students' negligent attitude to the protection of personal data, the impact of information on the emotional state, as well as students' uneven use of digital hygiene rules and measures. Students realize the importance of ensuring their online safety, but do little to ensure it.

Full Text

На сегодняшний день цифровизация проникла во все сферы общественной жизни. Цифровые устройства, сеть Интернет, социальные сети и иные платформы становятся неотъемлемой и важной частью профессиональной деятельности, общения, досуга современных студентов. Результатом внедрения технологий становится множество угроз: цифровая зависимость, атаки мошенников, клиповое мышление, нежелание запоминать информацию, пропагандистский контент, спам и т.д., именно в таких цифровых «джунглях» человеку необходимо умело ориентироваться.

Термин «цифровизация» ввел в оборот в 1995 году американский информатик Николас Негропонте. В узком смысле под цифровизацией понимается переход информации в цифровую плоскость, который чаще всего ведет к снижению издержек, появлению новых возможностей и т.д.. Цифровизацию в широком смысле можно рассматривать как тенденцию эффективного положительного мирового развития только в случае, если цифровая трансформация информации охватывает различные сферы жизни: производство, политику, науку, социальную сферу и т.д., если она используется эффективно и ее результаты доступны пользователям, потребляющим преобразованную информацию, если ее результаты находятся в открытом доступе для обычных рядовых пользователей, которые имеют навыки работы с ней [1].

Проблематика, связанная с цифровой гигиеной начала рассматриваться учеными не так давно. Как зарубежные, так и отечественные авторы исследовали вопросы цифровой гигиены. Цифровая гигиена выступает ответом на последствия цифровизации мира.

Цифровизация общества дает толчок к развитию цифровой гигиены для предупреждения негативного воздействия информационной нагрузки на физическое и ментальное здоровье населения, особенно детей и молодежи. Цифровая гигиена здесь выступает важной практикой, которая поддерживает баланс и гармонию в жизни, способствует рациональному взаимодействию с цифровыми технологиями, исключает угрозы, возникающие в виртуальном пространстве

Существует несколько подходов к определению цифровой гигиены. Самый первый подход – медицинский, в котором цифровая гигиена понимается как инструмент защиты ментального здоровья человека от негативного влияния цифрового потока. Д.А. Богданова [2], А.Л. Еремин [3], И.А. Молодцова [4] и Э.И. Денисов [5] развивали данное направление.

Следующий подход рассматривает цифровую гигиену как защиту от мошеннических действий. Цифровая гигиена относится к системе мер безопасности, которые помогают защитить от действий злоумышленников в цифровой среде. Это понимание цифровой гигиены основано на логике того, что цифровизация общества привела к накоплению больших объемов личных данных в информационном пространстве, которые могут быть использованы для мошеннических действий [6].

Выделяется еще один подход – правовой, в котором цифровая гигиена выступает как действия и рекомендации, способствующие уклонению от правовых и этических последствий при проявлении активности в цифровом пространстве. Н.Г. Романова [7] рассматривает этот подход как то, что человек может своими действиями нарушить сложившиеся неформальные нормы или государственные законы при использовании информационных технологий, что, в свою очередь, вызывает негативную реакцию общества или государства.

На сегодняшний день выделяется еще один подход – интегрирующий. Здесь цифровая гигиена является комплексной системой норм и правил использования цифровых технологий, направленных на уменьшение рисков цифровизации. На данном подходе построено большинство исследований по данной тематике. Он объединяет в себе все подходы и подразумевает рассмотрение цифровой гигиены как системы многоотраслевых правил поведения в цифровой среде [8].

Такой подход можно назвать социологическим, ведь он изучает совокупность аспектов цифровой гигиены и позволяет выявить отношение людей к данному феномену. М.Ю. Черепанова в своей работе подчеркивает комплексность цифровой гигиены, рассматривая ее как интегрирующую дисциплину [9].

Условия и методы исследования

Методом исследования в настоящей работе был выбран анкетный опрос с использованием онлайн-платформы «Яндекс Формы». Целью являлось изучение отношения студентов к цифровой гигиене в рамках интегрирующего подхода. В данном опросе вопросы анкеты создавались в соответствии с задачами исследования, мы пытались изучить: представление студентов о цифровой гигиене, использование студентами методов защиты от киберугроз, навыки защиты студентов от потенциальных негативных правовых и этических последствий в цифровой среде, методы защиты от негативного воздействия информационных потоков, мотивы применения студентами навыков цифровой гигиены.

В опросе приняли участие 372 студента Самарского университета, 190 студентов социологического факультета и 182 студента института информатики и кибернетики, направления «информатика и вычислительная техника».

Результаты опроса.

Студентам, которые знают, что такое цифровая гигиена или что-то слышали о ней, был задан открытый вопрос, что они понимают под «цифровой гигиеной». Понимание цифровой гигиены студентами разделилось на 5 групп: первая группа связывает цифровую гигиену с безопасным поведением в сети Интернет (49,4%), вторая группа относит ее к защите от негативного воздействия потоков информации (17,1%), третья группа считает, что цифровая гигиена – это очистка цифрового пространства (13,3%), четвертая группа понимает цифровую гигиену в рамках защиты физического здоровья от цифровых технологий (5,7%), пятая группа студентов рассматривает ее в комплексном значении (14,5%) (рис 1).

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Напишите, пожалуйста, что Вы подразумеваете под понятием «цифровая гигиена» (в % от числа ответивших, N=163)

Далее мы выяснили, создают ли студенты надежные пароли. Если рассматривать общую статистику по массиву опрошенных, то мы видим, что менее половины респондентов всегда создают надежные пароли (40,9%), иногда создают надежные пароли, иногда нет чуть более половины респондентов (55,9%). Всегда создают сложные пароли только 3,2% респондентов. Стоит заметить, что студенты института информатики и кибернетики чаще (51,1%), чем студенты социально-гуманитарного института (31,1%) всегда создают надежные пароли (табл.1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Создаете ли Вы надежный пароль для ваших учетных записей?» (в % от числа респондентов, N=372)

Группы респондентов

Всегда создаю надежные пароли

 

Иногда создаю надежные пароли, иногда нет

Никогда не создаю надежные пароли

Итого

Всего

40,9

55,9

3,2

100,0

Институты

Социально-гуманитарный

31,1

65,3

3,7

100,0

Информатики и кибернетики

51,1

46,2

2,7

100,0

Курс

1 курс

41,7

56,3

1,9

100,0

2 курс

31,8

65,9

2,3

100,0

3 курс

48,9

50,0

1,1

100,0

4 курс

40,4

51,7

7,9

100,0

Пол

Мужчины

53,2

42,9

3,9

100,0

Женщины

32,1

65,1

2,8

100,0

Далее нас интересовало, устанавливают ли студенты лицензионные программные обеспечения. Оказалось, что только 22,6% студентов всегда устанавливают лицензионное ПО на своих устройствах, более половины опрошенных иногда устанавливают лицензионное ПО, иногда нет (55,9%). Четверть респондентов никогда не устанавливает лицензионное ПО на своих устройствах (21,5%) (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Устанавливаете ли Вы лицензионное программное обеспечение на своих устройствах?» (в % от числа респондентов, N=372)

Группы респондентов

Да, я всегда устанавливаю только лицензионное ПО

Иногда устанавливаю, иногда нет

Никогда не устанавливаю лицензионное ПО

Итого

Всего

22,6

55,9

21,5

100,0

Институты

Социально-гуманитарный

24,7

51,6

23,7

100,0

Информатики и кибернетики

20,3

60,4

19,2

100,0

Курс

1 курс

23,3

53,4

23,3

100,0

2 курс

22,7

52,3

25,0

100,0

3 курс

23,9

63,0

13,0

100,0

4 курс

20,2

55,1

24,7

100,0

Пол

Мужчины

18,8

57,8

23,4

100,0

Женщины

25,2

54,6

20,2

100,0

Студентам был задан вопрос: «Используете ли Вы в своих публичных высказываниях в сети Интернет ненормативную лексику?». По распределению данных массива в целом, можно заметить, что треть респондентов иногда используют в сети Интернет ненормативную лексику (34,1%), десятая часть студентов часто использует ненормативную лексику в публичных высказываниях (11,8%), чуть более половины опрошенных не используют ненормативную лексику в сети Интернет (54,1%) (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Используете ли Вы в своих публичных высказываниях в сети Интернет ненормативную лексику?» (в % от числа респондентов, N=372)

Группы респондентов

Да, часто использую

Иногда использую

Нет, не использую

Итого

Всего

11,8

34,1

54,1

100,0

Институты

Социально-гуманитарный

9,5

37,4

53,2

100,0

Информатики и кибернетики

14,3

30,8

54,9

100,0

Курс

1 курс

14,6

29,1

56,3

100,0

2 курс

8,0

35,2

56,8

100,0

3 курс

9,8

37,0

53,3

100,0

4 курс

14,6

36,0

49,4

100,0

Пол

Мужчины

16,9

35,1

48,1

100,0

Женщины

8,3

33,5

58,3

100,0

Мы узнали, придерживаются ли студенты правила о нераспространении заведомо ложной информации в Интернете. Распределение по общему массиву дало следующие результаты: подавляющее большинство опрошенных соблюдают правило, которое рекомендует не распространять заведомо ложную информацию в сети Интернет (85,2%) (табл. 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Придерживаетесь ли Вы правила не распространять заведомо ложную информацию в Интернете?» (в % от числа респондентов, N=372)

Группы респондентов

Да, я строго придерживаюсь этого правила

Иногда я придерживаюсь этого правила, иногда нет

Я никогда не придерживаюсь этого правила

Итого

Всего

85,2

11,6

3,2

100,0

Институты

Социально-гуманитарный

85,8

12,1

2,1

100,0

Информатики и кибернетики

84,6

11,0

4,4

100,0

Курс

1 курс

87,4

10,7

1,9

100,0

2 курс

88,6

6,8

4,5

100,0

3 курс

89,1

9,8

1,1

100,0

4 курс

75,3

19,1

5,6

100,0

Пол

Мужчины

81,8

14,3

3,9

100,0

Женщины

87,6

9,6

2,8

100,0

В рамках четвертой задачи было проанализировано использование студентами методов защиты от негативного воздействия информационных потоков. Подавляющее большинство респондентов в распределении по общему массиву не контролируют свое время в цифровом пространстве (72,8%), лишь пятая часть студентов обычно контролируют время, проведенное в цифровом пространстве (27,2%) (табл. 5).

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Контролируете ли Вы количество времени, проведенное в цифровом пространстве (компьютерные игры, просмотр социальных сетей и т.д.)?» (в % от числа респондентов, N=372)

Группы респондентов

Да, обычно я контролирую свое время в цифровом пространстве

Нет, я не контролирую свое время в цифровом пространстве

Итого

Всего

27,2

72,8

100,0

Институты

Социально-гуманитарный

32,1

67,9

100,0

Информатики и кибернетики

22,0

78,0

100,0

Курс

1 курс

23,3

76,7

100,0

2 курс

29,5

70,5

100,0

3 курс

35,9

64,1

100,0

4 курс

20,2

79,8

100,0

Пол

Мужчины

24,7

75,3

100,0

Женщины

28,9

71,1

100,0

В целом по массиву опрошенных можно отметить, что менее половины респондентов часто проверяют информацию на достоверность (40,1%), половина студентов иногда проверяют информацию на достоверность и надежность, иногда нет (52,4%). Никогда не проверяют информацию лишь 7,5% студентов (табл. 6).

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Проверяете ли Вы новостные источники на достоверность, надежность информации?» (в % от числа респондентов, N=372)

Группы респондентов

Часто проверяю

Иногда проверяю, иногда нет

Никогда не проверяю

Итого

Всего

40,1

52,4

7,5

100,0

Институты

Социально-гуманитарный

44,2

49,5

6,3

100,0

Информатики и кибернетики

35,7

55,5

8,8

100,0

Курс

1 курс

35,0

58,3

6,8

100,0

2 курс

35,2

56,8

8,0

100,0

3 курс

52,2

42,4

5,4

100,0

4 курс

38,2

51,7

10,1

100,0

Пол

Мужчины

40,3

51,3

8,4

100,0

Женщины

39,9

53,2

6,9

100,0

Наиболее популярным мотивом соблюдения правил цифровой гигиены является опасение стать жертвой мошенников (88,9%), студенты в равной степени соблюдают цифровую гигиену, потому что в Интернете огромное количество «фейков» и дезинформации и потому что опасаются «вирусов» (66,1% и 66,4% соответственно). Беспокоятся о своем здоровье и эмоциональном состоянии 46,2% респондентов. И наименее популярным мотивом использования цифровой гигиены среди студентов является содержание разрушительного контента в цифровом пространстве (38,4%) (рис.  2).

Рис.2 Распределение ответов на вопрос «Почему Вы соблюдаете навыки цифровой гигиены» (в % от числа респондентов, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов, N=331)

Студентам был задан вопрос, считают ли они необходимым соблюдение правил цифровой гигиены. Оказалось, что подавляющее большинство считает соблюдение правил цифровой гигиены необходимым (95,4%), лишь 4,6% студентов так не считают.

Мы также узнали, соблюдают ли цифровую гигиену студенты, выяснилось, что обычно соблюдают цифровую гигиену лишь 28,7%, иногда соблюдают, иногда нет больше половины опрошенных (65,8%), а никогда не соблюдает цифровую гигиену десятая часть опрошенных (8,9%).

Вывод

1) Почти половина респондентов не знают, что такое цифровая гигиена (48,1%).

2) К правилам защиты от киберугроз студенты относятся бессистемно, могут применять от случая к случаю.

3) Навыки защиты студентов от потенциальных негативных правовых и этических последствий в цифровой среде развиты неравномерно, если одни правила в рамках данного направления студенты соблюдают очень активно, то другие пренебрегаются респондентами.

4) Подавляющее большинство респондентов не контролируют свое время в цифровом пространстве, лишь четверть студентов обычно контролируют время, проведенное в цифровом пространстве. Можно сказать, что студенты не в полной мере соблюдают методы защиты от негативного воздействия информационных потоков.

5) Наиболее популярным мотивом соблюдения правил цифровой гигиены является опасение стать жертвой мошенников. И наименее популярным мотивом использования цифровой гигиены среди студентов является содержание разрушительного контента в цифровом пространстве.

6) Стоит заметить, что подавляющее большинство студентов считают соблюдение цифровой гигиены необходимым, но на самом деле постоянно соблюдают ее лишь четверть респондентов.

Заключение

Современный студент постоянно использует виртуальные платформы для учебы, коммуникации, работы и многого другого, но, как известно, цифровая среда имеет риски, следовательно, для каждого студента практика использования цифровой гигиены становится все более актуальной. При использовании навыков, сформированных цифровой гигиеной, студент обеспечивает себе безопасное нахождение в цифровом мире. Именно это обосновывает необходимость изучения и внедрения цифровой гигиены.

×

About the authors

Olga Borisova

Author for correspondence.
Email: olchych@mail.ru

References

  1. Философская аналитика цифровой эпохи: сб. науч. статей / отв. ред. Л.В. Шиповалова, С.И. Дудник. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. 368 с.
  2. Богданова Д. А. Обучение навыкам для цифровой эры: современный ландшафт // Педагогика информатики. 2020. № 2. С. 1-17.
  3. Еремин А.Л. К вопросу развития нового направления – информационной экологии //Тезисы докладов 1-ой Международной конференции. Санкт-Петербург: Центр МАНЕБ. 1995. С. 238-239
  4. Максимова Е.А., Молодцова И.А., Бердник М.В. Информационная гигиена как фактор предотвращения последствий z-цифровизации // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2018. № 3(29). С. 67-73.
  5. Денисов Э.И., Еремин А.Л. Информация, здоровье, инновации: гигиенические аспекты // Вестник РГМУ. 2013. №5-6. С. 114-118.
  6. Руденкин Д.В. Уровень развития навыков цифровой гигиены современной российской молодежи: итоги социологического исследования // Социодинамика. 2022. № 1. С. 36 - 55.
  7. Романова Н. Г. Лингводидактические аспекты цифровой гигиены // Актуальные вопросы образования. Современный университет как пространство цифрового мышления. Сборник материалов Международной. научно-методической. конференции. В 3 ч. Ч.2. Новосибирск, 2020. С.73–77.
  8. Гайер, В. Д. Человек как субъект цифрового здоровья: проблемы цифровой гигиены // Цифровое воспитание: реалии и перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 15 сентября 2022 года. Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа». 2022. С. 186-190.
  9. Черепанова, М. Ю. К вопросу о цифровой гигиене, рисках и вызовах цифрового мира // Цифровое воспитание: реалии и перспективы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 15 сентября 2022 года. Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2022. С. 466-472.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies