Actual problems of legal regulation of the institution of citizenship
- Authors: Evstefeeva M.1
-
Affiliations:
- Samara State University
- Issue: No 2(25) (2024)
- Pages: 272-276
- Section: Jurisprudence
- Published: 30.12.2024
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/27577
- ID: 27577
Cite item
Full Text
Abstract
This article analyzes the institution of citizenship as the most important component of the legal status of an individual. At the beginning of the work, the main ways of acquiring citizenship are explored, including the acquisition of citizenship by birth, as well as the acquisition of citizenship as a result of naturalization. As part of naturalization, the basic requirements for a person to obtain citizenship in various countries are investigated. In the modern world, the institution of obtaining citizenship for special merits is gaining popularity. According to the author, citizenship, expressing a special political and legal connection, is one of the important characteristics of a sovereign state. The author highlights the issues of regulation of multiple citizenship, as well as issues of deprivation of citizenship, as urgent problems of legal regulation of the institution of citizenship. In conclusion, it is concluded that it is necessary to pay special attention to the legal regulation of the institution of citizenship on the part of the legislator.
Full Text
Институт гражданства занимает важное место в реализации прав человека. Именно гражданство определяет положение человека как на территории государства, так и в зарубежных странах.
Обычно основные принципы гражданства закреплены в конституциях, а подробное регулирование осуществляется уже законами. Однако, не все конституции содержат специальные нормы о гражданстве. Например, Конституция Италии не регулирует институт гражданства, гражданство в стране регулируется Законом о гражданстве 1912 года и Положением о гражданстве 1983 года [1]. А Конституция Кубы, наоборот, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентируются данный институт [2].
Традиционно авторы выделяют три основных способа приобретения гражданства.
Первый способ – по рождению. Государства, предоставляя гражданство ребенку, основываются на двух принципах: на принципе почвы, то есть ребенку предоставляется гражданство лишь по причине, что он родился на территории данного государства, а также на принципе крови, когда для получения ребенком гражданства необходимо, чтобы один родитель уже являлся гражданином этого государства. Принцип почвы означает получение ребенком гражданства по факту территории, на которой он родился. Принцип крови означается что ребенок как бы наследует гражданство своих родителей.
В законодательстве стран Западной Европы, например, в Германии, Италии и Франции приоритет отдаётся приобретению гражданства по принципу крови. В США и в странах Латинской Америки гражданство ребенка определяется местом его рождения. Именно поэтому в ленте новостей все чаще стали появляться сообщения о массовых поездках беременных женщин в страны Латинской Америки. Начался так называемый бум «родильного» туризма [3].
Большинство стран использует смешанный принцип, при котором для приобретения гражданства необходимо иметь связь как с почвой (jus soli), так и с кровью (jus sanguinis). Важно отметить, что приобретение гражданства по рождению имеет особенность – гражданство приобретается автоматически без запроса со стороны лица, которое его получает.
Второй способ – натурализация. Натурализация подразумевает, что предоставление человеку гражданства зависит от принятого государством решения. Для получения гражданства необходимо обратиться с ходатайство к государству, гражданство которого человек хочет получить. Часто в качестве требований, предъявляемых кандидатах выступает определенный национальный законодательством срок проживания на территории государства. Например, для получения гражданства США требуется прожить на территории штатов не менее 5 лет перед обращением. В разных странах этот срок может быть разным – от 5 лет в Великобритании, Франции, России и Японии до 15 лет в Бразилии и других странах. Кроме того, для получения гражданства, как правило, требуется знание языка, истории, конституционного строя и культурных традиций страны. В некоторых странах предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица – например, в Азербайджане и ОАЭ лицу не предоставляется даже вид на жительство, если он болен ВИЧ [4].
Популярной стала практика – «натурализация за особые или высокие заслуги». Например, в соответствии с положениями законодательства США в качестве основания для натурализации может выступать служба в вооруженных силах США (статья 328 Закона о гражданстве США) [5].
Гражданство, выражая особую политико-правовую связь, является одной из важных характеристик суверенного государства. Государство может притязать на своего гражданина. Таким образом, гражданство определяет взаимоотношения человека с государством.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.04.2023 №138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает приоритет российского гражданства перед любым иным иностранным гражданством. Таким образом, лицо, являясь одновременно гражданином Российской Федерации, будет восприниматься Российской Федерации исключительно в качестве своего гражданина.
На мой взгляд, можно выделить следующие актуальные проблемы правового регулирования института гражданства.
Первая проблема – вопросы правового регулирования множественного гражданства.
Институт множественного гражданства получил бурное развитие в 20 веке.
Однозначно можно сказать, что феномен множественного гражданства воспринимается в различных государствах по-разному. Происходит это по причине существования культурных, политических, демографических и иных особенностей конкретного государства. Каждое государство самостоятельно определяет вектор развития государственной политики, а значит и свое собственное отношение к возможности получения иностранного гражданства своим гражданином.
С течением времени явление множественного гражданства отвергалось и предпринимались попытки борьбы с ним, но оно было нормализовано с конца 20 века в результате различных изменений, произошедших после Второй мировой войны, среди которых:
– уменьшение числа международных конфликтов и сокращение обязательной военной службы;
– развитие регулирования прав человека и гендерного равенства;
– увеличение международной поддержки предотвращения безгражданства;
– увеличение международной миграции и смешанных браков.
Человек может стать гражданином с множественным гражданством по рождению или в результате натурализации. В международном праве национальность и подданство используются взаимозаменяемо, однако некоторые страны проводят юридические различия между ними; более того, различные социологи настаивают на разграничении этих двух тесно связанных понятий.
Хотя страны могут юридически признавать или отвергать множественное гражданство, реальность более сложна, поскольку существует формальная и неформальная терпимость явлению множественного. Эта терпимость также может быть дифференцированной (например, ограничение множественного гражданства посредством натурализации и терпимость к этому статусу, когда люди рождаются на территории и наследуют второе или более гражданство от своих родителей).
Двойное или множественное гражданство также может различаться по своим истокам и последствиям в зависимости от того, касается ли это государств иммиграции или эмиграции и в какой степени предоставляется множественное (например, согласие с сохранением гражданства, когда эмигранты национализируются за границей, ограничивая при этом их доступ к правам гражданства, таким как политические права). Рост числа случаев множественного гражданства с конца 20 века способствовал спорам (поначалу более интенсивным) о его последствиях с точки зрения военной службы, лояльности государству, дипломатической защиты, равенства прав граждан и так далее. Однако, благодаря распространению сравнительных и единичных исследований двойного гражданства по всему миру, мы теперь можем анализировать не только причины, которые привели к принятию, отвержению или терпимости к этому статусу, но и его практические последствия. Ученые изучали последствия двойного гражданства во многих областях, таких как международные отношения, внутригосударственные отношения, интеграция мигрантов в странах приема, членство и расширение прав мигрантов в странах эмиграции, участие в политической жизни, инструментальное использование этого статуса и так далее.
Понимание трансформации отношения к множественному гражданству требует от нас, с одной стороны, взглянуть в исторической перспективе на современное государство, которое, будучи автономным образованием, предоставило гражданство и со временем выработало гражданские традиции и идентичности. Особенности законов и традиций государства о гражданстве повлияли на то, каким образом все большее число международных мигрантов и их потомков приобретают двойное или множественное гражданство. С другой стороны, понимание распространения двойного гражданства также требует от нас рассмотрения государства как части международной системы государств со своей собственной историей норм и соглашений, которая также трансформировалась ввиду увеличения международной миграции в эпоху глобализации после Второй мировой войны.
Наличие гражданства – это осознание личной верности конкретному государству. Являясь гражданином, человек обязуется исполнять ряд важнейших для государства и народа функций, включая воинскую обязанность. Как в таком случае можно говорить об осознании политической связи с конкретным государством, если у человека таких связей несколько?
Множественное гражданство противоречит содержанию гражданства. Человек не может быть верен одновременно нескольким государствам. Верность нельзя рассматривать как половинчатую категория, она либо есть, либо ее нет. Человек может быть верен исключительно одному государству.
Определенные препятствия для реализации суверенной власти государства могут возникать из-за наличия у лица множественного гражданства. Это может быть, когда одна страна препятствует расширению юрисдикции другой страны, отстаивая принцип «исключительности» своего гражданства. Для решения данной проблемы могут быть заключены многосторонние и двусторонние международные договоры, направленные как на пресечение случаев множественного гражданства, так и на разрешение конфликтов, связанных с юрисдикцией возникающих вопросов в данной области.
Множественное гражданство порождает ряд проблем, среди которых вопросы воинской обязанности, вопросы налогообложения, вопросы миграции и брака, реализация избирательных прав лиц с множественным гражданством.
Но важнейшем в данном случае являются вопросы гражданственности, личной верности государству, так как гражданство – это политико-правовая связь.
Актуальным вопросом является возможность наличия у российского гражданина гражданства «недружественной» страны.
Необходима разработка вопроса о заключении международных договоров в сфере гражданства с «дружественными» государствами. В случае наличия у российского гражданина гражданства «недружественного» государства, должен последовать выбор лицом одного гражданства. В связи с этим необходимо внести изменения в Федеральный закон от 28.04.2023 №138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Также необходимо определить четкие сроки для выбора одного гражданства, последствия неисполнения указанного правила.
Вторая актуальная проблема правового регулирования института гражданства – это вопросы лишения гражданства. Является ли гражданство абсолютным или неотчуждаемым?
В странах Европы можно выделить следующие основания для утраты гражданства: добровольный отказ от гражданства по инициативе самого гражданина, автоматическая утрата гражданства по закону, лишение гражданства по инициативе государства. Согласно Европейской конвенции о гражданстве, лишиться гражданства можно только в том случае, если человек в результате выхода из гражданства не становится лицом без гражданства [6]. Добровольный отказ от гражданства действует практически во всех странах Европы.
В ряде стран возможна автоматическая утрата первоначального гражданства в результате принятия нового гражданства иностранного государства. К странам, запрещающим множественного гражданство относятся: Азербайджан, Казахстан, Китай, Монако, Монголия, Сингапур, Узбекистан, Эстония, Южная Корея.
Основанием для лишения гражданства может стать добровольная служба в иностранной военной службе – за это лишают гражданства в Австрии, Германии, Испании, Нидерландах, Латвии, Литве, Молдавии, Румынии, Франции, Эстонии. Служба лица на иностранной государственной службе приводит к утрате гражданства Дании, Греции, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Словении, Турции, Франции.
За поведение, причиняющее серьезный ущерб интересам государства (например, работа на иностранную разведку, терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях и др.) гражданства лишают Бельгия, Болгария, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Кипр, Литва, Мальта, Молдова, Румыния, Словения, Франция, Швейцария, Эстония.
В октябре 2023 года в силу вступил новый закон – Федеральный закон от 28.04.2023 №138-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации».
В новом федеральном законе о гражданстве институт отмены решения о гражданстве заменен прекращением гражданства. Рассмотрим его подробнее.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. №138-ФЗ эта процедура затрагивает только натурализованных граждан, а причинами прекращения российского гражданства (помимо воли лица) могут стать сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию России и российское законодательство, выразившееся в том числе:
– в совершении преступления;
– действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации;
– установлении факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений», на основании которых человек приобрел российское гражданство.
– иные основания, предусмотренные международным договором Российской Федерации, предоставляющим возможность сохранить или изменить гражданство [7].
Таким образом, правовое регулирование вопросов гражданства зависит от национальных особенностей конкретной страны. Институт гражданства имеет особую важность в силу определения правового положения человека. Именно по этой причине правовое регулирование института гражданства требует особого внимания со стороны законодателя.
About the authors
Maria Evstefeeva
Samara State University
Author for correspondence.
Email: mariia.evstefeeva@gmail.com
SPIN-code: 3801-1089
First-year master's student at the Law Institute of Samara University
Russian Federation, Moskovskoye shosse, 34, Samara, 443086, RussiaReferences
- Cittadinanza // Ministero degli Affari Esteri e della Cooperazione Internazionale URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7c02a249-66212ef7-8ab65c6d-74722d776562/https/www.esteri.it/it/servizi-consolari-e-visti/italiani-all-estero/cittadinanza/?__ya_mt_enable_static_translations=1 (дата обращения: 18.04.2024).
- Cuba's Constitution of 2019 // Constitute URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Cuba_2019 (дата обращения: 18.04.2024).
- В Аргентине начался бум родильного туризма среди россиянок // РБК URL: https://www.rbc.ru/society/05/01/2023/63b6476c9a794706b506242a (дата обращения: 12.05.2023)
- Инструкция: что нужно знать об эмиграции с положительным статусом ВИЧ // Спид.Центр URL: https://spid.center/ru/articles/4071 (дата обращения: 18.04.2024).
- The Immigration and Nationality Act // U.S. Citizenship and Immigration Services URL: https://www.uscis.gov/laws-and-policy/legislation/immigration-and-nationality-act (дата обращения: 18.04.2024).
- Европейская конвенция о гражданстве // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/901799763 (дата обращения: 18.04.2024).
- Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28.04.2023 N 138-ФЗ // КонсультантПлюс – Справочная правовая система. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_445998/ (дата обращения: 18.04.2024).
Supplementary files
