MEANS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL WORK IN THE ADAPTATION OF STUDENTS TO THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY. A REVIEW OF SCIENTIFIC RESEARCH.


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the analysis of research of a promising method of correction of psycho-emotional state based on the effect of odors on the limbic system of a person. The article reviews the works of domestic and foreign scientists, which confirm the promising method. The degree of study of the indicated problems in the works devoted to methods of correction of psycho-emotional states in the process of didactic adaptation of students, including aromatherapeutic methods, is considered. Studies devoted to the methods of correction of psycho-emotional state in psycho-pedagogical practice are given.  The directions of special researches concerning the perspectives of development of olfaktotherapy method as a tool in psychological and pedagogical methods are defined.

Full Text

Уровень развития современного общества  предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки выпускников вуза. В Указе Президента Российской Федерации №343 от 12.05.2023 года, говорится о том, что система образования России требует поиска новых форм, методов обучения, направленных на совершенствование учебного процесса и подготовки молодых специалистов к  условиям рыночной экономики. Согласно данным статистики около 20% первокурсников прекращают свое обучение уже после первого семестра. Главная причина этого заключается в возникновении сложностей у студентов с освоением образовательной программы. Таким образом, одной из ключевых проблем системы высшего образования России на сегодняшний день является проблема дидактической адаптации. В этой связи, актуальным является поиск новых инструментов для сопровождения дидактической адаптации студентов вуза.

Условия и методы исследования.

Мы провели литературный обзор научных трудов на основе  ресурсов поисковых систем PubMed и eLIBRARY, по вышеуказанным ключевым словам. Для данного обзор мы использовали статьи, содержащие теоретическую и экспериментальную базу по вопросам, касающимся проблем дидактической адаптации и подходов к ее сопровождению.

Целью данной работы является обобщение литературных данных о различных методах и формах психолого-педагогического сопровождения дидактической адаптации.  

Результаты и их обсуждение.

Восприятие запахов имеет сильную эмоциональную составляющую, но несмотря на это, обонятельная система изучается в психологии заметно реже других сенсорных систем. Значение обонятельного анализатора в реализации личностной активности в настоящее время недооценивается. В своих работах Б.Г. Ананьев писал: «Имеются многие данные, свидетельствующие о том, что сенсорно-перцептивные процессы, будучи отражением объективной действительности и регуляторами деятельности, относятся к коренным феноменам жизнедеятельности, связанным с глубокими слоями целостной структуры человеческой личности. Представление о том, что сенсорно-перцептивные процессы относятся к низшим психическим функциям и, составляя как бы периферию субъекта, не входят в его основную структуру и индифферентны к личности, надо признать устаревшими. Дело в том, что основными моделями сенсорно-перцептивных процессов всегда избирались и избираются зрение и слух, в меньшей мере – осязание и другие так называемые механические чувства и почти никогда –вкус, обоняние, несмотря чувствительность, так называемые химические чувства, непосредственно включённые в метаболические процессы» [1]. Обонятельной системе при исследованиях организма человека уделяется незначительное внимание. В исследованиях Е.А. Петровой и П.В. Пичугина указывается, что «изучение мира запахов в психологии относится к категории редких, почти экзотических  для академической науки, но востребованных практикой. Изучение морфологии нервной системы показывает, что «входы лимбическая система имеет как от одной из самых древних систем – обонятельной, так и от эволюционно молодых систем: зрительной и слуховой. Связи с обонятельной сенсорной системой наиболее выражены, поэтому и происходит частое отождествление функций лимбической системы с организацией обоняния».  В 19 веке предпринимались многочисленные попытки систематизировать запахи. Первоначально большинство из них опирались только на психологические показатели [2; 3; 4]. К середине 20 века с развитием науки стали исследовать физическую и химическую природу ароматических веществ (одорантов). Дж. Оймура и Р. Оймура выдвинули идею (1949 г.), которая основана на том, что первичные запахи кодируется совпадением формы молекулы одоранта с формой обонятельных рецепторов. Стереохимическая теория обоняния выделяет семь основных запахов, пять из которых – цветочный, камфарный, мятный, эфирный, мускусный – кодируются формой, а ещё два – едкий и запах гнили – электрическим зарядом молекулы [5]. Дж. Оймур синтезировал молекулы заданных форм, и все они обладали предсказанным запахом».  Нобелевскую премию по физиологии и медицине получили Л. Бак и Р. Аксель в 2004 году за исследование обонятельных рецепторов. Было определено, что за формирование обонятельного анализатора у человека отвечает около 350 генов. Совокупность этих рецепторов позволяет различать порядка 10 000 различных запахов. Ученые доказали, что «сложные запахи складываются из первичных и воспринимаются в результате возбуждения нескольких видов обонятельных клеток». Нейроны обонятельных рецепторов модулируются аксонами, нисходящими из высших центров мозга. На этом сторится существование двух способов восприятия запаха: «Первый – это естественный, когда человек вдыхает аромат и реально ощущает его, второй – мнимый, так как любой запах вызывает в сознании ассоциативные образы, связанные с прошлыми событиями» [2, с. 17]. Паузе Б.М., Микаэла Золь Ш. описывают, что «запахи – прекрасные триггеры, ключевые слова для автобиографической памяти, которая возвращает нас в прошлое». Существует разделение  механизмов физиологических эффектов ароматических веществ  по принципу взаимодействие с обонятельными рецепторами и абсорбции в слизистую носовой полости [6]. Особенной группой веществ считают эфирные масла растений. Они имеют влияние на обонятельную систему двумя путями: нервно-рефлекторным и гуморальным. Специалисты придают особое значение природному происхождению эфирных масел, как  многокомпонентной системе органических соединений, состоящей из терпенов и их кислородосодержащих производных: спиртов, кетонов, эфиров, альдегидов, а также ароматических углеводородов» [7, с. 9]. Эфирные масла классифицируют по скорости испарения на верхние (головные, начальные), средние (основные, сердцевинные, сердечные) и нижние (фоновые, конечные). В зависимости от этого показателя  компоненты масел называют верхними, средними и нижними нотами.  При создании ароматических смесей верхние ноты, которые определяют первое впечатление «очень быстро испаряются» [8, с. 76]. Средние ноты распознаются спустя некоторое время и обладают тёплым и мягким запахом» [8, с. 76]. Нижние ноты – это чаще всего тяжёлые масла с доминирующим ароматом, которые сохраняются дольше и замедляют испарение других масел» [8, с. 77].

Изучение воздействия эфирных масел или соединений терпентинной природы медицина занимается «Ароматерапия». Ароматические вещества оказывают на человека нефармакологическое воздействие как физически, так и эмоционально. В работах исследовались возможности ароматерапии при различных вирусных инфекциях, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, бронхиальной астме, климактерических нарушениях у женщин, перинатальной патологии, функциональном состоянии пожилых людей. Доказано, что запахи оказывают влияние благодаря их сложному составу, который сходен по структуре и действию с естественными соединениями, регулирующими физиологические функции организма. Установлена возможность химического воздействия запахов через непосредственное проникновение молекул в кровоток. Этот механизм подтверждается наблюдениями физиологических реакций при воздействии эфирных масел после трансверсальной абсорбции их  в условиях исключения обонятельного воздействия. Также показано изменение функционального состояния стенок периферических кровеносных сосудов сразу после вдыхания ароматических веществ. 

Для лечения каждой болезни применяются определённые эфирные масла [9]. Однако, считается, что «эффект эфирного масла индивидуален для каждого пациента и не будет одинаковым для всех» [10, с. 7]. При лечении болевых синдромов эфирное масло подбирают в зависимости психоэмоциональных особенностей человека и функционального состояния вегетативной и центральной нервной систем организма [11, с. 51]. Ученые определили, что ароматические масла влияют физиологические параметры, такие как частота сердечных сокращений, частота дыхания и артериальное давление [12]. Например, аромат цветка сливы способствует повышению активности областей мозга, связываемых с речью, памятью и движениями [13].

Для проработки  глубинных свойств памяти был разработан особый метод ольфактотерапии. Он основан на обонянии и сочетает в себе принципы психологии и ароматерапии в сегменте "запах-воспоминание". Одоранты через рецепторы слизистой носа проникают  в лимбическую систему мозга, которая отвечает за эмоциональную память. И таким образом, ароматы, которые нас окружают, непосредственно влияют на наше эмоциональное состояние.  Ольфактотерапия была создана во Франции в 1990-х годах Жилем Фурнилем. Носовую полость и носоглотку можно рассматривать как входные ворота для ароматов, которые затем поступают в организм и воздействуют на наше самочувствие. В данном методе применяются не только в одоранты растительных эфирных масел, но и  синтезированные для создания воспоминаний ароматы (запах города, запах метро, запах магазина и другие). Ароматические элементы, содержащиеся в эфирных маслах все же являются для ольфактотерапии наиболее часто используемыми. Ольфактотерапия рассматривает воздействие компонентов эфирных масел, в зависимости от хемотипа растения. Именно хемотипом в понимании ольфактотерапии обусловлены уникальные свойства эфирных масел.

Психофизиологическая коррекция с помощью эфирных масел исследована в нескольких научных трудах. В сравнительном исследовании воздействия эфирных масел на психофизиологический статус человека Таврического и Университета культуры и искусств под авторством Кириллова А.В., Панова С.А., Лесова Л.Д.  проводилось четыре опыта, в каждом из которых группе людей предлагались для вдыхания через аромаингалятор эфирные масла: Сосны (Pinus sylvestris L.), Лимона (Cítrus límon), Лаванды (Lavándula angustifólia) и Шалфея (Sālvia officinālis). Эфирные масла лаванды и шалфея уменьшали ситуационную и личностную тревожность и улучшали самочувствие испытуемых. Эфирные масла лаванды повышало активность и улучшало настроение. Эфирное масло сосны вызывало только улучшение настроения испытуемых, лимона – уменьшало личностную тревожность [15]. В эмпирическом исследовании китайских ученых:  Я-Хуэй Чунг, Шиу-Джен Чен, Чинг-Лууг Ли, Чун-Вэй Ву, Ю-Сен Чан «Расслабляющее действие эфирных масел Pseudotsuga menziesii и Lavandula angustifolia при дыхании на психофизиологический статус пожилых людей» испытуемые вдыхали эфирные масла Лаванды и Пихты Дугласа во время садово-дачной деятельности и в помещении. В результате исследования ученые зафиксировали снижение частоты высоких β- и γ-волн в головном мозге, что подтверждает расслабляющий эффект указанных в исследовании эфирных масел [16].  

Третье исследование «Возможности гипно- и ароматерапии в лечении панических расстройств» Поспелова М.Л., Ефимцев А.Ю., Алексеева Т.М. Иванова Н.Е., Труфанов Г.Е., проведенное на базе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова, Минздрава России» посвящено изучению ароматерапии в комплексе с гипнотерапией в лечении пациенток с паническими расстройствами. После лечения отмечалось значимое уменьшение количества пациентов с различными видами панических атак. При этом эффект от терапии сохранялся и даже усиливался через полгода после окончания лечения. Показано достоверное улучшение состояния пациентов с вегетативными нарушениями в межприступный период. Подобное лечение позволило шести из восьми пациенток отказаться от медикаментозного лечения [17]. Одной из главных проблем по мнению ольфактотерапевтов является бессознательность испытываемых людьми эмоций. Эмоция может влиять на состояние, поведение, работоспособность, создавать напряжение в теле, а впоследствии и вызывать болезни. Заблокированные эмоции препятствуют установлению гармоничных отношений между человеком и его окружением. Ж. Фурниль, основатель ольфакторного метода, говорит о том, что ольфактотерапия помогает человеку опереться на свой прошлый опыт и примиряет разные полюсы его субличности.  

Во Франции сеансы ольфактотерпии называют обонятельными уроками. Даниэль Пэноель –  классик французской ароматерапии совместно с Пьером Франкомом и Роже Жолуа создали одну из самых авторитетных энциклопедий ароматерапии «Абсолютно точная информация6 об            ароматерапии. Энциклопедия применения ароматических экстрактов терапии» («L’aromathérapie exactement» Pierre Franchomme, Daniel Pénoël, Roger Jollois). В ней авторы обращают снимание на то, что в некоторых случаях, при применении стандартной ароматерапии по биохимическим протоколам излечение болезни не происходило [19]. Однако, извлечение квантового количества эфирного масла при вдыхании мгновенно оказывало целебное воздействие. На протяжении в течение двенадцати лет работала в неврологическом отделении больницы.            Раймона-Пуанкаре в Гарше (Лечения электростимуляцией. нового метода реабилитации. В рамках этой программы первая во Франции компания, специализирующаяся на косметологии, впервые представлена. Executive Women (Семинары по ароматерапии были проведены организацией CEW. [20]. Пациенты с черепно-мозговыми травмами или люди, перенесшие инсульт, часто испытывают трудности с памятью и выражением мыслей. Мари-Франс Аршамбо организовала серию семинаров CEW по психомоторной терапии. В партнерстве с International Flavors and Flagrances, фирмой, занимающей лидирующие позиции в области производства парфюмерной продукции, был создан ольфакторный комплекс, вызывающий аппетит и ассоциации с приятными воспоминаниями. В ходе индивидуальных или групповых семинаров пациенты участвуют в обсуждении и обмене мнениями. Воздействие одорантами превращалось в захватывающее путешествие и благодаря этим манипуляциям к некоторым пациентам возвращались воспоминания детства. Мариса Денос, нейропсихолог больницы Ла Питье-Сальпетриер отмечает, что пациентам страдающим изменениями в когнитивных функциях, вызванными инсультом, черепно-мозговой травмой, болезнью Альцгеймера или рассеянным склерозом, на занятиях с ольфактотерапевтом могут избавиться от тревожных расстройств и улучшить работу различных видов памяти. Запах может быть использован для диагностики различных заболеваний [21]. Древние врачи полагались на свое обоняние для постановки диагноза, задолго до появления современных методов. Например, запах спелого яблока мог указывать на различные заболевания, такие как чума, желтая лихорадка или даже сахарный диабет. Научные исследования показывают, что даже собак можно обучить обнаруживать различные болезни, например, рак мочевого пузыря. Российские ученые также исследуют возможности обонятельной терапии. Так, в своей статье Линде Н.Д. профессор Московского института психоанализа, кандидат психологических наук, руководитель секции эмоционально-образной терапии, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, говорит о том, что «причины эффективности метода ольфактотерапии в устранении болевого синдрома до сих пор до конца непонятны, но результаты впечатляющие. Ученый утверждает, что это совершенно новый и необычный психологический феномен». Теория Линде Н.Д. основана на том, что эмоции или болевые симптомы, если их представить в форме запаха, поступают на анализ в область обонятельного мозга – самое древнее образование мозга, отвечающее за обоняние, вкус и переживание эмоций. В этом задействована одна и та же способность, которая возникла у животных самой первой – способность к химической чувствительности.  Эмоции также являются звеном, определяющим химическую чувствительность. Каждая эмоция может вызывать определенный сдвиг в химическом балансе организма: увеличивается или уменьшается поглощение кислорода, выделяется адреналин или норадреналин в кровь и другое [22]. Человек под руководством ольфактотерапевта представляет запах боли или отрицательных эмоций и после этого чаще всего возникают ассоциации с неприятными запахами. Лимбическая система начинает реагировать на это состояние, таким образом восстанавливая химический баланс организма. В результате этой реакции отрицательная эмоция или боль исчезают, а состояние человека возвращается к норме. Исследования профессора Н.Д. Линде показывают, что ольфакторный метод может рассматриваться, как экстренный при снятии психосоматических болей. Человеку предлагается представить образ запаха имеющейся боли у себя на ладони. Далее если образ запаха боли представлен, то пациенту предлагается его обонять, до момента, пока образ запаха не изменится. Обычно запах боли весьма неприятен, это может быть запах паленой резины, горелого, гнилого или смердящего. В конце сеанса, он всегда изменяется на запах свежести (запах свежескошенного сена, ментола, морского бриза, свежего снега и т.д.).  В момент, когда произойдут изменения, болевой синдром купируется одновременно с возникновением запаха свежести [23]. Процесс снятия болевого ощущения через ольфакторное восприятие чаще всего связывают с коррекцией негативной эмоции, вызванной той или иной проблемной ситуацией из жизни человека. Ученики доктора Линде Н.Д. продолжают исследовать возможности данного метода. Например, Наталья Фомина сообщила о случаях исчезновении кисты яичника после обоняния воображаемого запаха эмоций, связанных с нею, что подтверждается результатами ультразвукового исследования..

Проблема эмоций, психического и физического здоровья человека, эмоциональной безопасности в настоящее время особенно актуальна для людей, испытывающих ежедневные перегрузки различного характера. Одной из таких групп людей являются студенты. Обучающиеся в период занятий испытывают широкий спектр эмоциональных переживаний.

Проблемы эмоционального состояния рассматриваются в отечественной психологии (Ю.Л. Александровский, П.К. Анохин, Н.Я. Батова, В.К. Вилюнас, Н.Н. Грот, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов, Е.Д. Хомская и др.) и в работах зарубежных авторов (М. Арнольд, В. Вундт, Д. Гоулман, Ч. Дарвин, Р. Декарт, У. Джемс, Д. Линдсли, Дж. Локк, У. Мак-Дугалл, Э. Ортони, X. Остер, Р. Плутчик, С. Томкинс, Дж. Уотсон, П. Н. Фрийда и др.). Особенности эмоционального состояния в период сессии освещены в работах (А.Н. Акопян, Л.Д.

Маркинова, А.В. Плеханова, Ю.В. Украинцева, А.Я. Чебыкин, Е.А. Юматов). Программа психолого-педагогической коррекции эмоциональных состояний представлена в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (В.И. Долгова, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, Дж. Боулби). Наиболее сильными эмоциональные колебание становятся в период сессии. Экзаменационная ситуация позволяет оценить, насколько сильны эмоциональные факторы у студентов всех курсов. Каждый человек испытывает эмоции по-разному на одну и ту же ситуацию, к примеру, при получении оценки за экзамен, если хорошая оценка не которые студенты радуются, а некоторые плачут. Самое сильное переживание у студентов – это переживание гнева и агрессии. В работах С.Ш. Казданян, С.М. Джаладян описано, что экзамен является одним из самых трудных моментов в течение учебного года. Очевидно, что экзаменационный процесс сопровождается затратами дополнительных психоэмоциональных и энергетических ресурсов. Это приводит к повышенному уставанию студентов, и даже у выносливых студентов в период сессии появляется постоянное желание отдохнуть. Вдобавок повышается раздражение на окружающих [24, с. 271]. Для хороших результатов сессии, помимо знаний, необходимо сбалансировать эмоциональное состояние студентов. Именно оно в наибольшей степени влияет на психическое состояние человека. При дестабилизации эмоционального фона начинается предстартовое волнение и напряжение, что может привести к трудности воспроизведения усвоенного материала, или спровоцировать безразличие к данной ситуации и не желание в ней оставаться [25, с. 89]. В этой связи, экзамен является ситуацией, в которой психическое здоровье студентов значительно страдает, возникают и закрепляются отрицательные эмоции: страх, агрессивность, тревога, напряжение и фрустрация.

Фрустрация является наиболее сложным эмоциональным состоянием, возникающим при невозможности достигнуть поставленной цели и ее реализовать. Уровень фрустрации у неуспевающих студентов выше, чем у успевающих. В случае хронической  фрустрации личность может претерпевать изменения: агрессивность, нерешительность, безынициативность, ригидность, зависть и другое. Такие состояния возникают у студентов в период прохождения или подготовки к сессии и это может привести к потере таких качеств личности, как: целеустремленность, настойчивость, внимательность, трудолюбие.

 К таким эмоциональным перегрузкам студенту необходимо адаптироваться в течение всего периода обучения.

Важной является адаптация к образовательным программам и фондам оценочных средств, так называемая дидактическая адаптация. В Российской психолого-педагогической науке существует ряд исследований, посвященных дидактической адаптации студентов (М. И. Дьяченко, Л. А. Кондыбовича, Б. А. Бенедиктова, А. Г. Смирнова, Н.В. Бордовской, В.П. Борисенкова, Б.Т. Лихачёва, М.Д. Мартыновой, А.Ю. Морозовой, А.А. Реана, Ю.В. Стафеевой). Сущность и психологические механизмы дидактической адаптации представлены в исследованиях Ф.Б. Березина, В.В. Богословского, В.В. Лагерева, Л.Ф. Мирзояновой, Р.С. Немова, А.В. Петровского, М.С. Яницкого и др. Сложности дидактической адаптации связаны с количественными и качественными различиями между деятельностью учащихся разных курсов в условиях вуза. Происходит постоянное увеличение интенсивности умственной работы, объема усваиваемых знаний, нагрузки, крайне возрастающей в период сессий. Качественные различия характеризуются постоянно изменяющимся кругом изучаемых предметов, появлением профильных дисциплин, с которыми студент связывает свою личную перспективу, изменением содержания учебного процесса (в большинстве случаев учебников, полностью соответствующих программе вуза, нет и приходится пользоваться несколькими источниками, основанными на различных подходах); изменением в формах контроля и оценки учебной деятельности; изменением характера взаимоотношений преподавателя и студента. Первокурснику приходится адаптироваться одновременно к новым требованиям, предъявляемым вузом, к новым условиям обучения, к новым подходам предоставления информации. Дидактическая адаптация первокурсников к образовательному процессу предполагает воздействие целого ряда влияний, включающего в себя комплекс как субъективных (зависящих главным образом от самих студентов), так и объективных (в большей степени зависящих от внешних обстоятельств) факторов, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе [26]. Однако, дидактическая адаптация происходит не только у первокурсников, но и у обучающихся на всем протяжении образовательного процесса. С увеличением ступени обучения, повышается учебная нагрузка, акцент смещается в сторону самостоятельного обучения, уменьшается количество аудиторной работы с преподавателем. Эти особенности образовательного процесса требуют постоянной дидактической адаптации студента [27]. Для коррекции психоэмоциональных состояний в процессе дидактической адаптации студентов используются различные подходы, в том числе комплексные методики.  

Заключение.

Проанализированные исследования подтверждают, что метод ольфактотерапии может стать новым инструментом в сопровождении дидактической адаптации студентов вуза. В России метод ольфактотерапии только начинает обозначать свои перспективы, которые могут активно развиваться в аспекте дидактической адаптации студентов вуза.

×

About the authors

Anna Egorova

Author for correspondence.
Email: zulini@yandex.ru
Russian Federation

Natalya Ivanushkina

Email: inw38641@mail.ru

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies