THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE MUSEUMS OF THE SAMARA UNIVERSITY AT THE PRESENT STAGE
- Authors: Zheltoukhova D.V.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 2 (13) (2018)
- Pages: 87-90
- Section: Articles
- Published: 15.12.2018
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8516
- ID: 8516
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Развитию темы исследования универ-ситетских музеев посвящены работы М. И. Бурлыкиной [1]. По истории и современно-му состоянию музеев высшей школы Запад-ной Сибири написана диссертация Н. А. Бе-лоусовой [2]. Статьи по теме публиковались в журналах MUSEUM [3, С. 45-48], Вопросы музеологии [4, С. 97-103] и в других науч-ных журналах и вестниках. В целом тема истории и современного состояния универ-ситетских музеев в научных работах доста-точно проработана. Однако это - одна из тем, в которой изучение регионального и местного развития является превалирующим над исследованиями общих мест истории и развития университетских музеев в России. В Самаре тема университетских музеев ис-следовалась поверхностно. Исследования носят разовый характер. Стоит отметить, что в России первый университетский музей появился в Москов-ском государственном университете в сере-дине XVIII веке. В дальнейшем практически в каждом влиятельном университете появля-лись музеи истории университета или музеи научных коллекций университета [1, С. 45]. Университетские музеи визуализировали и представляли для массового изучения науч-ную работу сотрудников университетов. Со-временные университетские музеи помимо образовательной, эстетической и хранитель-ной функции являются местом интеграции университетского научного сообщества. В частности, они становятся центром развития международного, регионального и межуни-верситетского сотрудничества. Проанализи-руем значение университетских музеев в международном сотрудничестве и оценим его влияние на интеграцию научного сооб-щества. Обратимся к уточнению основного по-нятия в этом вопросе - международного со-трудничества. Согласно статье пятой Декла-рации принципов международного культур-ного сотрудничества «Культурное сотруд-ничество является правом и долгом всех народов и стран, поэтому они должны де-литься друг с другом знаниями и опытом» [5]. Также согласно статье восьмой «Куль-турное сотрудничество должно осуществ-ляться на основе взаимной выгоды всех участвующих в нём народов; соответствую-щие обмены должны быть проникнуты ду-хом максимальной взаимности» [5]. Таким образом, сотрудничество в музеях Самарско-го университета отвечает нормам междуна-родного законодательства. Обратимся непосредственно к основ-ному вопросу статьи - истории и современ-ности музеев Самарского университета. В настоящее время произошли значительные изменения в деятельности институтского сообщества Самарского университета. В 2015 году произошло объединение двух Са-марских университетов: Самарского госу-дарственного университета и Самарского государственного аэрокосмического универ-ситета имени академика С. П. Королёва. Это событие не могло не повлиять на деятель-ность музейного сообщества университета. На данный момент реорганизация повлияла на деятельность четырёх музеев: авиации и космонавтики, центра истории авиационных двигателей, музея археологии, истории и эт-нографии и музея истории Куйбышевского авиационного института. В настоящее время музеи привлекли более 500 иностранных по-сетителей Запада, Европы и Азии. Популярными музеями для иностран-ных студентов стали: музей авиации и кос-монавтики имени академика С. П. Королёва и созданный на базе бывшего Самарского государственного университета межвузов-ский гуманитарный музейный центр. Отме-тим, что согласно данным официального сайта музея истории авиации и космонавти-ки он входит в число ведущих авиакосмиче-ских музеев России и уникальных объектов высшей школы [6]. Музей авиации и космонавтики, осно-ванный в 1977 г., стал площадкой для про-ведения летних научных школ, международ-ных конференций и семинаров. В 2016 г. в Самарском университете было проведено пять международных летних школ в области квантовой химии, космических технологий, двигателестроения, менеджмента высоких технологий и русского языка. Работа велась совместно со специалистами и студентами научного сообщества США, Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Китая и Индии. Средняя численность участ-ников летних школ составляла 150 человек. Среди основных участников: студенты, пре-подаватели, учёные и специалисты в своей отрасли (рис. 1). Сотрудники университета делились опытом и знаниями с иностранными колле-гами в различных отраслях и направлени-ях деятельности музеев через проведение лекций, мастер-классов и семинаров. Фонды музея насчитывают более 2500 уникальных предметов и документов: модели авиацион-но-космической техники (капсулы с орби-тальной станции «Мир», скафандры, ракеты, автографы учёных и конструкторов, уни-кальные исторические документы конца XIX - начала XX века, рекордные дела со-ветских космонавтов 60-70 гг. XX века, ар-хив фотографий, в том числе архива ТАСС и др.). Музей взаимодействует с Международ-ным советом музеев (ICOM) и Международ-ным комитетом по сохранению индустри-ального наследия (TICCIH), поддерживает контакты с зарубежными научно-техническими музеями, входящими в ассо-циацию CIMUSET [6]. Рис. 1. Соотношение посетителей музеев Самарского университета Такая работа соответствует принципам международного сотрудничества. В частно-сти, один из принципов гласит: «При осу-ществлении культурного сотрудничества следует уделять особое внимание нрав-ственному и интеллектуальному воспита-нию молодёжи в духе дружбы, международ-ного взаимопонимания и мира. Это сотруд-ничество должно помочь государствам осо-знать важность пробуждения дарований в самых различных областях и облегчения профессиональной подготовки новых поко-лений» [5]. Сотрудники музея археологии, этно-графии и истории бывшего Самарского гос-ударственного университета поддерживают рабочие контакты с коллегами из Нидерлан-дов (реконструкция экспозиции 2009 г., вы-ставка «Тибетский буддизм в Самарском крае: история и современность»), археолога-ми из Канады (выставка в СОИКМ им. П. В. Алабина 2008 г. «Хозяева степей: древние кочевники России и Канады»). В фондах Самарского университета находятся архео-логические, этнографические и биологиче-ские коллекции. Кроме этого, на биологиче-ском факультете д.б.н., профессором С. А. Сачковым была создана крупнейшая в реги-оне научная коллекция чешуекрылых насе-комых (более 3500 видов), известная на международном уровне. Для выявления результатов междуна-родного сотрудничества обратимся к запи-сям Книги отзывов и предложений музея авиации и космонавтики 2015-2018 гг. (да-лее - Книга). Самым запоминающимся от-зывом стала подпись работников металлур-гического завода: «Посещение музея вызы-вает чувство гордости за прошлое, грусть за настоящее, но вселяет надежду на будущее». Нельзя не сказать, что это те чувства, с кото-рыми должны выходить посетители музея, однако в этой фразе мысль, объединяющая в себе чувства людей и время - прошлое, настоящее, будущее. А это именно то дей-ствие, к которому стремится каждый музей - затронуть чувства людей, заставить заду-маться о времени и истории, ценности жиз-ни, а не вещей. В Книге на трёх сотнях стра-ницах множество отзывов с благодарностя-ми сотрудникам музея, пожеланиями удачи и дальнейшего развития, многие иностран-ные посетители благодарят за интересный рассказ экскурсоводов, что свидетельствует о взаимопонимании. В книге от общего ко-личества отзывов 30-40 % - от иностранцев. Таким образом, примерно на семь русско-язычных отзывов один - иностранный, что показывает стабильный интерес к музею ис-тории авиации и космонавтики в Самарском университете у иностранных посетителей [7]. Теперь определим статус университет-ских музеев. Профессиональные музейщики задаются вопросом, что это такое: музей в университете или университетский музей? Есть ли различия в определении [8]? На эти вопросы ответим следующим образом. В определении статуса музея в образова-тельных учреждениях важную роль играет их правовое положение, прописанное во внутренних организационных документах. Музеи университета функционируют на ос-нове положений о деятельности, директора вузовских музеев подчиняются непосред-ственно ректору. Поэтому самостоятель-ность у университетских музеев практиче-ски отсутствует. Университетские музеи со-храняют полученные знания в высшей шко-ле, углубляют и визуализируют историю, развивают тенденции взаимодействия, а экспозиция и атмосфера музейных помеще-ний способствует погружению посетителей в исследуемую в университете среду. Работа в музейном пространстве помогает выстро-ить более многоуровневый и углубленный диалог между участниками тематического общения. Положительным эффектом слияния двух университетов явилось увеличение ко-личества иностранных посетителей и упрочнение важных межнациональных и международных научных связей в области авиационной техники, двигателестроения, квантовой химии, физики и культуры. Однако существуют и проблемы взаи-модействия, среди которых: изолирован-ность музеев объединённых университетов; проблематичная логистика между двумя корпусами; слабая техническая оснащён-ность музеев и музейных центров; малочис-ленность музейного персонала; возможное разглашение информации ограниченного доступа; отток подготовленных специали-стов за границу. Естественным образом возникает во-прос: что нужно для улучшения междуна-родного сотрудничества научного сообще-ства университета? Во-первых, плановая техническая подготовка помещений для проведения встреч с иностранными партнё-рами, во-вторых, проведение бесед о недо-пустимости разглашения информации, со-держащей коммерческую тайну, тайну со-здания и изобретения, в-третьих, создание благоприятных условий для работы уже подготовленных специалистов. Подведём итог: музеи являются ме-стом, способным объединять научное сооб-щество, устанавливающее и укрепляющее международные связи, местом культивиро-вания и обобщения знаний, а тезисно - «площадкой мира и знаний».About the authors
Dina Vasilyevna Zheltoukhova
Samara University
Email: dina-pomelova@mail.ru
Samara, Russia
References
- Бурлыкина М. И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724-1917 гг.). Сыктывкар, 2000. 277 с.
- Белоусова Н. А. Музеи высшей школы западной Сибири: История и современное состояние (конец XIX - начало XXI в.): дис. … канд. культурологии. Кемерово, 2009. 449 с.
- Белл Дж. Формула ЮНЕСКО - университет и наследие // Museum, 2001. № 1 (207). С. 45-48.
- Муравская С. В. Особенности университетских музеев и коллекций в культурно-образовательном пространстве: на примере Украины // Вопросы музеологии, 2014. № 2 (10). С. 97-103.
- Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, XIV сессия. Париж, 1966. 14 с.
- Музей авиации и космонавтики имени С. П. Королёва. URL: http://museum.ssau.ru/index.php/o-muzee (дата обращения: 04.12.2018).
- Книга отзывов и предложения Музея авиации и космонавтики имени С. П. Королёва [рукопись]. Самара, 2015-2018. 300 с.
- University Museums and Collections as Cultural Hubs: The Future of Tradition: 19th Annual UMAC Conference. 2019. URL: http://umac.icom.museum/umac-2019-call-for-proposals/ (дата обращения: 06.12.2018).