PARTICIPATION OF NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS OF THE SOCIAL SECTOR IN PROVIDING HOUSING POTREBNOSTEY CITIZENS


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the activities of non-profit organizations in the social sphere, aimed at social protection of citizens in terms of providing their housing needs, analyzed the status of social hotels, shelters, night houses and other similar institutions. The author raises questions of legal registration of residence of citizens in the designated institutions, examines the contract of gratuitous use of premises, conducted a comparative analysis between the mode of use of premises in the homes of the social service of citizens and premises for social protection of hotel categories of citizens. The problem of the lack of special legal regulation of the relations developing during the residence of citizens is put, the necessity of the use of uniform terminology in the housing sphere and in the field of social services and protection of citizens in the formulation of the relevant provisions of the legislation is emphasized.

Full Text

Социальная защита и обслуживание граждан вступают основными составляю-щими социальной политики государства и направлены на создание и поддержание об-щественно необходимого материального и социального положения всех членов обще-ства. Систему социальной защиты РФ обра-зуют источники правового регулирования социальной сферы, организации, обеспечи-вающие реализацию мер социальной под-держки населения и проводимые ими в этих целях мероприятия [1, с. 16; 2, с. 203]. Социальная поддержка предоставляет-ся социально незащищённым слоям населе-ния, не способными в силу тех или иных об-стоятельств обеспечить себя. Помощь осу-ществляется, как правило, посредством де-нежных и натуральных выплат (одежда, пи-тание, лекарства), но этим не ограничивает-ся. Она включает также меры в виде содей-ствия и услуг, оказываемых отдельным ли-цам или группам социальными службами для преодоления сложных жизненных ситу-аций, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. В рамках обозначенной системы орга-низуют свою работу и учреждения, занима-ющиеся гражданами, нуждающимися, в чис-ле прочего, в обеспечении своих жилищных потребностей, среди которых социальные гостиницы, приюты, дома ночного пребы-вания и другие аналогичные учреждения [3, с. 42]. Так, в частности, для домов ночного пребывания основной задачей является предоставление ночлега лицам без опреде-лённого места жительства и занятий, в первую очередь из числа престарелых и ин-валидов, а социального приюта для детей - оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в труд-ной жизненной ситуации, в том числе обес-печение их временного проживания. Согласно положениям Жилищного ко-декса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помеще-ния в домах системы социального обслужи-вания граждан и помещения для социальной защиты отельных категорий граждан отно-сятся к специализированному жилищному фонду. Включение домов инвалидов, домов престарелых, приютов, социальных гости-ниц и других аналогичных объектов в спе-циализированный фонд присуще не только российскому законодательству [4, с. 314]. Жилые помещения обозначенного фонда предоставляются на основании реше-ний собственников таких помещений (речь идёт только о государственном и муници-пальном жилищном фонде) или уполномо-ченных ими лиц по договорам найма специ-ализированных жилых помещений, за ис-ключением жилых помещений, предназна-ченных для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляют-ся по договорам безвозмездного пользования (ст. 99 ЖК РФ). Согласно ст. 96 ЖК РФ жилые поме-щения в домах системы социального обслу-живания граждан предназначены для про-живания граждан, являющихся получателя-ми социальных услуг и признанных нужда-ющимися в социальном обслуживании. Со-гласно п. 8 Правил отнесения жилого поме-щения к специализированному жилищному фонду к домам системы социального обслу-живания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащённые необходимым для обеспечения жизнедея-тельности и безопасности проживания граж-дан оборудованием. В здании должны иметь место помещения для проведения мероприя-тий медицинского, психологического и со-циального характера, посильной трудовой деятельности. В состав фонда входят стаци-онарные учреждения социального обслужи-вания населения: дома-интернаты для пре-старелых и инвалидов, психоневрологиче-ские интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и другие [5, с. 91]. Жилые помещения для социальной за-щиты отдельных категорий граждан предна-значены для проживания лиц, которые в со-ответствии с федеральным законодатель-ством или законодательством субъектов РФ названы в числе нуждающихся в специаль-ной социальной защите. К ним могут быть отнесены лица без определённого места жи-тельства и занятий, оказавшиеся в экстре-мальных условиях, нуждающиеся в социаль-ной поддержке, несовершеннолетние, оставшиеся без попечения и надзора родите-лей и другие. С целью обеспечения жильём лиц, нуждающихся в социальной защите, создаются дома ночного пребывания, соци-альные приюты, социальные гостиницы, со-держащиеся на средства бюджетов РФ, то есть специально построенные или приспо-собленные для этих целей здания [6]. ЖК РФ не определяет те категории граждан, которым будут предоставляться указанные помещения, такие лица устанав-ливаются законодательством Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, регулирование обозна-ченной сферы опирается как на нормы ЖК РФ и иные акты жилищного законодатель-ства, так и на специальные законы о соци-альном обслуживании и социальной защите населения. В доктрине по этому поводу от-мечается, что обеспечение таким жильём и пользование им не может (не должно) ре-гламентироваться жилищным законодатель-ством. Такое жильё имеет особые социаль-ные цели - поддержка лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, возможность вы-жить в этой ситуации и т.п. [7, с. 17]. Как видно, при предоставлении жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан определяющим явля-ется факт необходимости получения ими со-циальных услуг, а обеспечение жилыми по-мещениями тесно связано с этим. В жилых помещениях для социальной защиты отель-ных категорий граждан обеспечение жильём имеет более важное значение, является ве-дущим критерием, вместе с тем не исключе-но и предоставление им социальных услуг. В литературе относительно последних вы-сказана позиция, что для этого вида жилищ-ного фонда будут использоваться жилые по-мещения, не имеющие специальных требо-ваний, поскольку этим лицам не нужно ка-кое-либо социальное обслуживание [8, с. 19]. В теории неоднократно подчеркива-лось, что «оценка качества нормативного акта предполагает характеристику степени внутренней согласованности законодатель-ного акта, отсутствие противоречий с ины-ми актами Российской Федерации» [7, с. 46]. Но, к сожалению, комплексный анализ по-ложений жилищного законодательства и ак-тов, регулирующих социальную сферу не даёт ответа на вопрос о критерии разграни-чения групп лиц, нуждающихся в социаль-ном обслуживании (ст. 96 ЖК РФ) и нужда-ющихся в социальной защите (ст. 98 ЖК РФ). Например, Федеральный закон (ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения в РФ» предусматривает как соци-альное обслуживание в стационарных учре-ждениях, так и предоставление временного приюта для частично пересекающихся кате-горий граждан. Использование сходных, а подчас, аналогичных терминов создаёт серь-ёзные проблемы, разночтения и путаницу в их применении. Особенно если учитывать тот факт, что понятие специальной социаль-ной защиты в смысле, употреблённом в ЖК РФ, доктрина и законодательство вообще не определяют [9, с. 149]. Кроме того, в соот-ветствующих нормативных актах для граж-дан, проживающих в жилых помещениях, предназначенных для социальной защиты, не исключена возможность получения соци-альных услуг, также, как и для лиц, пользу-ющихся жилыми помещениями в домах си-стемы социального обслуживания граждан. Например, согласно ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслу-живания граждан в РФ» бездомным могут быть предоставлены социально-бытовые услуги, срочные социальные услуги (горячее питание, одежда, обувь), содействие в полу-чении юридической помощи. Как следствие, предлагаемый ЖК РФ критерий деления не имеет чётких границ и не даёт возможности однозначно определить правовой режим по-мещения. Таким образом, чётко отграничить до-ма системы социального обслуживания граждан от схожих по назначению объектов, основываясь лишь на положениях ЖК РФ, не представляется возможным, а акты спе-циализирующегося на этих видах услуг, к сожалению, не заостряют на этом внимание. Но по замыслу ЖК РФ жилые помещения, предназначенные для социальной защиты, имеют совершенно иные категории пользо-вателей, что подтверждается заключением с ними договора безвозмездного пользования, а не договора найма жилого помещения. Помимо этого, проблемы существуют не только при взаимодействии нормативных актов, но и внутри них. В частности, приме-нение общих правил по пользованию жилы-ми помещениями в социальной сфере вызы-вает ряд вопросов. Так, проживающие в жи-лых помещениях в домах системы социаль-ного обслуживания и социальной защиты граждане, вероятно, должны исполнять жи-лищные обязанности по содержанию и ре-монту с учётом своего состояния здоровья и физических возможностей. В литературе не-однократно подчёркивалось, что перечис-ленные категории лиц в силу возраста и других обстоятельств не всегда могут пол-ноценно исполнять обязанности лиц, ис-пользующих жилые помещения как возмезд-но, так и безвозмездно [10, с. 450]. Но если для договора найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан хотя бы разработан специальный нормативный акт (Типовой договор), ча-стично отражающий специфику такого пользования, то предоставление жилых по-мещений по договору безвозмездного поль-зования опирается лишь на общие положе-ния о договоре безвозмездного пользования, предусмотренные в главе 36 Гражданского Кодекса РФ. Названная глава кодекса со-вершенно не учитывает особенностей поль-зования жилыми помещениями в целом, и уж тем более жилыми помещениями для со-циальной защиты отельных категорий граж-дан в частности. Всё сказанное свидетельствует о необ-ходимости согласования терминологии в различных отраслях законодательства при-менительно к данным правовым институтам и разработке специального нормативного акта по типу или модели Типового договора, регулирующего порядок и условия вселения и безвозмездного пользования жилыми по-мещениями, предназначенными для соци-альной защиты отдельных категорий граж-дан.
×

About the authors

Polina Sergeevna Kryukova

Samara University

Email: polinkakryukova1023@mail.ru
Samara, Russia

References

  1. Ходусов А. А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в РФ // Современное право. 2017. № 6. С. 16-21.
  2. Замараева 3. П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 36. С. 203-209.
  3. Аверьянова М. И. Обеспечение жилищных прав бездомных // Социальное и пенсионное право. 2018. № 2. С. 42-45.
  4. Филимонов С. Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. М.: МЦФЭР, 2005. 480 с.
  5. Крюкова Е. С. Жилые помещения в домах систем социального обслуживания граждан: понятие и место в составе специализированного жилищного фонда // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 90-94.
  6. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // СЗ РФ. 06.02.2006. № 6. Ст. 697.
  7. Шешко Г. Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. 2006. № 1. С. 16-26.
  8. Волкова Н. С., Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 44-54.
  9. Маслей С. Э. Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 4 (41). С. 148-155.
  10. Право собственности: актуальные проблемы / под ред. В. Н. Литовкина, Е. А. Суханова, В. В. Чубарова. М.: Статут, 2008. 731 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies