TECHNOLOGICAL SINGULARITY
- Authors: Davydov N.S.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 1 (8) (2016)
- Pages: 98-101
- Section: Articles
- Published: 15.12.2016
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8537
- ID: 8537
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Информационные технологии всё глубже и глубже проникают в нашу жизнь. Мы уже не можем представить современного человека без мобильного телефона, планшета, ноутбука, компьютера и прочих результатов развития информационных технологий. Куда важнее даже не увеличение числа техники вокруг нас, а её качественная составляющая. Многочисленные исследования в сфере искусственного интеллекта привели к появлению нейронных сетей и систем, обучающихся на основе множества тестовых примеров. В результате этого, 12 марта 2016 года искусственный интеллект на основе нейронных сетей АльфаГо обыграл обладателя 9 дана в игре Го - Ли Седоля. До этого искусственный интеллект смог одолеть аналогичные себе программы и другого профессионального игрока в Го - Фань Хуэя. Го - логическая настольная игра, возникшая в Древнем Китае. Количество различных сочетаний ходов и тактик в этой игре больше, чем в обычных шахматах, потому её сложность гораздо выше. Это событие знаменательно по той причине, что такой прорыв в развитии искусственного интеллекта повлечёт за собой применения имеющихся разработок в иных сферах жизни и дальнейшие невероятные открытия. Ускорение технологического прогресса и сокращение интервалов времени, требуемых на каждое новое открытие, впервые было замечено Г. Снуксом и А. Д. Пановым [1]. Если каждый из технологических прорывов расположить вдоль временной оси, то получится график экспоненциальной зависимости, уходящий вверх (рис. 1). В своём интервью А. Д. Панов пояснил, что каждый из прорывов сопровождался «фазовым переходом», который не обязательно оборачивался ужасающей катастрофой. К примеру, один из первых таких переходов произошёл около полутора миллиардов лет назад, когда Землю населяли организмы-прокариоты, выделяющие в атмосферу ядовитый для них кислород, что и погубило их и дало жизнь другим микроорганизмам. Если рассматривать данные переходы уже в контексте истории человечества, то это будут такие события, как переход к земледелию, создание деревень и городов, государств, появление феодального строя, промышленная революция и информационная революция. Каждый из этих переходов является ответом на глобальный кризис, с которым сталкивается человечество в процессе развития. Рис. 1. Кривая Снукса-Панова Однако А. П. Назаретян предполагает, что развитие событий после преодоления точки сингулярности будет тяготеть в сторону одного из аттракторов [2]. При развитии событий в сторону простого аттрактора произойдёт саморазрушение цивилизации и деградация антропосферы к состоянию тепловой смерти. В этом случае кривая Снукса-Панова будет направлена вниз, асимптотически приближаясь к нулю, как к концу всего человечества. Однако существуют два других вида аттракторов: горизонтальный и вертикальный странные аттракторы. При тяготении событий в сторону горизонтального странного аттрактора, кривая будет выглядеть зеркально отражённой относительно диагонали, и её конец будет направлен горизонтально, асимптотически приближаясь к единице по оси ординат. В таком случае человечество продолжит существовать и развиваться, но это будет происходить очень медленно и не позволит контролировать масштабные процессы, происходящие вокруг. Это будет означать всё тот же «конец истории», что и при простом аттракторе, только с поправкой на то, что люди станут заложниками тенденции старения биоты. Человечество продолжит существовать, но уже не как вершина эволюционной цепочки, а как её тупиковая ветвь. Последний вид странного аттрактора - вертикальный. В этом случае кривая расположена также как и на рисунке 1. Тяготение событий в сторону вертикального странного аттрактора будет означать беспрецедентно крутой скачок развития человечества и переход на иной уровень существования. Нельзя точно сказать, каким образом произойдёт переход на новый уровень существования, и каким будет усложнение человеческой сущности. На Всероссийской конференции «Глобальное будущее: 2045» было представлено несколько предположений о дальнейшей судьбе человечества в ходе развития [3]. Человечество может отойти на второй план. Достаточно известный вариант развития событий, в котором присутствуют разумные машины, достигшие уровня развития человека. Вместо истребления людей машины могут выбрать иной путь - продолжение существования на своём собственном уровне развития. Также как и человечество поступило с животным миром, только теперь человечество стало животным миром для машин. В этом случае нам не стоит ничего опасаться, как и при горизонтальном странном аттракторе. Однако человечество может взять всё в свои руки. В частности эволюцию. Переход к контролируемой, рукотворной эволюции человечества наиболее перспективный и позитивный вариант развития событий в случае технологической сингулярности. Контролируемая эволюция может заключаться в разных аспектах: модификация генов человека, аугментация различных частей тела и кибернетизация человека. Помимо физических изменений в природе человека, вызванных высоким технологическим прогрессом, человечеству потребуется изменить своё собственное сознание. В современном мире господствует идеи гуманизма, что, безусловно, затормаживает прогресс в некоторых из сфер науки и техники. По этому человечеству будет необходимо перейти к другой идеологии - трансгуманистической. Трансгуманизм - термин, производный введённого в обиход переводчиком «Божественной комедии» Данте Генри Френсисом Кери прилагательного «transhuman», сейчас обозначающий набор установок, связанных с улучшением биологических свойств человека за счёт технологического прогресса [4]. Трансгуманизм как термин и эволюционный трансгуманизм как идеология подразумевают высокую духовность и этику, значительно развитые наука и технологии, которые позволят человечеству выйти за пределы возможностей. Однако для того, чтобы оценить границы человечества, требуется взглянуть на человека и его возможности извне. Требуется провести анализ состояния человека со стороны внешнего наблюдателя и взглянуть на человека как на незавершённое творение, открытое для доработок и изменений. Смена идеологии является одним из ключевых аспектов эволюционного трансгуманизма и дальнейшего онтогенеза человечества, связанного с позитивным развитием событий, после преодоления точки сингулярности. Трансформация мировоззрения требуется не только от каждого индивидуума, но и от общества, государства в целом. До тех пор, пока в массах господствует антипросветительская деятельность, и каждый человек не видит истории позади себя и глобального будущего впереди, дальнейшая эволюция человечества не будет иметь видимых результатов, и будет стремиться к горизонтальному странному аттрактору. В книгах и прочих произведениях авторы часто описывали наступление пост-человеческой эры как царствование технологий. В таких произведениях фигурируют технологии, позволяющие продлять жизнь человечества за счёт кибернетических протезов. Кибернетическое бессмертие - научная проблема примерно того же типа, что и отправка человека в космос [5]. Основные препятствия в реализации обоих проектов - неутолимая жажда потребления человечества и его агрессивность к себе подобным. Развитие науки и технологий требует огромных финансовых вложений и чем более колоссален проект, тем больше финансов он потребует. Но постоянные разногласия между странами, религиозными конфессиями и обычными людьми отвлекают внимание от таких вещей как самопознание, самосовершенствование и развитие. Количество значимых научных, политических и социокультурных событий, произошедших в XX веке, было огромным и многие из них могли повлечь за собой гибель всего человечества, однако этого не произошло. Согласно закону техногуманитарного баланса А. П. Назаретяна, чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства культурной регуляции необходимы для сохранения социума. К примеру, племя африканских людоедов не нуждается в строгом законодательстве - им достаточно правил морали и «обычного права». В то же время современному информационному обществу требуются механизмы контроля, как со стороны закона, так и со стороны социума. Однако по приближению сингулярности эти механизмы контроля должны быть пересмотрены, как это требует техно-гуманитарный баланс, иначе при технологическом скачке человечество окажется не способным справиться с грузом «моральной ответственности», который появится, например, при осваивании технологии холодного синтеза. Уже сейчас можно наблюдать, как человечество сталкивается с совершенно новыми ситуациями, когда старые нормы морали или законы не работают адекватно или абсолютно не применимы. Одной из таких ситуация является авторское право в отношении цифрового распространения книг, музыки и фильмов. Огромное количество информации, порождённое высокой скоростью развития технологий, положило начало изменениям в сознании социума, выражаемых в игнорировании устаревших норм и их сознательного неисполнения. Вопрос о наступлении технологической сингулярности был актуален ещё в 1993 году, когда писатель-фантаст Вернор Виндж только сформулировал понятие этого события [6]. Вычислительная мощность компьютеров в то время отставала от мощности человеческого мозга минимум на несколько порядков. А учитывая особенность некоторых нейронов и их повышенную пропускную способность - компьютеры отставали на несколько десятков порядков. Тогда идея наступления сингулярности казалось неудачной шуткой, ведь предполагалось, что если и человечество сможет создать компьютер с вычислительной мощностью, сопоставимой с человеческим мозгом, то машина всё равно не будет обладать сознанием, как человек. Однако сейчас вероятность технологической сингулярности уже не кажется шуткой. Заключение В заключение стоит отметить, что если сингулярности суждено быть - она случится. Даже если все государства мира постараются запретить информационные технологии ради безопасности человечества - найдётся тот, кто освоит их первым и получит огромное преимущество. Человечество уже находится на пути к сингулярности, так как огромный объём информации, которой оперирует среднестатистический человек, возрастает с каждым годом. Мы не сможем справиться с объёмом информации, который обрушится на нас через десять лет, если не будем к этому готовы и достаточно оснащены как технологически, так и идеологически.About the authors
Nikita Sergeevich Davydov
Samara University
Email: amail9496@gmail.com
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
References
- Панов А. Д. Опыт междисциплинарного мышления. Сингулярная точка истории // Вестник SETI. 2008. № 13/30. С. 31-40.
- Назаретян А. П. Нелинейное будущее // Институт востоковедения РАН. 2013. С. 302-306.
- Глобальное будущее 2045 / под ред. Д. И. Дубровского, С. М. Климовой. М.: Канон+; Реабилитация, 2014. 352 с.
- Нестеров А. Ю. Проблема человека в свете идеологии эволюционного трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М.: Издательство МБА. 2013. 272 с.
- Дубровский Д. И. Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М.: Издательство МБА. 2013. 272 с.
- Vinge V. The Coming Technological Singularity: How to Survive in the Post-Human Era // San Diego State University. 1993. 10 p.