THE CONTENT OF STRATEGIC MANAGEMENT COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE
- Authors: Ryazheva Y.I.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 1 (8) (2016)
- Pages: 116-121
- Section: Articles
- Published: 15.12.2016
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8540
- ID: 8540
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
В настоящее время стратегическому управлению уделяется особое внимание, так как только стратегическое управление способ-но обеспечить выживание организации и дос-тижение поставленных целей в долгосрочной перспективе. Управление конкурентоспособ-ностью предприятия возможно на трёх уров-нях: стратегический, тактический, текущий. Тактический уровень конкурентоспо-собности - направление формирования тактики для обеспечения конкурентоспособ-ности, а именно: выбор приемов и методов для осуществления конкурентной борьбы, которые избираются и применяются пред-приятием против конкурентов, реализуя конкурентную стратегию. Показатель тактического управления - это некая совокупность результатов, которые характеризуют уровень, который достигнут предприятием в формировании, поддержа-нии и развитии стратегического конкурент-ного преимущества за тактический конку-рентный период. Тактическое конкурентное преиму-щество - преимущество перед конкурентами в ограниченном, но растущем внимании, которое проявляется с внешней стороны окружения организации, которое приобре-тает устойчивость и отсутствие возмож-ностей его нейтрализовать. Текущее или оперативное управление направлено на решение текущих задач для того, чтобы обеспечить конкурентоспособ-ность предприятия. На рассматриваемом уровне управления предполагается проведе-ние мероприятий, которые разрабатываются и осуществляются для того, чтобы устранить не предусмотренные ранее моменты. Рассмотренные уровни управления конкурентоспособностью предприятия ори-ентированы на выполнении всеми субъ-ектами управления с акцентом на среднее и нижнее звено управления. Стратегическое управление осуществляется только на выс-шем уровне руководства организации с рас-чётом на долгосрочный период развития. Понятия стратегического управления конку-рентоспособностью предприятия представ-лены на рис. 1 [1]. Исходя из представленных определе-ний, под стратегическим управлением конкурентоспособностью предприятия пони-мается деятельность, которая направлена на то, чтобы формировать управленческие решения, ориентированные на то, чтобы противостоять внешним воздействиям и достичь лидерства в соответствии с поставленными стратегическими целями [2]. Рис. 1. Понятия стратегического управления конкурентоспособностью предприятия Рис. 2. Цели стратегического управления конкурентоспособностью предприятия Предприятия, стремящиеся к сохране-нию своей конкурентоспособности в даль-нейшей перспективе, должны учитывать свои текущие и будущие интересы. Невоз-можно достичь успехов в будущем, если всё внимание уделять решению текущих проб-лем. Однако из-за быстро меняющейся ситу-ации на рынке, не представляется возмож-ным разработать эффективную политику разнообразия ассортимента, капиталовложе-ния, отношения с потребителями, поставщи-ками, инвесторами и т. д. Стратегическое управление имеет приоритетное значение для эффективного взаимодействия организации с внешней средой и достижения на этой базе устойчивого конкурентного преимущества. Стратегическое управление конкурен-тоспособностью предприятия имеет свои цели, которые представлены на рис. 2. В настоящее время в теории управле-ния выделяют четыре уровня конкуренто-способности предприятия. Каждому уровню соответствуют свои определённые подходы к организации управления и маркетинга [3]. Первый уровень конкурентоспособно-сти предприятия можно охарактеризовать как «внутренне нейтральный» подход к управлению, на рис. 3 представлена краткая характеристика первого уровня конкуренто-способности. Первый уровень характеризу-ется тем, что руководство считает, что в организации уже осуществляется регулярное управление, и оно никак не может влиять на конкурентоспособность. Роль менеджеров заключается только в выпуске продукции, а не в её продвижении. Никакие дополни-тельные усилия на производстве, в управле-нии организацией не осуществляются, так как считаются излишествами. Успеха организация может достичь только в том случае, когда место на рынке будет свободно от конкуренции. Управление на конкурентоспособность не влияет Успех возможен только в случае свободного места от конкуренции на рынке Рис. 3. Характеристика первого уровня конкурентоспособности предприятия Рис. 4. Характеристика второго уровня конкурентоспособности предприятия Многие российские предприятия нахо-дятся именно на первом уровне конкурен-тоспособности, об этом говорят характерные черты рассматриваемого уровня. Первая черта заключается в том, что маркетинг понимается как одна из функций управления. Происходит безграничная вера в рекламу, исследование рынка отсутствует. Вторая особенность - это слепая привер-женность примитивной конкуренции по цене (снижение цены решит все проблемы со сбытом). Недостаточное внимание уделяется квалификации и мотивации сотрудников, к общим вопросам управления кадрами - в этом заключается суть третьей черты. Самая главная характеристика состоит в том, что роль управления в организации не пони-мается руководством, поэтому никаких из-менений в организационной структуре, системе, формах и методах управления не производится, так как это считается лишним. Большинство организаций, которые функционируют сегодня на рынке, это предприятии, находящиеся на первом уровне, так как уровень конкуренции на внутреннем рынке низкий, предприятия выпускают некачественную продукцию, покупатели приобретают продукцию других производителей. Даже введение санкций зарубежных стран против России еще не изменило до конца сложившуюся ситуацию. Организации, находящиеся на втором уровне конкурентоспособности характеризу-ются таким методом управления, как «внешне нейтральный». Данные организации соответствуют всем принятым стандартам, которые установлены в той или иной отрасли. Также происходит попытка заим-ствования техники, технологий, методов организации производства у лидирующих организаций на рынке, приобретение сырья, материалов у тех же поставщиков, что и их главные конкуренты. Характеристика пред-приятий представлена на рис. 4. Предприятия второго уровня ориенти-руются на концепцию маркетинга, который направлен на продукт, изучение рынка. Процессы планирования и развития произ-водства основываются на прогнозе сбыта. Конкуренция по цене вытесняется конку-ренцией по производству качественной продукции, уровню сервиса. Руководство вносит изменения в кадровую политику, приглашая на работу специалистов из других организаций, работающих в этой же отрасли. Организации руководствуются принципом «разумной достаточности», если это отсут-ствует у конкурента, то и этой компании не нужно. На данном уровне организации прямо заимствуя опыт конкурентов, могут и не добиться повышения уровня конкурен-тоспособности, либо начать действовать не как конкуренты, в результате получить третий уровень конкурентоспособности. Третий уровень конкурентоспособнос-ти (рис. 5) отличен от двух предыдущих уровней следующими характеристиками. 1. В центре внимания в организации находятся нужды и запросы потребителя, маркетингу, который ориентирован на потребителя уделяется большое внимание. 2. Любые изменения осуществляются только при получении одобрения конечного потребителя. 3. Организации занимаются не только выпуском продукции, но и её продвижением, то есть являются маркетинго-ориентированными. 4. Организаций, относящихся к данно-му уровню в России единицы. Главной задачей для организаций в России должна быть попытка построить систему управления, как в лучших зарубежных компаниях. Рис. 5. Характеристика третьего уровня конкурентоспособности предприятия Рис. 6. Характеристика четвёртого уровня конкурентоспособности предприятия Успеха в конкурентной борьбе можно достичь не столько от выпуска продукции, сколько от уровня управления, его качества, эффективности. Производитель, находясь на данном уровне конкурентоспособности, старается предвосхитить нужды потребителей, постоянно на предприятии происходить совершенствование функций управления и производства. Также наблюдается оперативное и гибкое решение проблем. Четвёртый уровень конкурентоспособности предприятия - это опережение конкурентов на много лет вперед. Характеристика четвертого уровня конкурентоспособности представлена на рис. 6. Организации рассматриваемого уровня готовы конкурировать с любой компанией по всему миру, как на производстве, так и в управлении. Изменения в управлении, организации производства продукции можно осуществить только после изучения результатов рынка. Все функции управления вовлечены в процесс маркетинговых исследований. Маркетинг не сосредотачивается в конкретном отделе. Предприятия, соответствующие всем перечисленным характеристикам, называются предприятиями мирового класса производства [4]. Предприятия должны знать свое место в иерархии конкурентоспособности предприятий, чтобы стремиться достичь большего. Это невозможно осуществить без стратегического управления конкурентоспособностью предприятия. Преимуществами стратегического уп-равления конкурентоспособностью является то, что деятельность предприятия ориентирована на то, чтобы достичь успеха на рынке, позиционировать организацию, учитывая будущее конкурентное состояние. Возможность производить оценку угроз и возможностей с внешней стороны и соответствующе на них реагировать. Обязательно устанавливаются стратегические предпочтительные сферы и масштабы деятельности, ориентируясь на потенциал организации и привлекательность отрасли. Возможность находить альтернативные варианты действий для создания конкурентных преимуществ, их сравнительной оценки и выбора лучшего. Также можно создать систему планирования и реализации планов, которые объединяют все уровни управления [5]. Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что стратегическое управление конкурентоспособностью крайне необходимо осуществлять предприятиям. Знание расположения организации на том или ином уровне управления конкурентоспособности, позволяет руководству правильно оценить ситуацию и принять необходимые меры. Управление конкурентоспособностью позволяет организациям достичь успеха в соперничестве в сравнении с конкурентами, и тем самым, занять более выгодное место на рынке, то есть получить возможность для дальнейшего развития и совершенствования деятельности предприятия.About the authors
Yuliya Ivanovna Ryazheva
Samara University
Email: ryazheva_yulia@mail.ru
443086, Russia, Samara, Moskovskoye Shosse, 34
References
- Егорова Л. С., Макарычев А. А. Управление конкурентоспособностью предприятия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. № 6. С. 316-322.
- Портер М. Конкуренция. М.: ИНФА-М., 2002. 325 с.
- Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2008, 892 с.
- Васяйчева В. А., Ряжева Ю. И. Совершенствование маркетинговой деятельности промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 5 (127). С. 33-38.
- Горелова Н. Ю., Ряжева Ю. И. Особенности маркетинговой деятельности промышленных предприятий // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях. 2015. С. 29-38.