INFLUENCE ETHNIC IDENTITYON IMPLICIT LEVEL PERSONAL MEANING

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Awareness of their own ethnic tradition allows a person to feel kinship, relationship and continuity with the experience of the past, which is reflected in the sense of the response of their ethnic traditions at significant and vivid emotional experiences. Identification with the ethnic culture and ethnic group takes a unique value in shaping the structure of the world-views. Deep emotional response and a sense of personal significance cause only those aspects, you are traditional culture, which existed in reality, and in relation to which one can feel the personal involvement. Awareness of tradition gives a deep sense of connection, kinship that can not be replaced by any other experience in identification.

Full Text

Этническая идентичность выступает как составная часть социальной идентично- сти личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей при- надлежности к определенной этнической общности [1]. В современной социальной и этнопсихологии достаточно широко распро- странен такой феномен, как «этнический па- радокс современности». Он описывает воз- растающий рост интереса к собственной эт- нической традиции, наблюдаемый в послед- нее десятилетие [2]. Парадокс здесь заклю- чается в том, что в эпоху индустриализации и унификации общества у людей возникает потребность в обращении к опыту этниче- ского прошлого. Данный феномен получил свое объяснение с нескольких позиций. Потребность в стабильности, вызван- ная глобальными социальными изменениями, происходящими в последнее десятилетие. Ценности и опыт прошлого выступают здесь как фактор социальной стабильности. Интенсификация межэтнических контактов, которая, так или иначе, заставляет привлекать большее внимание к © Солдатова Н. И., 2015. Солдатова Настасья Игоревна (nastya1393@list.ru), магистрант социологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. этнической традиции и образу жизни собственного народа [2]. Возникновение чувства личной значимости и интереса к этнической традиции, которое выражается в ярких переживаниях при соприкосновении с элементами собственной этнической традиции. Последний фактор привлек наиболь- ший исследовательский интерес, так как в современной психологии он не нашел доста- точного научного объяснения с точки зрения формирования личностных аспектов и миро- воззрения человека, и лишь в работах неко- торых авторов, таких как Э. Эриксон [1] и Г. У. Солдатова [3], можно найти теоретиче- ские предпосылки подобного феномена. Та- ким образом, проблема исследования заклю- чается в том, что в психологии не определе- на роль этнической идентичности в форми- ровании личности человека. На какие аспек- ты личности влияет формирование этниче- ской идентичности? Как исследовать неопи- санный феномен? Какие методы позволяют выявить и описать данный феномен? Так как феномен личностной значи- мости этнической идентичности не описан, проанализировав спектр схожих понятий, мы пришли к выводу о том, что наиболее подхо- дящим и полноценным будет рассмотрение этнической идентичности с позиции лично- стных смыслов человека. Личностный смысл объектов и явле- ний действительности - это составляющая образов восприятия и представления соответ- ствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презен- тирующая его посредством эмоциональной окраски образов и их вариаций [4, 5]. В настоящей работе были сформулиро- ваны следующие исследовательские вопросы. В какой степени осознание челове- ком своей этнической традиции и связь с эт- носом (этническая идентичность) влияет на аспекты мировоззрения, личные изменения и трансформацию личностных смыслов? Посредством чего этническая иден- тичность и осознание своей этнической тра- диции способствуют изменению мировоззре- ния и трансформации личностных структур человека? В чем специфика этих процессов? Существует ли возможность получе- ния подобного опыта личностных изменений через социальные практики, не связанные с эт- нической традицией и этнической культурой? Условия и методы исследования Нами была выбрана такая методология научного исследования, которая позволяет подробно рассмотреть индивидуальные пе- реживания в серии случаев, не привязываясь при этом к ограниченному количеству пере- менных. При помощи рефлексивных вопро- сов на первых этапах исследования была сде- лана попытка перехода от уровня эмоцио- нального восприятия этнической культуры к уровню осмысления этих эмоций и тех смы- слов, которые могут быть в них заложены, так как восприятие этнической традиции носит преимущественно яркий эмоциональный ха- рактер. Первоначальная модель интервью включала семь вопросов, и после проведения двух первых интервью было расширено и разделено на тематические блоки. Данная методология в качестве дан- ных и средств анализа использует преиму- щественно слово, данные получаются неста- тистическим, неколичественным образом [6]. Качественная методология обладает специ- фическими особенностями, которые подроб- но были рассмотрены в более ранних публи- кациях [7]. Тезисно отметим, что в качест- венном исследовании работа ведется с на- сыщенными описаниями, особый интерес привлекают исключительные, единичные случаи, индивидуальны смыслы и пережива- ния, исследование проводится преимущест- венно с использованием естественного языка и полуструктурированных, полевых форм исследования. Также существенная роль в качественном исследовании отводится лич- ности исследователя, собеседник всегда вы- ступает экспертом собственной жизни [8]. В качестве основного метода иссле- дования нами было выбрано феноменологи- ческое интервью, так как оно позволяет ра- ботать с непосредственными описаниями переживаний и личностной значимостью за- трагиваемых в интервью тем. Феноменоло- гическое интервью является полуструктури- рованным, глубинным, открытым. В настоя- щем исследовании была использована форма глубинного феноменологического интервью, что позволяет получить объемные описания переживаний, связанных с изучаемым фено- меном, и при этом дает возможность затро- нуть и прояснить малорефлексируемые смы- словые структуры человека [9]. При проведении феноменологическо- го интервью крайне важным является следо- вание требованиям, предъявляемым качест- венному исследованию, которые позволяют соблюдать условия стандартизации и валид- ности данного метода. Они включают со- блюдение необходимого объема насыщен- ных и соответствующих теме интервью дан- ных, соответствие предположений исследо- вателя изначальным смыслам высказываний, самостоятельность и полноценность интер- вью и т.д. Вопросы интервью должны быть емкими и предполагать при этом максималь- но развернутый, полный ответ, интервью должно представлять собой самодостаточ- ный, полноценный рассказ, требующий ми- нимального количества дополнений и пояс- нений [10]. Качественная методология пси- хологического исследования до сих пор под- вергается достаточно жесткой критике, на которую необходимо обращать внимание при проведении качественного феноменоло- гического интервью. Основными положе- ниями критики качественного исследова- тельского интервью является очевидность и субъективность качественного интервью, что делает его ненаучным; предвзятость и зави- симость результатов от формулировки вопросов; невозможность адекватной репре- зентации и валидизации качественного ис- следования. Все критические аспекты учи- тываются и максимально нивелируются при проведении исследования. Несмотря на все положения критики, предъявляемые качественному исследова- тельскому интервью, важно отметить, что подобный метод научного исследования по- зволяет работать с данными, которые невоз- можно выявить и рассмотреть количествен- ными методами, формируя тем самым новые научные феномены. В данном исследовании была разра- ботана схема интервью, которая позволяет выявить и подробно рассмотреть индивиду- альные переживания, связанные с этниче- ской идентичностью у людей, связанных с культурной и этнической традицией русских. Схема интервью включает 5 тематических блоков, а так же процедуру, основанную на методике Куна и Макпартленда «Кто Я», ко- торая так же позволила выявить некоторые особенности феномена и настроить участни- ков исследования на рефлексию собствен- ных состояний [11]. Длительность интервью составляла от 35 минут до 1 часа 44 минут. Интервью включает следующие тематиче- ские блоки: общие аспекты отношения и связи с этносом; события, в которых проявилась значимость этноса; уточнение и подробное описание переживаний, связанных с восприятием этнической культуры (возможно, при помощи метафор); представление жизни вне связи с этнической культурой; послесловие и завершение интервью. Логика построения интервью на- правлена на наиболее подробное, глубокое и насыщенное описание переживаний, свя- занных с этнической принадлежностью. Обращение к рефлексии личного опыта пе- реживаний достигается за счет отсылок во- просов к прошлому опыту участников ис- следования, направленности вопросов на описание ощущений и переживаний, вплоть до физических ощущений, рассмот- рения значения тех или иных переживаний (собственно рефлексии) и обращения к образному описанию, как наиболее доступ- ному для выявления имплицитных фено- менов и значений. Также данная модель интервью позволяет избежать социальных стереотипов, делая акцент на личный опыт и собственные переживания участников исследования. Вопросы интервью построе- ны так, чтобы не формировать у собесед- ника навязанного либо однозначного отве- та, практически исключены вопросы, со- держащие однозначные ответы, каждый ответ требует развернутого рефлексивного пояснения (табл. 1). Выборку исследования составили лю- ди, интересующиеся либо профессионально изучающие традиции, культуру и быт рус- ских. Исследование включило 13 качествен- ных интервью: 10 женщин и 3 мужчины в возрасте от 17 до 65 лет, в различной степени заинтересованные в изучении русской тради- ции и этнической культуры. В основном рес- понденты - жители Самары, хотя были и из Тольятти, Саратова, Уфы и Москвы. Привле- чение иногородних участников позволило расширить географию исследования, исклю- чая фактор специфики этнической идентич- ности в рамках города и организации. Специфика респондентов обусловлена тем, что переживания, связанные с этнической традицией и культурным прошлым по нашему предположению наиболее полно могут описать люди, прочувствовавшие тот или иной аспект традиции путем знакомства с обычаями или ре- меслом, создания народного костюма или роспи- си предметов быта, изучения тех или иных исто- рических аспектов этнической культуры. В вы- борку не включены люди, относящиеся к другим этническим культурам, так как исследование на- правлено на выявление специфики феномена индивидуальных переживаний именно иденти- фикации с русской культурой и этнической тра- дицией русских. Вероятно, что идентификация с другой этнической традицией будет иметь не- сколько другие проявления при проведении схо- жего исследования, однако это предположение не проверяется в данной работе и может являться продолжением данного исследования. Также важно отметить, что многие участники исследо- вания, как они утверждают лично, не являются этническими русскими и их этническая идентич- ность с русской традицией и историей обуслов- лена проживанием в данной традиции. Модель исследовательского интервью, направленного на выявление имплицитных аспектов личностного смысла этнической идентичности Аспект Вопросы интервью 1 2 «Кто Я». Процедура по методике М. Куна, Т. Макпартленда. Выявление определений, связанных с принадлежностью к на-циональности, этносу, культуре (я - русский, я - житель Рос- сии, я - славянин). Выяснения личностного смысла данного определения (Что для Вас значит быть русским? Как это пе- реживается Вами? В чем суть этого определения для Вас?) 1. Общие аспекты отношения и связи с этносом Опишите деятельность, связанную с культурой, этносом, ее Почему Вы начали интересоваться / заниматься / углублять свои знания в области этноса и культуры? С чего началось данное увлечение, что побудило заниматься данной деятельностью? Что в том, чем Вы занимаетесь, для Вас наиболее важно, ка- кой это несет для Вас смысл? Среди всего многообразия возможной деятельности, хобби, почему Вы выбрали именно деятельность, связанную с этни- ческой культурой? Что в Вашей деятельности для Вас наиболее ценно, значи- мо? Почему Вы продолжаете заниматься этой деятельностью? суть 2. События, в которых проявилась значимость этноса Вспомните ситуацию, связанную с этнической культурой, Какие моменты в этой ситуации или ряде ситуаций стали для Вас самыми яркими? Постарайтесь вспомнить и описать ощущения в тот период времени Возможно, Вам удастся подобрать метафору к этому пере- живанию? которая оказала на Вас наибольшее влияние, наиболее Вам запомнилась. Постарайтесь описать ту ситуацию максималь- но подробно, во всей полноте. 3. Уточнение и подробное описание переживаний, связанных с восприятием этнической культуры (возможно, с помощью метафор) Можно ли сказать, что переживания, связанные с этниче- Если да, то как бы Вы описали эти изменения? В чем это выражается, как это переживается Вами? Постарайтесь вспомнить и подробно описать происходив- шие изменения и то, как те переживания, на Ваш взгляд, по- влияли на Вас, на Вашу личность? Как Вы думаете, почему культура оказывает на Вас такое воздействие? ской культурой, изменили Вас как личность?- Какую метафору или образ Вы могли бы подобрать к этому переживанию? 4. Представление жизни вне связи с этнической культурой Можете ли Вы представить, какой была бы Ваша жизнь, ес- На Ваш взгляд, как Ваша жизнь вне этой деятельности от- личалась бы от Вашей жизни сейчас? Что это за отличия, каким бы Вы были без этой деятельно- сти? ли бы этого события не было? 1 2 5. Послесловие и завершение Возможно, после нашей беседы у Вас возникли какие-то но- Открылось ли в этой беседе для Вас что-то новое, то, о чем Вы не задумывались ранее? Поделитесь вашими мыслями, соображениями, переживаниями. вые мысли, связанные с этнической культурой и ее значимо- стью. Общая схема анализа интервью вклю- чала в себя следующие этапы: разметка утверждений; конкретизация высказываний, первичный анализ; первичная категоризация, выделе- ние семантических полей; формулирование тем анализа; выделение аспектов, отвечающих темам анализа; интерпретация и обобщение ре- зультатов. Все полученные интервью были рас- шифрованы на основании основных принци- пов транскрибирования исследовательского интервью [8], и в результате глубокого ана- лиза интервью тринадцати респондентов по- лучен печатный аналитический материал в десятикратно большем размере. Результаты и их обсуждение С самого начала исследования мы обратили внимание на то, с какой слож- ностью респондентам удается вербализо- вать те или иные переживания, связанные с восприятием этноса и культуры своего народа, зачастую они принимали форму метафор и образов. В связи с этим было сформулировано еще одно положение ис- следования, заключающееся в том, что личностные смыслы этнической идентич- ности может иметь имплицитный, мало- рефлексируемый характер. Говоря об имплицитном аспекте лич- ностных смыслов, мы рассматриваем его в контексте имплицитных теорий, так как этот теоретический подход позволяет дать наибо- лее полное представление об имплицитности в человеческом сознании. Имплицитная тео- рия - это система неосознаваемых представ- лений относительно какого-либо класса объ- ектов, феномена или явления в окружающем человека мире и относительно самого этого мира [12]. Важно отметить, что работа с импли- цитными аспектами восприятия и смысло- выми структурами на первоначальных эта- пах исследования малоизученного феномена имеет преимущественно индивидуальный характер, в связи с чем нами была выбрана соответствующая методология научного ис- следования. В ходе анализа материалов иссле- довательских интервью нами было выде- лено 8 основных тем. Каждой теме соот- ветствует определенный набор аспектов, встречающихся в большинстве интервью и позволяющих выделить конкретное те- матическое направление. В различных темах можно выделить схожие аспекты, однако формулировка каждого аспекта относится к специфичной теме и содер- жит определенный набор высказываний, значимых для исследования. Темы анали- за, основные аспекты каждой темы, а также примеры высказываний представ- лены в таблице (табл. 2). В дальнейшем требуется конкрети- зация аспектов и особенностей феномена этнического парадокса современности, расширение выборки исследования не только в количественном отношении, но и в увеличении рассматриваемых этносов, так как феномен может являться специ- фичным для отдельных этносов либо не проявляться вообще в зависимости от со- циальных, исторических и культурных особенностей тех или иных народов. Про- веденное исследование позволило рас- смотреть изучаемый этнопсихологией данный феномен и найти личностные осо- бенности его проявления, расширяя гра- ницы рассмотрения роли этнической идентичности в жизни человека. Результаты анализа феноменологических интервью Тема Аспекты Примеры высказываний 1 2 3 1. Чувство лич- ных изменений в процессе приоб- щения к традици- онной культуре, выражающееся в новом опыте новые эмоциональные переживазнакомство с новыми социальны- ми ролями; погружение в незнакомую обста- новку, преодоление социальных барьеров; чувство «это мое», отклик этни- ческой культуры; идентификация с культурой и ис- торией этноса; осознание себя в историческом процессе, расширение кругозора; осознание личных изменений, из- менения во внешнем облике; освоение навыков, близких к эт- нической традиции (осознание при- частности). ния, новое ощущение; начинаешь относиться к это- му как к части себя, потому что осознаешь себя просто частью этого (респондент то, что ты являешься не про- сто отдельной личностью, не отдельным чем-то, а принад- лежащим к роду, ну, то есть к … То, что те, кто до тебя были, они реально были (рес- пондент № 4) № 1); 2. Мотивацион- ный аспект этни- ческой идентич- ности, заложен- ный в побужде- ниях к деятельно- сти и появлении новых ресурсов желание создавать некий общестстремление передать личный опыт, связанный с этнической тра- дицией; появление перспектив дальней- шей деятельности и личного разви- тия, формирование новых целей в жизни; энергетический ресурс, чувство силы, воодушевление, вдохновение. венно-значимый продукт, способст- вующий социальным изменениям; - в тот день я поняла, что я могу не только сама попасть в тот мир, но и еще кого-то пригласить с собой, показать людям… Показать людям то, что они забыли и не знали да- же, то есть, какие-то вот… Красоту русских традиций, красоту слова «русский» (рес- пондент № 12) 3. Нахождение своего места в обществе и само- определение через осознание этниче- ской традиции и истории этноса - чувство продолжения, преемст-венности традиций, связь с про- шлым; ощущение стержня, опор, чувство уверенности; осознание масштабов истории страны, определенность жизненных ориентиров; гордость, принятие ответственно- сти за опыт прошлого; Самоопределение, формирование образа «Я» через опыт этнической традиции; чувство общности и причастности к истории и культуре. то, что ты именно не ото- рванный какой-то, а ты - тот, кто имеет историю. И ты - часть этой жизни … я просто увидел в этом ценность (рес- пондент № 3); для меня наиболее ценно то, что это… Ну, по себе я сужу, например, что без знания ка- ких-то своих родных вещей, без знания родной культуры, у меня нет какой-то уверенно- сти в себе, что ли (респондент № 5) 1 2 3 4. Органичность этнической куль- туры и личного жизненного опы- та через осозна- ние актуальности опыта прошлого в современной жиз- ни чувство «так и должно быть»; естественность, понятность, бли- зость этнических традиций; квинтэссенция опыта многих ве- ков, которое доносит до современ- ности актуальное знание; осознание органичности традиций с природными условиями, органич- ное взаимодействие с окружающим миром; органичность образа человека в традиции (социальные роли, зало- женные в традиции). оно все равно оставляет след я видел достаточно мало достойных людей, которые стали таковыми в отрыве от своей национальной культу- ры. При этом достойных лю- дей, которые выросли в своей культуре традиционной, во вменяемой традиционной культуре, я знаю достаточно много (респондент № 10) правильности, какого-то чувст- ва того, что… Достоверность того, что это должно быть так, и что… (респондент № 6); 5. Чувства родст- ва и близости с этнической тра- дицией, выра- женное в семей- ных ассоциациях образы детства, воспоминания из детства; чувство родства с традицией; воз- никновение чувства близости, теп- ла, безопасности и принятия; Значимая роль семьи в передачи традиций. что-то родительское, то я понимаю, просто это ка- кой-то такой родной уют, до- машний такой, то есть… (рес- пондент № 8) есть… Это тепло родителей, то есть даже наверное что-то материнское больше, то есть, настолько близкое, что это почти что как жизнь в утробе. (респондент № 3); 6. Формирование социальных ка- честв через зна- комство с тради- ционными сте- реотипами пове- дения открытость, доверительность, контактность; осознание собственной гендерной роли, изменение отношения к пред- ставителям противоположного по- ла; осознание себя в социуме, освое- ние новых социальных ролей. - то, что у тебя было, то, чтоты делал там, твои предки 500 лет назад, но по моим просто чувствам, мне кажется, что просто это может, влиять на формирование отношения во- обще к… другим людям, к по- строению поведения там, по- строению вообще восприятия других людей, на мой взгляд. (респондент № 1) 7. Эмоциональ- ность и нестан- дартность взаи- модействия в сфере этнической культуры яркие переживания при участии в чувство удивления при знакомст- ве с аспектами этнической культу- ры (разрушение стереотипов, от- крытия); неописуемость и нереальность пе- реживаний, связанных с этнической культурой; значимость эмоциональных пере- живаний, которую сложно описать. традиционных мероприятиях (обря-ды, праздники, деятельность); вааау, неужели это возмож- но! Чувства какие-то, даже не знаю, как их описать, очень непередаваемые (респондент вот все запомнилось в ощу- щениях и эмоциях, вот это вот… Восторг, волшебство какое-то, вот это вот запом- нилось (респондент № 12) № 1); Продолжение табл. 2 1 2 3 8. Уникальность и глубина опыта своей этнической традиции, кото- рую сложно осоз- нать и вербализо- вать полнота сведений и опыта пронародная мудрость и глубина, применимая к данному этносу, ос- мысленность традиций; уникальность традиции через чув- ство близости, органичности и по- нятности знания; уникальность опыта своей этниче- ской культуры, специфика мировоз- зрения; передача смыслов через образы, абстрактное восприятие; чувство заложенности, заданности традиции на глубинном уровне; чувство величия и мощи традиции на глубинном уровне. шлого; оно влияет, вообще, везде и ну, то есть все равно то, что- то народное, что-то… Просто, чувствуешь тогда - это ответ на все вопросы предыдущие. Ты чувствуешь духовную близость и духовное тепло (респондент № 3); за каждым элементом скры- вается какой-то смысл, фак- тически за каждым, то есть… (респондент № 12) постоянно. Это какие-то такие вещи, которые, опять же, я говорю, что это было всегда, вот, и всегда было понимание (респондент № 2); Заключение Анализ данных, полученных в результате проведения серии глубинных интервью, позволяет сделать следующее заключение, отвечающее на исследовательские вопросы, поставленные в начале работы. Этническая идентичность и связь с этносом способствуют формированию и трансформации личностных смыслов человека в значительной мере. Осознание собственной этнической традиции (в данном исследовании русской традиции) позволяет участникам ис- следования почувствовать родство, связь и преемственность по отношению к опыту про- шлого, что выражается в чувстве отклика своей этнической традиции на уровне значимых и ярких эмоциональных переживаний. Это по- зволяет сделать опыт этнического прошлого значимым фактором восприятия и усвоения моральных норм, социальных стереотипов по- ведения, а также сформировать самосознание не только по отношению себя к этносу и куль- туре, но и в целостном аспекте идентичности и самоопределения. Таким образом, этническая идентичность способствует формированию личностных смыслов по отношению к различ- ным жизненным аспектам. Идентификация с этносом и этниче- ской культурой принимает уникальное значе- ние в формировании структуры мировоззрения участников исследования. Существенным фактором данного воздействия является осознан- ное восприятие опыта традиционного прошло- го. Как отмечают участники исследования, эт- ническое прошлое своего народа содержит глу- бокий информационный пласт, глубина и мощь которого остается актуальной в настоящее вре- мя. При этом далеко не все аспекты этнической традиции воспринимаются осознанно, на что указывают значимые эмоциональные пережи- вания, не поддающиеся рациональному объяс- нению и играющие важную роль в жизни чело- века. Еще одним фактором влияния этнической идентичности на личностные смыслы является достоверность воспринимаемого опыта. Глубо- кий эмоциональный отклик и чувство личной значимости вызывают только те аспекты тра- диционной культуры, которые существовали в действительности, и по отношению к которым можно почувствовать личную причастность. Влияние опыта прошлого оказывается более существенным в аспекте погружения в тради- ционную культуру, освоения ремесел, образа жизни и обрядов этнического прошлого своего народа. Данный фактор формирует чувство глубокого родства и погружения в традицию, что зачастую сопровождается малорефлекси- руемым ощущением волшебства, сказочности и другой реальности. Погружение в данный опыт формирует осознание продолжения традиции и чувство погружения в мир этнического про- шлого. Данные переживания не являются одномоментными, закрепляясь в личном опыте и мировосприятии человека. Связь со своей этнической тради- цией приобретает уникальную ценность в личностном опыте человека. Осознание тра- диции дает глубокое чувство связи, родства и общности, которое невозможно заменить иным опытом идентификации. Участниками исследования отмечалось переживание этни- ческой традиции как того, что было заложе- но в них изначально, этническая традиция воспринимается как нечто фундаментальное, без чего невозможно представить жизнь и что во многом определяет формирование че- ловека. Опыт традиции содержит полноцен- ное знание и мудрость, наилучшим образом применимую к данной этнической общности и сведения, сохраняющие актуальность в на- стоящее время. Таким образом, можно гово- рить о том, что этническая идентичность и опыт этнического прошлого является уни- кальным в формировании и трансформации структуры личностных смыслов человека.
×

About the authors

Nastasya Igorevna Soldatova

Samara State University

Email: nastya1393@list.ru
443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1

References

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
  2. Стефаненко Т. Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М.: Флогистон. 2007. URL: http://flogiston.ru/articles/social/etnic (дата обращения: 15.05.2015).
  3. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 703 с.
  5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
  6. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
  7. Солдатова Н. И. Этническая идентичность как имплицитный аспект целостной идентичности человека // Вестник молодых ученых и специалистов СамГУ. 2015. № 2 (5). C. 65-73.
  8. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл. 2003. 301 с.
  9. Улановский А. М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. C. 130-150.
  10. Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012. 264 с.
  11. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006. 171 c.
  12. Аллахвердов В. М. Влияние имплицитной теории доверия на решение когнитивных задач: дис. … канд. психол. наук. Спб., 2013. 158 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies