INFLUENCE ETHNIC IDENTITYON IMPLICIT LEVEL PERSONAL MEANING
- Authors: Soldatova N.I.1
-
Affiliations:
- Samara State University
- Issue: No 1 (6) (2015)
- Pages: 57-65
- Section: Articles
- Published: 15.12.2015
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9109
- ID: 9109
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Этническая идентичность выступает как составная часть социальной идентично- сти личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей при- надлежности к определенной этнической общности [1]. В современной социальной и этнопсихологии достаточно широко распро- странен такой феномен, как «этнический па- радокс современности». Он описывает воз- растающий рост интереса к собственной эт- нической традиции, наблюдаемый в послед- нее десятилетие [2]. Парадокс здесь заклю- чается в том, что в эпоху индустриализации и унификации общества у людей возникает потребность в обращении к опыту этниче- ского прошлого. Данный феномен получил свое объяснение с нескольких позиций. Потребность в стабильности, вызван- ная глобальными социальными изменениями, происходящими в последнее десятилетие. Ценности и опыт прошлого выступают здесь как фактор социальной стабильности. Интенсификация межэтнических контактов, которая, так или иначе, заставляет привлекать большее внимание к © Солдатова Н. И., 2015. Солдатова Настасья Игоревна (nastya1393@list.ru), магистрант социологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. этнической традиции и образу жизни собственного народа [2]. Возникновение чувства личной значимости и интереса к этнической традиции, которое выражается в ярких переживаниях при соприкосновении с элементами собственной этнической традиции. Последний фактор привлек наиболь- ший исследовательский интерес, так как в современной психологии он не нашел доста- точного научного объяснения с точки зрения формирования личностных аспектов и миро- воззрения человека, и лишь в работах неко- торых авторов, таких как Э. Эриксон [1] и Г. У. Солдатова [3], можно найти теоретиче- ские предпосылки подобного феномена. Та- ким образом, проблема исследования заклю- чается в том, что в психологии не определе- на роль этнической идентичности в форми- ровании личности человека. На какие аспек- ты личности влияет формирование этниче- ской идентичности? Как исследовать неопи- санный феномен? Какие методы позволяют выявить и описать данный феномен? Так как феномен личностной значи- мости этнической идентичности не описан, проанализировав спектр схожих понятий, мы пришли к выводу о том, что наиболее подхо- дящим и полноценным будет рассмотрение этнической идентичности с позиции лично- стных смыслов человека. Личностный смысл объектов и явле- ний действительности - это составляющая образов восприятия и представления соответ- ствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презен- тирующая его посредством эмоциональной окраски образов и их вариаций [4, 5]. В настоящей работе были сформулиро- ваны следующие исследовательские вопросы. В какой степени осознание челове- ком своей этнической традиции и связь с эт- носом (этническая идентичность) влияет на аспекты мировоззрения, личные изменения и трансформацию личностных смыслов? Посредством чего этническая иден- тичность и осознание своей этнической тра- диции способствуют изменению мировоззре- ния и трансформации личностных структур человека? В чем специфика этих процессов? Существует ли возможность получе- ния подобного опыта личностных изменений через социальные практики, не связанные с эт- нической традицией и этнической культурой? Условия и методы исследования Нами была выбрана такая методология научного исследования, которая позволяет подробно рассмотреть индивидуальные пе- реживания в серии случаев, не привязываясь при этом к ограниченному количеству пере- менных. При помощи рефлексивных вопро- сов на первых этапах исследования была сде- лана попытка перехода от уровня эмоцио- нального восприятия этнической культуры к уровню осмысления этих эмоций и тех смы- слов, которые могут быть в них заложены, так как восприятие этнической традиции носит преимущественно яркий эмоциональный ха- рактер. Первоначальная модель интервью включала семь вопросов, и после проведения двух первых интервью было расширено и разделено на тематические блоки. Данная методология в качестве дан- ных и средств анализа использует преиму- щественно слово, данные получаются неста- тистическим, неколичественным образом [6]. Качественная методология обладает специ- фическими особенностями, которые подроб- но были рассмотрены в более ранних публи- кациях [7]. Тезисно отметим, что в качест- венном исследовании работа ведется с на- сыщенными описаниями, особый интерес привлекают исключительные, единичные случаи, индивидуальны смыслы и пережива- ния, исследование проводится преимущест- венно с использованием естественного языка и полуструктурированных, полевых форм исследования. Также существенная роль в качественном исследовании отводится лич- ности исследователя, собеседник всегда вы- ступает экспертом собственной жизни [8]. В качестве основного метода иссле- дования нами было выбрано феноменологи- ческое интервью, так как оно позволяет ра- ботать с непосредственными описаниями переживаний и личностной значимостью за- трагиваемых в интервью тем. Феноменоло- гическое интервью является полуструктури- рованным, глубинным, открытым. В настоя- щем исследовании была использована форма глубинного феноменологического интервью, что позволяет получить объемные описания переживаний, связанных с изучаемым фено- меном, и при этом дает возможность затро- нуть и прояснить малорефлексируемые смы- словые структуры человека [9]. При проведении феноменологическо- го интервью крайне важным является следо- вание требованиям, предъявляемым качест- венному исследованию, которые позволяют соблюдать условия стандартизации и валид- ности данного метода. Они включают со- блюдение необходимого объема насыщен- ных и соответствующих теме интервью дан- ных, соответствие предположений исследо- вателя изначальным смыслам высказываний, самостоятельность и полноценность интер- вью и т.д. Вопросы интервью должны быть емкими и предполагать при этом максималь- но развернутый, полный ответ, интервью должно представлять собой самодостаточ- ный, полноценный рассказ, требующий ми- нимального количества дополнений и пояс- нений [10]. Качественная методология пси- хологического исследования до сих пор под- вергается достаточно жесткой критике, на которую необходимо обращать внимание при проведении качественного феноменоло- гического интервью. Основными положе- ниями критики качественного исследова- тельского интервью является очевидность и субъективность качественного интервью, что делает его ненаучным; предвзятость и зави- симость результатов от формулировки вопросов; невозможность адекватной репре- зентации и валидизации качественного ис- следования. Все критические аспекты учи- тываются и максимально нивелируются при проведении исследования. Несмотря на все положения критики, предъявляемые качественному исследова- тельскому интервью, важно отметить, что подобный метод научного исследования по- зволяет работать с данными, которые невоз- можно выявить и рассмотреть количествен- ными методами, формируя тем самым новые научные феномены. В данном исследовании была разра- ботана схема интервью, которая позволяет выявить и подробно рассмотреть индивиду- альные переживания, связанные с этниче- ской идентичностью у людей, связанных с культурной и этнической традицией русских. Схема интервью включает 5 тематических блоков, а так же процедуру, основанную на методике Куна и Макпартленда «Кто Я», ко- торая так же позволила выявить некоторые особенности феномена и настроить участни- ков исследования на рефлексию собствен- ных состояний [11]. Длительность интервью составляла от 35 минут до 1 часа 44 минут. Интервью включает следующие тематиче- ские блоки: общие аспекты отношения и связи с этносом; события, в которых проявилась значимость этноса; уточнение и подробное описание переживаний, связанных с восприятием этнической культуры (возможно, при помощи метафор); представление жизни вне связи с этнической культурой; послесловие и завершение интервью. Логика построения интервью на- правлена на наиболее подробное, глубокое и насыщенное описание переживаний, свя- занных с этнической принадлежностью. Обращение к рефлексии личного опыта пе- реживаний достигается за счет отсылок во- просов к прошлому опыту участников ис- следования, направленности вопросов на описание ощущений и переживаний, вплоть до физических ощущений, рассмот- рения значения тех или иных переживаний (собственно рефлексии) и обращения к образному описанию, как наиболее доступ- ному для выявления имплицитных фено- менов и значений. Также данная модель интервью позволяет избежать социальных стереотипов, делая акцент на личный опыт и собственные переживания участников исследования. Вопросы интервью построе- ны так, чтобы не формировать у собесед- ника навязанного либо однозначного отве- та, практически исключены вопросы, со- держащие однозначные ответы, каждый ответ требует развернутого рефлексивного пояснения (табл. 1). Выборку исследования составили лю- ди, интересующиеся либо профессионально изучающие традиции, культуру и быт рус- ских. Исследование включило 13 качествен- ных интервью: 10 женщин и 3 мужчины в возрасте от 17 до 65 лет, в различной степени заинтересованные в изучении русской тради- ции и этнической культуры. В основном рес- понденты - жители Самары, хотя были и из Тольятти, Саратова, Уфы и Москвы. Привле- чение иногородних участников позволило расширить географию исследования, исклю- чая фактор специфики этнической идентич- ности в рамках города и организации. Специфика респондентов обусловлена тем, что переживания, связанные с этнической традицией и культурным прошлым по нашему предположению наиболее полно могут описать люди, прочувствовавшие тот или иной аспект традиции путем знакомства с обычаями или ре- меслом, создания народного костюма или роспи- си предметов быта, изучения тех или иных исто- рических аспектов этнической культуры. В вы- борку не включены люди, относящиеся к другим этническим культурам, так как исследование на- правлено на выявление специфики феномена индивидуальных переживаний именно иденти- фикации с русской культурой и этнической тра- дицией русских. Вероятно, что идентификация с другой этнической традицией будет иметь не- сколько другие проявления при проведении схо- жего исследования, однако это предположение не проверяется в данной работе и может являться продолжением данного исследования. Также важно отметить, что многие участники исследо- вания, как они утверждают лично, не являются этническими русскими и их этническая идентич- ность с русской традицией и историей обуслов- лена проживанием в данной традиции. Модель исследовательского интервью, направленного на выявление имплицитных аспектов личностного смысла этнической идентичности Аспект Вопросы интервью 1 2 «Кто Я». Процедура по методике М. Куна, Т. Макпартленда. Выявление определений, связанных с принадлежностью к на-циональности, этносу, культуре (я - русский, я - житель Рос- сии, я - славянин). Выяснения личностного смысла данного определения (Что для Вас значит быть русским? Как это пе- реживается Вами? В чем суть этого определения для Вас?) 1. Общие аспекты отношения и связи с этносом Опишите деятельность, связанную с культурой, этносом, ее Почему Вы начали интересоваться / заниматься / углублять свои знания в области этноса и культуры? С чего началось данное увлечение, что побудило заниматься данной деятельностью? Что в том, чем Вы занимаетесь, для Вас наиболее важно, ка- кой это несет для Вас смысл? Среди всего многообразия возможной деятельности, хобби, почему Вы выбрали именно деятельность, связанную с этни- ческой культурой? Что в Вашей деятельности для Вас наиболее ценно, значи- мо? Почему Вы продолжаете заниматься этой деятельностью? суть 2. События, в которых проявилась значимость этноса Вспомните ситуацию, связанную с этнической культурой, Какие моменты в этой ситуации или ряде ситуаций стали для Вас самыми яркими? Постарайтесь вспомнить и описать ощущения в тот период времени Возможно, Вам удастся подобрать метафору к этому пере- живанию? которая оказала на Вас наибольшее влияние, наиболее Вам запомнилась. Постарайтесь описать ту ситуацию максималь- но подробно, во всей полноте. 3. Уточнение и подробное описание переживаний, связанных с восприятием этнической культуры (возможно, с помощью метафор) Можно ли сказать, что переживания, связанные с этниче- Если да, то как бы Вы описали эти изменения? В чем это выражается, как это переживается Вами? Постарайтесь вспомнить и подробно описать происходив- шие изменения и то, как те переживания, на Ваш взгляд, по- влияли на Вас, на Вашу личность? Как Вы думаете, почему культура оказывает на Вас такое воздействие? ской культурой, изменили Вас как личность?- Какую метафору или образ Вы могли бы подобрать к этому переживанию? 4. Представление жизни вне связи с этнической культурой Можете ли Вы представить, какой была бы Ваша жизнь, ес- На Ваш взгляд, как Ваша жизнь вне этой деятельности от- личалась бы от Вашей жизни сейчас? Что это за отличия, каким бы Вы были без этой деятельно- сти? ли бы этого события не было? 1 2 5. Послесловие и завершение Возможно, после нашей беседы у Вас возникли какие-то но- Открылось ли в этой беседе для Вас что-то новое, то, о чем Вы не задумывались ранее? Поделитесь вашими мыслями, соображениями, переживаниями. вые мысли, связанные с этнической культурой и ее значимо- стью. Общая схема анализа интервью вклю- чала в себя следующие этапы: разметка утверждений; конкретизация высказываний, первичный анализ; первичная категоризация, выделе- ние семантических полей; формулирование тем анализа; выделение аспектов, отвечающих темам анализа; интерпретация и обобщение ре- зультатов. Все полученные интервью были рас- шифрованы на основании основных принци- пов транскрибирования исследовательского интервью [8], и в результате глубокого ана- лиза интервью тринадцати респондентов по- лучен печатный аналитический материал в десятикратно большем размере. Результаты и их обсуждение С самого начала исследования мы обратили внимание на то, с какой слож- ностью респондентам удается вербализо- вать те или иные переживания, связанные с восприятием этноса и культуры своего народа, зачастую они принимали форму метафор и образов. В связи с этим было сформулировано еще одно положение ис- следования, заключающееся в том, что личностные смыслы этнической идентич- ности может иметь имплицитный, мало- рефлексируемый характер. Говоря об имплицитном аспекте лич- ностных смыслов, мы рассматриваем его в контексте имплицитных теорий, так как этот теоретический подход позволяет дать наибо- лее полное представление об имплицитности в человеческом сознании. Имплицитная тео- рия - это система неосознаваемых представ- лений относительно какого-либо класса объ- ектов, феномена или явления в окружающем человека мире и относительно самого этого мира [12]. Важно отметить, что работа с импли- цитными аспектами восприятия и смысло- выми структурами на первоначальных эта- пах исследования малоизученного феномена имеет преимущественно индивидуальный характер, в связи с чем нами была выбрана соответствующая методология научного ис- следования. В ходе анализа материалов иссле- довательских интервью нами было выде- лено 8 основных тем. Каждой теме соот- ветствует определенный набор аспектов, встречающихся в большинстве интервью и позволяющих выделить конкретное те- матическое направление. В различных темах можно выделить схожие аспекты, однако формулировка каждого аспекта относится к специфичной теме и содер- жит определенный набор высказываний, значимых для исследования. Темы анали- за, основные аспекты каждой темы, а также примеры высказываний представ- лены в таблице (табл. 2). В дальнейшем требуется конкрети- зация аспектов и особенностей феномена этнического парадокса современности, расширение выборки исследования не только в количественном отношении, но и в увеличении рассматриваемых этносов, так как феномен может являться специ- фичным для отдельных этносов либо не проявляться вообще в зависимости от со- циальных, исторических и культурных особенностей тех или иных народов. Про- веденное исследование позволило рас- смотреть изучаемый этнопсихологией данный феномен и найти личностные осо- бенности его проявления, расширяя гра- ницы рассмотрения роли этнической идентичности в жизни человека. Результаты анализа феноменологических интервью Тема Аспекты Примеры высказываний 1 2 3 1. Чувство лич- ных изменений в процессе приоб- щения к традици- онной культуре, выражающееся в новом опыте новые эмоциональные переживазнакомство с новыми социальны- ми ролями; погружение в незнакомую обста- новку, преодоление социальных барьеров; чувство «это мое», отклик этни- ческой культуры; идентификация с культурой и ис- торией этноса; осознание себя в историческом процессе, расширение кругозора; осознание личных изменений, из- менения во внешнем облике; освоение навыков, близких к эт- нической традиции (осознание при- частности). ния, новое ощущение; начинаешь относиться к это- му как к части себя, потому что осознаешь себя просто частью этого (респондент то, что ты являешься не про- сто отдельной личностью, не отдельным чем-то, а принад- лежащим к роду, ну, то есть к … То, что те, кто до тебя были, они реально были (рес- пондент № 4) № 1); 2. Мотивацион- ный аспект этни- ческой идентич- ности, заложен- ный в побужде- ниях к деятельно- сти и появлении новых ресурсов желание создавать некий общестстремление передать личный опыт, связанный с этнической тра- дицией; появление перспектив дальней- шей деятельности и личного разви- тия, формирование новых целей в жизни; энергетический ресурс, чувство силы, воодушевление, вдохновение. венно-значимый продукт, способст- вующий социальным изменениям; - в тот день я поняла, что я могу не только сама попасть в тот мир, но и еще кого-то пригласить с собой, показать людям… Показать людям то, что они забыли и не знали да- же, то есть, какие-то вот… Красоту русских традиций, красоту слова «русский» (рес- пондент № 12) 3. Нахождение своего места в обществе и само- определение через осознание этниче- ской традиции и истории этноса - чувство продолжения, преемст-венности традиций, связь с про- шлым; ощущение стержня, опор, чувство уверенности; осознание масштабов истории страны, определенность жизненных ориентиров; гордость, принятие ответственно- сти за опыт прошлого; Самоопределение, формирование образа «Я» через опыт этнической традиции; чувство общности и причастности к истории и культуре. то, что ты именно не ото- рванный какой-то, а ты - тот, кто имеет историю. И ты - часть этой жизни … я просто увидел в этом ценность (рес- пондент № 3); для меня наиболее ценно то, что это… Ну, по себе я сужу, например, что без знания ка- ких-то своих родных вещей, без знания родной культуры, у меня нет какой-то уверенно- сти в себе, что ли (респондент № 5) 1 2 3 4. Органичность этнической куль- туры и личного жизненного опы- та через осозна- ние актуальности опыта прошлого в современной жиз- ни чувство «так и должно быть»; естественность, понятность, бли- зость этнических традиций; квинтэссенция опыта многих ве- ков, которое доносит до современ- ности актуальное знание; осознание органичности традиций с природными условиями, органич- ное взаимодействие с окружающим миром; органичность образа человека в традиции (социальные роли, зало- женные в традиции). оно все равно оставляет след я видел достаточно мало достойных людей, которые стали таковыми в отрыве от своей национальной культу- ры. При этом достойных лю- дей, которые выросли в своей культуре традиционной, во вменяемой традиционной культуре, я знаю достаточно много (респондент № 10) правильности, какого-то чувст- ва того, что… Достоверность того, что это должно быть так, и что… (респондент № 6); 5. Чувства родст- ва и близости с этнической тра- дицией, выра- женное в семей- ных ассоциациях образы детства, воспоминания из детства; чувство родства с традицией; воз- никновение чувства близости, теп- ла, безопасности и принятия; Значимая роль семьи в передачи традиций. что-то родительское, то я понимаю, просто это ка- кой-то такой родной уют, до- машний такой, то есть… (рес- пондент № 8) есть… Это тепло родителей, то есть даже наверное что-то материнское больше, то есть, настолько близкое, что это почти что как жизнь в утробе. (респондент № 3); 6. Формирование социальных ка- честв через зна- комство с тради- ционными сте- реотипами пове- дения открытость, доверительность, контактность; осознание собственной гендерной роли, изменение отношения к пред- ставителям противоположного по- ла; осознание себя в социуме, освое- ние новых социальных ролей. - то, что у тебя было, то, чтоты делал там, твои предки 500 лет назад, но по моим просто чувствам, мне кажется, что просто это может, влиять на формирование отношения во- обще к… другим людям, к по- строению поведения там, по- строению вообще восприятия других людей, на мой взгляд. (респондент № 1) 7. Эмоциональ- ность и нестан- дартность взаи- модействия в сфере этнической культуры яркие переживания при участии в чувство удивления при знакомст- ве с аспектами этнической культу- ры (разрушение стереотипов, от- крытия); неописуемость и нереальность пе- реживаний, связанных с этнической культурой; значимость эмоциональных пере- живаний, которую сложно описать. традиционных мероприятиях (обря-ды, праздники, деятельность); вааау, неужели это возмож- но! Чувства какие-то, даже не знаю, как их описать, очень непередаваемые (респондент вот все запомнилось в ощу- щениях и эмоциях, вот это вот… Восторг, волшебство какое-то, вот это вот запом- нилось (респондент № 12) № 1); Продолжение табл. 2 1 2 3 8. Уникальность и глубина опыта своей этнической традиции, кото- рую сложно осоз- нать и вербализо- вать полнота сведений и опыта пронародная мудрость и глубина, применимая к данному этносу, ос- мысленность традиций; уникальность традиции через чув- ство близости, органичности и по- нятности знания; уникальность опыта своей этниче- ской культуры, специфика мировоз- зрения; передача смыслов через образы, абстрактное восприятие; чувство заложенности, заданности традиции на глубинном уровне; чувство величия и мощи традиции на глубинном уровне. шлого; оно влияет, вообще, везде и ну, то есть все равно то, что- то народное, что-то… Просто, чувствуешь тогда - это ответ на все вопросы предыдущие. Ты чувствуешь духовную близость и духовное тепло (респондент № 3); за каждым элементом скры- вается какой-то смысл, фак- тически за каждым, то есть… (респондент № 12) постоянно. Это какие-то такие вещи, которые, опять же, я говорю, что это было всегда, вот, и всегда было понимание (респондент № 2); Заключение Анализ данных, полученных в результате проведения серии глубинных интервью, позволяет сделать следующее заключение, отвечающее на исследовательские вопросы, поставленные в начале работы. Этническая идентичность и связь с этносом способствуют формированию и трансформации личностных смыслов человека в значительной мере. Осознание собственной этнической традиции (в данном исследовании русской традиции) позволяет участникам ис- следования почувствовать родство, связь и преемственность по отношению к опыту про- шлого, что выражается в чувстве отклика своей этнической традиции на уровне значимых и ярких эмоциональных переживаний. Это по- зволяет сделать опыт этнического прошлого значимым фактором восприятия и усвоения моральных норм, социальных стереотипов по- ведения, а также сформировать самосознание не только по отношению себя к этносу и куль- туре, но и в целостном аспекте идентичности и самоопределения. Таким образом, этническая идентичность способствует формированию личностных смыслов по отношению к различ- ным жизненным аспектам. Идентификация с этносом и этниче- ской культурой принимает уникальное значе- ние в формировании структуры мировоззрения участников исследования. Существенным фактором данного воздействия является осознан- ное восприятие опыта традиционного прошло- го. Как отмечают участники исследования, эт- ническое прошлое своего народа содержит глу- бокий информационный пласт, глубина и мощь которого остается актуальной в настоящее вре- мя. При этом далеко не все аспекты этнической традиции воспринимаются осознанно, на что указывают значимые эмоциональные пережи- вания, не поддающиеся рациональному объяс- нению и играющие важную роль в жизни чело- века. Еще одним фактором влияния этнической идентичности на личностные смыслы является достоверность воспринимаемого опыта. Глубо- кий эмоциональный отклик и чувство личной значимости вызывают только те аспекты тра- диционной культуры, которые существовали в действительности, и по отношению к которым можно почувствовать личную причастность. Влияние опыта прошлого оказывается более существенным в аспекте погружения в тради- ционную культуру, освоения ремесел, образа жизни и обрядов этнического прошлого своего народа. Данный фактор формирует чувство глубокого родства и погружения в традицию, что зачастую сопровождается малорефлекси- руемым ощущением волшебства, сказочности и другой реальности. Погружение в данный опыт формирует осознание продолжения традиции и чувство погружения в мир этнического про- шлого. Данные переживания не являются одномоментными, закрепляясь в личном опыте и мировосприятии человека. Связь со своей этнической тради- цией приобретает уникальную ценность в личностном опыте человека. Осознание тра- диции дает глубокое чувство связи, родства и общности, которое невозможно заменить иным опытом идентификации. Участниками исследования отмечалось переживание этни- ческой традиции как того, что было заложе- но в них изначально, этническая традиция воспринимается как нечто фундаментальное, без чего невозможно представить жизнь и что во многом определяет формирование че- ловека. Опыт традиции содержит полноцен- ное знание и мудрость, наилучшим образом применимую к данной этнической общности и сведения, сохраняющие актуальность в на- стоящее время. Таким образом, можно гово- рить о том, что этническая идентичность и опыт этнического прошлого является уни- кальным в формировании и трансформации структуры личностных смыслов человека.About the authors
Nastasya Igorevna Soldatova
Samara State University
Email: nastya1393@list.ru
443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1
References
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
- Стефаненко Т. Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М.: Флогистон. 2007. URL: http://flogiston.ru/articles/social/etnic (дата обращения: 15.05.2015).
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 703 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
- Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 256 с.
- Солдатова Н. И. Этническая идентичность как имплицитный аспект целостной идентичности человека // Вестник молодых ученых и специалистов СамГУ. 2015. № 2 (5). C. 65-73.
- Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл. 2003. 301 с.
- Улановский А. М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 1. C. 130-150.
- Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. М.: Смысл, 2012. 264 с.
- Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб., 2006. 171 c.
- Аллахвердов В. М. Влияние имплицитной теории доверия на решение когнитивных задач: дис. … канд. психол. наук. Спб., 2013. 158 с.