LEXICAL REPRESENTATION OF THE MAN AND WOMAN IMAGES IN CONTEMPORARY SONGS OF RUSSIAN PERFOMERS
- Authors: Ulchenko E.S.1
-
Affiliations:
- Samara State University
- Issue: No 2 (7) (2015)
- Pages: 140-143
- Section: Linguistics
- Published: 15.12.2015
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9140
- ID: 9140
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
Изучение мужских и женских номина- ций в поп-культуре имеет теоретическую значимость для современной лингвистики, так как современная русская поп-культура - недавно зародившееся и стремительно раз- вивающееся течение, имеющее мощное влияние на развитие молодежной культуры в целом. Поп-музыка является одним из веду- щих музыкальных течений ХХI века, она влияет на развитие языкового сознания под- растающего поколения, что доказывает акту- альность данного исследования [1, 2]. Цель настоящей работы - выявление и анализ лексических единиц, репрезентирующих образ мужчины и женщины в современных пе- сенных текстах российских исполнителей. Условия и методы исследования Материал исследования составляют более 800 языковых единиц, извлеченных из музы- кальных текстов российских поп-исполнителей методом сплошной выборки. В работе исполь- зовались различные методы и приемы общена- учного анализа: описательный подход, контек- стуальный и количественный анализ. Результаты и их обсуждение Выявленные единицы были распреде- лены по двум группам: социально- © Ульченко T. C., 2015. Ульченко Екатерина Сергеевна (kate_ulchenko@mail.ru), магистрант филологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. демографические и качественные характери- стики. К социально-демографическим мы от- несли следующие характеристики: половая принадлежность, родственная принадлеж- ность, собственные имена. Остановимся подробнее на этих подгруппах. Половая принадлежность. В группу наименований, отражающих половую принадлежность входит 9 % наименований - 6 % (35) женских номинаций и 4 % (26) муж- ских, а именно: мужчина, парень, паренек, мальчик, пацан, женщина, девушка, девочка, девчонка, детка. Эта группа немногочислен- на. Все проанализированные примеры реали- зовывали свое основное словарное значение. Как видим, большинство лексем имеют ней- тральный характер, но отметим, что яркую характеристику им придают эпитеты. На- пример: Но я не пролью ни единой слезы, про- щай, мой любимый, любимый мужчина!; Ты - настоящая женщина, больше добавить мне нечего. Несмотря на это, есть другие лексемы, которые изначально обладают оценочной характеристикой, такие как: пацан, детка: Не буду плакать, я же пацан! (Карина М. и группа Подъем, «Кораблики»). Пример имеет безусловное сходство со словарным определением - идет указание на лицо мужского пола. Исполнитель акценти- рует внимание на маскулинности, поэтому словарное значение передано не точно - ав- тор употребляет пацан в значении мужчина, а не мальчик. Это подтверждает контекст, в котором обыгрывается стереотип о том, что мужчины не плачут. Фразу Я же пацан ис- полнитель наделяет оттенком гордости и са- моуважения, подчеркивая сильную натуру своей персоны. Родственная принадлежность. Из найденных лексем сюда входит 7 % (43) на- именований - 4 % (23) женских номинаций и 3 % (20) мужских, такие, как: папа, папаша, муж, сын, отец, дедушка, дедуля, брат, дя- дя, мать, мама, жена, дочь, дочка, сестра, сестрица. В песнях чаще всего употребляются самые основные наименования - мама, папа, дочь, сын, частотны также антонимические пары. Ведущими среди наименований явля- ются образы родителей, а именно отца и ма- тери. Эти образы одни из доминантных в культуре, поэтому актуальности не теряют и в наши дни. Собственные имена. Из 600 найден- ных лексем в данную подгруппу входит 10 % наименований - 5,5 % (33) женских номи- наций и 4,5 % (26) мужских. Среди примеров с мужскими именами найдены только русские распространенные имена и их производные: Андрей, Александр, Владимир. Среди женских собственных имен употребляются как русские имена (в основ- ном распространенные: Анастасия, Светла- на, Мария), так и зарубежные (Лейла, Мэри). Зарубежные имена фигурируют в песнях бо- лее позднего времени, когда началось посте- пенное влияние западной культуры на рос- сийскую поп-индустрию. Также частотны сравнения с образами конкретных женщин, например: Ты словно видишь сон в облаках, где я твоя Венера в шелках (Виктория Дайнеко, «Девушка на миллион»). Безусловно, Венера является собствен- ным именем, но в данном контексте оно употреблено с определенной отсылкой к об- разу римской богини красоты, любви и пло- дородия. Женщина отождествляет себя с са- мой красивой и лучшей богиней, показывая, что ее образ утонченный и изящный. Также этот пример является прецендентным фено- меном. Среди лексем частотны уменьшительно-ласкательные и шутливые преобразования имен. Тексты песен с такими лексемами преимущественно простые и легко воспри- нимаются слушателем: У меня есть друг Илюша, он купил се- бе пол-суши (Пропаганда, «Елки-палки»). Группа качественной характеристи- ки более многочисленна. Из 600 примеров, которые были проанализированы, 74 % (445) относятся именно к этой группе. Ее мы также разделили на подгруппы: описание внеш- ности, описание внутренних качеств, отношение говорящего. Номинации, описывающие внеш- ность. При анализе данных номинаций мы сделали вывод, что исполнители часто под- черкивают одинаковые внешние черты: кра- соту, изящность, стройное или спортивное телосложение. Такие наименования, как правило, не конкретны и представлены обобщенно: Постараюсь тише, чтоб не услышал: «О, Боже, он красив» (Ажур, «Пин-пин»); Ах, эта милая школьница, девчонка просто красавица (Нэнси, «Школьница»). Стоит отметить, что для мужчинисполнителей очень важно подчеркнуть ми- лый и нежный образ женщины, в то время как сами исполнительницы стараются под- черкнуть мужественность облика. Со временем тенденции меняются, и в песнях последних десятилетий акцент дела- ется не только на приятной внешности муж- чин и женщин, но и на их сексуальности: Долго не верила, а он торопил, мой са- моуверенный герой, сексопил (ВИА Гра, «Стоп. Стоп. Стоп»); Подумай, этот badboy - он настоящий playboy (Тимати, Алекса, «Когда ты ря- дом»). В постсоветской России уходят преж- ние предрассудки, и тема сексуальности перестает быть запретной. Авторы текстов не стесняются подчеркивать данную черту у мужчин, считая это важной характеристикой для создания яркого облика. Стоит отметить, что мужчины реже обращаются к данной внешней черте и предпочитают воспевать облик нежным [3, 4]. Несмотря на то, что создается общая модель, каждый автор старается детализиро- вать облик воспеваемого объекта. Кроме то- го, через детализацию мы можем понять, какие идеалы красоты преобладают у каждого исполнителя. Это относится к общей уста- новке на то, что через воспеваемый объект можно проанализировать и субъект, который поет о своих чувствах и возлюбленном. Внутренние качества. В песнях ис- полнители упоминают такие черты характе- ра, как добрый, хороший. В основном воспе- вают стандартные положительные качества: Чтобы ты не смог уйти к другой, ми- лый, добрый, нежный, дорогой. Привет, хорошая моя, как настрое- ние? Решил написать это после сообщения (АК 47, «Привет, хорошая моя»); Я тебе желаю счастья, добрая моя, долгая любовь моя! (Иосиф Кобзон, «Ноктюрн»). Обычно авторы совмещают несколько функций, используя данные лексемы. Во- первых, подчеркиваются положительные черты характера женщины, а во-вторых, лек- семы частотны в виде обращений. Исполнители говорят не только о таких качествах, как доброта. Используются раз- ные интересные детали, которые помогают индивидуализировать образ: И простодушная, и непослушная, только такая и нравится мне (Игорь Бра- славский, «Лучшая женщина»). Несмотря на то, что авторы стараются подчеркнуть лучшие качества, были найдены примеры, где отмечались отрицательные черты: Ты сам себе, любимый, лгал, ты сам себя любил (Анита Цой, «Я не звезда»). В этом примере акцент делается в первую очередь на эгоизме героя. Несмотря на то, что исполнительница песни говорит об отрицательных чертах характера, она назы- вает мужчину любимым. Это показывает ее настоящие чувства к объекту обожания, не- смотря на отрицательные характеристики. Но в данном обращении чувствуется горечь и некоторая обида на мужчину: эгоизм не приводит ни к чему хорошему, и исполни- тельница это осознает. Отношение говорящего. В данной подгруппе (как и в остальных) прослежива- ется тенденция к идеализации образа, а, зна- чит, по-прежнему создается общая модель. Характер и качества раскрываются с поло- жительных сторон. Мужчина и женщина всегда любимы, желанны: Помнишь, любимый, как подарил ты, мне свою любовь (Таисия Повалий, «Ты мой»); Единственная моя, с ветром обручен- ная (Филипп Киркоров, «Единственная»). Очень часто отношения говорящего выражается через ряд тропов: метафоры, сравнения. Они делают образ ярче, инте- реснее и придают песне разнообразные оттенки: Ты - мой снег, ты - мой дождь, жду, когда ты придешь, мы с тобой вместе по- мечтаем (Жанна Фриске, «Ты мой снег») - образ сравнивается с природными явления- ми. Осадки сложно спрогнозировать, снег и дождь могут появляться абсолютно неожи- данно - героиня не может предугадать, когда придет ее возлюбленный, поэтому она ждет его и мечтает о нем. Возможно, здесь рас- крывается архаическое значение погодных явлений. В древности дождь означал жизнь, так как влага спасала от засухи и помогала процветанию урожаю. Для исполнительницы мужчина и есть самое необходимое, без него невозможна жизнь. Чаще всего в современных песенных текстах авторы используют простые мета- форы, состоящие из одного слова или про- звища: Пупсик, мой сладкий пупсик, я на край света уйду с тобой (Тина Кароль, «Пупсик») - в словаре: Пупсик - это кукла маленького ребенка. Чаще всего ласкательные прозвища типа малыш, пупсик обозначают неравные отношения в паре: один партнер исполняет роль родителя, другой же - ребенка. Мужчи- ну сравнивают с куколкой - его внешние черты идеальны, но вместе с этим он не об- ладает каким-либо характером и вся ответст- венность ложится на женщину. В данном контексте указание скорее идет на весь образ в целом. Эпитет сладкий обозначает некото- рую сладость, внешние приятные черты, ак- цента на безвольность мужчины нет. Также песня имеет иронический и шутливый харак- тер, что делает образ легким. Несмотря на простоту и примитивность данных метафор, они не выражают отрица- тельной оценки образа. Наоборот, исполни- тели стараются оригинально назвать свой объект любви, чтобы подчеркнуть свое от- ношение к нему и показать свою натуру. Заключение Таким образом, проанализировав со- временные эстрадные песни российских исполнителей, мы делаем вывод, что соз- дается некая общая модель, по которой воспевается образ мужчины и женщины. Несмотря на это, есть и яркие примеры, которые детализируют образ, делают его ярче и интереснее. Важным фактом в нашем исследовании является то, что через репрезентацию мужского и женского образа можно рассмотреть личность испол- нителя, его характер и отношение к той или иной контекстной ситуации.About the authors
Ekaterina Sergeevna Ulchenko
Samara State University
Email: kate_ulchenko@mail.ru
443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1
References
- Ажгихина Н. И. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261-273.
- Дьяконова Л. А. Авторская песня как коммуникативный жанр // Вестник Воронежского государственного университета. 2007. № 1. С. 32-35.
- Ильиных С. А. Женский пол в калейдоскопе образов // Идеи и идеалы. 2013. Т. 1. № 2 (16). С. 123-130.
- Ильиных С. А. Концепты маскулинности и фемининности в русле гендерного подхода // Идеи и идеалы. 2011. Т. 1. № 4. С. 131-144.