STUDENT’S MOON ROCKET «HERMES»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article the possibility of creation of the three-stage carrier rocket of an superlight class projected according to the scheme of serial placement of rocket blocks «Tandem» which is capable to take a payload weighing 7 kilograms into a parking orbit, and then from a parking orbit into a lunar orbit three serial increments of speed using chemical engines is proved. Calculations of mass and dimensional characteristics of the threestage carrier rocket capable to take a payload into a lunar orbit are given. Arguments in favor of actuality of this project within so-called «Lunar race» are given today. It is possible to implement this project by forces of students of a specialist programme, master's degree students and postgraduate study of the Samara University.

Full Text

В настоящее время в нашей стране расчёт его массовых и габаритных характери- наблюдается существенное отставание в сек- стик. торе проектирования и конструирования ра- Классификация ракет- по носителей кет-носителей сверхлёгкого и лёгкого класса массе выводимой полезной нагрузки меня- по сравнению со странами Европы и Америки ется с развитием техники и достаточно [1, c. 17]. Возникает необходимость устране- условна [2, c. 17; 3, с. 30]. На сегодняшний ния данного разрыва, что может быть осу- день в мире наблюдается активное развитие ществлено только благодаря смелым идеям и лёгких ракет, способных выводить на расчёт- благоприятным условиям их реализации. ную орбиту груз массой до 5 тонн. Стоимость Студенты, обучающиеся в Самарском запуска таких ракет относительно невысокая. университете, имеют возможность реализо- К тому же лёгкие носители проще в эксплуа- вать подобного рода благодаря особому ста- тации, чем средние или тяжёлые. В роли за- тусу университета - национального исследо- казчика могут выступить малые инициатив- вательского. Проектирование и конструиро- ные группы (начинающие конструкторские вание ракеты-носителя, способной доставить бюро, школы, университеты), не имеющие полезный груз в виде космического аппарата финансовые средства на долю в запуске сред- дистанционного зондирования на лунную ор- них, тяжёлых и сверхтяжелых носителей. Та- биту будет как учебной, так и производствен- ким образом, компании, производящие лёг- ной практикой для студентов института ра- кие носители будут более востребованы для кетно-космической техники и института дви- запуска малых и относительно недорогих кос- гателей и энергетических установок. мических аппаратов. Основная идея проекта заключается в Проектируемая ракета будет условно создании силами студентов ракеты-носителя, относиться к сверхлёгкому носителю, то есть способной выводить полезную нагрузку, мас- с массой выводимой полезной нагрузки до 10 сой до 7 кг на орбиту Луны. Первостепенные кг. [4, с. 80-81]. задачи, которые необходимо решить для реа- Сейчас наблюдается повышенное вни- лизации проекта, это выбор оптимальной мание к естественному спутнику Земли - схемы движения ракетного комплекса, Луне. Американская частная аэрокосми- © Чепель Г. А., Чижов А. А., 2019. Чепель Григорий Анатольевич (gregoriy2000@gmail.com), студент I курса Института ракетно-космической техники; Чижов Артём Алексеевич (termukcccp@gmail.com), студент I курса Института двигателей и энергетических установок Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. 24 Авиация и ракетно-космическая техника ческая компания «SpaceX» планирует отпра- потребуется около 5 лет. К моменту созда- вить свой космический корабль «Starship» с ния ракеты-носителя плавучая платформа экипажем на облёт Луны с последующим воз- «Морской старт» будет полностью оборудо- вращением. 29 ноября 2018 года американ- вана для осуществления запусков. В допол- ское аэрокосмическое агентство NASA пред- нении ко всему, сотрудничество с компа- ставило список из девяти компаний, между нией поспособствует налаживанию связей которыми в будущем будут распределяться между студентами и их возможными буду- контракты на доставку государственной кор- щими работодателями. порации по космической деятельности «Рос- Исследование осуществлялось сбором и космос» заявил, что в ближайшем будущем анализом информации из методических и планируется задействовать всех конструкто- библиографических ресурсов. ров космического ведомства для проектиро- Трёхступенчатая ракета-носитель, спо- вания и производства ракеты сверхтяжёлого собная доставить полезную нагрузку на ор- класса для будущего освоения Луны. Китай- биту луны проектируется по последователь- ское национальное космическое агентство ной схеме размещения ракетных блоков - планирует в 2019 году запустить на Луну кос- «Тандем». Используется метод расчёта от ко- мический аппарат, который должен будет до- нечной точки, так как этот метод позволяет ставить на Землю лунный грунт массой до 2 наиболее точно и оптимально рассчитать мас- кг. Помимо этого, на определённом этапе кос- совый и соответственно габаритные пара- мическая программа Китайской Народной метры [2, c. 79-82]. Республики предполагает отправку на Луну Сначала рассчитывается необходимое человека. приращение скорости, которое необходимо Для повышения престижа Российской сообщить космическому аппарату для того, Федерации в области исследования Луны по- чтобы перевести его с низкой опорной ор- добного рода проект имеет хорошую перспек- биты на орбиту Луны. Исходные данные тиву. Кроме этого в качестве полезного груза представлены в таблице 1. для ракеты-носителя будет выступать спут- Осуществление приращения скорости ник связи или спутник дистанционного зон- происходит по следующей схеме: дирования, что пригодиться будущим косми- 1. Первый импульс переводит космиче- ческим исследователям на Луне [5, с. 39-41]. ский аппарат на эллиптическую орбиту на Запуск ракеты с широты космодромов круговую с высотой перигея и высотой апо- Восточный или Байконур является доста- гея - 193 км и 384 467 км соответственно точно дорогим и требует больше топливных (наклонение текущей орбиты равно нулю). затрат, нежели запуск с экватора, поскольку 2. Второй импульс переводит космиче- запуск с экватора не требует дополнитель- ский аппарат с эллиптической на круговую ное топливо на корректировку орбиты. Для орбиту с высотой 384 467 км (наклонение те- того, чтобы осуществить запуск с экватора кущей орбиты равно нулю). необходима так называемая платформа 3. Третий импульс поворачивает плос- «Морской старт», которая в данный момент кость круговой орбиты на 5,14 градусов. принадлежит российской компании «S7 1. Рассчитывается скорость космиче- Space». Для создания ракеты- ского аппарата на опорной орбите. носителя Таблица 1 Исходные данные для расчёта необходимого приращения скорости Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 25 6. Рассчитывается скорость � : кр2 � 6371 3 � = � ∗ √ = 7,91 ∗ √ . кр1 1 � 6371 + 193 ��1 � 6371 3 � = � ∗ √ = 7,91 ∗ √ = кр2 1 � 390 779 2. Рассчитывается большая полуось эл- � липтической орбиты: км = 1,01 . � + � � � с � = = 2 7. Рассчитывается второй импульс ско- (6371 + 193) + (6371 + 384403) рости = = 2 км = 198 669 км. ∆� = � - � = 1,01 - 0,18 = 0,83 . 2 кр2 � с 3. Рассчитывается скорость в перигее: 8. Рассчитывается третий импульс ско- рости ∆� : 3 2 1 � = � ∗ √� ∗ ( - ) = � 1 3 � � ∆� � ∆� = 2 ∗ � ∗ sin ( ) = 3 кр2 2 2 1 5,14 = 2 ∗ 1,01 ∗ sin ( ) = 0,09 км/с. = 7,91 ∗ √6371 ∗ - = 2 6564 198 669 9. Рассчитывается суммарный импульс км скорости = 10,93 . с ∆� = ∆� + ∆� + ∆� = � 1 2 3 4. Рассчитывается первый импульс ско- рости км = 3,137 + 0,83 + 0,09 = 4,057 . с ∆� = � - � = 10,93 - 7,793 = 1 � кр1 Также присутствует необходимость км торможения около Луны для того, чтобы кос- = 3,137 . с мический аппарат остался на её орбите [6]. Для осуществления торможения понадобится 5. Рассчитывается скорость в апогее ор- снижение скорости как минимум на 1 км/с, биты поэтому принимается: км 2 1 ∆� = 5,057 . � = � ∗ √� ∗ ( - ) = � с � 1 3 � � � Далее производится расчёт массы топ- лива, необходимого для создания данного 2 1 приращения скорости. В качестве двигателя = 7,91 ∗ √6371 ∗ ( - ) = 390 779 198 669 для третьей ступени с приемлемыми характе- ристиками был выбран ЖРД-100С - ракетный км двигатель российской компании «Лин = 0,18 . с Индастриал», который имеет удельный им- пульс тяги (�), равный 2200 м/с (рис. 1). 26 Авиация и ракетно-космическая техника Рис. 1. Модель и параметры двигателя ЖРД-100С компании «Лин Индастриал» [7] Таблица 2 Параметры некоторых двигателей «Конструкторского бюро химического машиностроения имени A.M. Исаева» [8] Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 27 Масса космического аппарата равна 7910 м/с). Характеристическая скорость явля- mка = 7 кг. Масса двигателя ЖРД-100С mдвиг = ется суммой скоростей, которые необходимо 14,3 кг. Суммируя массу космического аппа- набрать первой и второй ступени. Следова- рата с массой полезной нагрузки, получим тельно, характеристическая скорость первой суммарную массу полезной нагрузки mпн = ступени равна характеристической скорости 21,3 кг. Для создания ракеты будут использо- второй ступени: ваться инновационные лёгкие материалы, по- этому принимаем конструктивную характе- � м � 1ст 2ст � = � = = 3955 . ристику за s=18. Удельный импульс тяги Ид.Х. Ид.Х. 2 с ЖРД-100С �=2200 м/с. 1. Определяется масса топлива третьей Перед началом расчётов массовых харак- ступени � : теристик, необходимо убедиться в возможно- �3 сти создания двухступенчатой ракеты с указан- ∆� ными характеристиками удельного импульса � (� � -1)(�-1) тяги и конструктивной характеристики. � = ∆� ∗ � = 403,6 кг. �3 � ПН �-� � Первоначально принимается, что ракета одноступенчатая (N = 1) и записывается урав- 2. Определяется масса ракетного блока нение идеальной характеристической скоро- третьей ступени � : сти ракеты: РБ3 �∗� �3 � = = 427,3 кг. РБ3 �-1 . 3. Тогда масса третьей ступени: Стартовую массу ракеты можно пред- ставить в виде: � = � + � = 427,3 + 21,3 = 3 РБ3 ПН = 448,6 кг. . Далее необходимо рассчитать двухсту- А конструктивная характеристика ра- пенчатую ракету, способную доставить по- кетного блока определяется из выражения: лезную нагрузку в виде третьей ступени на низкую опорную орбиту. В качестве двигателя для первой и вто- . рой ступени с приемлемыми характеристи- Выражается масса конструкции: ками был выбран ДМТ-2200 - ракетный дви- гатель «Конструкторского бюро химического машиностроения имени A. M. Исаева», кото- . рый имеет удельный импульс тяги Подставляя в уравнение идеальной ха- �=2992 м/с (табл. 2). рактеристической скорости ракеты получа- Масса двигателя принимается за 7 кг, ется выражение: чтобы учесть дополнительные системы дви- гателя. Для создания необходимой силы тяги на вторую ступень устанавливается три двига- . теля. Проводятся преобразования: Таким образом, масса полезной нагруз- ки равна сумме масс третьей ступени и трёх двигателей ДМТ-2200 mпн = 469,6 кг. Кон- структивная характеристика принята за s=18 из тех же соображений, что и на третьей сту- пени. Характеристическая скорость, которую необходимо создать ракете-носителю, равня- Проанализировав последнее выражение ется первой космической скоростью (VI = делается вывод, что физический смысл будут 28 Авиация и ракетно-космическая техника иметь только положительные решения, так 3. Рассчитывается масса второй сту- как не может быть масса топлива или масса пени полезной нагрузки отрицательной. Поэтому � = � + � = 2101,3 кг. 2 ПН РБ2 условием существования решения является неравенство: Для первой ступени аналогично исполь- зуются двигатели ДМТ-2200 в количестве - . пять для того, чтобы создать необходимую силу тяги. В случае, если данное неравенство не Таким образом, масса полезной выполняется, то минимальное количество нагрузки равна сумме масс второй ступени и ступеней увеличивается на единицу (N = пяти двигателей ДМТ-2200 mпн = 2136,3 кг. N + 1) и проверяется условие существования Конструктивная характеристика принята за решения. В данном случае: s=18 из тех же соображений, что и на второй 1ст 2ст ступени. � � Ид.Х. Ид.Х. � - � � = � - � � ≈ 18 - 2,36 = 1. Рассчитывается потребная масса топ- 1 2 1 2 = 15,64 > 0. лива ракетного блока первой ступени Таким образом, доказана возможность 1ст � Ид.Х. создания двухступенчатой ракеты. Далее осу- (� � - 1) (� - 1) 1 1 ществляется расчет массовых характеристик. � = 1ст ∗ � = �1 ПН 1. Рассчитывается потребная масса топ- � Ид.Х. � лива ракетного блока второй ступени s - � 1 1 2ст = 7009,58 кг. � Ид.Х. � (� 2 - 1) (� - 1) 2 2. Рассчитывается масса ракетного � = 2ст ∗ � = �2 ПН � блока первой ступени Ид.Х. � s - � 2 2 s ∗ � = 1541 кг. 1 �1 � = = 7421,91 кг. РБ1 s - 1 1 2. Рассчитывается масса ракетного блока второй ступени 3. Рассчитывается масса первой сту- пени (стартовая масса ракеты) s ∗ � 2 �2 � = � + � = 9558,16 кг. � = = 1631,6 кг. 1 ПН РБ1 РБ2 s - 1 2 Рис. 2. Принципиальная схема ракеты-носителя и её схематичная модель, созданные в приложении «OpenRockets» Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 29 Сравнивая получившиеся массовые ха- 2. Куренков В. И. Конструкция и проек- рактеристики с существующими ракетами-но- тирование изделий ракетно-космической тех- сителями лёгкого класса, к примеру с новозе- ники. Часть 2. Основы проектирования ракет- ландской ракетой «Электрон», стартовая масса носителей [Электронный ресурс] : электрон, которой равна 12 550 кг, стоит отметить, что учеб. пособие. Самара, 2012. - 1 эл. опт. диск полученная масса ракеты не является слишком (CD-ROM). большой для ракеты сверхлёгкого класса из-за 3. Техника. Современная иллюстриро- дополнительных топливных затрат на тормо- ванная энциклопедия / под ред. А. П. Гор- жение около лунной орбиты. Если бы не было кина. М.: Росмэн, 2006. 1700 с. необходимости тормозить около орбиты Луны, 4. Сенькин В. С. Оптимизация проект- расчётная стартовая масса ракеты была бы при- ных параметров ракеты-носителя сверхлег- близительно вдвое меньше. кого класса // Техническая механика. 2009. 1. -88. Учитывая габаритные характеристики № С. 80 топливных баков и ракетных двигателей, созда- 5. Сутырина Е. Н. Дистанционное зон- ётся приблизительная модель и схема ракеты- дирование земли. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. носителя в программе «OpenRockets» (рис. 2). 167 c. 6. Белоконов В. М., Белоконов И. В. Си- Заключение стемный анализ космических миссий. [Элек- В результате расчётов была подтвер- тронный ресурс] : Электронный конспект ждена возможность создания трехступенча- лекций. Самара, 2010. - 1 эл. опт. диск (CD- той ракеты-носителя сверхлёгкого класса для ROM). доставки полезного груза на орбиту Луны. 7. ЖРД на 100 кгс тяги собран и готов к : :// . / испытаниям. URL https spacelin ru Литература novosti/zhrd-na-100-kgs-tyagi-sobran-i-gotov- 1. Евтифьев М. Д., Раскин А. А. Иссле- k-ispytaniyam/ (дата обращения: 11.10. дование тактико-технических характеристик 2018). : современных ракет- легкого 8. ЖРДМТ от 0,5 Кгс до 250 Кгс. URL носителей класса // Решетневские чтения. Красноярск: http://kbhmisaeva.ru/main.php?id=33&hl=% Изд-во СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2012. E4%EC%F2-6 (дата обращения: 11.10. № 16. С. 14-15. 2018).
×

About the authors

Grigoriy Anatolyevich Chepel

Samara University

Email: gregoriy2000@gmail.com
Russia, Samara

Artyom Alekseevich Chizhov

Samara University

Email: termukcccp@gmail.com
Russia, Samara

References

  1. Евтифьев М. Д., Раскин А. А. Исследование тактико-технических характеристик современных ракет-носителей легкого класса // Решетневские чтения. Красноярск: Изд-во СибГУ им. М. Ф. Решетнева, 2012. № 16. С. 14-15.
  2. Куренков В. И. Конструкция и проектирование изделий ракетно-космической техники. Часть 2. Основы проектирования ракет-носителей [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие. Самара, 2012. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  3. Техника. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А. П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. 1700 с.
  4. Сенькин В. С. Оптимизация проектных параметров ракеты-носителя сверхлегкого класса // Техническая механика. 2009. № 1. С. 80-88.
  5. Сутырина Е. Н. Дистанционное зондирование земли. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013. 167 c.
  6. Белоконов В. М., Белоконов И. В. Системный анализ космических миссий. [Электронный ресурс] : Электронный конспект лекций. Самара, 2010. - 1 эл. опт. диск (CDROM).
  7. ЖРД на 100 кгс тяги собран и готов к испытаниям. URL: https://spacelin.ru/novosti/zhrd-na-100-kgs-tyagi-sobran-i-gotovkispytaniyam/ (дата обращения: 11.10.2018).
  8. ЖРДМТ от 0,5 Кгс до 250 Кгс. URL: http://kbhmisaeva.ru/main.php?id=33&hl=%E4%EC%F2-6 (дата обращения: 11.10.2018).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies