RESEARCHES OF DEPENDENCE OF INTELLECTUAL EFFICIENCY OF STUDENTS ON THEIR BIOTYPE AND BIORHYTHMS
- Authors: Riabickina M.A.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 1 (14) (2019)
- Pages: 93-99
- Section: Articles
- Published: 15.12.2019
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9214
- ID: 9214
Cite item
Full Text
Abstract
Keywords
Full Text
В настоящее время многие студенты ста- самовоспроизводятся в любых условиях. киваются с проблемой рациональной органи- Согласно теории «трёх биоритмов», ав- зации своего дня. В силу разных причин они торами которой являются Герман Свобода, часто не успевают сделать запланированные Вильгельм Флисс и Фридрих Тельчер, мо- дела, откладывая их на потом, как правило, не мент рождения человека является пусковым успевают и испытывают нервные и физиче- механизмом, при котором они возникают [1]. ские перегрузки от того, что приходится вы- Физический биоритм, характеризую- полнять работу в последний момент. щий физическое состояние и энергию чело- Однако спланировать рациональный ре- века, длится 23 дня. жим дня не составит труда, если человек будет Эмоциональный биоритм равен 28 дням прислушиваться к своему организму и его внут- и обусловливает состояние нервной системы ренним ритмам. Ведь ритмичность процессов и настроение человека. прослеживается во всем и везде: по закону Интеллектуальный биоритм составляет ритма живут Космос, Земля, природа и человек. 33 дня и характеризует работу полушарий го- Биоритмы - периодические изменения ловного мозга и ядер гипоталамуса, которые интенсивности и характера биологических определяют мыслительные способности че- процессов, которые самоподдерживаются и ловека, его интуицию и интеллект (рис. 1). Рис. 1. Визуальное представление теории трёх биоритмов [2] © Рябикина М. А., 2019. Рябикина Мария Алексеевна (marusya.riabikina@yandex.ru), студент IV курса института авиационной техники Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. 94 Биология Таблица 1 Сфера воздействия каждого из трёх биоритмов в различных фазах [3] Критические Сфера Подъём - расход Спад - накопле- Биоритм точки (состояние воздействия энергии ние энергии нестабильности) Прилив сил и физи- Фаза покоя, Нежелание рабо- ческой выносливо- усталости. Не- тать, недоволь- сти (спорт, работа). Физическая го- желание рабо- ство собой, ухуд- Физиче- Благоприятный пе- товность, вынос- тать, подвержен- шения при забо- ский био- риод для путеше- ливость, вы- ность заболева- леваниях, осо- ритм. 23 ствий, операций. В держка, сопро- ниям. В этот пе- бенно выражен- дня, смена этот период отме- тивляемость, риод отмечается ные последствия фаз через чается удаления зу- уверенность в сильно воздей- алкоголя. Воз- каждые бов, прививок. В себе, жажда дея- ствие медика- можны несчаст- 11,5 дня этот период сопро- тельности. ментов, чувстви- ные случаи, нане- тивляемость орга- тельность к сение ущерба здо- низма самая высо- боли. ровью. кая. Сфера психики, Негативные эмо- характер, душев- Позитивный ции обременяют ный мир, подсо- настрой, хорошая работу «в ко- Психиче- знание, интуи- гармония с окружа- манде» и сотруд- Острые споры, ский био- ция, коммуника- ющим миром, кон- ничество. Пред- бессмысленная ритм. 28 бельность, гар- тактность. Благо- расположен- нервозность. Дней, мония, способ- приятное время для ность к замкну- Ухудшение бо- смена фаз ность к сотруд- сдачи экзаменов, тости, монотон- лезненного состо- через каж- ничеству, мо- участия в соревно- ности, иногда к яния. Замедлен- дые 14 ральные силы, ваниях, публичных депрессии. Сле- ная реакция. дней творческие спо- выступлений, зна- дует контроли- собности, комств, радость от ровать отноше- настроение, са- общения ния с окружаю- мообладание. щими. Духовная раскрепо- Недостаток мыс- Слабая память, Умственная ин- щенность, воспри- лительных спо- предрасположен- теллектуальная имчивость к но- собностей, кон- ность к ошибкам сфера, мысли- вому, хорошая па- центрированно- Интеллек- и заблуждениям. тельные способ- мять, приспособля- сти. Ухудшение туальный Духовная диском- ности, приспо- емость. Благопри- памяти, недоста- биоритм. фортность невни- собляемость, ло- ятное время для ток выразитель- 33 дня, мательность, не- гика, рассудок, выполнения новых ности. Благопри- смена фаз достаток присут- внимание, спо- задач, заграничных ятное время для через каж- ствия духа и спо- собность к реа- поездок, изучения выполнения ру- дые 16,5 собности к реаги- гированию, па- трудных предме- тинной работы, дней рованию. Подвер- мять (жизненная тов, составления сбора и упорядо- женность сила, жизне- планов, принятия чения информа- несчастным слу- утверждение). решений, сдачи эк- ции, повторений чаям. заменов. (репетиций). У каждого биоритма есть 3 критические середине (при смене фазы с позитивной на точки, когда кривая биоритма пересекает ну- негативную) и в конце цикла, который одно- левую отметку. Это дни в начале цикла, в его временно является началом следующей Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 95 позитивной фазы [2]. Характерно, что по тео- общего режима дня студентов, позволяющей рии «трёх биоритмов» их критические точки снизить административные, интеллектуаль- влияют на человека негативно (табл. 1). ные, психологические и соматические риски, Особенностям влияния биоритмов на связанных с их учебной деятельностью в работников различных профессий, возможно- вузе. сти учета ритмов при составлении рабочих графиков посвящён ряд работ [4]. Условия и методы исследования Хронотип человека определяет харак- В ходе исследования в тестировании тер его суточной активности. приняли участие 16 студентов-очников Принятая в 1970 году классификация группы 3405. Занятия в ней проходили в хронотипов человека подразумевает разделе- первую смену. Тестирование и анкетирова- ние людей на три категории: жаворонки, ние проходило с 12 ноября по 12 декабря. совы, голуби [5]. Показатели циклов биоритмов (в %) Интересным является тот факт, что рассчитывались для каждого дня экспери- среди городского населения промышленно мента для каждого студента и были неиз- развитых стран около 40-45 % составляют менны на протяжении дня. «совы», около 25 % - «жаворонки», оставши- Инструмент расчёта биоритмов имеет еся 30-35 % приходятся на «голубей». При следующий вид: B = (sin (2π*t/P))*100 %, где этом, однако, по другим исследованиям среди B - состояния биоритмов в % либо может приведённых 45 и 25 % «сов» и «жаворонков» выражаться как состояние относительно представителей чистых хронотипов всего не- нуля, а также состояния нарастания или сни- сколько процентов (причём среди женщин их жения; π - число, принимаем равным 3,14; t больше, чем среди мужчин), а остальные от- - количество дней, прошедших с даты рож- носятся к смешанным типам, переходным дения до текущего момента, т.е. фаза био- между «совами» и «голубями» или между ритма; P = {23, 28, 33} - период соответству- «жаворонками» и «голубями». ющего биоритма. «Жаворонки» - группы людей, имею- Существует множество инструментов, с щих сдвинутый вперед циркадный ритм. помощью которых можно оценить работо- Предпочитают ложиться с наступлением тем- способность. Основными из них являются: ноты, вставая при этом с первыми лучами метод исследования работоспособности с по- солнца. Лучше работают в утренние часы, к мощью стандартной таблицы Анфимова и вечеру требовать от них совершения ответ- счёт Крепелина [7]. ственных поступков нецелесообразно. Первый метод предполагает исследова- «Совы» - категория людей, у которых ние произвольного внимания и оценки темпа наблюдается систематическое отставание психомоторной деятельности и работоспо- фазы отдыха. В темное время суток они не собности на поверхностном уровне без учёта могут заснуть, т.к. у них отмечается состоя- корригирующих факторов. Поэтому в данной ние повышенной физической активности. Си- работе выбран второй метод - счёт Крепе- стематически ложатся спать после 2-3 часов лина. Так как именно в нём в наибольшей сте- ночи, поэтому о раннем пробуждении гово- пени учитывается временной фактор, кото- рить не приходится. рый важен для данного исследования. Дан- «Голуби» - промежуточный вариант ный метод позволяет судить о степени утом- хронотипа, к которому относятся люди днев- ляемости или упражняемости внимания, а ного склада. Они становятся обобщенным ви- также давать общую оценку работоспособно- дом, предпочитающим вставать позже «жаво- сти и выявлять установку исследуемого на ронков», но ложиться раньше «сов». скорость или на точность работы. В ходе данной работы были рассчитаны По результатам данного теста нахо- циклы трёх биоритмов для испытуемых [6], а дился коэффициент работоспособности также проведено их тестирование для разде- (Краб), имеющий следующие особенности: ления на хронотипы и исследования их рабо- Краб = S2/S1, где S2 - сумма правильно вы- тоспособности. Всё это было необходимо для полненных действий в течение второй ми- разработки рекомендаций по рационализации нуты эксперимента; S1 - сумма правильно 96 Биология выполненных действий в течение первой ми- 13 баллов - аритмик, или «голубь», который нуты эксперимента. время от времени впадает то в одну, то в дру- Если Краб << 100% то это говорит о сни- гую крайность; 14-20 баллов - явно выра- жении внимания и работоспособности. женные «совы». Краб 100% свидетельствует о медленной Кроме того, в анкетах к каждому экспе- врабатываемости, росте работоспособности. рименту испытуемые указывали, воздей- Если Краб 100% (диапазон 10%) то это ствию каких факторов из предлагаемого пе- означает, что утомления практически не про- речня они были подвержены на протяжении исходит, а работоспособность относительно последних 24 ч (рис. 3). стабильна. В процессе исследования испытуемых Определение хронотипов испытуемых разбивали на 6 групп по принципу «от силь- происходило по следующему тесту (рис. 2). ных к слабым». Критерием объединения яв- Согласно результатам, испытуемые, ко- лялся усреднённый дневной показатель ин- торые набрали: 0-7 баллов - «жаворонки»; 8- теллектуального биологического цикла испы- туемого (табл. 2). Рис. 2. Тест на определение биологического типа испытуемого Рис. 3. Корригирующие параметры влияния Таблица 2 Алгоритм деления испытуемых на группы работоспо- Цикл интеллек- Цикл эмоцио- Цикл физи- Коэффициент № туального био- нального био- ческого био- собности, % группы ритма, % ритма, % ритма, % 8:00 15:00 1 65,26 10,85 -36,67 88,14 80,06 2 54,06 -27,05 60,6 88,42 58,25 3 28,17 -43,39 39,84 29,23 50 4 -45,82 78,18 -99,77 110,34 88,89 5 -84,89 9,88 -34,14 72,21 92,44 6 -96,12 -11,85 -17,45 72,47 64,65 Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 97 Таким образом, лидирующими парамет- ности на протяжении дня имеет высокое зна- рами анализа являются циклы каждого из чение. трёх биоритмов. Остальные параметры явля- Причём, данное обстоятельство при те- ются корригирующими. стировании имело место и с некоторыми представителями других хронотипов, что от- Результаты и их обсуждение части нашло отражение в имеющихся в насто- Результаты исследования хронотипов ящее время материалах [8]. испытуемых показали, что в группе к «жаво- Выявленные нами по результатам те- ронкам» относятся 4 человека (25 %), «со- стирования особенности аритмии «голубей» вам» - 4 человека (25 %), остальные 8 человек заставили разделить их на два подтипа - «яв- (50 %) - «голуби». ные голуби» и «неявные голуби». В ходе анализа результатов проведен- «Явные голуби» - проявляют наиболее ных тестов было выявлено, что интеллекту- нестандартную интеллектуальную работо- альный биоритм является не единственным, и способность, которая не была ожидаема при даже не основным, фактором, определяющим имеющихся обстоятельствах; то есть они интеллектуальную работоспособность (как труднопредсказуемы по проявлению своего предполагалось до начала работы). На самом интеллектуального потенциала в будущем. деле совокупность всех трёх биоритмов «Неявные голуби» - показывают ре- имеет куда большее влияние на интеллекту- зультаты, которые вполне ожидаемы при альную работоспособность человека, а также наличии определённых обстоятельств, что на его организм в целом. позволяет прогнозировать их грядущее ин- Более того, результаты работы пока- теллектуальное состояние по аналогии «жа- зали, что на интеллектуальное состояние «го- воронков» и «сов». лубей» большее влияние способен оказывать Следует отметить, что данное деление эмоциональный биоритм или, даже, физиче- «голубей» нами в литературе не обнаружено. ский, которые, казалось бы, внешне в мень- Кроме того, подтвердилось положение шей степени связаны с интеллектуальной ра- теории о том, что в общем случае критические ботоспособностью. Например, в пятой фазы циклов биоритмов имеют негативный ха- группе, где преобладает хронотип «голубь», рактер значимости для интеллектуальной рабо- цикл интеллектуального биоритма находится тоспособности. Одновременно нами выявлено, в отрицательной фазе (рис. 4). Но из-за поло- что для «явных голубей» это влияние непред- жительных фаз эмоционального и физиче- сказуемо, т.е. может иметь как положительный, ского биоритмов коэффициент работоспособ- так и отрицательный характер (табл. 3). Рис. 4. Специфическое влияние эмоционального и физического биоритмов на «голубей» 98 Биология Таблица 3 Влияние критических дней биоритмов на определённый хронотип Фактор влияния критического дня Хронотип Негативный Позитивный Совы V Жаворонки V Неявные голуби V Явные голуби V V Заключение же дел постоянно в одной и той же последо- Результатом данной работы является ал- вательности - это приводит к выработке ди- горитм разработки студенческого распорядка намического стереотипа, позволяющего эко- дня на основании анализа влияния биологиче- номить силы; ских ритмов на различные хронотипы. Для - выполнение сложной части задания в корректного составления режима дня необхо- периоде своей биоритмической и хронотипи- димо: ческой умственной активности; 1. Определить свой хронотип. - выполнение домашних заданий в при- 2. Произвести расчёт биоритмов для способленном для этого месте, отвечающем определения благоприятных временных пе- всем необходимым требованиям; риодов с учётом особенностей своего хроно- - выполнение домашних заданий сле- типа. дует начинать с не очень трудного предмета, 3. Особо учесть критические фазы задания по наиболее сложным предметам своих биоритмов (например, не нужно плани- надо делать следом, а в конце работы перехо- ровать выполнение в это время сложных ум- дить к самым легким предметам; ственных заданий, а также тяжёлых физиче- - для обеспечения качественной релак- ских работ). сации в период ночного отдыха непосред- Самое неоднозначное время в вынуж- ственно перед отходом ко сну не рекоменду- денном ритме жизни - утро. Для «жаворон- ется напряженная умственная работа, чтение ков» и «голубей» оно не представляет про- с гаджетов, подвижные шумные игры и иные блемы, а вот «совы» - страдают. И часто, пы- умственно и физически активные действия; таясь проснуться, взбодрить организм они со- - рекомендуется спать не менее 8 часов вершают ошибки. Так, принятие холодного в сутки. душа утром для организма является стрессом, Благодаря определению своих биорит- лучше принять контрастный душ. Вторая мов представитель каждого хронотипа может ошибка - злоупотребление кофе, так как при качественно планировать свою деятельность этом сильно возбуждается мозг и снижается на каждый день. Сложности с этим могут воз- концентрация внимания. Проснуться «сове» никнуть только у представителей одного хро- помогут такие процедуры, как растирание ла- нотипа, точнее его подтипа - «явных голу- доней и мочек ушей ладонями, расчесывание бей». В связи с выявленными особенностями волос. Все это элементы массажа, который их аритмии им следует научиться в большей действует на организм бодряще. Помогают степени прислушиваться к состоянию своего также психологические приемы, например, организма, нежели опираться на кривые рас- сразу после душа одеваться в рабочую считанных биоритмов. одежду, которая настраивает на нужный лад. Используя данные рекомендации, сту- Кроме того, соблюдение общего ре- денты смогут составить для себя рациональ- жима дня способствует повышению работо- ный общий режим дня и режим активной его способности в целом у представителей всех части и, соблюдая их в течение семестра, до- хронотипов: стичь положительной динамики по набору - выполнение утренних действий без следующих показателей: сокращение количе- спешки, в умеренном темпе; ства опозданий на занятия, уменьшение забо- - выполнение совокупности одних и тех леваний, повышение работоспособности, Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2019. № 1 (14) 99 рост качества выполнения заданий, улучше- их адаптационная динамика // Современные ние показателей абсолютной и качественной проблемы науки и образования. 2014. № 2. успеваемости по результатам проведения те- URL: http://www.science-education.ru/ru/arti- стов и сессий. Это гарантированно снизит ад- cle/view?id=12338 (дата обращения: 30.05. министративные, интеллектуальные, психо- 2019). логические и соматические риски, связанные 5. «Жаворонки», «совы» и «голуби»: с учебной деятельностью студентов в вузе. хронотипы человека. URL https sun- : :// mag.me/sovety/02-02-2014-zhavoronki-sovy-i- Литература golubi-khronotipy-cheloveka.html (дата обра- 1. Биоритмы и их биологическое значе- щения: 30.05.2019). : ние для организма. URL http://www. 6. Правильный алгоритм расчёта био- grandars.ru/college/medicina/bioritmy-chelove- ритмов. Самая полная методика расчета био- ka.html (дата обращения: 30.05.2019). ритмов. URL: https://lyna.info/pravilnyj- 2. Фазы биоритмов, уровни биоритмов, algoritm-rascheta-bioritmov/ (дата обращения: : критические дни биоритмов. URL 30.05.2019). https://lyna.info/biophase/ (дата обращения: 7. Психодиагностические методы. Ме- 30.05.2019). тодика «Счёт по Крепелину». URL : 3. Реализация и организация: Как овла- http://u4isna5.ru/pedagogika/41-2011-02-02-13- деть трудовым процессом и реализовать тру- 25-41/165-karelin (дата обращения: 30.05. довую активность. URL: http://www.time- 2019). save.ru/pg/menedzhment_na_osnove_bioritma. 8. Как настроение влияет на работу htm (дата обращения: 30.05.2019). мозга. URL: http://www.psychologies.ru/arti- 4. Берестнева О. Г., Уразаев А. М., Ше- cles/kak-nastroenie-vliyaet-na-rabotu-mozga/ велев Г. Е. Биологические ритмы человека и (дата обращения: 30.05.2019).About the authors
Maria Alekseevna Riabickina
Samara University
Email: marusya.riabikina@yandex.ru
Russia, Samara
References
- Биоритмы и их биологическое значение для организма. URL: http://www.grandars.ru/college/medicina/bioritmy-cheloveka.html (дата обращения: 30.05.2019).
- Фазы биоритмов, уровни биоритмов, критические дни биоритмов. URL: https://lyna.info/biophase/ (дата обращения: 30.05.2019).
- Реализация и организация: Как овладеть трудовым процессом и реализовать трудовую активность. URL: http://www.timesave.ru/pg/menedzhment_na_osnove_bioritma.htm (дата обращения: 30.05.2019).
- Берестнева О. Г., Уразаев А. М., Шевелев Г. Е. Биологические ритмы человека и их адаптационная динамика // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12338 (дата обращения: 30.05.2019).
- «Жаворонки», «совы» и «голуби»: хронотипы человека. URL: https://sunmag.me/sovety/02-02-2014-zhavoronki-sovy-igolubi-khronotipy-cheloveka.html (дата обращения: 30.05.2019).
- Правильный алгоритм расчёта биоритмов. Самая полная методика расчета биоритмов. URL: https://lyna.info/pravilnyjalgoritm-rascheta-bioritmov/ (дата обращения: 30.05.2019).
- Психодиагностические методы. Методика «Счёт по Крепелину». URL: http://u4isna5.ru/pedagogika/41-2011-02-02-13-25-41/165-karelin (дата обращения: 30.05.2019).
- Как настроение влияет на работу мозга. URL: http://www.psychologies.ru/articles/kak-nastroenie-vliyaet-na-rabotu-mozga/ (дата обращения: 30.05.2019).