ENTREPRENEURIAL ACTIVITY BY THE SHIKHOBALOV FAMILY

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article reviews forms and directions of economic activity of the Shikhobalov merchant family, the first entrepreneurial steps of family members, their involvement in the economy of the Volga region and the Russian Empire, assesses their contribution to the development of the urban economy. The work reflects the general process of development of trade and industrial entrepreneurship in the Samara province, groups entrepreneurs are distinguished, the factors that influenced the successful development of their own business are established. Particular attention is paid to the religious factor: the Old Believer faith is analyzed. Another subject of this work was the issue of female entrepreneurship, it was reviewed on examples of the activities of the female half of the Shikhobalov family by A.M. Neklyutina and N.M. Karpova.

Full Text

Во второй половине XIX в. в Российской империи активно развивается торгово-промышленное предпринимательство, чему способствовали промышленный поворот, экономический рост, технические усовершенствования, социальные преобразования и изменение правового статуса предпринимателя. Образованная в 1851 г. Самарская губерния также вовлекается в этот процесс. В период с 1851 по 1910-е гг. происходит зарождение, становление и расцвет регионального предпринимательства. Этот процесс не мог не вызвать интерес у исследователей. Впервые эта тема поднимается в работах П. В. Алабина, современника этого процесса. Он устанавливает причины зарождения предпринимательства в регионе, его традиционные формы и особенности. Затем интерес исследователей смещается в сторону изучения функционирования предпринимательства через анализ деятельности конкретного человека [1]. Одной из таких работ является книга: «Антон Николаевич Шихобалов», написанная коллективом авторов в 1912 г. [2].  Далее последовали события смены правящей власти и Великая Отечественная война. Возобновление интереса к данной проблематике началось в 1970-1980-е гг. и связано это с исследователем Н. Л. Клейн. Она рассмотрела процесс зарождения и становления предпринимательства в регионе, сравнила его уровень развития с торгово-промышленного предпринимательства других регионов Поволжья [3]. В современной отечественной историографии тема получила широкое освещение: историки обращаются к рассмотрению отдельных отраслей, вкладу предпринимателей и т.д.

В сформировавшемся бизнес-сообществе Самарской губернии выделяются три группы предпринимателей: высшая, состоявшая из купцов и дворян, средняя, в которую входили мещане, и низшая, состоявшая из крестьян. Однако эти группы выделяются не только по социальному происхождению, но и по масштабам предпринимательской деятельности и технической оснащенности предприятий.

В некоторых случаях можно проследить эволюцию конкретного деятеля или фирмы от примитивного крестьянского предприятия к масштабному заводу, построенного в соответствии с веяниями технического прогресса. В этом случае мы говорим о настоящем бизнесмене, обладающим предпринимательской хваткой, выстраивающим экономическую стратегию с использованием минимальных усилий для получения максимальной прибыли.

Такими качествами обладала семья Шихобаловых. Предпринимательская деятельность семьи Шихобаловых ведет свою историю с 1830-х гг. В селе Наченалы Симбирской губернии проживала большая крестьянская семья, главой которой был Иван Андреевич Шихобалов. Начальный капитал был создан мелочной развозной торговлей: они продавали ткани и мелочную галантерею в окрестных селах [4]. Привычным занятием жителей села была скотопромышленность: за скотом (быками и баранами) ездили в Уральск, Оренбург и Самару. Затем животные откармливались на пастбищах Симбирской губернии, потом его отправляли в Москву и другие крупные города. Этим занимались и Шихобаловы [2, с.18]. Популярность этого направления предпринимательской деятельности была связана с минимальными затратами на собственное дело при его максимальной выгоде.

Второе поколение семьи, сыновья Ивана Андреевича, принимали в семейном предпринимательском деле активное участие. Проявили они себя и в новых сферах. Николай Иванович занимался мелочной торговлей галантерейными и мануфактурными товарами. Михей Николаевич продолжил традиционное семейное скотопромышленное дело: открыл салотопенный и бойный заводы. Продукция отправлялась в столицу государства Санкт-Петербург [2, с.21].

Большое значение в развитии собственного дела семьи сыграла их конфессиональная принадлежность. К. Н. Неклютин в своих воспоминаниях отмечает, что Шихобаловы были староверами. В семье и экономической деятельности Шихобаловых царил культ труда, скромный домашний обиход, авторитет главы семейства и взаимовыручка [5, с. 18].

Переходным этапом в жизни Шихобаловых стал 1833 г. В апреле 1833 г. семья Шихобаловых в составе 23 человек покидает родное село и отправляется в г. Самара. Причина переезда—пожар, уничтоживший всю собственность семьи. После переезда в Самару произошел раскол семьи: Иван Андреевич остался с сыном Николаем и его детьми, Иосиф и Лаврентий решили отделиться от отца [6 с.4]. Они включились в экономическую жизнь города со своими традиционными направлениями бизнеса: торговали салом, скотом, землёй, хлебом, занимались сельским хозяйством. Эти направления деятельности стали фундаментом их финансового благополучия.

Спустя год после переезда, в 1834 г. Шихобаловы получают статус купеческой семьи 2-й гильдии. В бизнес вошло и третье поколение семьи: дети Николая Ивановича—Михей и Емельян. Младший сын Антон не остался в стороне: торговал гусаком на базаре [2 с. 27]. Предпринимательская хватка Шихобаловых, большое количество торговых операций делали из них привлекательных партнеров. С ними сотрудничали казанский «Торговый дом бр. Крестовниковых», уральские предприниматели Севрюгины, оренбургские—братья Деевы [7, с. 42]. В скором времени они были записаны в 1-ую купеческую гильдию, но при этом продолжали жить по-крестьянски.

В 1848 г. умер глава семейства Иван Андреевич, в 1856 г. умер его сын Николай Иванович. После смерти последнего происходит раздел имущества между его сыновьями Антоном, Емельяном, Матвеем и Михеем. Последний вышел из отцовского дома, занялся хлебной торговлей, хлебопашеством [2, с. 18].

 В 1863 г. Михей Шихобалов с братьями Емельяном, Матвеем и Антоном возведены в звание потомственных почетных граждан.

Ввиду возрастания роли мукомольной промышленности в Самарской губернии, Шихобаловы вовлекаются в эту отрасль производства. В 1883 г. построена мельница Е. Н. Шихобаловым за рекой Самаркой, которая работала до 1906 года.

 Антон Николаевич Шихобалов, младший и самый известный из братьев, проявил себя в нескольких отраслях. Самым главным делом Антона Шихобалова была салотопенная промышленность. По данным за 1894 г., в г. Самара ему принадлежало 3 завода, где ежегодно перерабатывалось более 90 тыс. пуд. сала на общую сумму более 320 тыс. руб. [8, с. 193]. В 50-е гг. начались операции с землей. В этот период крупным военным чинам за оборону Севастополя в Николаевском уезде были пожалованы земли. Они начали их продавать, а местные скупать. Одним из скупщиков был Антон Николаевич Шихобалов. По данным 1883 г. он владел 77 т. десятинами земли, общей стоимостью 8 млн. руб. В 1900 г. Было уже 200 т. десятин [2, с. 36]. Это позволило ему включиться в хлебную промышленность. Он являлся участником товарищества паровой мукомольной мельницы и заводов в Самаре, в которую входили Петр и Андрей Субботины представители торгового дома " Семена Субботина сын и внук", купцы Антон и Михей Шихобаловы, представители Торгового дома Братья Шихобаловы, купцы Георгий и Константин Ивановичи Курлины [9, л.1]. Помимо этого, в 1882-1886 гг. он являлся совладельцем «Товарищества Самарского землевладельческого механического завода, бывшего «Бенке и К» в Самаре», которое строило буксирные пароходы [6, с.6].

В мукомольную отрасль включились и потомки Емельяна Николаевича Шихобалова, его внуки Петр Иванович и Павел Иванович владели мельницами [10, с.98]. В 1863 г. крупчатка, производимая на павловских мельницах, получила серебряную медаль на Воздвиженской ярмарке, проходившей в Самаре. По данным за 1911 г., павловские мельницы принесли Шихобаловым совокупный доход в миллион рублей в год [11].

Предпринимательской хваткой обладала и женщины семьи Шихобаловых. В кожевенной отрасли масштабным было производство Натальи Михеевны Карповой, дочери Михея Николаевича Шихобалова. В 1887 г. в 3-ей части г. Самары работал ее завод, на котором производилось 4200 пуд, доходность производства составляла 26 тыс. рублей. В Бузулуке ей принадлежала крупчатая мельница [8, с.259].

Предпринимательская хватка и умение вести финансовые дела досталась также дочери Матвея Николаевича Шихобалова, Анастасии Матвеевне Неклютиной. В 1888 г. Анастасия Матвеевна вошла в состав учредителей товарищества Паровой мукомольной крупчатой мельницы. Объем производства был внушительным: 980 тыс. пуд. муки [8, с.484].

В 1904 г. умер её муж Николай Неклютин, и она наследует его дело: паровую мукомольную мельницу и торговлю хлебом. В 1912 г. Анастасия Матвеевна открыла хлебопекарный завод. Современники отмечали, что он был вторым в Империи механизированным хлебопекарным производством. На нем выпекали булочки, которые горожане называли «неклютинки».

Принадлежала Анастасии Матвеевне и электротехническая контора. В ней жители и гости города могли приобрести товары, необходимые для обустройства водопровода, электричества, отопления, канализации. В ассортимент товаров входили сепараторы, керосиновые фонари, лампы накаливания, телефоны и звонки. В 1913 г. купчиха Неклютина на Дворянской улице, одной из главных улиц города, открыла салон по продаже автомобилей «Форд». Однако он быстро закрылся, что было вызвано, как начавшейся Первой Мировой войной, так и высокой конкуренцией в городе в этой сфере торговли [12].

Также стоит выделить то, что семья Шихобаловых входила в число богатейших и влиятельных семей Самары, со многими семьями, представляющими бизнес-элиту общества, они были связаны родственными связями (Неклютины, Курлины, Сурошниковых и т.д.).

Таким образом, успешность бизнеса Шихобаловых была обусловлена как их старообрядческой верой, которая предусматривала ведение экономических дел внутри семьи, полное доверие, авторитет главы семьи, так и предпринимательской смекалкой, которая нашла выражение в массовой скупке земли в 50-60-е гг., которая стала высоко цениться в последующие десятилетия, развитии салотопенной промышленности, которая с одной стороны, являлась выгодным делом с минимальным вложением средств и усилий, а с другой же стороны, являлась актуальным направлением предпринимательской деятельности, так как сало выступало предметом экспорта Российской империи. Предпринимательская хватка помогала Шихобаловым четко следить за изменяющимся рынком, поэтому в 1880-е гг. они активно были вовлечены перерабатывающую промышленность(мукомольную).

×

About the authors

Anastasia Mikhailova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: mixajlova2014@yandex.ru
Russian Federation

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies