ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬИ ШИХОБАЛОВЫХ

Обложка
  • Авторы: Михайлова А.Е.1
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Выпуск: № 1(22) (2023)
  • Страницы: 55-58
  • Раздел: История
  • Дата публикации: 29.12.2023
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/23155
  • ID: 23155

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются формы и направления экономической деятельности купеческой семьи Шихобаловых, оценивается их вклад в развитие городского хозяйства, рассматриваются первые предпринимательские шаги представителей семьи, их вовлеченность в экономику Поволжья и Российской империи. В работе отражен общий процесс развития торгово-промышленного предпринимательства в Самарской губернии, выделяются группы предпринимателей, устанавливаются факторы, влиявшие на успешное развитие собственного дела. Особое внимание уделяется религиозному фактору: анализируется старообрядческая вера. Еще одним сюжетом данной работы стал вопрос женского предпринимательства, он был рассмотрен на примерах деятельности женской половины семьи Шихобаловых: А. М. Неклютиной и Н. М. Карповой.

Полный текст

Во второй половине XIX в. в Российской империи активно развивается торгово-промышленное предпринимательство, чему способствовали промышленный поворот, экономический рост, технические усовершенствования, социальные преобразования и изменение правового статуса предпринимателя. Образованная в 1851 г. Самарская губерния также вовлекается в этот процесс. В период с 1851 по 1910-е гг. происходит зарождение, становление и расцвет регионального предпринимательства. Этот процесс не мог не вызвать интерес у исследователей. Впервые эта тема поднимается в работах П. В. Алабина, современника этого процесса. Он устанавливает причины зарождения предпринимательства в регионе, его традиционные формы и особенности. Затем интерес исследователей смещается в сторону изучения функционирования предпринимательства через анализ деятельности конкретного человека [1]. Одной из таких работ является книга: «Антон Николаевич Шихобалов», написанная коллективом авторов в 1912 г. [2].  Далее последовали события смены правящей власти и Великая Отечественная война. Возобновление интереса к данной проблематике началось в 1970-1980-е гг. и связано это с исследователем Н. Л. Клейн. Она рассмотрела процесс зарождения и становления предпринимательства в регионе, сравнила его уровень развития с торгово-промышленного предпринимательства других регионов Поволжья [3]. В современной отечественной историографии тема получила широкое освещение: историки обращаются к рассмотрению отдельных отраслей, вкладу предпринимателей и т.д.

В сформировавшемся бизнес-сообществе Самарской губернии выделяются три группы предпринимателей: высшая, состоявшая из купцов и дворян, средняя, в которую входили мещане, и низшая, состоявшая из крестьян. Однако эти группы выделяются не только по социальному происхождению, но и по масштабам предпринимательской деятельности и технической оснащенности предприятий.

В некоторых случаях можно проследить эволюцию конкретного деятеля или фирмы от примитивного крестьянского предприятия к масштабному заводу, построенного в соответствии с веяниями технического прогресса. В этом случае мы говорим о настоящем бизнесмене, обладающим предпринимательской хваткой, выстраивающим экономическую стратегию с использованием минимальных усилий для получения максимальной прибыли.

Такими качествами обладала семья Шихобаловых. Предпринимательская деятельность семьи Шихобаловых ведет свою историю с 1830-х гг. В селе Наченалы Симбирской губернии проживала большая крестьянская семья, главой которой был Иван Андреевич Шихобалов. Начальный капитал был создан мелочной развозной торговлей: они продавали ткани и мелочную галантерею в окрестных селах [4]. Привычным занятием жителей села была скотопромышленность: за скотом (быками и баранами) ездили в Уральск, Оренбург и Самару. Затем животные откармливались на пастбищах Симбирской губернии, потом его отправляли в Москву и другие крупные города. Этим занимались и Шихобаловы [2, с.18]. Популярность этого направления предпринимательской деятельности была связана с минимальными затратами на собственное дело при его максимальной выгоде.

Второе поколение семьи, сыновья Ивана Андреевича, принимали в семейном предпринимательском деле активное участие. Проявили они себя и в новых сферах. Николай Иванович занимался мелочной торговлей галантерейными и мануфактурными товарами. Михей Николаевич продолжил традиционное семейное скотопромышленное дело: открыл салотопенный и бойный заводы. Продукция отправлялась в столицу государства Санкт-Петербург [2, с.21].

Большое значение в развитии собственного дела семьи сыграла их конфессиональная принадлежность. К. Н. Неклютин в своих воспоминаниях отмечает, что Шихобаловы были староверами. В семье и экономической деятельности Шихобаловых царил культ труда, скромный домашний обиход, авторитет главы семейства и взаимовыручка [5, с. 18].

Переходным этапом в жизни Шихобаловых стал 1833 г. В апреле 1833 г. семья Шихобаловых в составе 23 человек покидает родное село и отправляется в г. Самара. Причина переезда—пожар, уничтоживший всю собственность семьи. После переезда в Самару произошел раскол семьи: Иван Андреевич остался с сыном Николаем и его детьми, Иосиф и Лаврентий решили отделиться от отца [6 с.4]. Они включились в экономическую жизнь города со своими традиционными направлениями бизнеса: торговали салом, скотом, землёй, хлебом, занимались сельским хозяйством. Эти направления деятельности стали фундаментом их финансового благополучия.

Спустя год после переезда, в 1834 г. Шихобаловы получают статус купеческой семьи 2-й гильдии. В бизнес вошло и третье поколение семьи: дети Николая Ивановича—Михей и Емельян. Младший сын Антон не остался в стороне: торговал гусаком на базаре [2 с. 27]. Предпринимательская хватка Шихобаловых, большое количество торговых операций делали из них привлекательных партнеров. С ними сотрудничали казанский «Торговый дом бр. Крестовниковых», уральские предприниматели Севрюгины, оренбургские—братья Деевы [7, с. 42]. В скором времени они были записаны в 1-ую купеческую гильдию, но при этом продолжали жить по-крестьянски.

В 1848 г. умер глава семейства Иван Андреевич, в 1856 г. умер его сын Николай Иванович. После смерти последнего происходит раздел имущества между его сыновьями Антоном, Емельяном, Матвеем и Михеем. Последний вышел из отцовского дома, занялся хлебной торговлей, хлебопашеством [2, с. 18].

 В 1863 г. Михей Шихобалов с братьями Емельяном, Матвеем и Антоном возведены в звание потомственных почетных граждан.

Ввиду возрастания роли мукомольной промышленности в Самарской губернии, Шихобаловы вовлекаются в эту отрасль производства. В 1883 г. построена мельница Е. Н. Шихобаловым за рекой Самаркой, которая работала до 1906 года.

 Антон Николаевич Шихобалов, младший и самый известный из братьев, проявил себя в нескольких отраслях. Самым главным делом Антона Шихобалова была салотопенная промышленность. По данным за 1894 г., в г. Самара ему принадлежало 3 завода, где ежегодно перерабатывалось более 90 тыс. пуд. сала на общую сумму более 320 тыс. руб. [8, с. 193]. В 50-е гг. начались операции с землей. В этот период крупным военным чинам за оборону Севастополя в Николаевском уезде были пожалованы земли. Они начали их продавать, а местные скупать. Одним из скупщиков был Антон Николаевич Шихобалов. По данным 1883 г. он владел 77 т. десятинами земли, общей стоимостью 8 млн. руб. В 1900 г. Было уже 200 т. десятин [2, с. 36]. Это позволило ему включиться в хлебную промышленность. Он являлся участником товарищества паровой мукомольной мельницы и заводов в Самаре, в которую входили Петр и Андрей Субботины представители торгового дома " Семена Субботина сын и внук", купцы Антон и Михей Шихобаловы, представители Торгового дома Братья Шихобаловы, купцы Георгий и Константин Ивановичи Курлины [9, л.1]. Помимо этого, в 1882-1886 гг. он являлся совладельцем «Товарищества Самарского землевладельческого механического завода, бывшего «Бенке и К» в Самаре», которое строило буксирные пароходы [6, с.6].

В мукомольную отрасль включились и потомки Емельяна Николаевича Шихобалова, его внуки Петр Иванович и Павел Иванович владели мельницами [10, с.98]. В 1863 г. крупчатка, производимая на павловских мельницах, получила серебряную медаль на Воздвиженской ярмарке, проходившей в Самаре. По данным за 1911 г., павловские мельницы принесли Шихобаловым совокупный доход в миллион рублей в год [11].

Предпринимательской хваткой обладала и женщины семьи Шихобаловых. В кожевенной отрасли масштабным было производство Натальи Михеевны Карповой, дочери Михея Николаевича Шихобалова. В 1887 г. в 3-ей части г. Самары работал ее завод, на котором производилось 4200 пуд, доходность производства составляла 26 тыс. рублей. В Бузулуке ей принадлежала крупчатая мельница [8, с.259].

Предпринимательская хватка и умение вести финансовые дела досталась также дочери Матвея Николаевича Шихобалова, Анастасии Матвеевне Неклютиной. В 1888 г. Анастасия Матвеевна вошла в состав учредителей товарищества Паровой мукомольной крупчатой мельницы. Объем производства был внушительным: 980 тыс. пуд. муки [8, с.484].

В 1904 г. умер её муж Николай Неклютин, и она наследует его дело: паровую мукомольную мельницу и торговлю хлебом. В 1912 г. Анастасия Матвеевна открыла хлебопекарный завод. Современники отмечали, что он был вторым в Империи механизированным хлебопекарным производством. На нем выпекали булочки, которые горожане называли «неклютинки».

Принадлежала Анастасии Матвеевне и электротехническая контора. В ней жители и гости города могли приобрести товары, необходимые для обустройства водопровода, электричества, отопления, канализации. В ассортимент товаров входили сепараторы, керосиновые фонари, лампы накаливания, телефоны и звонки. В 1913 г. купчиха Неклютина на Дворянской улице, одной из главных улиц города, открыла салон по продаже автомобилей «Форд». Однако он быстро закрылся, что было вызвано, как начавшейся Первой Мировой войной, так и высокой конкуренцией в городе в этой сфере торговли [12].

Также стоит выделить то, что семья Шихобаловых входила в число богатейших и влиятельных семей Самары, со многими семьями, представляющими бизнес-элиту общества, они были связаны родственными связями (Неклютины, Курлины, Сурошниковых и т.д.).

Таким образом, успешность бизнеса Шихобаловых была обусловлена как их старообрядческой верой, которая предусматривала ведение экономических дел внутри семьи, полное доверие, авторитет главы семьи, так и предпринимательской смекалкой, которая нашла выражение в массовой скупке земли в 50-60-е гг., которая стала высоко цениться в последующие десятилетия, развитии салотопенной промышленности, которая с одной стороны, являлась выгодным делом с минимальным вложением средств и усилий, а с другой же стороны, являлась актуальным направлением предпринимательской деятельности, так как сало выступало предметом экспорта Российской империи. Предпринимательская хватка помогала Шихобаловым четко следить за изменяющимся рынком, поэтому в 1880-е гг. они активно были вовлечены перерабатывающую промышленность(мукомольную).

×

Об авторах

Анастасия Евгеньевна Михайлова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: mixajlova2014@yandex.ru
Россия

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах