PARTICIPATION OF NON-COMMERCIAL ORGANIZATIONS OF THE SOCIAL SECTOR IN PROVIDING HOUSING POTREBNOSTEY CITIZENS
- Authors: Kryukova P.S.1
-
Affiliations:
- Samara University
- Issue: No 2 (13) (2018)
- Pages: 108-111
- Section: Articles
- Published: 15.12.2018
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8520
- ID: 8520
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Социальная защита и обслуживание граждан вступают основными составляю-щими социальной политики государства и направлены на создание и поддержание об-щественно необходимого материального и социального положения всех членов обще-ства. Систему социальной защиты РФ обра-зуют источники правового регулирования социальной сферы, организации, обеспечи-вающие реализацию мер социальной под-держки населения и проводимые ими в этих целях мероприятия [1, с. 16; 2, с. 203]. Социальная поддержка предоставляет-ся социально незащищённым слоям населе-ния, не способными в силу тех или иных об-стоятельств обеспечить себя. Помощь осу-ществляется, как правило, посредством де-нежных и натуральных выплат (одежда, пи-тание, лекарства), но этим не ограничивает-ся. Она включает также меры в виде содей-ствия и услуг, оказываемых отдельным ли-цам или группам социальными службами для преодоления сложных жизненных ситу-аций, поддержания социального статуса, адаптации в обществе. В рамках обозначенной системы орга-низуют свою работу и учреждения, занима-ющиеся гражданами, нуждающимися, в чис-ле прочего, в обеспечении своих жилищных потребностей, среди которых социальные гостиницы, приюты, дома ночного пребы-вания и другие аналогичные учреждения [3, с. 42]. Так, в частности, для домов ночного пребывания основной задачей является предоставление ночлега лицам без опреде-лённого места жительства и занятий, в первую очередь из числа престарелых и ин-валидов, а социального приюта для детей - оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в труд-ной жизненной ситуации, в том числе обес-печение их временного проживания. Согласно положениям Жилищного ко-декса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помеще-ния в домах системы социального обслужи-вания граждан и помещения для социальной защиты отельных категорий граждан отно-сятся к специализированному жилищному фонду. Включение домов инвалидов, домов престарелых, приютов, социальных гости-ниц и других аналогичных объектов в спе-циализированный фонд присуще не только российскому законодательству [4, с. 314]. Жилые помещения обозначенного фонда предоставляются на основании реше-ний собственников таких помещений (речь идёт только о государственном и муници-пальном жилищном фонде) или уполномо-ченных ими лиц по договорам найма специ-ализированных жилых помещений, за ис-ключением жилых помещений, предназна-ченных для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляют-ся по договорам безвозмездного пользования (ст. 99 ЖК РФ). Согласно ст. 96 ЖК РФ жилые поме-щения в домах системы социального обслу-живания граждан предназначены для про-живания граждан, являющихся получателя-ми социальных услуг и признанных нужда-ющимися в социальном обслуживании. Со-гласно п. 8 Правил отнесения жилого поме-щения к специализированному жилищному фонду к домам системы социального обслу-живания относятся специально построенные или переоборудованные здания, оснащённые необходимым для обеспечения жизнедея-тельности и безопасности проживания граж-дан оборудованием. В здании должны иметь место помещения для проведения мероприя-тий медицинского, психологического и со-циального характера, посильной трудовой деятельности. В состав фонда входят стаци-онарные учреждения социального обслужи-вания населения: дома-интернаты для пре-старелых и инвалидов, психоневрологиче-ские интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и другие [5, с. 91]. Жилые помещения для социальной за-щиты отдельных категорий граждан предна-значены для проживания лиц, которые в со-ответствии с федеральным законодатель-ством или законодательством субъектов РФ названы в числе нуждающихся в специаль-ной социальной защите. К ним могут быть отнесены лица без определённого места жи-тельства и занятий, оказавшиеся в экстре-мальных условиях, нуждающиеся в социаль-ной поддержке, несовершеннолетние, оставшиеся без попечения и надзора родите-лей и другие. С целью обеспечения жильём лиц, нуждающихся в социальной защите, создаются дома ночного пребывания, соци-альные приюты, социальные гостиницы, со-держащиеся на средства бюджетов РФ, то есть специально построенные или приспо-собленные для этих целей здания [6]. ЖК РФ не определяет те категории граждан, которым будут предоставляться указанные помещения, такие лица устанав-ливаются законодательством Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, регулирование обозна-ченной сферы опирается как на нормы ЖК РФ и иные акты жилищного законодатель-ства, так и на специальные законы о соци-альном обслуживании и социальной защите населения. В доктрине по этому поводу от-мечается, что обеспечение таким жильём и пользование им не может (не должно) ре-гламентироваться жилищным законодатель-ством. Такое жильё имеет особые социаль-ные цели - поддержка лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, возможность вы-жить в этой ситуации и т.п. [7, с. 17]. Как видно, при предоставлении жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан определяющим явля-ется факт необходимости получения ими со-циальных услуг, а обеспечение жилыми по-мещениями тесно связано с этим. В жилых помещениях для социальной защиты отель-ных категорий граждан обеспечение жильём имеет более важное значение, является ве-дущим критерием, вместе с тем не исключе-но и предоставление им социальных услуг. В литературе относительно последних вы-сказана позиция, что для этого вида жилищ-ного фонда будут использоваться жилые по-мещения, не имеющие специальных требо-ваний, поскольку этим лицам не нужно ка-кое-либо социальное обслуживание [8, с. 19]. В теории неоднократно подчеркива-лось, что «оценка качества нормативного акта предполагает характеристику степени внутренней согласованности законодатель-ного акта, отсутствие противоречий с ины-ми актами Российской Федерации» [7, с. 46]. Но, к сожалению, комплексный анализ по-ложений жилищного законодательства и ак-тов, регулирующих социальную сферу не даёт ответа на вопрос о критерии разграни-чения групп лиц, нуждающихся в социаль-ном обслуживании (ст. 96 ЖК РФ) и нужда-ющихся в социальной защите (ст. 98 ЖК РФ). Например, Федеральный закон (ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения в РФ» предусматривает как соци-альное обслуживание в стационарных учре-ждениях, так и предоставление временного приюта для частично пересекающихся кате-горий граждан. Использование сходных, а подчас, аналогичных терминов создаёт серь-ёзные проблемы, разночтения и путаницу в их применении. Особенно если учитывать тот факт, что понятие специальной социаль-ной защиты в смысле, употреблённом в ЖК РФ, доктрина и законодательство вообще не определяют [9, с. 149]. Кроме того, в соот-ветствующих нормативных актах для граж-дан, проживающих в жилых помещениях, предназначенных для социальной защиты, не исключена возможность получения соци-альных услуг, также, как и для лиц, пользу-ющихся жилыми помещениями в домах си-стемы социального обслуживания граждан. Например, согласно ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслу-живания граждан в РФ» бездомным могут быть предоставлены социально-бытовые услуги, срочные социальные услуги (горячее питание, одежда, обувь), содействие в полу-чении юридической помощи. Как следствие, предлагаемый ЖК РФ критерий деления не имеет чётких границ и не даёт возможности однозначно определить правовой режим по-мещения. Таким образом, чётко отграничить до-ма системы социального обслуживания граждан от схожих по назначению объектов, основываясь лишь на положениях ЖК РФ, не представляется возможным, а акты спе-циализирующегося на этих видах услуг, к сожалению, не заостряют на этом внимание. Но по замыслу ЖК РФ жилые помещения, предназначенные для социальной защиты, имеют совершенно иные категории пользо-вателей, что подтверждается заключением с ними договора безвозмездного пользования, а не договора найма жилого помещения. Помимо этого, проблемы существуют не только при взаимодействии нормативных актов, но и внутри них. В частности, приме-нение общих правил по пользованию жилы-ми помещениями в социальной сфере вызы-вает ряд вопросов. Так, проживающие в жи-лых помещениях в домах системы социаль-ного обслуживания и социальной защиты граждане, вероятно, должны исполнять жи-лищные обязанности по содержанию и ре-монту с учётом своего состояния здоровья и физических возможностей. В литературе не-однократно подчёркивалось, что перечис-ленные категории лиц в силу возраста и других обстоятельств не всегда могут пол-ноценно исполнять обязанности лиц, ис-пользующих жилые помещения как возмезд-но, так и безвозмездно [10, с. 450]. Но если для договора найма жилого помещения в домах системы социального обслуживания граждан хотя бы разработан специальный нормативный акт (Типовой договор), ча-стично отражающий специфику такого пользования, то предоставление жилых по-мещений по договору безвозмездного поль-зования опирается лишь на общие положе-ния о договоре безвозмездного пользования, предусмотренные в главе 36 Гражданского Кодекса РФ. Названная глава кодекса со-вершенно не учитывает особенностей поль-зования жилыми помещениями в целом, и уж тем более жилыми помещениями для со-циальной защиты отельных категорий граж-дан в частности. Всё сказанное свидетельствует о необ-ходимости согласования терминологии в различных отраслях законодательства при-менительно к данным правовым институтам и разработке специального нормативного акта по типу или модели Типового договора, регулирующего порядок и условия вселения и безвозмездного пользования жилыми по-мещениями, предназначенными для соци-альной защиты отдельных категорий граж-дан.About the authors
Polina Sergeevna Kryukova
Samara University
Email: polinkakryukova1023@mail.ru
Samara, Russia
References
- Ходусов А. А. Современное состояние в области защиты социальных прав человека и гражданина в РФ // Современное право. 2017. № 6. С. 16-21.
- Замараева 3. П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 36. С. 203-209.
- Аверьянова М. И. Обеспечение жилищных прав бездомных // Социальное и пенсионное право. 2018. № 2. С. 42-45.
- Филимонов С. Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. М.: МЦФЭР, 2005. 480 с.
- Крюкова Е. С. Жилые помещения в домах систем социального обслуживания граждан: понятие и место в составе специализированного жилищного фонда // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2017. № 3 (52). С. 90-94.
- Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // СЗ РФ. 06.02.2006. № 6. Ст. 697.
- Шешко Г. Ф. Жилые помещения специализированного жилищного фонда. Предоставление, пользование, выселение // Жилищное право. 2006. № 1. С. 16-26.
- Волкова Н. С., Еремина О. Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 44-54.
- Маслей С. Э. Особенности правового регулирования предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 4 (41). С. 148-155.
- Право собственности: актуальные проблемы / под ред. В. Н. Литовкина, Е. А. Суханова, В. В. Чубарова. М.: Статут, 2008. 731 с.