ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И РЫНОК РФ
- Авторы: Веревкина М.Д.
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Экономика и менеджмент
- Дата публикации: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10251
- ID: 10251
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Фармацевтический рынок – один из важнейших рынков, так как он влияет на уровень и качество жизни населения. Данный рынок крайне сильно подвержен влиянию внешних факторов, таких как пандемия COVID-19. За все время пандемии на данном рынке произошло множество изменений, включающие в себя его застой, ускоренное развитие, появление новых технологий и начало процесса импортозамещения, перерастающий в фазу экономического развития. Данные изменения будут продолжаться и в будущем, так как они оказали влияние на законодательную базу и стали основой для новой государственной программы в области здравоохранения. В данной работе рассмотрены различные уникальные явления экономики, произошедшие в этот период, их последующее развитие и перспективы.
Полный текст
Условия и методы исследования
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых в сфере развития фармацевтической отрасли в стране, нормативно-правовые акты РФ, материалы из периодических изданий и научно-практических конференций по теме исследования. Методологическую основу исследования составляют системный подход, анализ и синтез, методы общенаучного, экономического, логического и статистического анализа.
Результаты и их обсуждение
Во время распространения коронавирусной инфекции весь мир следил за новостями, связанными с числом заболевших, методами лечения и экономическими последствиями. Важность этой темы обуславливалась стремительным распространением инфекции и высокой смертностью. Пандемия COVID-19 безусловно стала главным фактором, оказавшим огромное влияние на развитие фармацевтического рынка РФ и всего мира в целом. В результате российская фармотрасль показала рост выше, чем прогнозировалось в начале года. Динамика рынка в денежном эквиваленте составила 9, 8% вместо прогнозируемых ранее 5,6%. И его суммарный объем достиг 2 040 млрд руб. против 1 858 млрд руб. годом ранее (рис.1).
Рис. 1. Динамика фармрынка в России, млрд руб. [1]
За прошедший год прибыль российской фармотрасли от продаж увеличилась почти в 2 раза – с 126,3 млрд до 244,4 млрд рублей. Данный рост прибыли обусловлен повышением цен на различные группы медикаментов, превалированием спроса на импортные лекарства по сравнению с российскими, более бюджетными препаратами.[1]
Пандемия повлияла на то, как население покупало различные лекарственные средства: население стало отдавать предпочтение большим упаковкам, с лекарствами, рассчитанными на несколько курсов лечения, с целью экономии, предупреждения контактов с людьми в процессе покупки новых лекарств (в случае опустошения бытовых запасов медикаментов), а также из-за ожиданий будущего их дефицита, повышения цен. В связи с данным явлением продажи (в натуральном выражении) снизились за относительно короткий срок.
Эпидемия коронавируса вызвала усиленный рост спроса на лекарственные препараты, что привело к дефициту фармакологической продукции. Особенно сильное влияние на данное явление оказали несколько факторов, такие как:
- Возникновение новых штаммов коронавирусной инфекции
- Неутвержденный, постоянно пополняющийся список лекарственных средств, предотвращающих заболевание COVID-19
- Стереотипное мышление населения, которое было уверено в том, что такие медицинские препараты, как витамины, жаропонижающие и прочие распространённые средства помогут в поддержании иммунитета и предотвратят возможность заболевания коронавирусной инфекцией.
В 2021 году ситуация на фармрынке значительно изменилась. Население стало настроено более скептично по отношению к различным информационным источникам, отдавая предпочтение проверенным медицинским источникам информации. В связи с этим «центр потребительского внимания» был смещен на такие группы препаратов, как противомикробные препараты, иммуномодуляторы и препараты, разжижающие кровь (рис.2).
Все это повлияло на цены на лекарственные препараты. В марте 2020 года (начало пандемии) лекарственная продукция подорожала в среднем на 50%, БАДы же возросли в цене на 32-35%. Но в таких городах как Москва и Санкт-Петербург цены же возросли в 1,5-3 раза (от 150% до 287%) – это обусловлено высоким уровнем массовой паники в данных городах, которая была вызвана их многолюдностью и большим количеством социальных связей между людьми в них. Апрель в свою очередь отличился резком спадом на большую часть препаратов, за исключением противовирусных средств и иммуномодуляторов. Стоит заметить, что при данных изменениях цен аптечная наценка на лекарственные препараты стремительно падала с первых дней пандемии – с 30% до 9% (среднее значение по РФ).
Рис. 2. ТОП-10 препаратов по объему закупок в денежном выражении в России, январь 2021 г., млн руб. [2]
За 2020 год на развитие и укрепление фармацевтической отрасли было выделено 177,8 млрд.руб. из государственного бюджета, что на 21% больше, чем в 2019 году.
Также пандемия коронавируса оказала значительное влияние на законодательную базу в области фармакологии. Так, например, были ужесточены правила купли-продажи рецептурных препаратов, частные клиники были принуждены присоединиться к всероссийскому порталу «Госуслуги», с целью координации действий по борьбе с коронавирусной инфекцией различных медицинских организаций, при этом процесс регистрации препаратов был значительно сокращен. Частично были сняты ограничения с производственных аптек, с целью оптимизации и усиления эффективности фармакологической промышленности. Все это привело к тому, что в 2021 году на рынок вышло 43 новых препарата.
С середины 2019 года сильное развитие получили различные маркетплейсы, имеющие право на продажу медицинских препаратов: «Почта России», «Сбермаркет», «Яндекс. Аптека» «Аптека.ru». Это обуславливается тенденцией на минимизацию человеческих контактов в процессе покупки медикаментов и ускорения получения лекарств.
Стоит отметить, что разработка российских вакцин от коронавируса («Гам-КОВИД-Вак», «Спутник Лайт», «ЭпиВакКорона», «КовиВак») дало возможность развития создания новых международных экономических связей по продаже данных вакцин в различные страны. Также вакцины от коронавируса повлияли на создание других лекарственных препаратов, например, научный центр «Вектор» создал «КомбиВИЧвак-Ново» - инновационный препарат для болеющих ВИЧ. [3]
Дальнейшая стратегия развития фармрынка была изложена в стратегии «Фарма-2030». Приоритетными задачами в фармакологической отрасли были названы:
- Импортозамещение и как следствие импортонезависимость;
- Создание условий, позволяющих производить новые препараты и совершенствовать уже существующие на рынке
- Развитие института обеспечения качества лекарственных препаратов и медицинских изделий для национальной системы здравоохранения;
- Обеспечение необходимого роста производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности для достижения цели государственной программы, в том числе с помощью адресного финансирования объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета;
- Увеличение количества высококвалифицированных кадров в области фармакологии, так как именно от уровня образования специалистов зависит развитие отрасли и качество выпускаемой продукции
- Совершенствование подхода к процессу ценообразования
Стоит отметить, что нынешняя политическая ситуация несколько изменила ситуацию, сложившуюся после пандемии. В настоящее время центром экономической силы стала Азия, а именно Китай и Индия. Это привело к тому, что объем лекарств, поставляемых их данных стран в Россию возрос в несколько раз. Отечественные производители получили льготные кредиты, которые помогут избежать дефицита медикаментов, а также в максимально короткие сроки создать лекарства, замещающие импортные, ушедшие с рынка.
На конец апреля 2022 можно утверждать, что на рынке лекарственных препаратов стали преобладать отечественные производители, объем производства которых достиг 500-700% в группе безрецептурных препаратов и 70-200% в группе рецептурных лекарств. Данные показатели являются крайне высокими, что говорит независимости отечественного производителя от зарубежных ресурсов и поставок, тем самым показывает результаты уже действующей стратегии «Фарма 2030»»
Заключение
Таким образом мы можем наблюдать, что в период пандемии фармакологическая отрасль претерпела существенные изменения, которые оказали негативное влияние на начальном этапе, но все же имели большее количество позитивных аспектов. Стратегией развития данных отрасли и рынка является импортозамещение и выход на мировую арену в данном сегменте рынка с целью экспорта медицинской продукции, а также поддержание отечественных инновационных разработок в данной области.
Об авторах
Мария Денисовна Веревкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: mariaverevkina03@gmail.com