«ТОРГОВЫЕ ДОМА» КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕМЕЙНОГО ПРЕД-ПРИНИМАТЕЛЬСТВА: НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ
- Авторы: Михайлова А.Е.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: История
- Дата публикации: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10305
- ID: 10305
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматриваются «торговые дома» как организационная форма семейного предпринимательства в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. В работе представлена история возникновения предпринимательства в Российской империи, показан правовой статус предпринимательства. Статья так же отражает состояние семейного предпринимательства в Самарской губернии во второй половине XIX в. –начале XX в., для этого была рассмотрена деятельность нескольких фирм. Отмечено, что существовало три варианта организации капитала: равные доли у участников предприятия, независимые капиталы, наличие вкладчиков и товарищей. В статье была предпринята попытка выявить роль религиозного фактора на организацию семейного предприятия. В заключении определены преимущества такой формы организации бизнеса.
Полный текст
Во второй половине XIX в. в Российской империи наблюдается рост экономического благосостояния: страна вступает на капиталистическую ступень своего развития, и уже к 90-м гг. в стране завершается промышленный переворот, который оказал значительное влияние на развитие торгово-промышленного предпринимательства не только в столице государства, но и в регионах. Период с момента отмены крепостного права и до 1913 г. называют «золотым веком предпринимательства» [1].
Развитию отечественного бизнеса способствовал ряд законодательных актов 60-х гг., согласно которым право на занятие торговлей и «другими промыслами» предоставлялось лицам всех сословий без различия пола. В июне 1860 г. был издан закон «О новых правах иностранцев, постоянно или временно в России пребывающих», по которому иностранные подданные в сфере предпринимательской деятельности фактически были уравнены в правах с российскими подданными. В этом же аспекте стоит упомянуть «Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов» от 1 января 1863 года. Им было признано всеобщее право на предпринимательство в России. Окончательно законодательство по вопросу предпринимательства было оформлено в 1898 г., когда вышло «Положение о государственном промысловом налоге» [2, с.40].
Одной из наиболее распространенных и традиционных форм организации капитала в России были торговые дома [3, с.88]. Участие в торговом доме влекло за собой полную имущественную ответственность каждого из участников предприятия. Именно такая форма организации бизнеса привлекала семьи, поэтому одной из особенностей развития отечественного предпринимательства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. являлся семейный характер. Стоит подчеркнуть тот факт, что деятельность торгового дома регламентировалась не законодательными актами, а основывалась на положениях и уставах.
Одним из экономически развитых регионов было Среднее Поволжье, что было обусловлено его выгодным географическим положением и благоприятными климатическими условиями. Это способствовало формированию внутрирегионального бизнеса, а также интересу предпринимателей из других регионов и даже иностранных капиталистов [4, с.99]. Особое положение занимала Самарская губерния, которая во второй половине XIX века показывала высокие экономические показатели. Связано это было с тем, что в связи с развитием волжского пароходства и сооружением железных дорог Самара становится одним из важнейших транспортных узлов Российской империи [5, с.145].
В начале XX века в Самаре было зарегистрировано около 38 торговых домов и товариществ [6, с.100]. Активность проявляли также предприниматели уездных городов и посадов. Особенностью регионального предпринимательства был его комплексный характер: отдельный предприниматель или сложившаяся фирма вкладывали свои капиталы в несколько отраслей хозяйства (мукомольную, лесопильную, пивоваренную, винокуренную и другие) [4, с.107]. Так, Челышовы получали доходы от торговли крупчаткой, эксплуатации бань, добывали асфальт, но при этом основным направлением их деятельность были строительные работы [7, с.127], Башкировы специализировались на продаже и переработке зерна, но при этом имели собственный речной пассажирской и грузовой флот. Марковы, предприниматели посада Мелекесс, занимались винокурением, пивоварением, переработкой зерна, имели в собственности литейный завод [8, с.74].
Стоит отметить, что чаще всего семейные фирмы представляли собой полное товарищество: во главе компании стоял глава семейства, товарищами были остальные члены семьи, чаще всего сыновья. Это проявилось в названиях торговых домов: «Торговый дом Г. М. Марков с сыновьями», «Торговый дом М. Л. Боберман с сыновьями», «Торговый дом Д. Е. Челышов с сыновьями», «Торговый дом Н. Е. Башкиров с наследниками» и т.д. Однако были и другие варианты, когда во главе семейства была женщина: «Торговый дом Надежда Ромашева с сыновьями» или же вариант, когда во главе дела стояли 2 человека, а их товарищами были брат и внук—«Торговый дом Ромашевых и К».
Как правило, капиталы товарищей были равны, сумма капитала главы торгового дома могла быть значительно больше. Например, в начале XX в. оборотный капитал семейного дела Челышовых составлял 700 тыс. рублей, и делился он на 10 равных паев [9, с.302]. Глава торгового дома Дмитрий Ермилович оставил себе 4 пая, остальные 6 паев распределялись так: Михаилу Дмитриевичу досталось 2,5 пая, Дмитрию Дмитриевичу предоставили 2 пая, Александр Дмитриевич довольствовался долей в 1,5 пая. Все управление фирмой сосредотачивалось в руках главы семейства Дмитрия Ермиловича. Его сыновья, являвшиеся полноправными соучредителями, фактически же выступали в качестве наемных сотрудников, каждому обеспечивалось годовое жалованье: Михаил Дмитриевич – 9 тысяч рублей, Дмитрий и Александр – по 6 тысяч рублей. Также для них существовали ограничения: никто из соучредителей не имел права вводить в свою долю посторонних лиц, и братья не могут забрать свой капитал при жизни главного хозяина Дмитрия Ермиловича [10].
Организация капитала в «Торговом доме Г.М. Марков с сыновьями» существенно отличалась. Купеческая семья Марковых была одной из самых богатых семей Мелекесса. Особенность их торгового дома состояла в том, что у каждого из сыновей главы семейства были собственные производства, которые были взаимосвязаны между собой и в совокупности представляли собой Торговый дом. Общий капитал семьи к концу XIX века составлял более двух миллионов рублей.
Третий вариант управления делом представлен «Торговым домом Ромашевых и К». Константин Ефимович и Мария Ефимовна выступали вкладчиками, Стефан Ефимович и Владимир Иванович—товарищами. Общий капитал фирмы составлял 100 тысяч рублей, каждый из членов торгового дома внес по 25 тысяч рублей. Управление фирмой было возложено на Стефана Ефимовича и Владимира Ивановича, за что они получали вознаграждение в размере 10% от чистой прибыли [11, л.41]. Контора торгового дома находилась на углу Николаевской и Симбирской улиц, семейная фирма специализировалась на продаже муки. Торговля осуществлялась из лавок на углах улиц Николаевской и Заводской, Панской и Самарской, Николаевской и Александровской. Имелось также отделение торгового дома в Нижнем Новгороде.
Большое значение в организации торговых домов семьи играл религиозный фактор. Многие представители самарского бизнес-сообщества исповедовали старообрядческую веру—Марковы, Челышовы. Старообрядцем присуще прагматизм, расчетливость, предпринимательская хватка, бережливость, осторожность [12, с.60]. Появляется даже определение «старообрядческая этика».
Активными в торгово-промышленной деятельности были евреи. М. Л. Боберман вместе с сыновьями основал торговый дом. Они выступали представителями Нобеля, осуществляли торговлю керосином и нефтью. Свое дело в Самарской губернии открыл представитель поволжских немцев Ю. Б. Христензен. В 1860 г. им был образован «Торговый дом Христензен», в котором активное участие принимал он сам, его жена, а позже и дети. Их семейный бизнес состоял из Сарептского магазина и владения гостиницами [13, с.73].
Таким образом, можно сделать вывод, что одной из форм предпринимательства были торговые дома, которые представляли собой объединения из вкладчика и товарищей. Эта форма была популярна для организации семейного бизнеса, что можно проследить на основе анализа деятельности нескольких торговых домов Самарской губернии конца XIX-начала XX вв. Главой Торгового дома был глава семейства, товарищами—его родственники, чаще всего сыновья. Доля каждого члена могла быть равно, что отражено в деятельности торговых домов Ромашевых, Марковых, или же большая часть принадлежала учредителю. Успешность семейного бизнеса было обусловлена тем, что все решалось внутри коллектива, существовали доверие и взаимоподдержка.
Об авторах
Анастасия Евгеньевна Михайлова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: mixajlova2014@yandex.ru
Россия