«ТОРГОВЫЕ ДОМА» КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕМЕЙНОГО ПРЕД-ПРИНИМАТЕЛЬСТВА: НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ

  • Авторы: Михайлова А.Е.1
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Выпуск: № 1(20) (2022)
  • Раздел: История
  • Дата публикации: 19.01.2023
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10305
  • ID: 10305

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье рассматриваются «торговые дома» как организационная форма семейного предпринимательства в Самарской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. В работе представлена история возникновения предпринимательства в Российской империи, показан правовой статус предпринимательства. Статья так же отражает состояние семейного предпринимательства в Самарской губернии во второй половине XIX в. –начале XX в., для этого была рассмотрена деятельность нескольких фирм. Отмечено, что существовало три варианта организации капитала: равные доли у участников предприятия, независимые капиталы, наличие вкладчиков и товарищей. В статье была предпринята попытка выявить роль религиозного фактора на организацию семейного предприятия. В заключении определены преимущества такой формы организации бизнеса.

Полный текст

Во второй половине XIX в. в Российской империи наблюдается рост экономического благосостояния: страна вступает на капиталистическую ступень своего развития, и уже к 90-м гг. в стране завершается промышленный переворот, который оказал значительное влияние на развитие торгово-промышленного предпринимательства не только в столице государства, но и в регионах. Период с момента отмены крепостного права и до 1913 г. называют «золотым веком предпринимательства» [1].

Развитию отечественного бизнеса способствовал ряд законодательных актов 60-х гг., согласно которым право на занятие торговлей и «другими промыслами» предоставлялось лицам всех сословий без различия пола. В июне 1860 г. был издан закон «О новых правах иностранцев, постоянно или временно в России пребывающих», по которому иностранные подданные в сфере предпринимательской деятельности фактически были уравнены в правах с российскими подданными. В этом же аспекте стоит упомянуть «Положение о пошлинах на право торговли и других промыслов» от 1 января 1863 года. Им было признано всеобщее право на предпринимательство в России. Окончательно законодательство по вопросу предпринимательства было оформлено в 1898 г., когда вышло «Положение о государственном промысловом налоге» [2, с.40].

Одной из наиболее распространенных и традиционных форм организации капитала в России были торговые дома [3, с.88]. Участие в торговом доме влекло за собой полную имущественную ответственность каждого из участников предприятия. Именно такая форма организации бизнеса привлекала семьи, поэтому одной из особенностей развития отечественного предпринимательства в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. являлся семейный характер. Стоит подчеркнуть тот факт, что деятельность торгового дома регламентировалась не законодательными актами, а основывалась на положениях и уставах.

Одним из экономически развитых регионов было Среднее Поволжье, что было обусловлено его выгодным географическим положением и благоприятными климатическими условиями. Это способствовало формированию внутрирегионального бизнеса, а также интересу предпринимателей из других регионов и даже иностранных капиталистов [4, с.99]. Особое положение занимала Самарская губерния, которая во второй половине XIX века показывала высокие экономические показатели. Связано это было с тем, что в связи с развитием волжского пароходства и сооружением железных дорог Самара становится одним из важнейших транспортных узлов Российской империи [5, с.145].

В начале XX века в Самаре было зарегистрировано около 38 торговых домов и товариществ [6, с.100]. Активность проявляли также предприниматели уездных городов и посадов. Особенностью регионального предпринимательства был его комплексный характер: отдельный предприниматель или сложившаяся фирма вкладывали свои капиталы в несколько отраслей хозяйства (мукомольную, лесопильную, пивоваренную, винокуренную и другие) [4, с.107]. Так, Челышовы получали доходы от торговли крупчаткой, эксплуатации бань, добывали асфальт, но при этом основным направлением их деятельность были строительные работы [7, с.127], Башкировы специализировались на продаже и переработке зерна, но при этом имели собственный речной пассажирской и грузовой флот. Марковы, предприниматели посада Мелекесс, занимались винокурением, пивоварением, переработкой зерна, имели в собственности литейный завод [8, с.74].

Стоит отметить, что чаще всего семейные фирмы представляли собой полное товарищество: во главе компании стоял глава семейства, товарищами были остальные члены семьи, чаще всего сыновья. Это проявилось в названиях торговых домов: «Торговый дом Г. М. Марков с сыновьями», «Торговый дом М. Л. Боберман с сыновьями», «Торговый дом Д. Е. Челышов с сыновьями», «Торговый дом Н. Е. Башкиров с наследниками» и т.д. Однако были и другие варианты, когда во главе семейства была женщина: «Торговый дом Надежда Ромашева с сыновьями» или же вариант, когда во главе дела стояли 2 человека, а их товарищами были брат и внук—«Торговый дом Ромашевых и К».

Как правило, капиталы товарищей были равны, сумма капитала главы торгового дома могла быть значительно больше. Например, в начале XX в. оборотный капитал семейного дела Челышовых составлял 700 тыс. рублей, и делился он на 10 равных паев [9, с.302]. Глава торгового дома Дмитрий Ермилович оставил себе 4 пая, остальные 6 паев распределялись так: Михаилу Дмитриевичу досталось 2,5 пая, Дмитрию Дмитриевичу предоставили 2 пая, Александр Дмитриевич довольствовался долей в 1,5 пая. Все управление фирмой сосредотачивалось в руках главы семейства Дмитрия Ермиловича. Его сыновья, являвшиеся полноправными соучредителями, фактически же выступали в качестве наемных сотрудников, каждому обеспечивалось годовое жалованье: Михаил Дмитриевич – 9 тысяч рублей, Дмитрий и Александр – по 6 тысяч рублей. Также для них существовали ограничения: никто из соучредителей не имел права вводить в свою долю посторонних лиц, и братья не могут забрать свой капитал при жизни главного хозяина Дмитрия Ермиловича [10].

Организация капитала в «Торговом доме Г.М. Марков с сыновьями» существенно отличалась. Купеческая семья Марковых была одной из самых богатых семей Мелекесса.  Особенность их торгового дома состояла в том, что у каждого из сыновей главы семейства были собственные производства, которые были взаимосвязаны между собой и в совокупности представляли собой Торговый дом. Общий капитал семьи к концу XIX века составлял более двух миллионов рублей.

Третий вариант управления делом представлен «Торговым домом Ромашевых и К». Константин Ефимович и Мария Ефимовна выступали вкладчиками, Стефан Ефимович и Владимир Иванович—товарищами.  Общий капитал фирмы составлял 100 тысяч рублей, каждый из членов торгового дома внес по 25 тысяч рублей. Управление фирмой было возложено на Стефана Ефимовича и Владимира Ивановича, за что они получали вознаграждение в размере 10% от чистой прибыли [11, л.41]. Контора торгового дома находилась на углу Николаевской и Симбирской улиц, семейная фирма специализировалась на продаже муки. Торговля осуществлялась из лавок на углах улиц Николаевской и Заводской, Панской и Самарской, Николаевской и Александровской. Имелось также отделение торгового дома в Нижнем Новгороде.

Большое значение в организации торговых домов семьи играл религиозный фактор. Многие представители самарского бизнес-сообщества исповедовали старообрядческую веру—Марковы, Челышовы. Старообрядцем присуще прагматизм, расчетливость, предпринимательская хватка, бережливость, осторожность [12, с.60]. Появляется даже определение «старообрядческая этика».

Активными в торгово-промышленной деятельности были евреи. М. Л. Боберман вместе с сыновьями основал торговый дом. Они выступали представителями Нобеля, осуществляли торговлю керосином и нефтью. Свое дело в Самарской губернии открыл представитель поволжских немцев Ю. Б. Христензен. В 1860 г. им был образован «Торговый дом Христензен», в котором активное участие принимал он сам, его жена, а позже и дети.  Их семейный бизнес состоял из Сарептского магазина и владения гостиницами [13, с.73].

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из форм предпринимательства были торговые дома, которые представляли собой объединения из вкладчика и товарищей. Эта форма была популярна для организации семейного бизнеса, что можно проследить на основе анализа деятельности нескольких торговых домов Самарской губернии конца XIX-начала XX вв. Главой Торгового дома был глава семейства, товарищами—его родственники, чаще всего сыновья. Доля каждого члена могла быть равно, что отражено в деятельности торговых домов Ромашевых, Марковых, или же большая часть принадлежала учредителю. Успешность семейного бизнеса было обусловлена тем, что все решалось внутри коллектива, существовали доверие и взаимоподдержка.

×

Об авторах

Анастасия Евгеньевна Михайлова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: mixajlova2014@yandex.ru
Россия

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах