Крипипаста как жанр современного интернет-фольклора: проблема репрезентации страха
- Авторы: Милютина М.Д.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Литературоведение
- Дата публикации: 19.01.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10318
- ID: 10318
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная работа содержит ответы на вопросы о возможностях и конституирующих признаках жанра крипипасты, а также об антропологии страха. В статье выявлены особенности крипипасты как жанра е-фольклора и приемы создания пугающего эффекта в страшных историях эпохи Интернета; построена классификация крипипаст и прослежена трансформация тематики сюжетов «страшилок» в связи с изменением человеческих фобий. Помимо вышеперечисленных результатов, в данной работе представлен ответ на вопрос о сущности жанра крипипасты и о его происхождении. На основе анализа русскоязычных и англоязычных сайтов выявлены отличия тематики русских и зарубежных страшных историй 10-х и 20-х годов ХХI века, а также отмечены ведущие страхи каждого периода.
Полный текст
Описание проблемы
Крипипаста – сравнительно новый жанр, достигший популярности в начале XXI века. На данный момент он практически не изучен, поэтому информация о нем довольно скудна: в Сети не так много научных исследований, поэтому многие вопросы, касающиеся развития и особенностей данного жанра, остаются без ответа. Также классификация, представленная на специальных сайтах для размещения страшных историй, несколько примитивна: в основе разделения лежит только фигура центрального героя.
Этимология, история происхождения и распространение
Крипипаста – это жанр интернет-фольклора, представляющий собой короткие рассказы, нацеленные вызвать чувство дискомфорта, испуг у читателя.
Сам термин «крипипаста» произошел от английского «creepy» – жуткий и «copypaste» – скопированный.
Развитие данного жанра проследить довольно сложно: первые истории были написаны анонимно и быстро распространились по Сети, что сделало невозможным определение первоисточника. В работе В.В. Субаевой «Крипипаста и ее развитие в качестве интернет-мифологии. Переход из медиапространства в реальность» указано, что происхождение крипипасты связано с городскими легендами, целью которых изначально было предостережение слушателя от событий, которые могли произойти в его жизни в случае воздействия сверхъестественных сил. Позже, когда человек почувствовал себя в относительной безопасности в условиях современной жизни, пугающие истории перешли в разряд развлечений. Часто они использовались в детских лагерях для нагнетания атмосферы ужаса во время вечерних сборов у костра [1, с. 148-149]. Следовательно, до появления Интернета такие истории передавались изустно, что приводило к замене и потере частей сюжета. Технический прогресс, в результате которого эти легенды поддались оцифровке, позволил сохранить их в первоначальном виде и распространить без утери деталей. Были созданы специальные сайты, такие как Creepypasta Wiki [2] и Creepypasta.com [3], где пользователи могли разместить жуткие легенды или поделиться авторскими историями.
Джессика Рой в статье «Behind Creepypasta, the Internet Community That Allegedly Spread a Killer Meme» указывает, что крипипаста приобрела популярность в 2010 году с появлением таких историй, как «Ted the Caver», «Lavender Town Syndrome», «The Russian Sleep Experiment» и таких персонажей, как Слендермен [4]. В русскоязычной части Интернета этот жанр начал активно распространяться только в 2013-2014 годах – в основном благодаря переводу зарубежных историй, хотя были и оригинальные сюжеты.
Жанровые особенности крипипасты
В связи с тем, что крипипаста является интернет-жанром, оформляются некоторые жанровые особенности, которые нам удалось выявить после рассмотрения тридцати четырех историй:
Во-первых, эффект правдоподобности создается за счет формата. Проанализировав и сравнив ранние и современные страшные истории, мы пришли к выводу, что зачастую крипипасты пишутся от первого лица (не важно, говорится о личном опыте нарратора или о пересказанных им событиях, произошедших с его знакомым) и размещаются на разных форумах, блогах, что создает иллюзию достоверности. Таким образом, история кажется более реалистичной, а эта реалистичность, в свою очередь, подталкивает людей к распространению крипипасты.
Во-вторых, удалось выяснить, что, ввиду использования возможностей сети, что отличает е-фольклор от традиционного фольклора, страшные истории зачастую сопровождаются дополнительными механизмами воздействия на читателя.
Исследование показало, что к страшным историям часто прилагаются иллюстрации, в основном с изображением антагониста крипипасты. Отрицательные герои, как правило, имеют неприятный, пугающий вид, что детально описано в историях и позже представлено на фотографиях и рисунках. Таким образом, изображения работают с визуальным восприятием читателя, помогая лучше представить персонажей. Кроме того, некоторые крипипасты были основаны на иллюстративном материале, который являлся «проклятым файлом». Считалось, что один взгляд на него мог привести к необратимым и жутким последствиям. Изображение, как правило, прикрепляется к самому тексту, так что читатель, дойдя до конца, может его видеть и, следовательно, становится следующим в «проклятой цепочке». Это делает проницаемой границу между реальным социо-эмпирическим и художественным миром.
Как выяснилось, крипипаста также может быть записана как аудиофайл («Клоун», «Дорога домой», «Мама ищет меня», размещенные на сайте creepypasta.com.ru [5]), что позволяет добавить к ней звуковое сопровождение для нагнетания атмосферы ужаса: завывание ветра, скрип дверей, крики людей, рычание животных и леденящую кровь музыку. Так осуществляется работа с затекстовой реальностью читателя, что делает границу между социоэмпирическим и художественным миром менее заметной и, следовательно, дает слушателю возможность почувствовать себя героем истории.
Не менее популярный вариант – наложение рассказа на видео. Множество подобных историй размещено на платформе YouTube, в частности – на каналах «Nosferatu» и «Гробовщик». Примерами могут послужить «Тварь из вентиляции…» («Гробовщик») [6] и «Незваный гость» («Nosferatu») [7]. В этом случае происходит воздействие как на визуальное, так и на слуховое восприятие человека, и в результате ощущение страха от иллюстраций, звуков и самого текста суммируется. Автор видеоролика может также вставить внезапно появляющиеся жуткие кадры – скримеры – чтобы напугать зрителя за счет эффекта неожиданности. Эффект неожиданности, который в меньшей степени может присутствовать в «традиционном» тексте, обеспечивается за счет прерывания видеоряда страшной картинкой и громким звуком (чаще всего – криком), которые оказывают одновременное воздействие и на слуховое, и на визуальное восприятие зрителя.
Классификация
Так как крипипаста – молодой, еще не изученный жанр, истории классифицируются довольно примитивно: в основе разделения лежит только фигура центрального героя, чем такие сайты, как Creepypasta Wiki, пользуются для быстрого поиска интересующей темы [2].
Мы предлагаем иную классификацию крипипаст: основанием для разделения в этом случае становится та фобия, которая является центральной для данного текста. Благодаря такой классификации можно наглядно проследить, как с годами меняются страхи людей и какой из них является ведущим в каждый период. В таком случае крипипасты разделятся на множество групп, и в центре каждой будет расположен объект страха. Выделим несколько таких групп:
1) Сверхъестественные существа. В эту категорию входят все монстры, которых способно породить человеческое воображение, но которых просто не может существовать в реальности;
2) Бытовые предметы, которые получают паранормальные способности. Так, зеркало может стать проводником в загробный мир, а фотография – доказательством присутствия в жизни аномальных существ;
3) Потенциально опасные места. В таких историях главную роль в создании атмосферы страха играет локация: акцент делается не на монстрах, а на самой окрестности;
4) Животные. Живые существа, описанные в таких историях, существуют в реальном мире, однако страх изменяет их облик внутри произведения. Так, животные часто имеют большие размеры, намеренно гиперболизированные острые зубы и когти;
5) Ритуалы. Такие крипипасты включают в себя подробно описанные обряды, позволяющие «призвать» того или иного духа. Иногда они также сопровождаются описанием результата. Самыми яркими примерами являются «Вызов Пиковой Дамы» [8], «Примем гостей» [9] и «Вызов Смеющегося Джека» [10].
6) Люди. Этот страх объясняется тем, что человек не всегда уверен в своем окружении. Он точно не знает, кто из его знакомых абсолютно безобиден, а кто потенциально опасен. Главные отрицательные герои таких историй изначально – обычные люди, вследствие какого-либо происшествия потерявшие рассудок и превратившиеся в кровожадных убийц;
7) Неизвестность. К этой группе относится все, что является неизученным, а потому пугающим. Сюда же можно отнести страх людей перед Интернетом, который повлек за собой появление большого количества историй про компьютеры, социальные сети, проклятые сайты, видеоигры.
Анализ крипипаст, относящихся к разным группам, которые были выделены выше, позволил выяснить, что страх смерти является общим для всех категорий. В каждой истории появление того или иного отрицательного персонажа в результате приводит к убийству главного героя.
Вопрос антропологии страха
Но важнее понять, если ли различия. Итак, мы сравнили две группы крипипаст: тексты 10-х и тексты 20-х годов XXI века. Внутри каждой группы мы анализировали и материал русских крипипаст, и материал англоязычных крипипаст отдельно. Сравнение этих двух срезов позволило выяснить, какие темы крипипаст были наиболее популярны в каждый период, и определить основные отличия современных фобий от более ранних.
Так, в зарубежных сюжетах 10-х годов XXI века чаще других встречались следующие темы: люди («Bloody Painter prequel» [11]), сверхъестественные существа («The Origin of Laughing Jack» [12]) и неизвестность (а именно видеоигры («The Haunted Cartridge» [13]) и вирусные электронные файлы («Smile Dog» [14]), связанные со страхом людей перед виртуальной реальностью). В Рунете, помимо таких же фобий, представленных крипипастами «Стив Потрошитель» [15], «Закрывайте двери» [16] и «:-(.ехе» [17] соответственно, были распространены ритуалы («Вызов Пиковой дамы» [8]), потенциально опасные места («Больница №6» [18]) и бытовые предметы, получающие паранормальные способности («Книга чужой Крови» [19]). Следовательно, можно прийти к выводу, что ведущими в то время были темы, связанные с паранормальными явлениями и существами, техническим прогрессом и окружающим миром: людьми и локациями.
Страшные истории 20-х годов XXI века тематически сходны с ранними крипипастами, однако в современных сюжетах чаще встречаются более бытовые страхи: окружающие люди, животные и их необъяснимое поведение. Истории, связанные с паранормальным, также остаются актуальными, пугая читателей образами сверхъестественных существ и явлений. Так, анализ и сравнение современных крипипаст русскоязычных и англоязычных сайтов позволил выделить три основные темы, характерные для обеих частей Интернета: люди («Шумные соседи» [20] и «My Mom has been acting strange ever since I got back home from a party recently. I think I’m in danger.» [21]), сверхъестественные существа («Кто стучит мне в дверь?» [22] и «LOST DOG» [23]), неизвестность (а именно паранормальные явления («Если вы увидите странное сияние из глубины океана, молитесь» [24] и «Gaston’s Turn» [25]).
Заключение
Таким образом, суммируя результаты анализа крипипаст 10-х и 20-х годов XXI века, можно прийти к выводу, что страхи людей на протяжении этого времени несколько изменились. В связи с тем, что знания об электронной технике в 20-х годах углубились, пропали страхи, связанные с новыми устройствами и Интернетом. Также потенциально опасные места и ритуалы стали менее актуальными темами крипипаст. Можно предположить, что причина – в более скептичном отношении современного поколения к ритуальным формам культуры. Однако темы, связанные с паранормальными явлениями, сверхъестественными существами и окружающими людьми сохраняют свою популярность как в 10-х, так и в 20-х годах. Все эти вещи человечеству не ясны: многие явления, описанные в страшных историях, нарушают законы физики и не поддаются логическому объяснению; существа обладают непривычной анатомией, а окружающие люди, кажущиеся безобидными, не всегда такими являются. Таким образом, можно сделать вывод, что и ранние, и современные крипипасты XXI века в большинстве своем сводятся к страху людей перед неизвестностью.
Также то, что крипипаста является жанром интернет-фольклора, дает авторам возможность напугать читателя не только за счет текстовых приемов, но и за счет использования Интернет-ресурсов. Таким образом, испуг, получаемый от прочтения истории, дополняется жуткой атмосферой фото/аудио/видеосопровождения, что увеличивает пугающий эффект.
Об авторах
Мария Дмитриевна Милютина
Самарский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: candychokolate26@gmail.com
Россия, 443011, Россия, г. Самара, ул. Потапова, 64.
Список литературы
- Subaeva, V.V. Creepypasta influence on the internet folclore. From the web to the real world / Moscow Pedagogical State University. – 2021. – С. 146-156.
- Creepypasta Wiki [Electronic resource]. URL: https://creepypasta.fandom.com/wiki/Creepypasta_Wiki
- Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/
- Jessica Roy. Behind Creepypasta, the Internet Community That Allegedly Spread a Killer Meme / Time. – 2014. [Electronic resource]. URL: https://time.com/2818192/creepypasta-copypasta-slender-man/
- Creepypasta.com.ru [Electronic resource]. URL: https://creepypasta.com.ru/audio
- The thing from the ventilation... Scary stories from life. Horror stories for the night. Horror. Horror Movies / YouTube.com [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=RS4AsiIF2FM
- An uninvited guest. Scary stories for the night. Horror stories at night / YouTube.com [Electronic resource]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=zqC7j0X02ZA
- Summoning the Queen of Spades / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1373-vyzov-pikovoj-damy.html
- We will receive guests / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1184-primem-gostej.html
- Summoning Laughing Jack / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/2405-vyzov-smeyushhegosya-dzheka.html
- Bloody Painter prequel / DeviantArt.com [Electronic resource]. URL: https://www.deviantart.com/delucat/art/2013-Bloody-Painter-prequel-407591654
- The Origin of Laughing Jack / DeviantArt.com [Electronic resource]. URL: https://www.deviantart.com/snuffbomb/art/The-Origin-of-Laughing-Jack-419616829
- The Haunted Cartridge / Jadusable Wiki [Electronic resource]. URL: https://jadusable.withinhubris.com/The_Haunted_Cartridge_(arc)#Original_.2Fx.2F_version
- Smile Dog / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/smile-dog/
- Steve the Ripper / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/527-stiv-potroshitel.html
- Close the doors / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1693-zakryvajte-dveri.html
- :-(.exe / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1860-exe.html
- Hospital №6 / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1656-bolnitsa-6.html
- The Book of Someone Else's Blood / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/1377-kniga-chuzhoj-krovi.html
- Noisy neighbors / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/8054-shumnye-sosedi.html
- My Mom has been acting strange ever since I got back home from a party recently. I think I’m in danger. / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/my-mom-has-been-acting-strange-ever-since-i-got-back-home-from-a-party-recently-i-think-im-in-danger/
- Who's knocking on my door? / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/11812-kto-stuchit-mne-v-dver.html
- LOST DOG / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/lost-dog/
- If you see a strange glow from the depths of the ocean, pray / Kripipasta.com [Electronic resource]. URL: https://kripipasta.com/story/11738-esli-vy-uvidite-strannoe-siyanie-iz-glubiny-okeana-molites.html
- Gaston’s Turn / Creepypasta.com [Electronic resource]. URL: https://www.creepypasta.com/gastons-turn/