К вопросу о реализации кинотерапии с подростками девиантного поведения в социальной службе
- Авторы: Сафиуллина Р.Г.1, Вандышева Л.В.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 2(21) (2022)
- Страницы: 251-253
- Раздел: Социология
- Дата публикации: 09.08.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10440
- ID: 10440
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Аннотация. В данной работе обращается внимание на актуальность формирования системы ценностей у современных подростков девиантного поведения; выявлены особенности восприятия информации представителями данной социально-демографической группы; отмечена роль кинофильмов и мультфильмов как источников, провоцирующих девиантное поведение подростков в сфере свободного времени. Кинотерапия представлена как технология социальной работы с подростками девиантного поведения. Интерес представляют результаты опытного исследования, полученные с помощью метода экспертного опроса. Выявлено недостаточное методическое обеспечение кинотерапии в социальных службах, отсутствие специально разработанной программы проведения сеансов кинотерапии.
Цель: конкретизировать кинотерапию с подростками девиантного поведения в социальных службах.
Метод исследования: экспертный опрос. Количество экспертов: 10 человек (специалисты социальной работы, психологи, социальные педагоги).
Результаты и их обсуждения
В Самарской области сформирована система комплексного социального обслуживания подростков девиантного поведения. Проведенный экспертный опрос со специалистами данных учреждений позволил сделать следующие выводы:
- Кинотерапия – это эффективная технология социальной работы с подростками девиантного поведения.
- Кинотерапия имеет универсальный характер, т.е. может рассматриваться как технология диагностики, социальной профилактики и социальной коррекции.
- Кинотерапия позволяет решать различные проблемы подростков девиантного поведения: формирует навыки прогнозирования собственного поведения, готовность к публичному выражению собственной позиции, осуществляет коррекцию самооценки, родительско-детских отношений, конфликтного поведения и т.д.
- Кинотерапия воспринимается подростками как элемент развлечения, а не назидания, что позволяет оценивать ее как доступную, понятную для восприятия.
- Одним из ключевых моментов проведения сеанса кинотерапии является выбор времени, отсутствие внешних помех, поскольку после отвлечения от фильма сложно заново создать необходимую атмосферу для дальнейшего просмотра.
- Кинотерапия является затратной по времени технологией. Так, полный просмотр фильма может занять несколько часов, в силу нехватки выделенного времени на один сеанс, анализ фильма переносится на другое время, что требует дополнительных ресурсов как со стороны специалистов, так и со стороны подростков. Поэтому чаще всего проводятся групповые сеансы кинотерапии, индивидуальные занятия проводятся для проработки конкретных проблем конкретного подростка.
Выводы
Теоретический анализ научной литературы и результаты экспертного опроса свидетельствуют о широких возможностях реализации кинотерапии в социальной работе с подростками девиантного поведения. Однако результаты экспертного опроса свидетельствуют о недостаточном методическом обеспечении кинотерапии в социальных службах; отсутствии специально разработанных программ проведения сеансов кинотерапии. Этот аспект станет предметом дальнейших исследований авторов.
Полный текст
В настоящее время вследствие массовой глобализации, свободного доступа к информации проблема девиантного поведения подростков становится все более актуальной. Традиционно подростковый возраст представляется одним из самых сложных периодов развития человека, так как именно в это время в первую очередь происходит интенсивное физиологическое развитие. Кроме этого данный возраст характеризуется формированием Я-концепции, в том числе системы ценностей, определением своего положения в обществе и др.
Психологи, педагоги и социологи, характеризуя особенности восприятия современных подростков, выделяют влияние информации, которую они получают из кинофильмов, рекламных роликов и многих других источников, которые могут оказывать инициирующие и провоцирующие влияние, формируя при этом у подростков установки на девиантное поведение. Исследователи утверждают, что одним из самых популярных досуговых мероприятий подростков является просмотр кино-, мультфильмов. С одной стороны, благодаря просмотру кино-, мультфильмов различной направленности подростки определенным образом отвлекаются от своих проблем, переживаний, страхов и т.п. [1]. С другой стороны, данные просмотры могут провоцировать подростков на асоциальные «эксперименты», на повторение моделей поведения, которые демонстрируют герои с девиантными характеристиками.
Профилактика девиантного поведения подростков в современных условиях является актуальным направлением социальной работы с подростками девиантного поведения.
Существует множество технологий социальной работы с подростками девиантного поведения. Однако, применяемые на практике технологии социальной работы с подростками девиантного поведения, бывают не всегда эффективны. Это свидетельствует о приоритете поиска технологий социальной работы с подростками девиантного поведения, которые будут интересны для подростков и позволят решить социономические задачи в работе с подростками девиантного поведения.
Кинотерапия как технология социальной работы с подростками девиантного поведения недостаточно разработана в теории социальной работы и апробирована в практике социальной работы с подростками девиантного поведения. Кроме этого в науке кинотерапия выделяется как технология социальной работы с подростками девиантного поведения, а в практике кинотерапия в большей степени реализуется представителями психологических наук – это обусловило наш научно-исследовательский интерес к проблеме кинотерапии как технологии социальной работы с подростками девиантного поведения.
Кинотерапия – технология социальной работы, основанная на совместном анализе просмотренного художественного фильма и дальнейшей сознательной коррекции личностных особенностей подростков [2, с. 58].
Исследователь А. Менегетти выделяет приемы, которые составляют основу кинотерапии как технологии социальной работы [3]. Д. А. Кузнецова определяет качества кинотерапии как технологии социальной работы [4].
Условия и методы исследования
Исследование проведено на базе районных комплексных центров социального обслуживания населения городского округа Самара. Метод исследования: экспертный опрос. Количество экспертов: 10 человек (специалисты социальной работы, психологи, социальные педагоги).
Результаты и их обсуждения
В Самарской области сформирована система комплексного социального обслуживания подростков девиантного поведения. Проведенный экспертный опрос со специалистами данных учреждений позволил сделать следующие выводы:
- Кинотерапия – это эффективная технология социальной работы с подростками девиантного поведения.
- Кинотерапия имеет универсальный характер, т.е. может рассматриваться как технология диагностики, социальной профилактики и социальной коррекции.
- Кинотерапия позволяет решать различные проблемы подростков девиантного поведения: формирует навыки прогнозирования собственного поведения, готовность к публичному выражению собственной позиции, осуществляет коррекцию самооценки, родительско-детских отношений, конфликтного поведения и т.д.
- Кинотерапия воспринимается подростками как элемент развлечения, а не назидания, что позволяет оценивать ее как доступную, понятную для восприятия.
- Одним из ключевых моментов проведения сеанса кинотерапии является выбор времени, отсутствие внешних помех, поскольку после отвлечения от фильма сложно заново создать необходимую атмосферу для дальнейшего просмотра.
- Кинотерапия является затратной по времени технологией. Так, полный просмотр фильма может занять несколько часов, в силу нехватки выделенного времени на один сеанс, анализ фильма переносится на другое время, что требует дополнительных ресурсов как со стороны специалистов, так и со стороны подростков. Поэтому чаще всего проводятся групповые сеансы кинотерапии, индивидуальные занятия проводятся для проработки конкретных проблем конкретного подростка.
Заключение
Теоретический анализ научной литературы и результаты экспертного опроса свидетельствуют о широких возможностях реализации кинотерапии в социальной работе с подростками девиантного поведения. Однако результаты экспертного опроса свидетельствуют о недостаточном методическом обеспечении кинотерапии в социальных службах; отсутствии специально разработанных программ проведения сеансов кинотерапии. Этот аспект станет предметом дальнейших исследований авторов.
Об авторах
Руфина Габдулловна Сафиуллина
Самарский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: rufina.safiullina1@gmail.com
Социологический факультет, 1 курс магистратуры
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34Людмила Владимировна Вандышева
Самарский университет
Email: vandyshevalyudmila@mail.ru
Кафедра теории и технологии социальной работы
Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Muryukina E. V., Chelysheva I. V. Aesthetic traditions of media education in modern film clubs for schoolchildren and students. Taganrog: Taganrog Publishing House. 2014. 200 p.
- Korobova E. A., Kiseleva E. V. Film therapy as one of the effective methods of art-therapeutic work with youth and youth // Young scientist. 2017. No. 1.1 (135.1). pp. 58-61.
- Meneghetti A. Cinema, theater, the unconscious. M.: Ontopsychology, 2001. 384 p.
- Kuznetsova D. A. Possibilities of using film therapy in correctional, developmental and educational activities // Journal of problems of modern pedagogical education. 2018. No. 60 (3). From 434-436.