К вопросу о реализации кинотерапии с подростками девиантного поведения в социальной службе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Аннотация. В данной работе обращается внимание на актуальность формирования системы ценностей у современных подростков девиантного поведения; выявлены особенности восприятия информации представителями данной социально-демографической группы; отмечена роль кинофильмов и мультфильмов как источников, провоцирующих девиантное поведение подростков в сфере свободного времени. Кинотерапия представлена как технология социальной работы с подростками девиантного поведения. Интерес представляют результаты опытного исследования, полученные с помощью метода экспертного опроса. Выявлено недостаточное методическое обеспечение кинотерапии в социальных службах, отсутствие специально разработанной программы проведения сеансов кинотерапии.

Цель: конкретизировать кинотерапию с подростками девиантного поведения в социальных службах.

Метод исследования: экспертный опрос. Количество экспертов: 10 человек (специалисты социальной работы, психологи, социальные педагоги).

Результаты и их обсуждения

В Самарской области сформирована система комплексного социального обслуживания подростков девиантного поведения. Проведенный экспертный опрос со специалистами данных учреждений позволил сделать следующие выводы:

  1. Кинотерапия – это эффективная технология социальной работы с подростками девиантного поведения.
  2. Кинотерапия имеет универсальный характер, т.е. может рассматриваться как технология диагностики, социальной профилактики и социальной коррекции.
  3. Кинотерапия позволяет решать различные проблемы подростков девиантного поведения: формирует навыки прогнозирования собственного поведения, готовность к публичному выражению собственной позиции, осуществляет коррекцию самооценки, родительско-детских отношений, конфликтного поведения и т.д.
  4. Кинотерапия воспринимается подростками как элемент развлечения, а не назидания, что позволяет оценивать ее как доступную, понятную для восприятия.
  5. Одним из ключевых моментов проведения сеанса кинотерапии является выбор времени, отсутствие внешних помех, поскольку после отвлечения от фильма сложно заново создать необходимую атмосферу для дальнейшего просмотра.
  6. Кинотерапия является затратной по времени технологией. Так, полный просмотр фильма может занять несколько часов, в силу нехватки выделенного времени на один сеанс, анализ фильма переносится на другое время, что требует дополнительных ресурсов как со стороны специалистов, так и со стороны подростков. Поэтому чаще всего проводятся групповые сеансы кинотерапии, индивидуальные занятия проводятся для проработки конкретных проблем конкретного подростка.

Выводы

Теоретический анализ научной литературы и результаты экспертного опроса свидетельствуют о широких возможностях реализации кинотерапии в социальной работе с подростками девиантного поведения. Однако результаты экспертного опроса свидетельствуют о недостаточном методическом обеспечении кинотерапии в социальных службах; отсутствии специально разработанных программ проведения сеансов кинотерапии. Этот аспект станет предметом дальнейших исследований авторов.

Полный текст

В настоящее время вследствие массовой глобализации, свободного доступа к информации проблема девиантного поведения подростков становится все более актуальной. Традиционно подростковый возраст представляется одним из самых сложных периодов развития человека, так как именно в это время в первую очередь происходит интенсивное физиологическое развитие. Кроме этого данный возраст характеризуется формированием Я-концепции, в том числе системы ценностей, определением своего положения в обществе и др.

Психологи, педагоги и социологи, характеризуя особенности восприятия современных подростков, выделяют влияние  информации, которую они получают из кинофильмов, рекламных роликов и многих других источников, которые могут оказывать инициирующие и провоцирующие влияние, формируя при этом у подростков установки на девиантное поведение. Исследователи утверждают, что одним из самых популярных досуговых мероприятий подростков является просмотр кино-, мультфильмов. С одной стороны, благодаря просмотру кино-, мультфильмов различной направленности подростки определенным образом отвлекаются от своих проблем, переживаний, страхов и т.п. [1]. С другой стороны, данные просмотры могут провоцировать подростков на асоциальные «эксперименты», на повторение моделей поведения, которые демонстрируют герои с девиантными характеристиками.

Профилактика девиантного поведения подростков в современных условиях является актуальным направлением социальной работы с подростками девиантного поведения.

Существует множество технологий социальной работы с подростками девиантного поведения. Однако, применяемые на практике технологии социальной работы с подростками девиантного поведения, бывают не всегда эффективны. Это свидетельствует о приоритете поиска технологий социальной работы с подростками девиантного поведения, которые будут интересны для подростков и позволят решить социономические задачи в работе с подростками девиантного поведения.

Кинотерапия как технология социальной работы с подростками девиантного поведения недостаточно разработана в теории социальной работы и апробирована в практике социальной работы с подростками девиантного поведения. Кроме этого в науке кинотерапия выделяется как технология социальной работы с подростками девиантного поведения, а в практике кинотерапия в большей степени реализуется представителями психологических наук – это обусловило наш научно-исследовательский интерес к проблеме кинотерапии как технологии социальной работы с подростками девиантного поведения.

Кинотерапия – технология социальной работы, основанная на совместном анализе просмотренного художественного фильма и дальнейшей сознательной коррекции личностных особенностей подростков [2, с. 58].

Исследователь А. Менегетти выделяет приемы, которые составляют основу кинотерапии как технологии социальной работы [3]. Д. А. Кузнецова определяет качества кинотерапии как технологии социальной работы [4].

Условия и методы исследования

Исследование проведено на базе районных комплексных центров социального обслуживания населения городского округа Самара. Метод исследования: экспертный опрос. Количество экспертов: 10 человек (специалисты социальной работы, психологи, социальные педагоги).

Результаты и их обсуждения

В Самарской области сформирована система комплексного социального обслуживания подростков девиантного поведения. Проведенный экспертный опрос со специалистами данных учреждений позволил сделать следующие выводы:

  1. Кинотерапия – это эффективная технология социальной работы с подростками девиантного поведения.
  2. Кинотерапия имеет универсальный характер, т.е. может рассматриваться как технология диагностики, социальной профилактики и социальной коррекции.
  3. Кинотерапия позволяет решать различные проблемы подростков девиантного поведения: формирует навыки прогнозирования собственного поведения, готовность к публичному выражению собственной позиции, осуществляет коррекцию самооценки, родительско-детских отношений, конфликтного поведения и т.д.
  4. Кинотерапия воспринимается подростками как элемент развлечения, а не назидания, что позволяет оценивать ее как доступную, понятную для восприятия.
  5. Одним из ключевых моментов проведения сеанса кинотерапии является выбор времени, отсутствие внешних помех, поскольку после отвлечения от фильма сложно заново создать необходимую атмосферу для дальнейшего просмотра.
  6. Кинотерапия является затратной по времени технологией. Так, полный просмотр фильма может занять несколько часов, в силу нехватки выделенного времени на один сеанс, анализ фильма переносится на другое время, что требует дополнительных ресурсов как со стороны специалистов, так и со стороны подростков. Поэтому чаще всего проводятся групповые сеансы кинотерапии, индивидуальные занятия проводятся для проработки конкретных проблем конкретного подростка.

Заключение

Теоретический анализ научной литературы и результаты экспертного опроса свидетельствуют о широких возможностях реализации кинотерапии в социальной работе с подростками девиантного поведения. Однако результаты экспертного опроса свидетельствуют о недостаточном методическом обеспечении кинотерапии в социальных службах; отсутствии специально разработанных программ проведения сеансов кинотерапии. Этот аспект станет предметом дальнейших исследований авторов.

×

Об авторах

Руфина Габдулловна Сафиуллина

Самарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: rufina.safiullina1@gmail.com

Социологический факультет, 1 курс магистратуры

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Людмила Владимировна Вандышева

Самарский университет

Email: vandyshevalyudmila@mail.ru

Кафедра теории и технологии социальной работы

Россия, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Muryukina E. V., Chelysheva I. V. Aesthetic traditions of media education in modern film clubs for schoolchildren and students. Taganrog: Taganrog Publishing House. 2014. 200 p.
  2. Korobova E. A., Kiseleva E. V. Film therapy as one of the effective methods of art-therapeutic work with youth and youth // Young scientist. 2017. No. 1.1 (135.1). pp. 58-61.
  3. Meneghetti A. Cinema, theater, the unconscious. M.: Ontopsychology, 2001. 384 p.
  4. Kuznetsova D. A. Possibilities of using film therapy in correctional, developmental and educational activities // Journal of problems of modern pedagogical education. 2018. No. 60 (3). From 434-436.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах