ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются понятия компетентности и ее аспектов, а также цифровой компетентности и ее видов. Приводятся данные анкетирования осведомленности студентов учреждений среднего профессионального образования г.о. Самара о понятиях, входящих в структуру цифровой компетентности. Полученные результаты анкетирования отражены в разработке цикла занятий по формированию цифровой компетентности студентов.

 

Полный текст

Актуальность данного исследования проявляется в требованиях современных условий, узаконенных в следующих стратегических документах:  указ президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», указ президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика РФ», в которых цифровая трансформация представлена в качестве национальной цели. Как отмечает Н.В. Иванушкина в своих исследованиях «социально-экономическая обстановка в современной России ориентирует высшую школу на нововведения, инновации» [1].

К одним из важнейших направлений цифровизации относится реформирование образовательной инфраструктуры. В системе образования разрабатываются и внедряются новые подходы к обучению, которые существенно изменяют практики профессиональной деятельности будущих специалистов.

 

Цифровая компетентность

 

Анализ сущности понятия «цифровая компетентность» необходимо начать с термина «компетентность», который является ключевым для нашего исследования. И.А. Зимняя рассматривает его в качестве сложного интегрального многокомпонентного конструкта. Автором были включены следующие аспекты в понятие компетентности:

  • мотивационный аспект определяется как готовность к проявлению компетентности;
  • когнитивный аспект есть владение знанием содержания компетентности;
  • поведенческий аспект – опыт проявления компетентности в различных ситуациях;
  • ценностно-смысловой аспект рассматривается как отношение к содержанию компетентности и к объекту ее приложения;
  • эмоциональный аспект – эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [2].

Что касается понятия «цифровая компетентность», то в его основе положен такой термин как «цифровая грамотность». Пол Гилстер в монографии определяет данное понятие как способность критически понимать и использовать информацию, получаемую посредством компьютера в различных формах из широкого диапазона источников. Расширение представлений о цифровой грамотности привело к обращению к понятию цифровой компетентности [3].

Группа российских ученых во главе с Г.У. Солдатовой трактуют цифровую компетентность как способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять информационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, а также его готовность к такой деятельности [4].

 

Виды цифровой компетентности

 

Структура цифровой компетентности включает четыре компонента: знания, умения, мотивация и ответственность. Каждый из компонентов может реализовываться в различных сферах деятельности в интернете, а именно, работа с контентом, коммуникация, техническая сфера и потребление в разной степени. Было выделено четыре вида цифровой компетентности:

  • информационная и медиакомпетентность – это знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием и организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов;
  • коммуникативная компетентность - знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации и с различными целями, включая электронную почту, чаты, блоги, форумы и социальные сети;
  • техническая компетентность – это знания, умения, мотивация и ответственность, которые позволяют эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов;
  • потребительская компетентность - это знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать при помощи цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями [5].

 

Цифровые аборигены (М. Пренски)

 

Американский социолог Марк Пренски ввел в употребление термин «цифровые аборигены» и предположил существование характерных особенностей сознания и поведения людей, чьё взросление проходило в условиях повсеместного распространения информационных технологий. Автор считал, что черты сознания и поведения «цифровых аборигенов» принципиально отличаются от тех, что характерны для «цифровых мигрантов» - людей, которые получили доступ к использованию информационными технологиями уже в сознательном возрасте, и они имеют представление о том, как выглядит жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Однако, использование цифровыми устройствами и технологиями студентами сводится к базовому уровню пользования офисными приложениями, электронной почтой, обменом текстовыми сообщениями, введением профилей в социальных сетях и поиском информации в интернете, также студенты не распознавали расширенную функциональность цифровых приложений, которыми они владеют и которыми они могли бы использовать в процессе своего обучения [6] и [7].

 

База и выборка исследования

 

Для определения осведомленности студентов с понятиями, которые входят в структуру цифровой компетентности, было проведено исследование с применением онлайн-сервиса для создания и публикации опросов - google forms. Нами была разработана анкета и создана веб-страница с вопросами, которая распространялась через электронную почту среди участников единого классного часа для студентов и педагогов профессиональных организаций Самарской области «Online благополучие».

В исследовании приняли участие более 100 респондентов (111 человек), среди которых 88,3% (98) женского пола, а 11,7% (13) – мужского пола. Больше половины опрошенных находятся в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет (93). Это студенты естественнонаучного (34), технического (27), гуманитарного (20) и социально-экономического (2) профилей учреждений среднего профессионального образования.

 

Результаты исследования

 

Вопросы составленной анкеты соотносятся с областями цифровой компетентности: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, безопасность, создание цифрового контента и решение проблем, каждая из областей включает в себя конкретные компетенции.

На вопрос о самоидентичности (компетенция, далее комп. – управление своей цифровой идентичностью): отличается ли ваша цифровая идентичность от вашего образа в реальной жизни, мы получили следующие результаты: 73,9% (82) в сети ведут себя также как и реальной жизни; 17,1% (19) замечают отличие поведения; 9% (10) затрудняются при ответе на этот вопрос (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Самоидентичность

 

Оценка эмоционального интеллекта в цифровом пространстве (комп – этикет в сети) показала, что для 62,2% (69) эмоциональный интеллект определяет качество отношений в цифровом пространстве; в то время как для 35,1% (39) не является определяющим компонентом цифрового пространства; а 2,7% (3) не придают значения эмоциональному интеллекту в цифровом пространстве (рис. 2).

 

Рис. 2. Эмоциональный интеллект

 

45% (50) опрошенных студентов чувствуют личную безопасность в цифровом пространстве (комп. – защита персональных данных и настройки приватности), у 31,5% (35) нет ощущения безопасности; а 23,4% (26) затрудняются ответить (рис. 3).

Рис. 3. Личная безопасность

 

Более 79% респондентов (88) знакомы с понятием цифрового следа (управление данными, информацией, цифровым контентом) и осознают его влияние на репутацию (комп. – управление своей цифровой идентичностью), почти 3% (3) – нет, а 18% (20) затрудняются ответить (рис.4).

Рис. 4. Цифровая грамотность

 

Средства формирования цифровой компетентности

 

Полученные результаты анкетирования говорят об актуальности нашего исследования и необходимости организации цикла занятия по формированию цифровой компетентности студентов. Нами было проведено календарно-тематическое планирование цикла занятий по теме исследования. Оно включает 14 встреч: вводно-диагностическое занятие, цель которого знакомство с обучающимися. На нем презентуется данный цикл с проведением первичной диагностики уровня сформированности цифровой компетентности респондентов. Представляются 3 занятия по теме «цифровой грамотность», 5 занятий по теме «коммуникация и сотрудничество», 2 занятия по теме «безопасность», 2 занятия по теме «решение проблем», и заключительное занятие (итогово-диагностическое). Его целью является подведение итога встреч со слушателями, их рефлексия, а также проведение повторной диагностики для выявления динамики результатов, полученных в ходе реализации цикла занятий. Занятия направлены на овладение цифровыми компетенциями, которые входят в состав цифровой компетентности, посредством внедрения цифровых технологий, и сопровождаются использованием широкого спектра цифровых инструментов.

 

Заключение

 

Таким образом, структура цифровой компетентность студентов включает себя четыре аспекта, а, именно, знания, умения, мотивацию и ответственность. Каждый из компонентов реализуется в различных сферах деятельности в интернете, а это работа с контентом, коммуникация, техническая сфера и потребление в разной степени. Было выделено четыре вида цифровой компетентности: информационная и медиакомпетентность, коммуникативная компетентность, техническая компетентность, потребительская компетентность.

×

Об авторах

Юлия Сергеевна Логинова

Самарский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: yusloginova@yandex.ru
Россия

Наталья Викторовна Иванушкина

Самарский университет

Email: inw38641@mail.ru

доцент, заведующий кафедрой, кафедра педагогики 

Россия

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах