ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
- Авторы: Логинова Ю.С.1, Иванушкина Н.В.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1(20) (2022)
- Раздел: Педагогика
- Дата публикации: 30.11.2022
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10457
- ID: 10457
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются понятия компетентности и ее аспектов, а также цифровой компетентности и ее видов. Приводятся данные анкетирования осведомленности студентов учреждений среднего профессионального образования г.о. Самара о понятиях, входящих в структуру цифровой компетентности. Полученные результаты анкетирования отражены в разработке цикла занятий по формированию цифровой компетентности студентов.
Полный текст
Актуальность данного исследования проявляется в требованиях современных условий, узаконенных в следующих стратегических документах: указ президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», указ президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика РФ», в которых цифровая трансформация представлена в качестве национальной цели. Как отмечает Н.В. Иванушкина в своих исследованиях «социально-экономическая обстановка в современной России ориентирует высшую школу на нововведения, инновации» [1].
К одним из важнейших направлений цифровизации относится реформирование образовательной инфраструктуры. В системе образования разрабатываются и внедряются новые подходы к обучению, которые существенно изменяют практики профессиональной деятельности будущих специалистов.
Цифровая компетентность
Анализ сущности понятия «цифровая компетентность» необходимо начать с термина «компетентность», который является ключевым для нашего исследования. И.А. Зимняя рассматривает его в качестве сложного интегрального многокомпонентного конструкта. Автором были включены следующие аспекты в понятие компетентности:
- мотивационный аспект определяется как готовность к проявлению компетентности;
- когнитивный аспект есть владение знанием содержания компетентности;
- поведенческий аспект – опыт проявления компетентности в различных ситуациях;
- ценностно-смысловой аспект рассматривается как отношение к содержанию компетентности и к объекту ее приложения;
- эмоциональный аспект – эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [2].
Что касается понятия «цифровая компетентность», то в его основе положен такой термин как «цифровая грамотность». Пол Гилстер в монографии определяет данное понятие как способность критически понимать и использовать информацию, получаемую посредством компьютера в различных формах из широкого диапазона источников. Расширение представлений о цифровой грамотности привело к обращению к понятию цифровой компетентности [3].
Группа российских ученых во главе с Г.У. Солдатовой трактуют цифровую компетентность как способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять информационные технологии в разных сферах жизнедеятельности, а также его готовность к такой деятельности [4].
Виды цифровой компетентности
Структура цифровой компетентности включает четыре компонента: знания, умения, мотивация и ответственность. Каждый из компонентов может реализовываться в различных сферах деятельности в интернете, а именно, работа с контентом, коммуникация, техническая сфера и потребление в разной степени. Было выделено четыре вида цифровой компетентности:
- информационная и медиакомпетентность – это знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием и организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов;
- коммуникативная компетентность - знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации и с различными целями, включая электронную почту, чаты, блоги, форумы и социальные сети;
- техническая компетентность – это знания, умения, мотивация и ответственность, которые позволяют эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов;
- потребительская компетентность - это знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать при помощи цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями [5].
Цифровые аборигены (М. Пренски)
Американский социолог Марк Пренски ввел в употребление термин «цифровые аборигены» и предположил существование характерных особенностей сознания и поведения людей, чьё взросление проходило в условиях повсеместного распространения информационных технологий. Автор считал, что черты сознания и поведения «цифровых аборигенов» принципиально отличаются от тех, что характерны для «цифровых мигрантов» - людей, которые получили доступ к использованию информационными технологиями уже в сознательном возрасте, и они имеют представление о том, как выглядит жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Однако, использование цифровыми устройствами и технологиями студентами сводится к базовому уровню пользования офисными приложениями, электронной почтой, обменом текстовыми сообщениями, введением профилей в социальных сетях и поиском информации в интернете, также студенты не распознавали расширенную функциональность цифровых приложений, которыми они владеют и которыми они могли бы использовать в процессе своего обучения [6] и [7].
База и выборка исследования
Для определения осведомленности студентов с понятиями, которые входят в структуру цифровой компетентности, было проведено исследование с применением онлайн-сервиса для создания и публикации опросов - google forms. Нами была разработана анкета и создана веб-страница с вопросами, которая распространялась через электронную почту среди участников единого классного часа для студентов и педагогов профессиональных организаций Самарской области «Online благополучие».
В исследовании приняли участие более 100 респондентов (111 человек), среди которых 88,3% (98) женского пола, а 11,7% (13) – мужского пола. Больше половины опрошенных находятся в возрастном диапазоне от 17 до 20 лет (93). Это студенты естественнонаучного (34), технического (27), гуманитарного (20) и социально-экономического (2) профилей учреждений среднего профессионального образования.
Результаты исследования
Вопросы составленной анкеты соотносятся с областями цифровой компетентности: информационная грамотность, коммуникация и сотрудничество, безопасность, создание цифрового контента и решение проблем, каждая из областей включает в себя конкретные компетенции.
На вопрос о самоидентичности (компетенция, далее комп. – управление своей цифровой идентичностью): отличается ли ваша цифровая идентичность от вашего образа в реальной жизни, мы получили следующие результаты: 73,9% (82) в сети ведут себя также как и реальной жизни; 17,1% (19) замечают отличие поведения; 9% (10) затрудняются при ответе на этот вопрос (рис. 1).
Рис. 1. Самоидентичность
Оценка эмоционального интеллекта в цифровом пространстве (комп – этикет в сети) показала, что для 62,2% (69) эмоциональный интеллект определяет качество отношений в цифровом пространстве; в то время как для 35,1% (39) не является определяющим компонентом цифрового пространства; а 2,7% (3) не придают значения эмоциональному интеллекту в цифровом пространстве (рис. 2).
Рис. 2. Эмоциональный интеллект
45% (50) опрошенных студентов чувствуют личную безопасность в цифровом пространстве (комп. – защита персональных данных и настройки приватности), у 31,5% (35) нет ощущения безопасности; а 23,4% (26) затрудняются ответить (рис. 3).
Рис. 3. Личная безопасность
Более 79% респондентов (88) знакомы с понятием цифрового следа (управление данными, информацией, цифровым контентом) и осознают его влияние на репутацию (комп. – управление своей цифровой идентичностью), почти 3% (3) – нет, а 18% (20) затрудняются ответить (рис.4).
Рис. 4. Цифровая грамотность
Средства формирования цифровой компетентности
Полученные результаты анкетирования говорят об актуальности нашего исследования и необходимости организации цикла занятия по формированию цифровой компетентности студентов. Нами было проведено календарно-тематическое планирование цикла занятий по теме исследования. Оно включает 14 встреч: вводно-диагностическое занятие, цель которого знакомство с обучающимися. На нем презентуется данный цикл с проведением первичной диагностики уровня сформированности цифровой компетентности респондентов. Представляются 3 занятия по теме «цифровой грамотность», 5 занятий по теме «коммуникация и сотрудничество», 2 занятия по теме «безопасность», 2 занятия по теме «решение проблем», и заключительное занятие (итогово-диагностическое). Его целью является подведение итога встреч со слушателями, их рефлексия, а также проведение повторной диагностики для выявления динамики результатов, полученных в ходе реализации цикла занятий. Занятия направлены на овладение цифровыми компетенциями, которые входят в состав цифровой компетентности, посредством внедрения цифровых технологий, и сопровождаются использованием широкого спектра цифровых инструментов.
Заключение
Таким образом, структура цифровой компетентность студентов включает себя четыре аспекта, а, именно, знания, умения, мотивацию и ответственность. Каждый из компонентов реализуется в различных сферах деятельности в интернете, а это работа с контентом, коммуникация, техническая сфера и потребление в разной степени. Было выделено четыре вида цифровой компетентности: информационная и медиакомпетентность, коммуникативная компетентность, техническая компетентность, потребительская компетентность.
Об авторах
Юлия Сергеевна Логинова
Самарский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yusloginova@yandex.ru
Россия
Наталья Викторовна Иванушкина
Самарский университет
Email: inw38641@mail.ru
доцент, заведующий кафедрой, кафедра педагогики
Россия