Реализация культурно-просветительской функции музыкальной тележурналистики в современном медиапространстве
- Авторы: Грачёва Е.М.
- Выпуск: № 2(21) (2022)
- Страницы: 230-233
- Раздел: Социология
- Дата публикации: 09.08.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10477
- ID: 10477
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Одна из самых главных задач и социальнозначимых ролей телевидения – не только создавать, но и сохранять, и транслировать культурные ценности, посвящать эфирное время популяризации высокого искусства. Присутствие музыкального журналиста позволяет заинтересованному зрителю быть в курсе процесса происходящего в этой сфере и получать профессионально поданную информацию. В данной работе прослеживается реализация культурно-просветительской функции музыкальной тележурналистики в современном медиапространстве: рассматривается влияние телевидения как социального института и культурного феномена на формирование социокультурной среды, современное состояние музыкального телевидения, особенности музыкальной журналистики в современном медиапространстве.
Полный текст
Музыкальная тележурналистика на протяжении своего развития претерпела множество изменений - от поиска форм общения с аудиторией до выполнения четко заданных функций. В исследовании Е. А. Шерстобоевой представлена наиболее полная классификация моделей музыкального телевидения, в рамках которой современная музыкальная тележурналистика соответствует четвертой, называемой корпоративно-авторитарной, модели [1]. Начиная с середины 1990-х гг. уже сформировавшийся российский шоу-бизнес установил полный контроль над отечественным музыкальным телевидением. С одной стороны, это привело к доминированию развлекательной функции в музыкальных программах, что непосредственно коснулось и музыкальной тележурналистики. С другой же стороны, зависимость современного телевидения от политического курса – в советский период от руководящих решений КПСС, в настоящее время ввиду экономической зависимости от государственных корпораций и аффилированных медиахолдингов – привела к возвращению музыкальному вещанию идеологической функции. Однако, присущая всем средствам массовой информации, применительно к музыкальному телевидению идеологическая функция трансформируется в отвлекающую, что объясняется общеразвлекательным характером современного телевидения.
Еще одним фактором, оказавшим революционное влияние на современные медиасистемы и на музыкальное телевидение в частности, являются технологические изменения, которые сегодня позволяют использовать различные системы цифровой передачи телевизионного сигнала: традиционное эфирное, спутниковое и кабельное вещание, а также мобильное и IР-телевидение [2].
Музыкальное телевидение в этих условиях испытало на себе все последствия дигитализации, однако наиболее значимым следует признать изменение потребительских тенденций: во-первых, индивидуализация информации и её сегментация под потребности конкретного человека, что стало результатом демассификации традиционных СМИ; во-вторых, интерактивность, которая не только предполагает наличие обратной связи и возможность комментирования, но и позволяет пользователю управлять информационными потоками и содержанием, влиять на производство материала. В таком случае контент, подпадающий в рамках корпоративно-авторитарной модели под понятие «неформата», и это не только исполнители некоммерческой музыки, но и исполнители, не имеющие договорных отношений с влиятельными структурами шоу-бизнеса (МУЗ-ТВ, MTV Россия, RU.TV и другие), получает возможность обретения своей аудитории в цифровой среде. И в первую очередь это касается именно музыкальной тележурналистики, основная функция которой - содействие музыкальному развитию общества [3].
Т.А. Курышева, музыковед, автор популярной на советском телевидении программы «Музыка наших современников» (1984-1991), посвятила немало статей исследованию музыкальной журналистики. В частности, она выделяет следующие функции [4]:
1) информационную функцию - наибольшую известность приобретают музыканты, которые часто взаимодействуют с телезрителем. Например, Александр Градский написал музыку к нескольким десяткам художественных лент. Его композиции можно услышать в многочисленных мультипликационных фильмах и документальных проектах, также музыкант снимался в различных кинокартинах;
2) культурно-просветительская функция часто реализуется в форме беседы или дискуссии с привлечением музыкального или музыкально-театрального материала. Наиболее ярко эта функция реализована в деятельности Михаила Семёновича Казиника - автора и ведущего оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатора классической музыки. В одной из своих программ (запись для шведского канала Axess) он произнес следующее: «Шуберт был первым, кто понял одну очень важную вещь – ум человеческий имеет пределы, глупость человеческая – беспредельна. И он понял это, и на земле прекратилась классика, ушла вера в совершенство и гармонию разума, которая питала всех от Баха до Моцарта, Бетховена и Гайдна. Пришло знание о том, что, увы, глупость беспредельна и она давит… А где же спасение? В чем спасение?» [5].
В 2020 г. на МКР-медиа (Международном медиахолдинге, объединяющим значимые мультимедийные активы) у Михаила Казиника был телепроект «Обнимаю вас музыкой». В нем искусствовед просвещает зрителей, рассказывая о русской классической музыке, её развитии и о том, как европейская музыкальная традиция воздействует на российское композиторское искусство.
Реализация культурно-просветительской функции музыкальной тележурналистики является одной из главных задач телеканала «Россия-Культура», важно, что здесь наблюдается многообразие форматов и жанров. Например, развлекательные проекты «Большая опера», «Большой мюзикл», трансляции музыкальных фестивалей Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов, концертов Национального филармонического оркестра России, выступления Международного телевизионного музыкального конкурса среди юных музыкантов «Щелкунчик», концерты «Романтика романса», музыкальный тележурнал «Абсолютный слух», ток-шоу «Сати. Нескучная классика». В последнем присутствуют гости – студенты профильных вузов, которые задают вопросы участникам. Таким образом реализуется просветительская функция программы, которая подразумевается и в девизе ток-шоу: «Наша программа поможет вам понять и полюбить классическую музыку».
С 2016 г. российская пианистка Ирина Никитина стала вести на телеканале «Россия-Культура» программу «Энигма». Она проходит в форме интервью с выдающимися личностями из мира музыки – это артисты, приверженцы разнообразных жанров – от классики до фолка и рэпа; ученые, исследующие то, как музыка влияет на нашу жизнь; музыкальные менеджеры, композиторы и другие. В ходе беседы обсуждаются ключевые моменты из жизни гостя, сложный выбор и человеческие взаимоотношения.
Следующая, интегративная функция музыкальной тележурналистики, которую выделяет Т.А. Курышева, претерпела в настоящее время серьезную трансформацию. В первоначальном значении, применительно к эфирному телевидению, подчеркивалось, что говорящий/выступающий по ту сторону экрана представляется в какой-то мере собеседником для телезрителя. Через публичное обсуждение музыкальной жизни создается «эффект участия»: происходит активная мыслительная деятельность и эмоциональное взаимодействие с известной личностью через экран. Однако сегодня, в условиях множественности экранных воплощений и интерактивных возможностей интернет-платформ, произошла децентрализация информационного потока. Это привело, во-первых, к дифференциации аудитории, во-вторых, позволило говорить о так называемом осознанном медиапотреблении, в том числе, и применительно к музыкальной тележурналистике. Уже аудитория становится не только потребителем информации, но и благодаря горизонтальным связям сама участвует в распространении, создании контента, таким образом реализуя за счет гипертекстовых возможностей культурно-просветительскую функцию.
Самому журналисту, по мнению А. Михеева, достаточно будет выполнять обязанности «информационного диджеинга». Немаловажную роль здесь играет возможность аудитории влиять на контент программы. Так, например, в шоу «Музыкалити» на YouTube-канале [6], именно мнение «любителя» отображает общее представление о будущем музыкальных произведений. Ведущий Максим Галкин представляет друг другу музыкальных исполнителей разных поколений, которые оценивают современные композиции, находящиеся в топе. После выставленного балла нам показывают, как о той или иной песне отозвался случайный прохожий. В итоге в конце программы формируется рейтинг из пяти прослушанных композиций, на которые, в том числе, повлияли и обычные слушатели. Конечно, мнение непрофессионалов может не соответствовать реальной, профессиональной оценке того или иного произведения, однако это увеличивает доверие к конкретной программе, добавляет эмоций и привлекает новых пользователей.
Возможности сети Интернет окончательно разрушили идею одностороннего информационного воздействия, что, безусловно, отразилось и на музыкальной тележурналистике. Огромное количество различных музыкальных медиаплатформ позволяют пользователям не только рассказывать об их предпочтениях в этой сфере, но писать, делиться впечатлениями друг с другом. Вместе с этим у таких медиа появились следующие характеристики: мультиплатформенность, конкуренция, некое равноправие. Так, в социальной сети «Вконтакте» существует ряд музыкальных сообществ, объединяющих пользователей, следящих за музыкальными процессами в нашей стране. Например, «DJ DIMIXER (ПО СТУДИЯМ)» - он же Дмитрий Гуменный, который является создателем YouTube- и ТВ-проекта «(ПО СТУДИЯМ)» [7]. В нем ведущий доступно рассказывает о сложных технических приемах, использующихся в музыке, и находит общее среди продюсеров и музыкантов разных жанров.
Авторский проект МУЗLOFT актера Станислава Ярушина представляет интервью с музыкантами и музыкальными выступлениями как гостей программы, так и других музыкантов [8]. Общее у аудитории обоих каналов – интерес к музыке, однако в первом случае можно говорить об интересе к тому, как устроен шоу-бизнес, во втором – традиционный интерес к творческим людям. Такая ситуация типична для цифровой реальности, однако применительно к музыкальному контенту наиболее важной характеристикой представляется высокая степень вовлеченности.
Итак, современное телевидение приобрело новые возможности, в частности, мультимедийный характер, новые модели взаимодействия с аудиторией и дистрибуции контента. Однако функциональные особенности музыкальной тележурналистики не только реализуются сегодня в полной мере, но и получили новые перспективы, которые позволяют удовлетворить информационные потребности всех сегментов аудитории, которых объединяет музыка.
Об авторах
Евгения Михайловна Грачёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: 19evgesha00@gmail.com
Россия