Implementation of the cultural and educational function of music TV journalism in the modern media space
- Authors: Gracheva E.
- Issue: No 2(21) (2022)
- Pages: 230-233
- Section: Sociology
- Published: 09.08.2023
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/10477
- ID: 10477
Cite item
Full Text
Abstract
One of the most important tasks and socially significant roles of television is not only to create, but also to preserve and broadcast cultural values, to devote airtime to the popularization of high art. The presence of a music journalist allows an interested viewer to be aware of the process taking place in this area and receive professionally submitted information. This paper traces the implementation of the cultural and educational function of music television journalism in the modern media space: The article considers the influence of television as a social institution and cultural phenomenon on the formation of the socio-cultural environment, the current state of music television, the peculiarities of music journalism in the modern media space.
Full Text
Музыкальная тележурналистика на протяжении своего развития претерпела множество изменений - от поиска форм общения с аудиторией до выполнения четко заданных функций. В исследовании Е. А. Шерстобоевой представлена наиболее полная классификация моделей музыкального телевидения, в рамках которой современная музыкальная тележурналистика соответствует четвертой, называемой корпоративно-авторитарной, модели [1]. Начиная с середины 1990-х гг. уже сформировавшийся российский шоу-бизнес установил полный контроль над отечественным музыкальным телевидением. С одной стороны, это привело к доминированию развлекательной функции в музыкальных программах, что непосредственно коснулось и музыкальной тележурналистики. С другой же стороны, зависимость современного телевидения от политического курса – в советский период от руководящих решений КПСС, в настоящее время ввиду экономической зависимости от государственных корпораций и аффилированных медиахолдингов – привела к возвращению музыкальному вещанию идеологической функции. Однако, присущая всем средствам массовой информации, применительно к музыкальному телевидению идеологическая функция трансформируется в отвлекающую, что объясняется общеразвлекательным характером современного телевидения.
Еще одним фактором, оказавшим революционное влияние на современные медиасистемы и на музыкальное телевидение в частности, являются технологические изменения, которые сегодня позволяют использовать различные системы цифровой передачи телевизионного сигнала: традиционное эфирное, спутниковое и кабельное вещание, а также мобильное и IР-телевидение [2].
Музыкальное телевидение в этих условиях испытало на себе все последствия дигитализации, однако наиболее значимым следует признать изменение потребительских тенденций: во-первых, индивидуализация информации и её сегментация под потребности конкретного человека, что стало результатом демассификации традиционных СМИ; во-вторых, интерактивность, которая не только предполагает наличие обратной связи и возможность комментирования, но и позволяет пользователю управлять информационными потоками и содержанием, влиять на производство материала. В таком случае контент, подпадающий в рамках корпоративно-авторитарной модели под понятие «неформата», и это не только исполнители некоммерческой музыки, но и исполнители, не имеющие договорных отношений с влиятельными структурами шоу-бизнеса (МУЗ-ТВ, MTV Россия, RU.TV и другие), получает возможность обретения своей аудитории в цифровой среде. И в первую очередь это касается именно музыкальной тележурналистики, основная функция которой - содействие музыкальному развитию общества [3].
Т.А. Курышева, музыковед, автор популярной на советском телевидении программы «Музыка наших современников» (1984-1991), посвятила немало статей исследованию музыкальной журналистики. В частности, она выделяет следующие функции [4]:
1) информационную функцию - наибольшую известность приобретают музыканты, которые часто взаимодействуют с телезрителем. Например, Александр Градский написал музыку к нескольким десяткам художественных лент. Его композиции можно услышать в многочисленных мультипликационных фильмах и документальных проектах, также музыкант снимался в различных кинокартинах;
2) культурно-просветительская функция часто реализуется в форме беседы или дискуссии с привлечением музыкального или музыкально-театрального материала. Наиболее ярко эта функция реализована в деятельности Михаила Семёновича Казиника - автора и ведущего оригинальных музыкальных и искусствоведческих программ, популяризатора классической музыки. В одной из своих программ (запись для шведского канала Axess) он произнес следующее: «Шуберт был первым, кто понял одну очень важную вещь – ум человеческий имеет пределы, глупость человеческая – беспредельна. И он понял это, и на земле прекратилась классика, ушла вера в совершенство и гармонию разума, которая питала всех от Баха до Моцарта, Бетховена и Гайдна. Пришло знание о том, что, увы, глупость беспредельна и она давит… А где же спасение? В чем спасение?» [5].
В 2020 г. на МКР-медиа (Международном медиахолдинге, объединяющим значимые мультимедийные активы) у Михаила Казиника был телепроект «Обнимаю вас музыкой». В нем искусствовед просвещает зрителей, рассказывая о русской классической музыке, её развитии и о том, как европейская музыкальная традиция воздействует на российское композиторское искусство.
Реализация культурно-просветительской функции музыкальной тележурналистики является одной из главных задач телеканала «Россия-Культура», важно, что здесь наблюдается многообразие форматов и жанров. Например, развлекательные проекты «Большая опера», «Большой мюзикл», трансляции музыкальных фестивалей Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов, концертов Национального филармонического оркестра России, выступления Международного телевизионного музыкального конкурса среди юных музыкантов «Щелкунчик», концерты «Романтика романса», музыкальный тележурнал «Абсолютный слух», ток-шоу «Сати. Нескучная классика». В последнем присутствуют гости – студенты профильных вузов, которые задают вопросы участникам. Таким образом реализуется просветительская функция программы, которая подразумевается и в девизе ток-шоу: «Наша программа поможет вам понять и полюбить классическую музыку».
С 2016 г. российская пианистка Ирина Никитина стала вести на телеканале «Россия-Культура» программу «Энигма». Она проходит в форме интервью с выдающимися личностями из мира музыки – это артисты, приверженцы разнообразных жанров – от классики до фолка и рэпа; ученые, исследующие то, как музыка влияет на нашу жизнь; музыкальные менеджеры, композиторы и другие. В ходе беседы обсуждаются ключевые моменты из жизни гостя, сложный выбор и человеческие взаимоотношения.
Следующая, интегративная функция музыкальной тележурналистики, которую выделяет Т.А. Курышева, претерпела в настоящее время серьезную трансформацию. В первоначальном значении, применительно к эфирному телевидению, подчеркивалось, что говорящий/выступающий по ту сторону экрана представляется в какой-то мере собеседником для телезрителя. Через публичное обсуждение музыкальной жизни создается «эффект участия»: происходит активная мыслительная деятельность и эмоциональное взаимодействие с известной личностью через экран. Однако сегодня, в условиях множественности экранных воплощений и интерактивных возможностей интернет-платформ, произошла децентрализация информационного потока. Это привело, во-первых, к дифференциации аудитории, во-вторых, позволило говорить о так называемом осознанном медиапотреблении, в том числе, и применительно к музыкальной тележурналистике. Уже аудитория становится не только потребителем информации, но и благодаря горизонтальным связям сама участвует в распространении, создании контента, таким образом реализуя за счет гипертекстовых возможностей культурно-просветительскую функцию.
Самому журналисту, по мнению А. Михеева, достаточно будет выполнять обязанности «информационного диджеинга». Немаловажную роль здесь играет возможность аудитории влиять на контент программы. Так, например, в шоу «Музыкалити» на YouTube-канале [6], именно мнение «любителя» отображает общее представление о будущем музыкальных произведений. Ведущий Максим Галкин представляет друг другу музыкальных исполнителей разных поколений, которые оценивают современные композиции, находящиеся в топе. После выставленного балла нам показывают, как о той или иной песне отозвался случайный прохожий. В итоге в конце программы формируется рейтинг из пяти прослушанных композиций, на которые, в том числе, повлияли и обычные слушатели. Конечно, мнение непрофессионалов может не соответствовать реальной, профессиональной оценке того или иного произведения, однако это увеличивает доверие к конкретной программе, добавляет эмоций и привлекает новых пользователей.
Возможности сети Интернет окончательно разрушили идею одностороннего информационного воздействия, что, безусловно, отразилось и на музыкальной тележурналистике. Огромное количество различных музыкальных медиаплатформ позволяют пользователям не только рассказывать об их предпочтениях в этой сфере, но писать, делиться впечатлениями друг с другом. Вместе с этим у таких медиа появились следующие характеристики: мультиплатформенность, конкуренция, некое равноправие. Так, в социальной сети «Вконтакте» существует ряд музыкальных сообществ, объединяющих пользователей, следящих за музыкальными процессами в нашей стране. Например, «DJ DIMIXER (ПО СТУДИЯМ)» - он же Дмитрий Гуменный, который является создателем YouTube- и ТВ-проекта «(ПО СТУДИЯМ)» [7]. В нем ведущий доступно рассказывает о сложных технических приемах, использующихся в музыке, и находит общее среди продюсеров и музыкантов разных жанров.
Авторский проект МУЗLOFT актера Станислава Ярушина представляет интервью с музыкантами и музыкальными выступлениями как гостей программы, так и других музыкантов [8]. Общее у аудитории обоих каналов – интерес к музыке, однако в первом случае можно говорить об интересе к тому, как устроен шоу-бизнес, во втором – традиционный интерес к творческим людям. Такая ситуация типична для цифровой реальности, однако применительно к музыкальному контенту наиболее важной характеристикой представляется высокая степень вовлеченности.
Итак, современное телевидение приобрело новые возможности, в частности, мультимедийный характер, новые модели взаимодействия с аудиторией и дистрибуции контента. Однако функциональные особенности музыкальной тележурналистики не только реализуются сегодня в полной мере, но и получили новые перспективы, которые позволяют удовлетворить информационные потребности всех сегментов аудитории, которых объединяет музыка.
About the authors
Eugenia Gracheva
Author for correspondence.
Email: 19evgesha00@gmail.com
Russian Federation