ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
- Авторы: Сурайкина А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 2 (9) (2016)
- Страницы: 126-128
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2016
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8571
- ID: 8571
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Научно-технический прогресс, создающий для общества различные преимущества, имеет не только положительные черты, но, к сожалению, и отрицательные. Исключение не составляет и авиационный транспорт. Авиационный транспорт пользуется популярностью, так как он позволяет сэкономить большое количество времени по сравнению с другими видами транспорта. На сегодняшний день он занимает третье место по объёму пассажирских перевозок. В связи с этим важное значение имеет правовое регулирование гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика. Общие правила перевозки установлены в главе 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Статья 785 ГК РФ даёт определение договора перевозки грузов: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату». А статья 786 ГК РФ приводит определение договора перевозки пассажира: «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа» [1]. Специальные правила установлены в Воздушном кодексе Российской Федерации (ВК РФ). В соответствии со статьёй 103 ВК РФ: «По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа» [2]. Перевозчик несёт ответственность по договору воздушной перевозки в соответствии с положениями ГК РФ, ВК РФ, соглашениями сторон. Вместе с тем статья 793 ГК РФ прямо запрещает заключение соглашений транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика. Но перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК РФ или международными договорами Российской Федерации. К сожалению, на практике данная норма не находит своего применения. ВК РФ предусмотрены пределы ответственности перевозчика, то есть ограничено право на полное возмещение убытков. К примеру, размер ответственности, установленный в статье 119 ВК РФ и в статье 796 ГК РФ за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, ограничен стоимостью утраченного или повреждённого багажа. Куда хуже обстоят дела с размером ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза. В статье 795 ГК РФ установлено, что за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика [1]. Статья 120 ВК РФ уточняет норму ГК РФ, глася, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. На мой взгляд, такой размер ответственности является крайне неудовлетворительным. Возмещение убытков вследствие задержки рейса данным кодексом не предусмотрено. В Комитет Государственной думы по транспорту некоторое время назад был направлен законопроект, предусматривающий ответственность за задержку отправления или опоздание прибытия воздушного судна. Но, к сожалению, данный законопроект был отклонён. Так какой же размер штрафа выплатят пассажиру, рейс которого задержали, например, на 3 часа? Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда равна 100 рублям. Получается, что если пассажир ожидал транспортное средство 3 часа, то ему выплатят 75 рублей. В европейских странах этот вопрос проработан существенно лучше. В соответствии со статьёй 7 Постановления Европейского Союза № 261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «устанавливающее общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов» в случае задержки рейса пассажиру выплачивается компенсация: 250 Евро для полётов на расстояние не более 1500 км, 400 Евро для полётов на расстояние более 1500 км внутри территории Евросоюза или на расстояние от 1500 до 3500 км, 600 Евро для всех прочих полётов [3]. Данный пример наглядно иллюстрирует различия в вопросе ответственности воздушного перевозчика между Россией и европейскими странами. В заключении хотелось бы отметить, что такая отрасль, как гражданская авиация требует более качественного правового регулирования. В российское воздушное законодательство необходимо внести поправки, которые бы отвечали сегодняшним реалиям. В частности, нужно большее внимание уделить правам пассажиров и, как следствие, увеличить ответственность перевозчиков. Авиационные перевозки на сегодняшний день являются одними из самых распространённых, поэтому нужно уделить им должное внимание.Об авторах
Алёна Васильевна Сурайкина
Самарский университет
Email: suraikina2011@yandex.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
- Регламент № 261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) № 295/91» (принят в г. Страсбурге 11.02.2004). URL: https://www.awmix.ru/abro-law/5970 (дата обращения: 1.11.2016).