ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- Авторы: Ворожейкина Г.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
- Выпуск: № 2 (19) (2021)
- Страницы: 32-39
- Раздел: Психология
- Дата публикации: 02.03.2022
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8777
- ID: 8777
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается проблема диагностики развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данного исследования заключается в том, что творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Обосновывается важность изучения проблемы диагностики творческих способностей, обусловленная ограниченностью набора диагностических инструментов, позволяющих выявить творческий потенциал ребенка.
Полный текст
Обзор литературы
В современном российском образовании преобладает личностно-ориентированная образовательная парадигма, в которой особое место отводится развитию индивидуальной самостоятельности и творческой инициативы. В этом смысле актуален поиск эффективных способов развития творческого потенциала человека на разных этапах его жизни.
Дошкольный возраст является этапом энергичного процесса развития творческих способностей. Выразительность ощущения и воображения ребенка, откровенность его восприятия окружающего мира, быстрое освоения мира в это время создаются условия для формирования творческой активности.
Творческие люди отличаются своей способностью изменять дизайн, переопределять окружающую среду, чтобы удовлетворить свои интеллектуальные потребности и требования. По определению, способность творческих людей адаптироваться к изменяющимся условиям больше просто потому, что они сами создают условия для более полной и успешной реализации своего потенциала [1, c.189].
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является не новой, но актуальной. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нетипичные решения, доминировать в ситуации новизны, расширять границы известного, оправдывается тенденциями современного развития национальной образовательной системы в том смысле, что воспитание личности, должно отвечать требованиям развивающегося общества. Важность изучения проблемы диагностики творческих способностей обусловлена ее слабым развитием, отсутствием широкого разнообразия диагностических инструментов, позволяющих выявить творческий потенциал человека.
Стимулирование творческого развития в дошкольном учреждении способствует повышению способности детей к обучению, повышает их готовность к учебе в школе, что играет важную роль в формировании целостного развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способность творить, способность познавать самопознание - все это основные факторы успешного обучения и предотвращения школьной дезадаптации..
Способность по определению – это черта личности, которая характеризует ваш успех в определенной деятельности и способность выполнять эту деятельность без излишних усилий [2, с.59].
В научной литературе существует множество толкований и определений термина «способности» Б.М. Теплов трактует способности как «индивидуально-психологические характеристики, которые отличают одного человека от другого и связаны с успехом одного или нескольких видов деятельности» [3, с.4-20].
В понимании К.С. Платонова способности - это «часть структуры личности, которая, будучи активирована в конкретном виде деятельности, определяет ее качество» [4, с.2].
Согласно мнению известного психолога Н.С. Лейтеса, «способности – это черты личности, которые определяют возможность реализации и степень успеха действия» [5, с.6].
Л.А. Венгер, рассматривает способности как психологические качества, которые необходимы и проявляются в любой деятельности [6, с.32-38].
Поэтому большинство ученых понимают способности как индивидуальные, а не врожденные черты личности, которые позволяют достичь высокого уровня мастерства в определенной деятельности.
Таким образом, под творческими способностями можно понимать отдельные человеческие качества, которые необходимы для успешного осуществления его творческой деятельности.
Развитие творческих способностей предполагает их совершенствование, то есть выход на качественно новый уровень в их развитии. Следует отметить, что творческие способности человека могут развиваться спонтанно, без заранее определенного плана осознанных действий и организованно: сознательные действия, которые направлены конкретно на развитие соответственных способностей.
Творческие способности лежат в основе всего творческого процесса.
В. Н. Дружинин характеризует творческие способности как индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [7, с. 179].
В.В. Давыдов описывает творческие способности как совокупность способов осуществления деятельности и действий, направленных на создание новых образовательных продуктов [8, с. 358].
Психологи связывают творчество в первую очередь с особенностями мышления. Американский психолог Дж. Гилфорд, изучавший проблемы человеческого интеллекта, обнаружил, что творческим людям свойственны так называемые дивергентное мышление. Творческое мышление основано на дивергентном мышлении, которое характеризуется следующими основными характеристиками:
- скорость - способность сформулировать как можно больше идей, поскольку решающим фактором является не качество идей, а их количество.
- гибкость - Возможность выражать самые разные идеи.
- оригинальность - способность создавать новые оригинальные идеи, которые могут быть выражены в ответ или в решении, противоречащем общепринятым идеям.
- полнота - это способ улучшить результат или придать ему законченный вид.
Таким образом, анализируя представленные взгляды на проблему творчества, можно сказать, что важнейшими составляющими творческих способностей являются творческое воображение и качество творческого мышления.
Развитию творческих способностей содействует старший дошкольный возраст, поскольку именно здесь закладываются психологические основы творчества. В данном возрасте дети могут создавать новый образ, конструкции, которые отличаются особенностью, гибкостью, изменчивостью. Для старшего дошкольного возраста характерна активность, любопытство, вопросы к взрослому, способность комментировать процесс и результат собственной деятельности, мотивация, развитое воображение, настойчивость. Инициатива связана с любознательностью, способностями, изобретательностью, сообразительностью, умением добровольно регулировать поведение, умением преодолевать трудности.
Главным условием для развития творческих способностей дошкольников считается осуществление целенаправленного досуга в дошкольном учреждении и семье: приобретение им новых ярких впечатлений, эмоциональных и интеллектуальных переживаний, которые лежат в основе зарождения идей и станут материалом для работы воображения. Изучение творческой деятельности невозможно без взаимодействия с искусством. При правильном воздействии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительных и выразительных средств [9, с.62-69].
Обязательным условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей ребенка. Большое значение имеет соотношение темперамента, характера и особенностей некоторых психических функций и даже дневного настроения ребенка [10, с.78].
Также обязательным условием развития творческих способностей также является обучение, в ходе которого вырабатываются знания, методы действий и навыки, позволяющие ребенку реализовывать свои планы. Для получения этих знаний навыки должны быть гибкими, модифицируемыми, обобщенными, то есть применимыми в различных условиях. В некоторых случаях у дошкольников наблюдается снижение творческой активности. В результате, ребенок, понимая неполноту своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на общем развитии творческой активности дошкольников.
Результаты и их обсуждение
Диагностика особенностей развития творческой активности детей имеют большое значение в педагогическом процессе
Цель: изучить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной цели, были определены такие задачи:
– найти диагностические задания для определения уровня развития творческих способностей у старших дошкольников;
– выявить показатели, критерии, уровни развития творческих способностей у старших дошкольников.
Для оценки уровня творческих способностей старших дошкольников использовались следующие методики, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностическая карта изучения уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Показатели | Диагностические методики |
Воображение | Методика «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко), «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев), «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) |
Мышление | Методика «Незаконченный рисунок» (автор Э.П. Торренс), |
Исследование развития творческих способностей велось на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области в структурном подразделении «Детский сад «Семицветик» средней общеобразовательной школы «Образовательный центр «Южный город»» пос. Придорожный, в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-7 лет.
Методика 1. «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко).
Цель: определение уровня развития воображения, умения создавать оригинальные образы.
Оборудование: два комплекта карточек, на каждой из которых нарисована одна фигура неопределенной формы. Всего в каждом наборе по десять карточек, размер каждой карточки – половина альбомного листа. Простой карандаш.
Методика исследования. «Теперь вы закончите рисовать волшебных персонажей. Они волшебны, потому что каждую фигуру можно нарисовать таким образом, чтобы получить любое изображение».
Педагог – психолог предлагает ребенку простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок закончил рисовать фигуру, его спрашивают: «Что ты сделал?» Ответ записывается.
Критерии оценки.
Высокий уровень (от 7 до 10 баллов) - дети передают наглядный, в некоторых случаях
подробный, необыкновенный рисунок. Предполагаемый образ отображается в центре рисунка.
Средний уровень (3-6 баллов) - дети дополняют большинство фигур, но все они схемы без деталей.
Низкий уровень (0–2 балла) - дети не очень принимают задание. Они рисуют что-то свое рядом с определенной фигурой или дают необъективный образ («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные модели (схемы моделей).
Методика 2. «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
Цель – оценить способность трансформировать задачу выбора в задачу трансформации в условиях переноса свойств знакомого объекта в новую ситуацию.
Оборудование: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Методика исследования. На стол перед ребенком кладут фигурку зайчика, блюдце, ведро, палку, надувной шарик и лист бумаги. Педагог-психолог, показывает зайчика: «Познакомьтесь с этим зайчиком. Однажды с ним произошла такая история. Зайчик решил взять лодку и поплавать в море и уплыл далеко-далеко от берега. А потом началась буря, появились огромные волны, и зайчик начал тонуть. Только мы с тобой можем помочь зацке. Для этого у нас есть несколько предметов (воспитатель обращает внимание ребенка на предметы, размещенные на столе). Что бы вы выбрали, чтобы помочь зайке?
Критерии оценки.
Высокий уровень (3 балла) - использует воздушный шарик или лист бумаги, чтобы спасти зайку. Зайка может улететь на мяч, построить лодку из листа бумаги и добраться до берега. Дети на этом уровне имеют установку на преобразование доступного объективного материала. Они самостоятельно превращают исходную факультативную работу в трансформационную.
Средний уровень (2 балла) - решение задачи простыми символами, когда ребенок предлагает использовать в качестве бревна палку, по которой заяц может доплыть до берега. При таком решении ребенок, в свою очередь, не выходит за рамки ситуации выбора.
Низкий уровень (1 балл) - ребенок выбирает блюдце или ведро, а также палку, которая позволит ему поднять зайца снизу, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать готовые предметы, чтобы механически перенести их свойства в новую ситуацию.
Методика 3. «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).
Цель состоит в том, чтобы выявить способность ребенка преобразовывать «нереальное» в «реальное» в контексте данной ситуации путем устранения несоответствий.
Оборудование: картинка с изображением комнаты, в которой находится человек и солнце; карандаш.
Методика исследования: Педагог-психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей картины (стол, стул, человечек, лампа, солнце и т. д.) Педагог-психолог задает следующее задание: «Хорошо. Однако, как видишь, в этой комнате нарисовано солнце. Подскажите, возможно ли это или художник что-то тут путает? Попытайся исправить изображение так, чтобы оно было правильным ".
Ребенку не нужно пользоваться карандашом, они могут просто объяснить, что нужно сделать, чтобы «улучшить» изображение.
Критерии оценки.
Высокий уровень (3 балла) - сложный ответ (изменить картинку - «Нарисовать из солнца лампу»); конструктивный ответ (отделить несоответствующий предмет от других и сохранить его в контексте конкретной ситуации - «нарисовать окно», «поставить солнышко в рамку» и т. д.).
Средний уровень (2 балла) - простой ответ (нарисуйте солнышко в другом месте - (на улице)).
Низкий уровень (1 балл) - нет ответа, отказ от задания («Не знаю, как исправить», «Не нужно исправлять картинку»); формальное устранение неточности (стирание, закрашивание солнца).
Методика 4. «Незаконченный рисунок» (автор Э.П. Торренс).
Цель – изучить творческие способности дошкольников старшего возраста, включая параметры плавности (легкости), гибкости, оригинальности и точности мысли и воображения.
Материал: лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш.
Методика исследования: Нарисуйте разные изображения из каждого контура с помощью дополнительных элементов.
Критерии оценки.
Гибкость оценивается по количеству категорий, используемых в содержании рисунков. Отказ - 0, максимум - 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается баллами: 1 - животные, еда, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыба; 5 - насекомые, снаряжение; 6 - туалетные принадлежности, лампы, музыкальные инструменты, пастельные аксессуары.
Дорисовывание с минимальным количеством линий, в которых воспроизводится традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. Д.) - 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, связанных с основным контуром (человек, лодка, дорожка в саду) - 2 балла. Основной контур - это часть других предметов или их деталей - 3 балла. Рисунок содержит определенную фактуру, выражает какие-то действия - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, подчиненную смысловому центру, связанному с основным контуром - 5 баллов.
В среднем дети получают 6-9 баллов; 1-2 балла за беглость, гибкость, оригинальность и 3-4 балла за характер рисунка. Набрав 11 баллов и более, можно говорить о больших творческих способностях и талантах ребенка. Дети, набравшие 2–3 балла, не обладают творческими способностями, но могут иметь высокий интеллект.
Результаты исследования уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста по методике «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев)
Уровень | Кол-во детей | в % |
Низкий | 4 | 20 |
Средний | 11 | 55 |
Высокий | 5 | 25 |
По результатам методики «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко) мы видим, что 20% (4 чел.) старших дошкольников справились с заданиями на низком уровне. Для детей с низким уровнем воображением были характерны следующие характеристики: дети находили это трудным и не проявляли интереса к задаче, даже когда взрослые просили об этом. Дети, показавшие низкий уровень выполнения задания, не проявили эмоционального отношения к картинке и избегали трудностей.
Средний уровень показали 55% (11 человек) старших дошкольников. Дети, проявившие средний уровень воображения, после прослушивания задания уверенно приступили к работе, работали с энтузиазмом, желанием и интересом, но иногда им требовался совет взрослого. Ребята быстро дорисовывали все фигурки, воплощая задумки, следуя созданному образу.
На высоком уровне с заданием справились 25% (5 человек) старших дошкольников. Дети, проявившие высокий уровень творческого воображения, выполняли индивидуальные рисунки, в которых чаще всего встречались неповторимые образы и явления, фигурки неопределенной формы - в капле, облаке, ките.
В детских работах часто рисовали фантазию: были неповторяющиеся образы, такие как письмо, бабочка, кофе, робот, пушка, лошадь.
Результаты диагностики уровня развития способности переносить свойства знакомого объекта в новую ситуацию представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты диагностики уровня развития способности переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию
Уровень | Кол-во детей | в % |
Низкий | 4 | 20 |
Средний | 10 | 50 |
Высокий | 6 | 30 |
Дети принялись за работу и стали с интересом рассматривать предметы, лежавшие перед ними.
Таким образом, количественные данные говорят о том, что на низком уровне 20% (4 чел), ребенок пытается использовать готовые предметы, чтобы перенести их свойства в новую ситуацию.
На среднем уровне 50% (10 чел) решение детей происходит с элементами простейшей символики, когда ребенок предлагает использовать палку как бревно, чтобы заяц мог доплыть до берега. В этом случае дети не выходят за рамки ситуации выбора.
30% (6 человек) относятся к высокому уровню, дети используют мышление для преобразования существующего предметного материала.
Поэтому на основании полученных результатов следует сделать вывод, что в развитии умения переносить свойства знакомого объекта в новую ситуацию преобладает средний уровень.
Результаты диагностики определения реализации творческого воображения, умение преобразовывать «нереальное» в «реальное», представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты диагностики определения реализации творческого воображения, умение преобразовывать «нереальное» в «реальное»
Уровень | Кол-во детей | в % |
Низкий | 6 | 30 |
Средний | 11 | 55 |
Высокий | 3 | 15 |
Низкий уровень обнаружен у 30% (6 человек) формального устранения несоответствия (стирание, закрашивание солнца).
Среднее уровень было найдено у 55% (11 человек), простой ответ дети предложили нарисовать солнце на улице.
Высокий уровень показали 15% (3 человека), что показывает сложный ответ - повторить рисунок, поставить солнце в рамку, нарисовать солнце в форме часов, нарисовать окно.
Соответственно, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что при достижении творческого воображения, способности превращать «нереальное» в «реальное» превышает средний уровень развития в группе испытуемых старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая такие параметры, как ловкость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, воображение представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты диагностики творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение
Уровень | Кол-во детей | в % |
Низкий | 7 | 35 |
Средний | 9 | 45 |
Высокий | 4 | 20 |
В ходе диагностики выявлено, что 35% (7 чел) детей имеют низкий уровень развития творческого мышления. Дети практически не обладают творческими способностями, но имеют высокий интеллектуальный уровень.
Средний уровень развития творческого мышления определен у 45% (9 чел) детей.
На высоком уровне развития творческого мышления показало только 20% (4 чел) детей, о таких детям можно сказать, что у них развиты высокие творческие способности и одаренность.
По результатам диагностики в обследованной выборке детей старшего дошкольного возраста преобладают низкий и средний уровни развития творческих способностей.
Количественные результаты диагностики общего уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста лет представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Общий уровень развития творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста
Уровень | Кол-во детей | в % |
Низкий | 4 | 20 |
Средний | 12 | 60 |
Высокий | 4 | 20 |
Высокий уровень развития творческих способностей показали 4 человека (20%), такое же количество детей показали и на низком уровне развития творческих способностей 4 человека (20%). Средний уровень развития творческих способностей был выявлен у 12 человек (60%).
Наглядно сравнительные результаты уровня развития творческих способностей представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Сравнительные результаты уровня развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста
Результаты диагностики показывают, что в группе испытуемых детей старшего дошкольного возраста в основном преобладает средний уровень развития творческих способностей. Низкий и высокий уровень развития творческих способностей демонстрирует одинаковое количество испытуемых дошкольного возраста.
Дети с низким уровнем творческого мышления и воображения пытались придумывать разные идеи, у них было мало развита сообразительность, изобретательность, мало оригинальных ответов и большое количество стандартного мышления.
Для благополучного формирования у старших дошкольников творческих способностей, в особенности, творческого мышления и воображения, требуется целенаправленная воспитательная работа, которая должна проводиться с опорой на представление об актуальном уровне развития творческих способностей детей, полученное в ходе психолого-педагогической диагностики.
Заключение
Творческие способности проявляются в стремлении и эмоциональном отношении, в интересе к творческой деятельности. Креативность проявляется в качестве знаний, а также в творческом мышлении и воображении, настойчивости и самостоятельности в творческом поиске и формирование субъективно нового в определенной сфере деятельности.
Детям старшего дошкольного возраста характерны такие характеристики, как познавательная активность, стремление к исследованиям, интерес к творческой деятельности, склонность к подражанию. Специально организованная творческая деятельность особенно важна для развития творческого потенциала человека. При правильных условиях, созданных во время занятия, дети могут развивать гибкое мышление, развивать свои идеи и совершенствоваться.
Психолого-педагогическая диагностика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста показала невысокий уровень развития творческих способностей. В исследовании диагностируется в основном средний уровень развития творческого воображения и мышления, что актуализирует психолого-педагогическую деятельность по развитию творческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении. Этой проблеме будет посвящен следующий этап исследования.
Об авторах
Галина Юрьевна Ворожейкина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: gvorozh@mail.ru
Студент III курса психологического факультета Самарского государственного университета
Россия, 443011, Россия, Самара, ул. Академика Павлова, 1.Список литературы
- Богоявленская Д.Б Основные современные концепции творчества и одаренности [Текст] / Под ред. Д.Б Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология [Текст]: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 7-е изд., стереотип. / В. С Мухина. - М., 2002. – 456 с.
- Немов, Р.С. Общая психология В 3 т. Т.3. Психология личности [Текст]: учебник / Р.С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 739 с.
- Годфруа, Ж. Психология [Текст] / Ж. Годфруа. - М.: Мир, 1992 – 442 с.
- Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 1996 – 98 с.
- Венгер, Л.А. Путь к развитию творчества [Текст] / Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание. – 1982 - №11. – С.32 – 38
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер Ком, 1999 – 368с.
- Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии [Текст] / В.В. Юрчук - М.: «Современное слово», 2001.- 768с.
- Кудрявцев В. Т., Синельников В.А. Ребенок-дошкольник [Текст]: новый подход к диагностике творческих способностей / В.Т. Кудрявцев, В.А. Синельников // Дошкольное воспитание. - 2013 - № 9 – С. 52-59; № 10 - С. 62-69.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [Текст] / В.И Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2008. - С.38-39.