ЛИТЕРАТУРНЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КОНЦЕПЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО АЛЬБОМА

Обложка
  • Авторы: Еременко Е.Е.1
  • Учреждения:
    1. Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева
  • Выпуск: № 2 (19) (2021)
  • Страницы: 10-13
  • Раздел: Литературоведение
  • Дата публикации: 02.03.2022
  • URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/8867
  • ID: 8867

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе выявлены способы создания внутреннего единства в рамках концептуального музыкального альбома на материале современного музыкального текста. Выделяются литературные и паралитературные способы создания такого единства, однако внимание фокусируется на текстовом компоненте альбома. В частности, анализируется его роль в составе целого. Важным вопросом также является самостоятельность отдельных песен и возможность их существования вне рамок альбома в зависимости от архитектоники произведения. Также в статье рассматриваются книги, созданные по мотивам концептуальных музыкальных альбомов и дополняющие их, функция этих книг и взаимоотношения между литературным и музыкальным текстом в рамках сконструированной реальности.

Полный текст

Положение музыкального текста относительно литературы представляет собой актуальный для современной филологии вопрос, поскольку сближение этих двух искусств – словесного и музыкального – происходит в последние годы всё более интенсивно. В работе «Проблема сюжета в концептуальном музыкальном альбоме (на примере диптиха альбомов «Альхимейра» группы «Мельница»)» [1] мы доказали, что, взглянув на концептуальный музыкальный альбом через призму понятий о сюжете и фабуле, можно увидеть его подобие поэме. Более того, представляется возможным даже разделить такие альбомы – аналогично поэмам – на лироэпические и лирические в зависимости от наличия связной истории как средства создания целостной концепции. Однако история сама по себе не является единственным таким средством: нынешний музыкальный альбом часто представляет собой текст, тесно соприкасающийся с другими медиа и использующий их как средства раскрытия авторского замысла. Это могут быть как литературные, так и паралитературные средства: так, в разных альбомах современных исполнителей для этой цели используются видео (причём как в виде традиционного клипа, так и в виде полноценного фильма), книга, комикс, сайт, квест и даже перформанс.

Роль текста в музыкальном альбоме

Причиной, по которой становится возможным рассматривать музыкальный альбом как явление поэтическое, является место в нём текстов песен. Даже если количество текста незначительно, он всё же может занимать значимое место в структуре альбома или песни; содержательность же его будет меняться в зависимости от массовости исполнителя и цели создания музыкальной композиции: те, что являются чисто развлекательными, обычно демонстрируют свою главную мысль открыто и прямо, менее склоняющиеся в сторону массовой культуры авторы используют лаконичность текста как один из приёмов выразительности. Так, относительно короткие тексты петербургской экспериментальной музыкальной группы Shortparis, во-первых, создают пространство для интерпретации (в силу своей лаконичности в том числе), во-вторых, могут органично вплетаться в единство, создаваемое альбомами и живыми выступлениями группы. Клипы, больше похожие на короткометражные фильмы, выступления, превращённые в перформанс, в которых даже выбор места несёт в себе определённое содержание, аккомпанемент и своеобразная манера исполнения создают многослойную структуру.

С другой стороны, есть случаи, когда мы встречаем обратную ситуацию: в центре внимания находится сложно выстроенный текст, а музыкальное сопровождение не играет значительной роли в создании смыслов. Условно альбомом такого типа можно назвать «Автопортреты» Хаски (Д. Кузнецова): слова здесь явно несут большую смысловую нагрузку, чем бит. Если сравнить его с EP (мини-альбомом) «Триптих о человечине», где центром сюжета является смена звучания, перерождение музыканта как субъекта творчества, разница будет видна ясно. На это работает и живой аккомпанемент на концерте, и переработки под этот аккомпанемент выпущенных ранее песен, и акцент на новом звучании треков, при котором не всегда удаётся сразу разобрать слова, которых к тому же становится значительно меньше и в количественном отношении.

Отношение между частью и целым. Место и роль песни в концептуальном музыкальном альбоме

Важным является также вопрос об отношении части и целого. Оно – в особенности в отношении к концептуальному альбому – представляет собой некую проблему. Если альбом не концептуален, каждая песня представляет собой отдельное целое, легко воспринимаемое в отдельности от остальных треков. В случае концептуального альбома же каждая песня в отдельности является лишь фрагментом общей картины, и хотя она и может быть прослушана и воспринята в отдельности от целого в большей или меньшей степени успешно, это восприятие всё равно не будет полным. Разделив альбомы на лирические и лироэпические в нашей работе «Проблема сюжета в концептуальном музыкальном альбоме (на материале диптиха альбомов «Альхимейра» группы «Мельница», мы можем предположить, что восприятие частей лирического альбома отдельно от целого будет легче, чем восприятие частей лироэпического. Объясняется это тем, что в первом случае песни связаны между собой при помощи сквозных образов или мотивов, а во втором их объединяет наличие фабулы и конкретных героев.

Однако, рассматривая конкретные примеры, можно заключить, что это предположение достаточно грубо обобщает имеющиеся данные. В действительности лироэпические альбомы тоже имеют разную конфигурацию; важно то, где автор говорит о своих героях и своём мире: в треках или в т.н. скитах (от англ. skit – сценка) – небольших разговорных скетчах.

Для примера можно рассмотреть несколько концептуальных альбомов, где сюжет организован по-разному. Начать хотелось бы с «Панихиды» рэпера Tilmil (Данил Козлов). Фабульная часть альбома содержится в 12 скитах («Радиоперехватах»), которые содержат записи сообщений главного героя, переданные им по рации его матери. Именно из них мы узнаём, как развиваются события. Однако несмотря на то, что большинство информации о мире мы получаем из скитов, сами треки тоже включают её в себя: содержащие  преимущественно размышления и чувства героя, они постоянно отсылают нас к реалиям вымышленного мира.

Таким образом, некоторые альбомы могут образовывать прочное единство, разъять которое сложно или почти невозможно. Если же треки и скиты вступают в иные отношения друг с другом, то и прочность связи отдельных треков с сюжетом альбома становится иной. Хорошим примером могут послужить цикл альбомов «Emoji FM» и незаконченная трилогия «Меланхолия Drive» Jubilee (Никита Кондратенко). Здесь фабула тоже реализована в скитах, а треки выступают как бы поддерживающим средством, раскрывающим не только  личности героев, но и личность автора. Они автобиографичны, содержат собственные размышления исполнителя. В обоих циклах музыка выступает, собственно, в качестве музыки. В «Emoji FM» местом действия является радиостанция, а каждый альбом представляет собой запись эфира. «Меланхолия Drive» же описывает поездку трёх друзей, а треки являются музыкальным фоном самой поездки: это музыка из плейлиста, составленного для них искусственным интеллектом, виртуальным ассистентом Мотивом, который встроен в машину друзей. Эти песни легко воспринять отдельно от целого, они не содержат в себе чёткой привязки к вымышленному миру.

Книги по мотивам музыкальных альбомов и их функция в рамках создания целостной концепции

Одним из эффективных средств создания единства в рамках концептуального альбома является дополнение литературного материала книгой, действие которой будет происходить во вселенной этого альбома. Рассмотрим две книги Хелависы, успешно изданные в 2013 и 2020 годах. Первая из них, «Ангелофрения», написана в соавторстве с Максимом Хорсуном. Она является дополнением к одноимённому альбому группы Мельница, внутренний сюжет которого представляет собой, по словам самой Хелависы, «хронику превращения человека в ангела». По-видимому, концептуальность этого альбома того же рода, что и у дилогии «Альхимейра»: собрание песен кажется разрозненным, но представляет собой развитие одной общей идеи, в дальнейшем эксплицированной в тексте книги.

Вторая книга, написанная Хелависой уже самостоятельно, – «Хроники Люциферазы. Три корабля». Она отсылает сразу к трём альбомам: релиз «Люцифераза», записанный дуэтом с гитаристом «Мельницы» С. Вишняковым, переплетается здесь с дилогией группы «Мельница» «Альхимейра», состоящей из альбомов «Алхимия» и «Химера». Выходит, что для понимания общей концепции необходимо изучить:

  • «Хроники Люциферазы»;
  • статью «Об устройстве планеты Люцифераза»;
  • тексты песен «Люциферазы»;
  • тексты «Альхимейры» вместе с прилагающимися к ним стихами, не положенными на музыку.

Центр сюжета «Альхимейры» – цепь понятий «любовь-смерть-рождение»: в текстах пара влюблённых вынуждена словно бы постоянно перерождаться, терять друг друга и вновь обретать. Истории, подобные этой, происходят во все времена: здесь они становятся бесконечным повествованием о вечной любви. Соединяя между собой разнообразные явления культуры, «Альхимейра» рассказывает историю, рождающуюся на стыке времён.  «Алхимия» и «Химера» являют собой «мужской» и «женский» альбомы, со- и противопоставленные в структуре дилогии.

 «Люцифераза» – альбом, состоящий из каверов на уже существующие песни и собственных композиций, объединённых тематикой огня и света, как бы проводит для нас экскурсию по одноимённой планете. «На планете Люцифераза сосуществуют колонисты с Земли и местные формы жизни. Они могут любить, страдать, воевать, летать, они помнят земные песни и имена и создают собственные, новые», – гласит описание альбома. «Люцифераза», таким образом, своеобразный сборник песен этой планеты – привезённых с Земли (каверы) и местных (оригинальные композиции). Книга же – описание того, как эта планета колонизировалась, своеобразная летопись вымышленного мира, представленного в альбомах: планета Люцифераза, согласно статье «Об устройстве планеты Люцифераза», является – предположительно – частью галактики Альхимейра.

Последнее, о чем хотелось сказать – это об общей оценке книг читателями и о возможности восприятия их вне целого. Если говорить об «Ангелофрении», её рейтинг на портале «LiveLib» составляет 2,9 из 5. Тем не менее, критика, которой подвергают книгу читатели, связана не с тем, что она плохо воспринимается в отдельности от альбома: их гораздо больше заботят сюжет, мотивация героев и язык книги. Само повествование вполне прямое, линейное, оно будет вполне адекватно воспринято и понято даже теми, кто не слушал альбом.

С «Хрониками Люциферазы» дело обстоит иначе. Эта книга несколько более успешна – её рейтинг составляет 3,9 из 5, а в качестве главного недостатка рецензенты отмечают быстрое движение сюжета и то, что многое необходимо додумывать. Также, по мнению многих читателей, для прочтения книги необходимо знать песни, на которых она основана – и в данном случае это правда. Здесь отсылки к альбому – не приятный бонус для просвещённого читателя, а база, на которой строится мир – от топонимов до мифологии.

Заключение

Таким образом, стоит отметить, что литературные способы концептуализации музыкального альбома разнообразны; каждый автор, создавая своё произведение, выбирает свой способ выстроить отношения между частью и целым, рассказать о своём вымышленном мире.

×

Об авторах

Елена Евгеньевна Еременко

Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: lena1997eee@yandex.ru

студент (магистратура, II курс),  социально-гуманитарный институт, факультет филологии и журналистики, кафедра русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Россия, 443086, г. Самара, Московское шоссе, д.34

Список литературы

  1. Еременко Е.Е. «Проблема сюжета в концептуальном музыкальном альбоме (на примере диптиха альбомов «Альхимейра» группы «Мельница»)»
  2. Shortparis. Так закалялась сталь [Электронный ресурс]. URL: https://genius.com/albums/Shortparis/So-steel-was-tempered (дата обращения: 01.04.21)
  3. Хаски. Автопортреты [Электронный ресурс] URL: https://genius.com/albums/Husky/Self-portraits (дата обращения: 01.03.21)
  4. Tilmil. Панихида [Электронный ресурс] URL: https://genius.com/albums/Tilmil/Farewell (дата обращения: 20.03.21)
  5. Jubilee. Меланхолия Drive [Электронный ресурс] URL: https://genius.com/albums/Jubilee/Drive-melancholy-drive (дата обращения: 20.04.21)
  6. Jubilee. Emoji FM [Электронный ресурс] URL: https://genius.com/albums/Jubilee/Emoji-fm (дата обращения: 20.04.21)
  7. О‘Шей Н., Хорсун М. Ангелофрения. [Текст] // Н. О‘Шей, М. Хорсун / М.: Экс-мо, 2013.
  8. Мельница. Хелависа – Люцифераза (2018) [Электронный ресурс] URL: https://genius.com/albums/Jubilee/Emoji-fm (дата обращения: 13.04.21)
  9. О‘Шей Н. Хроники Люциферазы. Три корабля. [Текст] // Н. О‘Шей / М.: Livebook, 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах