МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
- Авторы: Курносова Е.А.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный университет
- Выпуск: № 1 (6) (2015)
- Страницы: 103-107
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2015
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9115
- ID: 9115
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время туризм является одним из наиболее перспективных направ- лений развития региона, способствующий как эффективному использованию турист- ского потенциала, так и экономическому развитию конкретного субъекта РФ. Дина- мичное развитие регионального туризма требует систематического и комплексного исследования, в рамках которого должны изучаться общерегиональные тенденции, на- правления туристических потоков, опыт в привлечении туристов из других регионов и стран, стратегии конкурентов, статистика рынка туристских услуг региона, его воз- можностей [1]. Таким образом, исследование регио- нального рынка туристских услуг следует проводить по следующим направлениям: анализ природных факторов и рек- реационных условий региона; анализ материальной базы и инфра- структуры отдыха в регионе; ных объектов эстетического характера; ана- лиз природных объектов оздоровительно- лечебного характера региона. При осуществлении анализа природ- ных и рекреационных условий необходимо выделять такой важный показатель как рек- реационная емкость. Рекреационное исполь- зование природных ландшафтов допустимо до предельных состояний, до которых обес- печивается самовосстановление природных территорий. Расчет рекреационной емкости основывается на определении влияния рек- реационных нагрузок на различные природ- но-территориальные комплексы и определе- ние оптимального количества рекреантов на существующих и планируемых туристских маршрутах. Расчет рекреационной емкости (К), то есть количества единовременно отдыхаю- щих на отдельных участках туристских маршрутов осуществляется по формуле: анализ потребителей туристских услуг региона; где: К = N × S × Kn , (1) анализ спроса и предложения на рынке туристских услуг региона; анализ качества обслуживания по- требителей на рынке туристских услуг. Анализ природных факторов и рек- реационных условий региона включает в се- бя: анализ флоры и фауны; анализ природ- © Курносова Е. А., 2015. Курносова Елена Александровна (elena.obrazovanie@yandex.ru), старший преподаватель кафедры экономики Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. N - нормативная рекреационная нагрузка за- данного режима, чел/га; S - площадь природной рекреационной тер- ритории, га; Kn - коэффициент, учитывающий природный состав растительности природно-территори- ального комплекса. Степень устойчивости природных территорий к рекреационным нагрузкам по- вышается в зависимости от степени благоус- тройства территории: упорядочения турист- ских потоков, устройство твердых покрытий по пути следования, устройства экологиче- ских троп, благоустройства мест стоянок и отдыха. Показатели, характеризующие со- Число гостей на проданный номер один из главных показателей загрузки но- мерного фонда гостиницы: стояние и развитие материально-техни- ческой базы и инфраструктуры отдыха в ре- гионе, определяют ее мощность в данном регионе. К ним относятся: коечный фонд где: Г ср = Г , Н ф (4) гостиниц и других средств размещения; чис- ло мест на предприятиях питания, об- служивающих туристов; число мест на пред- приятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п. [2]. Развитие материальной базы и инфра- структуры отдыха включает в себя наличие: телекоммуникаций, телефонной связи, Inter- Г ср - среднее число гостей на один продан- ный номер; Г - общее число гостей. Уровень загрузки гостиницы - по- казатель реализации гостиничных номеров: Н net; мест общепита, культурно-развлекатель- ных учреждений, предприятий сервиса; обо- рудованных пляжей, мест для отдыха; гостигде: З = ф , (5) Н н ниц, гостевых домов, туристских приютов; предприятий по производству сувениров и туристских товаров. В свою очередь эффективность рабо- ты гостиницы можно определить по сле- дующим показателям: 1. Коэффициент многократной за- грузки - показатель, определяющий долю номеров, занятых более чем одним лицом: (Г - Н ) З - коэффициент загрузки гостиницы; Н н - число номеров, предложенных для про- дажи. 5. Показатель эффективности управ- ления - отражает долю дохода после удер- жания фиксированных платежей в общем объеме валового дохода гостиницы: К = ЧД , (6) Д где: М = ф Н ф , (2) где: К - коэффициент эффективности управле- М - коэффициент многократной загрузки; Г - число гостей; Н ф - число фактически проданных номеров в гостинице. 2. Мощность коечного фонда, отра- жающая совокупность койко-мест круглого- дичного и сезонного использования, опреде- ляется по формуле: Мк = Кг • 365 + Кс • tc, (3) где: Мк - мощность коечного фонда, ед.; Кг - число койко-мест круглогодичного использования; Кс - число койко-мест сезонного использо- вания; tc - число дней сезонного использования. ния; Д - валовой доход; ЧД - чистый доход после удержания фикси- рованных платежей. 6. Средняя цена гостиничного номе- ра - показатель коммерческой эффективно- сти гостиницы: Р = Д , (7) Н ф где: Р - средняя цена гостиничного номера. Вышеперечисленные показатели по- зволяют дать количественный анализ дея- тельности инфраструктурной составляющей рынка туристских услуг региона. Анализ потребителей туристских услуг региона осуществляется с целью их сег- ментации, причем целесообразным пред- ставляется проведение анализа, как жителей изучаемого региона, так и приезжающих гостей. В результате проведения анализа попо цене (Е ц ): Е ц где: = D Q : Q D P , P (10) требителей можно получить важную инфор- мацию относительно: потребностей, которые удовлетво- ряет конкретная туристическая услуга; требований, предъявляемых потре- бителям к туруслуге и уровню сервиса; мотиваций, которые следует реали- зовать для приобретения туруслуги; источниках информации, опреде- ляющих выбор покупки. Основным источником информации для проведения анализа потребителей турус- DQ - величина спроса потребителей, руб.; DР - изменение цены на продукцию, руб. Показатель характеризует уровень ценовой эластичности, оказывающей влия- ние на наличие и доступность товаров- заменителей, долю затрат на данный товар, фактор времени. Коэффициент эластичности спроса по доходу (Е д ): луг является метод опрос. Результатом проведения анализа по- требителей является выделение сегмента погде: Е д = D Q : Q D R , R (11) требителей туристических услуг по возрасту, полу, уровню дохода и другим характери- стикам. Для проведения анализа спроса и предложения на рынке туристских услуг ре- гиона целесообразным представляется про- анализировать целую систему показателей развития рынка туристских услуг. Система показателей для оценки со- стояния рынка туристических услуг включа- DR - величина дохода потребителей, руб. Коэффициент показывает, как изме- няется спрос при изменении дохода покупа- телей. Коэффициент неравномерности ту- ристского потока (Кн). Отражает неравно- мерность туристского потока в течение года: Дmax ет следующее. Уровень инфляции, характеризую- щий темп прироста индекса цен. Показатель где: Кн = , Д (12) определяется по следующей формуле: Дmax - число туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней; где: Inf = I p - 100 %, (8) Д - общее число туродней. 5.1 Количество туродней (Д), опреде- Inf - уровень инфляции; Iр - рост уровня инфляции. ляется по формуле: Д = Ч • tcp, (13) Оценка динамики инфляции (N) производится по формуле: где: Ч - число туристов; tcp - среднее число дней, проведенных в регде: I - I N = nf 1 nf 0 , Inf 1 (9) гионе одним туристом. 6. Величина суммарных туристских Inf0, Inf1 - уровень инфляции в базисном и те- кущем периодах соответственно. 3. Коэффициент эластичности спроса расходов (Pz) определяется следующим образом: Pz = Д • Рср, (14) где: Д - количество туродней; Рср - средние расходы туриста за сутки. Анализ спроса на рынке туристских услуг целесообразно проводить по двум на- правлениям: въездной и выездной туризм. Предложение можно определить как Показатель характеризует отношение количества жалоб и замечаний, поступивших от клиентов на туруслуги, к общему их объ- ему реализации. 3. Коэффициент обслуживания потребителей (К обс. ): шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продагде: Кобс = ∑ Х1 + ∑ Х 2 - ∑ Х 3 ∑ Х1 + ∑ Х 2 + ∑ Х 3 + ∑ Х 4 , (17) же на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение на рынке туристиче- ских услуг оценивается путем анализа ассор- тимента предлагаемых услуг туристических агентств, и включает организацию как вы- ездного, так и въездного туризма [3]. Уровень развития рынка туристских услуг во многом зависит от качества об- служивания потребителей на данном рынке. Высокий уровень качества обслуживания способствует развитию рынка за счет при- влечения новых потребителей. К показателям, характеризующим ка- чество работы предприятия с потребителями, относится: Коэффициент степени удовлетво- рения спроса (К у.с. ) характеризует отноше- ние фактического объема реализации услуг к величине текущего рыночного спроса: ∑ Х1 - сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «отлично»; ∑ Х2 - сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «хорошо»; ∑ Х3 - сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «удовлетворительно»; ∑ Х4 - сумма оценок покупателей сервисно- го обслуживания на «неудовлетворительно». При этом если 0,9 ≤ Кобсл ≤ 1 - от- личный уровень обслуживания; 0,8 ≤ Кобсл ≤ 0,89 - хороший уровень обслуживания; 0,7 ≤ Кобсл ≤ 0,79 - удовлетворитель- ный уровень обслуживания; Кобсл < 0,7 - неудовлетворительный уровень обслуживания. 4. Коэффициент своевременности выполнения заказа на услуги турфирмы (К с.з. ): К Ор.ф. , К = Nв.с. (18) где: у.с. = Q (15) где: с.з. , N з Ор.ф. - фактический объем реализации про- дукции в натуральном или стоимостном выражении. Q - текущий рыночный спрос в натуральном или стоимостном выражении. Коэффициент качества обслуживания (К кач. ): N в.с. - количество заказов предприятия, вы- полненных своевременно, ед.; N з - общее количество заказов. Коэффициент характеризует отноше- ние количества заказов на продукцию пред- приятия, выполненных своевременно, к об- щему их количеству. 5. Обобщающим показателем оценки где: О кач К = 1 - Nж , р (16) качества обслуживания турагентства являет- ся расчет интегрального коэффициента оценки качества работы с клиентами (К инт ), Nж - количество жалоб и замечаний, поступивших от клиентов на туруслуги, ед.; Ор - объем реализации туруслуг, шт. что в свою очередь позволит дать комплекс- ную оценку качества работы фирмы с потре- бителями [4]. Кинт = 3 К у.с. ´ Кобс ´ Кс.з. (19) рынка сферы услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. 2012. № 5 (25). С. 55-58. Резюмируя выше изложенное, необходимо отметить в последние годы количе- ство факторов, оказывающих влияние на развитие регионального рынка туристских услуг заметно возросло. Спрос резко диф- ференцировался: граждане с высоким уров- нем доходов демонстрируют соответственно высокую избирательность и требователь- ность к качеству туристских услуг. Таким образом, заинтересованным продавцам не- обходимо находить конкурентные преиму- щества, позиционировать и развивать туризм с учетом особенностей и потенциала кон- кретного региона.Об авторах
Елена Александровна Курносова
Самарский государственный университет
Email: elena.obrazovanie@yandex.ru
443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1
Список литературы
- Медведева Е. В. Методический инструментарий, применяемый при анализе рынка сферы услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. 2012. № 5 (25). С. 55-58.
- Насакина Л. А. Комплексная методика анализа ассортимента платных сервисных услуг // В мире научных открытий. 2011. № 10 (2). С. 776-790.
- Скорниченко Н. Н. Теоретико-методологические аспекты исследования факторов формирования спроса на продукцию предприятия сферы сервиса // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. № 3 (4). С. 115-120.
- Оруч Т. А. Исследование качества обслуживания потребителей услуг: проблемы и методология // Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал]. 2013. № 9 (29). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9201385/pdf_538 (дата обращения: 1.06.2015).