METHODS STUDY OF REGIONAL TOURISM MARKET

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article is devoted to the study of the regional market of tourist services. The basic directions of research of the regional market of tourist services, provides a methodology and indicators of their calculation.

Full Text

В настоящее время туризм является одним из наиболее перспективных направ- лений развития региона, способствующий как эффективному использованию турист- ского потенциала, так и экономическому развитию конкретного субъекта РФ. Дина- мичное развитие регионального туризма требует систематического и комплексного исследования, в рамках которого должны изучаться общерегиональные тенденции, на- правления туристических потоков, опыт в привлечении туристов из других регионов и стран, стратегии конкурентов, статистика рынка туристских услуг региона, его воз- можностей [1]. Таким образом, исследование регио- нального рынка туристских услуг следует проводить по следующим направлениям: анализ природных факторов и рек- реационных условий региона; анализ материальной базы и инфра- структуры отдыха в регионе; ных объектов эстетического характера; ана- лиз природных объектов оздоровительно- лечебного характера региона. При осуществлении анализа природ- ных и рекреационных условий необходимо выделять такой важный показатель как рек- реационная емкость. Рекреационное исполь- зование природных ландшафтов допустимо до предельных состояний, до которых обес- печивается самовосстановление природных территорий. Расчет рекреационной емкости основывается на определении влияния рек- реационных нагрузок на различные природ- но-территориальные комплексы и определе- ние оптимального количества рекреантов на существующих и планируемых туристских маршрутах. Расчет рекреационной емкости (К), то есть количества единовременно отдыхаю- щих на отдельных участках туристских маршрутов осуществляется по формуле: анализ потребителей туристских услуг региона; где: К = N × S × Kn , (1) анализ спроса и предложения на рынке туристских услуг региона; анализ качества обслуживания по- требителей на рынке туристских услуг. Анализ природных факторов и рек- реационных условий региона включает в се- бя: анализ флоры и фауны; анализ природ- © Курносова Е. А., 2015. Курносова Елена Александровна (elena.obrazovanie@yandex.ru), старший преподаватель кафедры экономики Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. N - нормативная рекреационная нагрузка за- данного режима, чел/га; S - площадь природной рекреационной тер- ритории, га; Kn - коэффициент, учитывающий природный состав растительности природно-территори- ального комплекса. Степень устойчивости природных территорий к рекреационным нагрузкам по- вышается в зависимости от степени благоус- тройства территории: упорядочения турист- ских потоков, устройство твердых покрытий по пути следования, устройства экологиче- ских троп, благоустройства мест стоянок и отдыха. Показатели, характеризующие со- Число гостей на проданный номер один из главных показателей загрузки но- мерного фонда гостиницы: стояние и развитие материально-техни- ческой базы и инфраструктуры отдыха в ре- гионе, определяют ее мощность в данном регионе. К ним относятся: коечный фонд где: Г ср = Г , Н ф (4) гостиниц и других средств размещения; чис- ло мест на предприятиях питания, об- служивающих туристов; число мест на пред- приятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п. [2]. Развитие материальной базы и инфра- структуры отдыха включает в себя наличие: телекоммуникаций, телефонной связи, Inter- Г ср - среднее число гостей на один продан- ный номер; Г - общее число гостей. Уровень загрузки гостиницы - по- казатель реализации гостиничных номеров: Н net; мест общепита, культурно-развлекатель- ных учреждений, предприятий сервиса; обо- рудованных пляжей, мест для отдыха; гостигде: З = ф , (5) Н н ниц, гостевых домов, туристских приютов; предприятий по производству сувениров и туристских товаров. В свою очередь эффективность рабо- ты гостиницы можно определить по сле- дующим показателям: 1. Коэффициент многократной за- грузки - показатель, определяющий долю номеров, занятых более чем одним лицом: (Г - Н ) З - коэффициент загрузки гостиницы; Н н - число номеров, предложенных для про- дажи. 5. Показатель эффективности управ- ления - отражает долю дохода после удер- жания фиксированных платежей в общем объеме валового дохода гостиницы: К = ЧД , (6) Д где: М = ф Н ф , (2) где: К - коэффициент эффективности управле- М - коэффициент многократной загрузки; Г - число гостей; Н ф - число фактически проданных номеров в гостинице. 2. Мощность коечного фонда, отра- жающая совокупность койко-мест круглого- дичного и сезонного использования, опреде- ляется по формуле: Мк = Кг • 365 + Кс • tc, (3) где: Мк - мощность коечного фонда, ед.; Кг - число койко-мест круглогодичного использования; Кс - число койко-мест сезонного использо- вания; tc - число дней сезонного использования. ния; Д - валовой доход; ЧД - чистый доход после удержания фикси- рованных платежей. 6. Средняя цена гостиничного номе- ра - показатель коммерческой эффективно- сти гостиницы: Р = Д , (7) Н ф где: Р - средняя цена гостиничного номера. Вышеперечисленные показатели по- зволяют дать количественный анализ дея- тельности инфраструктурной составляющей рынка туристских услуг региона. Анализ потребителей туристских услуг региона осуществляется с целью их сег- ментации, причем целесообразным пред- ставляется проведение анализа, как жителей изучаемого региона, так и приезжающих гостей. В результате проведения анализа попо цене (Е ц ): Е ц где: = D Q : Q D P , P (10) требителей можно получить важную инфор- мацию относительно: потребностей, которые удовлетво- ряет конкретная туристическая услуга; требований, предъявляемых потре- бителям к туруслуге и уровню сервиса; мотиваций, которые следует реали- зовать для приобретения туруслуги; источниках информации, опреде- ляющих выбор покупки. Основным источником информации для проведения анализа потребителей турус- DQ - величина спроса потребителей, руб.; DР - изменение цены на продукцию, руб. Показатель характеризует уровень ценовой эластичности, оказывающей влия- ние на наличие и доступность товаров- заменителей, долю затрат на данный товар, фактор времени. Коэффициент эластичности спроса по доходу (Е д ): луг является метод опрос. Результатом проведения анализа по- требителей является выделение сегмента погде: Е д = D Q : Q D R , R (11) требителей туристических услуг по возрасту, полу, уровню дохода и другим характери- стикам. Для проведения анализа спроса и предложения на рынке туристских услуг ре- гиона целесообразным представляется про- анализировать целую систему показателей развития рынка туристских услуг. Система показателей для оценки со- стояния рынка туристических услуг включа- DR - величина дохода потребителей, руб. Коэффициент показывает, как изме- няется спрос при изменении дохода покупа- телей. Коэффициент неравномерности ту- ристского потока (Кн). Отражает неравно- мерность туристского потока в течение года: Дmax ет следующее. Уровень инфляции, характеризую- щий темп прироста индекса цен. Показатель где: Кн = , Д (12) определяется по следующей формуле: Дmax - число туродней в месяце максимального туристского потока, чел.-дней; где: Inf = I p - 100 %, (8) Д - общее число туродней. 5.1 Количество туродней (Д), опреде- Inf - уровень инфляции; Iр - рост уровня инфляции. ляется по формуле: Д = Ч • tcp, (13) Оценка динамики инфляции (N) производится по формуле: где: Ч - число туристов; tcp - среднее число дней, проведенных в регде: I - I N = nf 1 nf 0 , Inf 1 (9) гионе одним туристом. 6. Величина суммарных туристских Inf0, Inf1 - уровень инфляции в базисном и те- кущем периодах соответственно. 3. Коэффициент эластичности спроса расходов (Pz) определяется следующим образом: Pz = Д • Рср, (14) где: Д - количество туродней; Рср - средние расходы туриста за сутки. Анализ спроса на рынке туристских услуг целесообразно проводить по двум на- правлениям: въездной и выездной туризм. Предложение можно определить как Показатель характеризует отношение количества жалоб и замечаний, поступивших от клиентов на туруслуги, к общему их объ- ему реализации. 3. Коэффициент обслуживания потребителей (К обс. ): шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продагде: Кобс = ∑ Х1 + ∑ Х 2 - ∑ Х 3 ∑ Х1 + ∑ Х 2 + ∑ Х 3 + ∑ Х 4 , (17) же на рынке по каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение на рынке туристиче- ских услуг оценивается путем анализа ассор- тимента предлагаемых услуг туристических агентств, и включает организацию как вы- ездного, так и въездного туризма [3]. Уровень развития рынка туристских услуг во многом зависит от качества об- служивания потребителей на данном рынке. Высокий уровень качества обслуживания способствует развитию рынка за счет при- влечения новых потребителей. К показателям, характеризующим ка- чество работы предприятия с потребителями, относится: Коэффициент степени удовлетво- рения спроса (К у.с. ) характеризует отноше- ние фактического объема реализации услуг к величине текущего рыночного спроса: ∑ Х1 - сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «отлично»; ∑ Х2 - сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «хорошо»; ∑ Х3 - сумма оценок покупателей сервисного обслуживания на «удовлетворительно»; ∑ Х4 - сумма оценок покупателей сервисно- го обслуживания на «неудовлетворительно». При этом если 0,9 ≤ Кобсл ≤ 1 - от- личный уровень обслуживания; 0,8 ≤ Кобсл ≤ 0,89 - хороший уровень обслуживания; 0,7 ≤ Кобсл ≤ 0,79 - удовлетворитель- ный уровень обслуживания; Кобсл < 0,7 - неудовлетворительный уровень обслуживания. 4. Коэффициент своевременности выполнения заказа на услуги турфирмы (К с.з. ): К Ор.ф. , К = Nв.с. (18) где: у.с. = Q (15) где: с.з. , N з Ор.ф. - фактический объем реализации про- дукции в натуральном или стоимостном выражении. Q - текущий рыночный спрос в натуральном или стоимостном выражении. Коэффициент качества обслуживания (К кач. ): N в.с. - количество заказов предприятия, вы- полненных своевременно, ед.; N з - общее количество заказов. Коэффициент характеризует отноше- ние количества заказов на продукцию пред- приятия, выполненных своевременно, к об- щему их количеству. 5. Обобщающим показателем оценки где: О кач К = 1 - Nж , р (16) качества обслуживания турагентства являет- ся расчет интегрального коэффициента оценки качества работы с клиентами (К инт ), Nж - количество жалоб и замечаний, поступивших от клиентов на туруслуги, ед.; Ор - объем реализации туруслуг, шт. что в свою очередь позволит дать комплекс- ную оценку качества работы фирмы с потре- бителями [4]. Кинт = 3 К у.с. ´ Кобс ´ Кс.з. (19) рынка сферы услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. 2012. № 5 (25). С. 55-58. Резюмируя выше изложенное, необходимо отметить в последние годы количе- ство факторов, оказывающих влияние на развитие регионального рынка туристских услуг заметно возросло. Спрос резко диф- ференцировался: граждане с высоким уров- нем доходов демонстрируют соответственно высокую избирательность и требователь- ность к качеству туристских услуг. Таким образом, заинтересованным продавцам не- обходимо находить конкурентные преиму- щества, позиционировать и развивать туризм с учетом особенностей и потенциала кон- кретного региона.
×

About the authors

Elena Aleksandrovna Kurnosova

Samara State University

Email: elena.obrazovanie@yandex.ru
443011, Russia, Samara, Academic Pavlov Str., 1

References

  1. Медведева Е. В. Методический инструментарий, применяемый при анализе рынка сферы услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. 2012. № 5 (25). С. 55-58.
  2. Насакина Л. А. Комплексная методика анализа ассортимента платных сервисных услуг // В мире научных открытий. 2011. № 10 (2). С. 776-790.
  3. Скорниченко Н. Н. Теоретико-методологические аспекты исследования факторов формирования спроса на продукцию предприятия сферы сервиса // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. № 3 (4). С. 115-120.
  4. Оруч Т. А. Исследование качества обслуживания потребителей услуг: проблемы и методология // Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал]. 2013. № 9 (29). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/9201385/pdf_538 (дата обращения: 1.06.2015).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Proceedings of young scientists and specialists of the Samara University

ISSN 2782-2982 (Online)

Publisher and founder of the online media, journal: Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

The online media is registered by the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technology and Mass Communications, registration number EL No. FS 77-86495 dated December 29, 2023

Extract from the register of registered media

Regulation of the online media

Editor-in-chief: Andrey B. Prokof'yev, Doctor of Science (Engineering), associate professor,
head of the Department of Aircraft Engine Theory

2 issues a year

0+. Free price. 

Editorial address: building 22a, room 513, Soviet of Young Scientists and Specialists, 1, Academician Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Address for correspondence: room 513, building 22a, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Tel.: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Domain name: VMUIS.RU (Domain ownership certificate), Internet email address: https://vmuis.ru/smus.

The previous certificate is a printed media, the journal “Bulletin of Young Scientists and Specialists of Samara University”, registered by the Office of the Federal Service for Supervision of Communications, Information Technologies and Mass Communications in the Samara Region, registration number series PI No. TU63-00921 dated December 27, 2017.

© Samara University

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies