ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ БЛОГА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- Авторы: Нарушева П.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1 (10) (2017)
- Страницы: 38-43
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.11.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9147
- ID: 9147
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
В обществе стремительно развиваю- контента, но и в тех, кто его создаёт [3]. щихся технологий невозможно не замечать, Виртуальный мир предоставляет массу воз- а тем более отрицать значимость сети Ин- можностей для решения проблемных ситуа- тернет. Это самый быстроразвивающийся ций реального мира, например, повышает медиа-ресурс в мире. В России около 40 млн. информационную мобильность, понижает пользователей глобальной сети, что состав- финансовые траты на информационное ляет примерно 35 % населения старше 16 лет обеспечение [4]. [1]. Стирая территориальные барьеры и со- В обыденном понимании под «вирту- здавая собственное уникальное простран- альным» зачастую понимают нечто «вы- ство, Интернет перестает быть «роскошью», мышленное», «несуществующее в реально- доступной немногим, а, напротив, объединя- сти» [5]. Если говорить о научном понима- ет вокруг себя целые классы пользователей. нии «виртуальности», то она выступает как Речь идёт о виртуальном пространстве. один из видов реальности. Непосредственно Безусловно, с появлением «всемирной о виртуальности начали говорить ещё много паутины» трансформируется традиционный веков назад, одним из первых к данной теме поиск информации, появляется бесчисленное обратился Фома Аквинский. Но если рас- количество сайтов, форумов, электронных сматривать такой терминологический союз библиотек, где можно найти ответ практиче- как «виртуальная реальность», то он стал ис- ски на любой вопрос. Кроме того, Интернет- пользоваться и изучаться относительно не- ресурсы дают возможность получить ту ин- давно. В научный оборот данный термин формацию, которая не транслируется на те- ввёл американский специалист в области левидении или в газетах [2]. Вместе с этим компьютерных технологий Дж. Ланьер в рождается новая возможность для коммуни- 1984 г. Он определил виртуальную реаль- каций. Современное медийное виртуальное ность как создаваемый на основе компью- пространство превращает Интернет- терных технологий искусственный мир, с пользователей не просто в потребителей которым человек входит в непосредственный контакт [6]. © Нарушева П. Ю., 2017. В современном научном дискурсе при Нарушева Полина Юрьевна, трансформации общественной коммуника- (narushevapolina@gmail.com), ции виртуальная реальность рассматривается магистрант социологического факультета как вид социальной реальности (субъектив- Самарского университета, 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. ная реальность). Понятия «социальная ре- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 39 альность» и «виртуальная реальность» свя- менной значимости, отсортированные в об- заны между собой основываясь на принципе ратном хронологическом порядке (последняя взаимодополнения, то есть данные категории запись сверху)» [7]. нельзя противопоставлять друг другу. С этой В целом, все исследователи согласны с точки зрения, наиболее верно будет опреде- тем положением, что: блог - это Интернет- лять виртуальную реальность как «интерак- сайт, на котором блогер может высказывать тивную технологию, вызывающую впечат- личное мнение. С точки зрения структуры ление контакта с подлинными субъектами, коммуникации блог всегда имеет одного ав- создающую полную иллюзию взаимодей- тора и множество комментаторов. ствия с миром, существующим только внут- По мнению редакции газеты ри генерируемой компьютером среды» [6]. «Washington Profile» создателем первого Заметный переход в виртуальное про- блога является американец Тим Бернерс-Ли, странство мы можем наблюдать в сфере который с 1992 г. делал свои заметки в сети коммуникаций с населением. К одному из и публиковал новости. По другой версии наиболее популярных способов информиро- первым блогером можно считать американ- вания людей о важных событиях, происхо- ского журналиста Джастина Холла, который дящих как в мире в целом, так и в жизни начал публиковать в Интернете идеи в конкретных Интернет-пользователей, можно 1994 г. [9]. Третьи считают, что первые бло- отнести блоги. Как отмечает Балакина Ю. В., ги появились в конце 1990-х гг., когда про- сегодня практически каждый руководитель граммисты начали создавать для пользовате- государства, региона, города ведёт свой блог лей простые способы размещения информа- [7]. И стоит отметить, что такой способ пе- ции в сети. В это время возникли такие веб- редачи информации становится всё популяр- сайты, как LiveJournal и OpenDiary. С их по- нее среди Интернет-аудитории. Одна из осо- мощью пользователи могли создавать сете- бенностей ведения блога заключается в том, вые журналы, просто заполняя электронный что публиковать тексты может любой жела- шаблон. Необходимо было лишь набрать ющий, имеющий выход в сеть, ведь для того, текст, не заботясь о том, как его нужно зако- чтобы вести свой блог не нужно иметь спе- дировать в HTML. Такая форма коммуника- циального образования. ции стремительно завоёвывала Интернет. В Термин «блог» происходит от англий- 2006 г. во всероссийской сети насчитывалось ского слова «weblog» (веб-журнал), автором более 30 млн. блогов, а в 2010 г. их число которого считается Джорн Барджер (1997 г.) приблизилось к 126 млн. [10] и сейчас про- Совокупность всех блогов Интернета приня- должает расти, во многом за счёт появления то называть блогосферой, а людей, ведущих новых форматов и площадок для ведения блоги - блогерами. личной Интернет-страницы. В научном сообществе существует Прототипом блога является традици- множество определений понятия «блог». онный личный дневник, в котором также со- Одни авторы считают, что «блог - это сете- блюдается хронология и неизменность запи- вой журнал, с короткими записями: ссылка сей. Но вместе с тем, блог несёт в себе зна- на место в сети, содержащая субъективный чимые отличия. В первую очередь, разница комментарий. В блоге контент постоянно обусловливается самой средой. Во вторую, обновляется и пополняется. Записи, разме- блог ведётся не только для создателя запи- щаемые в блогах, содержат небольшой текст сей, но даже в большей степени для его чи- с фотографией или мультимедиа. Блоги тателей. Виртуальное пространство видоиз- обычно публичны и предполагают полемику меняет структуру «интимного» и «публично- с автором» [8, c. 1]. го». Переживания Интернет-пользователей Существует другое определение поня- выносятся во вне, становятся доступными тия, согласно которому: «блог - веб-сайт, другим пользователям, то есть перестают основное содержимое которого - регулярно быть личными. Такие изменения происходят добавляемые записи, включающие текст, не только в блогосфере, но и в различных изображения или объекты мультимедиа. Для социальных сетях, которые предполагают блогов характерны недлинные записи вре- фиксирование жизнедеятельности пользова- 40 Социология теля с помощью текста или фотографий. Та- что реже наблюдается у блогеров-мужчин. кой переход к «публичной интимности» объ- Женский блог сложнее отличить по жанру и ясняется тем положением, что Интернет- чаще всего в нём реализуется несколько мо- пользователи находятся в поиске Другого Я, тивов одновременно: представление себя, пытаются получить ответы о себе и хотят, коммуникация с друзьями, ведение личного чтобы виртуальный социум дал им некую дневника [12]. оценку [3]. В исследовании, проведённом учёными Если попробовать составить усреднён- из Стенфордского университета на основа- ный портрет блогера, можно отметить в нии глубинных интервью, были выделены первую очередь то, что большинство из них, пять возможных мотивов ведения блогов: находятся в возрасте от 16 до 30 лет, как 1) документирование жизни; правило, с уровнем образования от колледжа 2) сбор комментариев и мнений; и выше. В зависимости от возраста, автор 3) ощущение глубоких эмоций; выбирает проблематику своего блога. Но 4) формулировка идей через написание стоит подчеркнуть, что нельзя выделить их в блоге (поиск музы); определённый возраст для блогеров, бывают 5) создание общественных форумов для случаи, когда возраст значительно выше обсуждения каких-либо проблем [13]. среднего, а бывает, наоборот, от 0-3 лет. Та- Блог имеет определённую структуру, в кая ситуация возможна в тех случаях, если частных случаях она может отличаться, но блог ведётся родителем от имени своего ре- всегда остаются неотъемлемые составляю- бенка или даже питомца. Сегодня эта тема щие любого блога. Можно выделить следу- весьма распространена по всему миру, суще- ющие элементы: личная информация о со- ствует множество популярных блогов зна- здателе блога, календарь записей, архив, менитых кошек, собак, вымышленных пер- друзья, гостевая книга, поиск по блогу и сонажей и т. д. ссылки. Как правило, в центре располагают- В городах-мегаполисах число блогеров ся сами записи, которые вызывают непо- значительно выше, чем в провинциях, здесь средственный интерес читателей, но вместе с существует прямая зависимость между чис- тем, нельзя приуменьшать значимости ленностью населения и количеством блоге- остальных элементов, которые помогают ве- ров. Темы, на которые обращают свое вни- сти блог, делать его более привлекательным мание блогеры, зависят не только от возрас- и популярным. та, но, зачастую, и от их наличия собствен- В своей статье «Блоги - новое явление ного дохода и места проживания, а уровень в текстовой лингвистики» Балакина Ю. В. дохода блогеров в большинстве своём опре- выделяет ряд особенностей, характерных для деляется выше прожиточного минимума. блога. Исследования показывают, что блогеры из Во-первых, в блоге присутствует ги- крупных городов чаще обсуждают, напри- пертекст, помогающий читателям легко ори- мер, новые гаджеты, а блогеры из средних ентироваться. Гипертекст многомерен, нели- городов пишут о религии [11]. неен и, строго говоря, такой текст невозмож- Оценивая гендерные характеристики но напечатать. Такой текст может существо- блогеров, часть исследователей считает, что вать только в сети Интернет. Так, гипертек- в блогосфере практически нет гендерных от- стом выделяются основные элементы блога личий. Однако есть и те, кто данные отличия (личная информация о создателе блога, ар- всё же замечают и считают их значимой чер- хив, поиск и т. д.). той профиля блога. Прежде всего, разница Во-вторых, блоги относятся к мульти- заключается в самой подаче информации в медийным текстам, так как большинство из блоге. Можно отметить тот факт, что жен- них имеют графическое сопровождение. щины внимательней относятся к внешнему В-третьих, язык написания блога имеет виду своего блога и чаще используют его для свою специфику. Блог пишется на языке, поддержания связей с друзьями. Плюс ко принятом для использования в Интернете, а всему, женщинам свойственно давать эмо- именно: разговорный стиль, игнорирование циональную оценку описываемым событиям, знаков пунктуации, сокращение слов, ис- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 41 пользование большого количества англи- ресными людьми, для поиска новых знако- цизмов. мых. Стоит отметить, что одни авторы ведут Гасан Гусейнов в работе «Заметки к блог для общения со своими знакомыми, антропологии русского Интернета» выделил другие - непосредственно для поиска новых несколько типов совмещения латиницы и людей. кириллицы: 5) Функция развлечения. Эта функция - включение в текст фрагмента на чу- относится скорее не к самим блогерам, а к жом языке; пользователям, которые в свободное время - полная латинская транслитерация предпочитают читать блоги [10]. русского текста («Nashli internet i zavisli v Количество блогов и их читателей рас- seti»); тёт большими темпами, и, зачастую, они - использование русских букв вместо представляют собой более серьёзное явле- латинских, которые «принадлежат» тем же ние, чем можно себе представить. Самых ак- клавишам (так, З.Ы. означает P.S.); тивных блогеров, имеющих более тысячи - создание слов из фрагментов кирил- подписчиков на языке интернет- лицы и латиницы («Все покрылось пле- пользователей принято называть «блогера- сЕnew...»); ми-тысячниками». Такие блоги больше всего - симуляция кириллицы с использова- похожи на СМИ, так как они не только рас- нием 12 букв латинского алфавита и созда- пространяют информацию, но и имеют ние текстов на этом симулянте («A Y BAC определённую аудиторию. Однако, несмотря KAK?») [14]. на то, что между ними есть много общего, их Говоря о языке написания блогов, особое цели различны. Если в блоге автор публику- внимание стоит обратить на то, что важную роль ет тексты на наиболее интересные для него в передаче эмоций играют смайлы и звукопод- темы, подбирает эксклюзивную информа- ражательные средства. Они помогают воссо- цию, то СМИ делают акцент на привлечении здать атмосферу живого общения. В связи с большего количества читателей, для которых этим, можно говорить о том, что по содержа- публикуют свежие новости на регулярной нию, в отличие от формы, каждый блог обладает основе. своей индивидуальностью и направленностью. Отечественные исследователи Му- Как и любое явление, блоги реализуют ха А. В. и Кихтан В. В. дают целый ряд от- ряд функций. Сегодня принято выделять личительных признаков блога от СМИ: во- следующие их функции. первых, блоги представляют собой форму 1) Самопрезентация. В блоге автор де- любительского дневника; во-вторых, язык лится с читателями своей личной жизнью, написания блога значительно отличается от результатами своего творчества, информиру- языка СМИ. Блогеры излагают свои мысли в ет об интересных ему событиях. свободной форме, часто прибегают к жарго- 2) Саморазвитие / рефлексия. Эта низмам, чего не могут себе позволить СМИ; функция даёт возможность автору создать в-третьих, если блог ведётся по усмотрению образ второго «Я». В большинстве случаев автора, то СМИ публикуют новости по ходу авторы такого рода блогов используют псев- поступления событий; в-четвертых, блог не донимы или, говоря на языке Интернет- подчиняется законодательству, блогер не пользователей «никнеймы». Благодаря пись- имеет никаких прав и обязанностей. Основ- менному изложению своих мыслей блогер ное отличие между блогерами и журнали- имеет возможность провести более глубокий стами заключается в разной степени их от- анализ написанного. ветственности перед государством и обще- 3) Функция мемуаров. Автор записыва- ством. ет события, как и в традиционном дневнике, Сегодня, получив широкую популяр- о которых ему хотелось бы не забыть. Запи- ность, блоги начинают вытеснять традици- си позволяют построить блогеру коммуни- онные СМИ. По данным онлайн-опроса кацию с самим собой. MASMIRussia 2010 г., 18,5 % опрошенных 4) Непосредственно коммуникативная определяют для себя блоги как основной ис- функция. Блог ведётся для общения с инте- точник получения информации и новостей в 42 Социология культурной, политической, экономической и Интернет-пользователям самим создавать общественной сферах. Информационная контент, а не просто быть его потребителя- функция блогов определяется как одна из ми. В отличие от традиционного личного наиболее важных, после чтения рассказов о дневника, который является прототипом судьбе интересных респондентам людей. По блога, последний создается не только для одной из версий, к 2020 г. блоги могут прий- самого блогера, а даже в большей степени, ти на замену СМИ. Уже сегодня многие для других пользователей. Сфера личных журналисты всё чаще ссылаются на инфор- переживаний выносится на общее обозрение, мацию блогов. Однако здесь возникает про- появляется такое понятие как «публичная блема достоверности транслируемой инфор- интимность», которое объясняется тем фак- мации. В связи с тем, что блогеры не всегда том, что пользователи Интернет-сети пыта- проверяют подлинность публикуемой ин- ются собрать свой образ через оценку дру- формации, а иногда и намеренно её искажа- гих. Можно говорить о том, что блогосфера ют, многие общественные деятели выступа- оказывает влияние как на отдельного блоге- ют за то, чтобы 51 статья закона о СМИ рас- ра, так и на общество в целом. С каждым го- пространялась и на блоги [8]. дом всё больше пользователей, которые рас- Вопрос соотношения традиционных сматривают блоги как источник получения СМИ и блогов волнует сегодня многих ис- информации. Сегодня остро стоит вопрос о следователей. В статье «Блоги как форма том, нужно ли приравнивать блоги к СМИ. общественной коммуникации» Мамуто- Ведь, несмотря на то, что между ними есть ва Д. С. даже выделяет такой термин как различия, и те и другие способны конструи- «блоговая журналистика», понимая под ним ровать общественное сознание и влиять на возможность людей оперативно и без огра- поведение людей. ничений получать актуальную информацию и высказывать своё собственное мнение, Литература гражданскую позицию. Блоги сделали про-Об авторах
Полина Юрьевна Нарушева
Самарский университет
Email: narushevapolina@gmail.com
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Широкова И. Online-коммуникации: от классики до Web 2.0-технологии // Ремедиум: журнал о рынке лекарств и медицинской техники: ежемесячный специализированный информационно-аналитический журнал. М.: Ремедиум, 2010. № 7. С. 26-31.
- Романов А. А., Малышева Е. В., Данилкина Е. А. Блоги как медийные коммуникативные практики посткризисного региона // Медиалингвистика. Речевые жанры в массмедиа. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2014. С. 212-217.
- Барановская М. В. Блоги-публичная интимность // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 27-32.
- Романова А. П. Якушенков С. Н. Виртуальное культурное наследие в реальном и виртуальном мире // Научный журнал Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2010. № 3. С. 77-81.
- Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания. URL: http://www.rae.ru/monographs/23-644 (дата обращения: 04.12.2016).
- Мальчёнков И. Е. Виртуальная реальность в сети Интернет: социологический аспект // Философия и социальные науки. 2014. № 1. С. 53-57.
- Балакина Ю. В. Блоги - новое явление в текстовой лингвистике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. С. 101-104.
- Муха А. В., Кихтан В. В. Блоги и СМИ: сходства и различия // Международный студенческий научный вестник. 2014. № 1. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=11814 (дата обращения: 03.12.2016).
- Петросян В. Г. Блоги: СМИ или платформа свободного выражения? // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 1. № 5. С. 134-137.
- Стародубцев В. А., Горохова Л. А., Киселёва А. А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232-240.
- Небыков И. А., Ефимов Е. Г. Блоги как вид социальных интернет-сетей // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 2 (17). С. 119-124.
- Ефимов Е. Г. Блоги как вид социальных Интернет-сетей: гендерный аспект // Известия ВолгГТУ. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»: межвуз. сб. науч. ст. 2012. Вып. 10. № 3 (90). C. 50-53.
- Nardi B. A., Schiano D. J., Gumbrecht M., Swartz L. Why we blog // Communication of the ACM. 2004. Vol. 47. №. 12. P. 43-48.
- Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // НЛО: независимый филологический журнал. 2000. № 43. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2000/43/main8.html (дата обращения 23.11.2016).
- Мамутова Д. С. Блоги как форма общественной коммуникации // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 2. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/ pdf/phylolog/2012/02/2012-02-46.pdf (дата обращения 23.11.2016).