ПРОБЛЕМЫ АВТОНОМИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
- Авторы: Муллова А.А.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 1 (10) (2017)
- Страницы: 89-92
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.11.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9157
- ID: 9157
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
В силу принципа равноправия и само- В социально-политическом разрезе Ки- определения народов, закреплённого в Уставе тай - унитарное многонациональное госу- Организации Объединенных Наций (ООН), дарство. Большинство жителей (порядка все народы имеют право свободно определять 92 %) составляют собственно китайцы без вмешательства извне свой политический (ханьцы). Другие национальности, населяю- статус и осуществлять своё экономическое, щие Китай, обладают статусом националь- социальное и культурное развитие, и каждое ных меньшинств. Согласно Конституции государство обязано уважать это право в со- КНР в районах их компактного проживания ответствии с положениями Устава [1]. Ис- создаётся национальная автономия, которая ключением не является и Китайская Народная является главным способом разрешения Республика (КНР, Китай). национального вопроса в Китае [3]. Китайская Народная Республика - Идею национальной автономии можно крупнейшая по численности населения стра- найти у революционера-демократа Яна на (более 1, 3 млрд человек), экономическая Шоужэня и основателя КНР Мао Цзэдуна. сверхдержава, оказывающая непосредствен- Идею независимой провинции Хунань Ян ное влияние на процесс формирования ми- Шоужэнь высказал накануне Синхайской рового порядка. После окончания «холодной революции 1911 г. в своей брошюре «Новая войны» Китай остался единственным госу- Хунань». Данный общественный деятель дарством, способным с таким мастерством, настаивал на том, что свободная Хунань мо- масштабно и с глобальным эффектом воз- жет стать образцом для всех других провин- действовать на окружающий мир и форми- ций Китая и привести к объединению на но- ровать его в соответствии с собственными вых федералистских началах и возрождению представлениями. Во всём мире под впечат- китайской нации [4, с. 123]. лением поразительных экономических до- Мао Цзэдун в начале 20-х годов про- стижений, одержанных этой страной, стали шлого века был ярым приверженцем идеи прислушиваться к ней и копировать дей- независимости провинции Хунань и хотел ствующую в ней модель [2, с. 18]. создать в рамках неё некую особую «хунань- скую цивилизацию» - общество свободных людей, которые сами управляли бы своей © Муллова А. А., 2017. страной, без военного губернаторства и ар- Муллова Анастасия Александровна, мии, развивая образование, промышленность (mullovanast@yandex.ru), и торговлю. Он писал: «Единственный вы- студент III курса юридического факультета Самарского университета, ход для нас - это вести дело к самоопределе- 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. нию и самоуправлению, к созданию «Рес- 90 Юриспруденция публики Хунань» на территории Хунани. сомоны. Хошуны приравниваются к едини- Я думал об этом вновь и вновь и пришёл к цам уездного звена, сомоны - волостного. выводу, что только таким путём мы сможем Что касается аймаков, то они являются еди- спасти Хунань, спасти Китай и встать пле- ницами, аналогов которым в общей системе чом к плечу со всеми свободными нациями административно-территориального деления земли…» [4, с. 125-126]. нет [6, с. 765]. Первые автономные области в Китае Природа органов автономных образо- появились только в конце 1920-х годов ваний двойственна: с одной стороны, они (Внутренняя Монголия и Тибет). Лишь в выполняют функции органов государствен- 1952 году Административный Совет КНР ной власти, с другой - выступают в роли ор- принял Основные принципы осуществления ганов самоуправления населения данной районной национальной автономии, где ре- территории. гламентировались основные принципы В Конституции КНР закреплено, что учреждения и осуществления автономии, такими органами выступают Собрания права самоуправления, национальные отно- народных представителей (СНП) и народные шения в районах национальной автономии правительства. Они наделены автономными [5]. В настоящее время правовое положение полномочиями в распоряжении финансами автономных областей определяется Консти- своих образований, самостоятельно управ- туцией и Законом о районной национальной ляют экономическим развитием района (ру- автономии 1984 г. ководствуясь при этом государственными Следует отметить, что с началом «куль- планами), руководят образованием, наукой, турной революции» в 1966 году для нацио- здравоохранением, защищают культурное нальных автономий наступили не лучшие наследие своих народностей. времена. Началось искоренение националь- Примечательно, что, если акты выше- ных традиций, самосознания и религии, мас- стоящих органов государственной власти не сово закрывались и уничтожались буддий- соответствуют местным условиям, то органы ские монастыри, религиозное искусство, самоуправления автономий вправе изменить национальные языки в большей мере были или вовсе отменить их, но с разрешения вы- заменены китайским. Власти Китая стреми- шестоящих государственных органов [7, лись вытеснить из сознания широких народ- с. 464]. ных масс старые религиозные представления Кроме того, в многонациональных рай- путём пропаганды идей Мао Цзэдуна. В Ти- онах проводится так называемая корениза- бете в 1966-1969-е годы преследовались мно- ция кадров, то есть лица местных нацио- гие руководители-тибетцы, проводились мас- нальностей имеют определённые преимуще- совые репрессии, вся власть перешла в руки ства для занятия государственных должно- военных [5, с. 291]. стей. В Конституции КНР закреплено, что В настоящее время в Китае имеет место глава автономного района, округа или уезда быть административная форма национально- должен быть гражданином, относящимся к территориальной автономии. Малочисленные народности, осуществляющей национальную народы могут создавать 3 вида автономных автономию [3]. образований: автономные районы (самая Специфической формой автономии в крупная единица), автономные округа и авто- КНР являются особые административные номные уезды. Сегодня в стране образовано 5 районы (ОАР) с высокой степенью автоно- автономных районов (Тибет, Внутренняя мии, созданные на территории бывших ко- Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси- лоний Великобритании и Португалии - Гон- Чжуанский, Нинся-Хуэйский), 30 автоном- конг (Сянган) и Макао (Аомэнь). ных округов и более 120 автономных уездов. Высокая степень автономии означает, Автономные районы приравнены к провин- что кроме внешнеполитической деятельно- циям Китая, остальные входят в их состав. сти и обороны, которые относятся к исклю- Кроме того, определённые особенности чительной компетенции Центрального пра- имеются в административно-территориаль- вительства, ОАР оставляют за собой управ- ном делении национальных автономий. Так, ление финансовой и таможенной системой, автономный район Внутренняя Монголия проводят самостоятельную политику в обла- делится на аймаки, а те в свою очередь - на сти образования, культуры и науки, сохра- хошуны, низовыми же единицами являются няют членство в международных организа- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 91 циях. Сянган и Аомэнь имеют свою валюту, бетского народа китаизацией их оккупиро- создают свои суды окончательной инстан- ванной страны. В свою очередь в Пекине об- ции, на эти районы не распространялись виняют Далай-ламу в подстрекательстве к ограничения деторождения. В ОАР установ- беспорядкам с целью раскола Китая. лено равенство китайского и английского, Примечательно, что ещё в 1950-1960-е португальского языков в качестве официаль- годы в Тибете Центральное разведыватель- ных, действует принцип использования бри- ное управление США поддержало воору- танского и португальского права, если их жённое сопротивление китайской оккупации. положения не ущемляют суверенитет КНР и Тибетцы проходили военную подготовку в не противоречат Основному закону ОАР. Колорадо [9, с. 128]. Во внутренних делах компетенция ОАР Однако теоретически между Далай- ограничена лишь правами центра в назначении ламой и властями Китая нет неразрешимых высших должностных лиц районов и некоторы- противоречий. Далай-лама выступает за ав- ми его контрольными функциями в отношении тономию, а не за независимость; в офици- принимаемых в ОАР законов [6, с. 771]. альном заявлении китайских властей по Ти- Несмотря на высокую степень автоно- бету говорится о том, что они считают реги- мии, отношения Гонконга с остальной частью ональную этническую автономию в местах Китая складываются довольно сложно. Так, компактного проживания этнических сооб- например, жители Сянгана считают себя в ществ главным политическим методом раз- первую очередь гонконгцами, а потом уже решения этнических вопросов. китайцами. К тому же, они больше тяготеют к По мнению Ю. Л. Туровца, правильнее Западу, особенно к Великобритании и США, всего было бы вернуться к условиям согла- чем к своей исторической родине - Китаю. шения 1951 года, которое давало Тибету по- Большинство жителей Гонконга не поддер- чти те же права, которые предоставлены живают массовую миграцию из материкового Гонконгу сейчас. Права Центра следовало Китая, утверждая, что это наносит огромный бы записать в соответствующем документе, ущерб их экономике и культуре. Эти проти- который гарантировал бы права проживаю- воречия привели ко многим протестам, в том щих сегодня в Тибете ханьцев, оговорить числе и к так называемой «революции зонти- состав правительственного органа (обеспе- ков» в 2014-2015 гг., которая была направле- чив там большинство, дружественно настро- на против избирательной реформы [8]. енное по отношению к Пекину) и порядок Также общенациональной проблемой назначения приемлемого для Пекина главы является вопрос о воссоединении острова администрации, а Далай-ламу вернуть в Ти- Тайваня с материковой частью Китая. По бет исключительно на духовную, а не поли- Конституции КНР Тайвань - неотъемлемая тическую роль. Но для всего этого необхо- часть Китая, однако с 1949 г., после того, как димо желание двух противоборствующих там после поражения в Гражданской войне сторон и проведение серьёзных переговоров обосновалась партия Гоминьдан, он суще- [10]. ствует как государство де-факто, не призна- Китайская модель национальной автоно- ваемое большинством стран мира. Прави- мии отлична от западных, как и сама модель тельство КНР предлагает Тайваню получить многонационального социалистического госу- статус особого административного района дарства. Автономия в КНР в большей степени (по аналогии с Гонконгом и Макао). основана не на нормах Конституции и закона о Напряжёнными являются и отношения национальной автономии, а на идеях марксиз- КНР с Тибетом. 14 марта 2008 года там ма-ленинизма, и предполагает несколько моде- вспыхнули массовые антикитайские беспо- лей автономии в зависимости от различных рядки. Инициаторами протестов стали буд- обстоятельств. Так, Тайваню предлагается та- дийские монахи, вышедшие на марш в па- кая же высокая степень автономии, как ОАР мять о 49-й годовщине изгнания Далай-ламы Гонконгу и Макао, Тибету же - более низкая, из Тибета (который основал в Индии «пра- чем Гонконгу, но более высокая, чем вительство в изгнании»). По мнению сто- Синьцзяню и Внутренней Монголии [11, с. 91]. ронников тибетского правительства, причи- Таким образом, несмотря на предостав- ной этих волнений была репрессивная поли- ление КНР определённой самостоятельности тика Коммунистической Партии Китая своим автономиям, их правовое положение не (КПК) в Тибете и массовое недовольство ти- является совершенным, требует внимания и 92 Юриспруденция активных действий со стороны центральныхОб авторах
Анастасия Александровна Муллова
Самарский университет
Email: mullovanast@yandex.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 23.09.2016).
- Леонард М. О чем думают в Китае? М.: АСТ МОСКВА, 2009. 223 с.
- Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения 27.09.2016).
- Панцов А. В. Мао Цзэдун. М.: Молодая гвардия, 2012. 880 с.
- Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература, 2005. 351 с.
- Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / под ред. Б. А. Страшуна. М.: Норма, 2014. 1104 с.
- Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2013. 568 с.
- Магдалюк А. В. Проблема Гонконга в Китае. 2016. URL: http://sciarticle.ru/stat.php?i=1457883905 (дата обращения 06.10.2016).
- Данинос Ф. Повседневная жизнь ЦРУ. Политическая история 1947-2007. М.: Молодая гвардия, 2009. 365 с.
- Туровец Ю. Л. Волнения в Тибете 14 марта 2008 года. 2010. URL: http://www.confcontact.com/20100916/is_turov.htm (дата обращения 06.10.2016).
- Гарри И. Р. Китайская модель национальной районной автономии: пример Тибетского автономного района // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 7. С. 87-91.