ПРОБЛЕМЫ АВТОНОМИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена проблеме национальной автономии в Китайской Народной Республике. В работе рассмотрен феномен Китая как современного государства, выявлены положения Конституции Китая, касающиеся национальной автономии, исследована история возникновения и развития идеи национальной автономии в Китае. Особое внимание уделено особенностям современного статуса китайских автономных образований: определены их виды, характерные черты их административно-территориального деления, изучена природа органов власти автономий. Проведён анализ проблем в отношениях между Китайской Народной Республикой и её национальными автономиями (Гонконгом, Тибетом), Тайванем, предложены пути решения данных проблем. В статье также проводится сравнение разных моделей национальной автономии, применяемой Китаем.

Полный текст

В силу принципа равноправия и само- В социально-политическом разрезе Ки- определения народов, закреплённого в Уставе тай - унитарное многонациональное госу- Организации Объединенных Наций (ООН), дарство. Большинство жителей (порядка все народы имеют право свободно определять 92 %) составляют собственно китайцы без вмешательства извне свой политический (ханьцы). Другие национальности, населяю- статус и осуществлять своё экономическое, щие Китай, обладают статусом националь- социальное и культурное развитие, и каждое ных меньшинств. Согласно Конституции государство обязано уважать это право в со- КНР в районах их компактного проживания ответствии с положениями Устава [1]. Ис- создаётся национальная автономия, которая ключением не является и Китайская Народная является главным способом разрешения Республика (КНР, Китай). национального вопроса в Китае [3]. Китайская Народная Республика - Идею национальной автономии можно крупнейшая по численности населения стра- найти у революционера-демократа Яна на (более 1, 3 млрд человек), экономическая Шоужэня и основателя КНР Мао Цзэдуна. сверхдержава, оказывающая непосредствен- Идею независимой провинции Хунань Ян ное влияние на процесс формирования ми- Шоужэнь высказал накануне Синхайской рового порядка. После окончания «холодной революции 1911 г. в своей брошюре «Новая войны» Китай остался единственным госу- Хунань». Данный общественный деятель дарством, способным с таким мастерством, настаивал на том, что свободная Хунань мо- масштабно и с глобальным эффектом воз- жет стать образцом для всех других провин- действовать на окружающий мир и форми- ций Китая и привести к объединению на но- ровать его в соответствии с собственными вых федералистских началах и возрождению представлениями. Во всём мире под впечат- китайской нации [4, с. 123]. лением поразительных экономических до- Мао Цзэдун в начале 20-х годов про- стижений, одержанных этой страной, стали шлого века был ярым приверженцем идеи прислушиваться к ней и копировать дей- независимости провинции Хунань и хотел ствующую в ней модель [2, с. 18]. создать в рамках неё некую особую «хунань- скую цивилизацию» - общество свободных людей, которые сами управляли бы своей © Муллова А. А., 2017. страной, без военного губернаторства и ар- Муллова Анастасия Александровна, мии, развивая образование, промышленность (mullovanast@yandex.ru), и торговлю. Он писал: «Единственный вы- студент III курса юридического факультета Самарского университета, ход для нас - это вести дело к самоопределе- 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. нию и самоуправлению, к созданию «Рес- 90 Юриспруденция публики Хунань» на территории Хунани. сомоны. Хошуны приравниваются к едини- Я думал об этом вновь и вновь и пришёл к цам уездного звена, сомоны - волостного. выводу, что только таким путём мы сможем Что касается аймаков, то они являются еди- спасти Хунань, спасти Китай и встать пле- ницами, аналогов которым в общей системе чом к плечу со всеми свободными нациями административно-территориального деления земли…» [4, с. 125-126]. нет [6, с. 765]. Первые автономные области в Китае Природа органов автономных образо- появились только в конце 1920-х годов ваний двойственна: с одной стороны, они (Внутренняя Монголия и Тибет). Лишь в выполняют функции органов государствен- 1952 году Административный Совет КНР ной власти, с другой - выступают в роли ор- принял Основные принципы осуществления ганов самоуправления населения данной районной национальной автономии, где ре- территории. гламентировались основные принципы В Конституции КНР закреплено, что учреждения и осуществления автономии, такими органами выступают Собрания права самоуправления, национальные отно- народных представителей (СНП) и народные шения в районах национальной автономии правительства. Они наделены автономными [5]. В настоящее время правовое положение полномочиями в распоряжении финансами автономных областей определяется Консти- своих образований, самостоятельно управ- туцией и Законом о районной национальной ляют экономическим развитием района (ру- автономии 1984 г. ководствуясь при этом государственными Следует отметить, что с началом «куль- планами), руководят образованием, наукой, турной революции» в 1966 году для нацио- здравоохранением, защищают культурное нальных автономий наступили не лучшие наследие своих народностей. времена. Началось искоренение националь- Примечательно, что, если акты выше- ных традиций, самосознания и религии, мас- стоящих органов государственной власти не сово закрывались и уничтожались буддий- соответствуют местным условиям, то органы ские монастыри, религиозное искусство, самоуправления автономий вправе изменить национальные языки в большей мере были или вовсе отменить их, но с разрешения вы- заменены китайским. Власти Китая стреми- шестоящих государственных органов [7, лись вытеснить из сознания широких народ- с. 464]. ных масс старые религиозные представления Кроме того, в многонациональных рай- путём пропаганды идей Мао Цзэдуна. В Ти- онах проводится так называемая корениза- бете в 1966-1969-е годы преследовались мно- ция кадров, то есть лица местных нацио- гие руководители-тибетцы, проводились мас- нальностей имеют определённые преимуще- совые репрессии, вся власть перешла в руки ства для занятия государственных должно- военных [5, с. 291]. стей. В Конституции КНР закреплено, что В настоящее время в Китае имеет место глава автономного района, округа или уезда быть административная форма национально- должен быть гражданином, относящимся к территориальной автономии. Малочисленные народности, осуществляющей национальную народы могут создавать 3 вида автономных автономию [3]. образований: автономные районы (самая Специфической формой автономии в крупная единица), автономные округа и авто- КНР являются особые административные номные уезды. Сегодня в стране образовано 5 районы (ОАР) с высокой степенью автоно- автономных районов (Тибет, Внутренняя мии, созданные на территории бывших ко- Монголия, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси- лоний Великобритании и Португалии - Гон- Чжуанский, Нинся-Хуэйский), 30 автоном- конг (Сянган) и Макао (Аомэнь). ных округов и более 120 автономных уездов. Высокая степень автономии означает, Автономные районы приравнены к провин- что кроме внешнеполитической деятельно- циям Китая, остальные входят в их состав. сти и обороны, которые относятся к исклю- Кроме того, определённые особенности чительной компетенции Центрального пра- имеются в административно-территориаль- вительства, ОАР оставляют за собой управ- ном делении национальных автономий. Так, ление финансовой и таможенной системой, автономный район Внутренняя Монголия проводят самостоятельную политику в обла- делится на аймаки, а те в свою очередь - на сти образования, культуры и науки, сохра- хошуны, низовыми же единицами являются няют членство в международных организа- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 1 (10) 91 циях. Сянган и Аомэнь имеют свою валюту, бетского народа китаизацией их оккупиро- создают свои суды окончательной инстан- ванной страны. В свою очередь в Пекине об- ции, на эти районы не распространялись виняют Далай-ламу в подстрекательстве к ограничения деторождения. В ОАР установ- беспорядкам с целью раскола Китая. лено равенство китайского и английского, Примечательно, что ещё в 1950-1960-е португальского языков в качестве официаль- годы в Тибете Центральное разведыватель- ных, действует принцип использования бри- ное управление США поддержало воору- танского и португальского права, если их жённое сопротивление китайской оккупации. положения не ущемляют суверенитет КНР и Тибетцы проходили военную подготовку в не противоречат Основному закону ОАР. Колорадо [9, с. 128]. Во внутренних делах компетенция ОАР Однако теоретически между Далай- ограничена лишь правами центра в назначении ламой и властями Китая нет неразрешимых высших должностных лиц районов и некоторы- противоречий. Далай-лама выступает за ав- ми его контрольными функциями в отношении тономию, а не за независимость; в офици- принимаемых в ОАР законов [6, с. 771]. альном заявлении китайских властей по Ти- Несмотря на высокую степень автоно- бету говорится о том, что они считают реги- мии, отношения Гонконга с остальной частью ональную этническую автономию в местах Китая складываются довольно сложно. Так, компактного проживания этнических сооб- например, жители Сянгана считают себя в ществ главным политическим методом раз- первую очередь гонконгцами, а потом уже решения этнических вопросов. китайцами. К тому же, они больше тяготеют к По мнению Ю. Л. Туровца, правильнее Западу, особенно к Великобритании и США, всего было бы вернуться к условиям согла- чем к своей исторической родине - Китаю. шения 1951 года, которое давало Тибету по- Большинство жителей Гонконга не поддер- чти те же права, которые предоставлены живают массовую миграцию из материкового Гонконгу сейчас. Права Центра следовало Китая, утверждая, что это наносит огромный бы записать в соответствующем документе, ущерб их экономике и культуре. Эти проти- который гарантировал бы права проживаю- воречия привели ко многим протестам, в том щих сегодня в Тибете ханьцев, оговорить числе и к так называемой «революции зонти- состав правительственного органа (обеспе- ков» в 2014-2015 гг., которая была направле- чив там большинство, дружественно настро- на против избирательной реформы [8]. енное по отношению к Пекину) и порядок Также общенациональной проблемой назначения приемлемого для Пекина главы является вопрос о воссоединении острова администрации, а Далай-ламу вернуть в Ти- Тайваня с материковой частью Китая. По бет исключительно на духовную, а не поли- Конституции КНР Тайвань - неотъемлемая тическую роль. Но для всего этого необхо- часть Китая, однако с 1949 г., после того, как димо желание двух противоборствующих там после поражения в Гражданской войне сторон и проведение серьёзных переговоров обосновалась партия Гоминьдан, он суще- [10]. ствует как государство де-факто, не призна- Китайская модель национальной автоно- ваемое большинством стран мира. Прави- мии отлична от западных, как и сама модель тельство КНР предлагает Тайваню получить многонационального социалистического госу- статус особого административного района дарства. Автономия в КНР в большей степени (по аналогии с Гонконгом и Макао). основана не на нормах Конституции и закона о Напряжёнными являются и отношения национальной автономии, а на идеях марксиз- КНР с Тибетом. 14 марта 2008 года там ма-ленинизма, и предполагает несколько моде- вспыхнули массовые антикитайские беспо- лей автономии в зависимости от различных рядки. Инициаторами протестов стали буд- обстоятельств. Так, Тайваню предлагается та- дийские монахи, вышедшие на марш в па- кая же высокая степень автономии, как ОАР мять о 49-й годовщине изгнания Далай-ламы Гонконгу и Макао, Тибету же - более низкая, из Тибета (который основал в Индии «пра- чем Гонконгу, но более высокая, чем вительство в изгнании»). По мнению сто- Синьцзяню и Внутренней Монголии [11, с. 91]. ронников тибетского правительства, причи- Таким образом, несмотря на предостав- ной этих волнений была репрессивная поли- ление КНР определённой самостоятельности тика Коммунистической Партии Китая своим автономиям, их правовое положение не (КПК) в Тибете и массовое недовольство ти- является совершенным, требует внимания и 92 Юриспруденция активных действий со стороны центральных
×

Об авторах

Анастасия Александровна Муллова

Самарский университет

Email: mullovanast@yandex.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24.10.1970 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения: 23.09.2016).
  2. Леонард М. О чем думают в Китае? М.: АСТ МОСКВА, 2009. 223 с.
  3. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.). URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution (дата обращения 27.09.2016).
  4. Панцов А. В. Мао Цзэдун. М.: Молодая гвардия, 2012. 880 с.
  5. Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Восточная литература, 2005. 351 с.
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть / под ред. Б. А. Страшуна. М.: Норма, 2014. 1104 с.
  7. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 2013. 568 с.
  8. Магдалюк А. В. Проблема Гонконга в Китае. 2016. URL: http://sciarticle.ru/stat.php?i=1457883905 (дата обращения 06.10.2016).
  9. Данинос Ф. Повседневная жизнь ЦРУ. Политическая история 1947-2007. М.: Молодая гвардия, 2009. 365 с.
  10. Туровец Ю. Л. Волнения в Тибете 14 марта 2008 года. 2010. URL: http://www.confcontact.com/20100916/is_turov.htm (дата обращения 06.10.2016).
  11. Гарри И. Р. Китайская модель национальной районной автономии: пример Тибетского автономного района // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 7. С. 87-91.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета, 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета

Сетевое издание, журнал

ISSN 2782-2982 (Online)

Учредитель и издатель сетевого издания, журнала: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет), Московское шоссе, 34, 443086,  Самарская область, г. Самара, Российская Федерация.

Сетевое издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-86495 от 29.12.2023

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ

Устав сетевого издания

Главный редактор: Андрей Брониславович Прокофьев, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой теории двигателей летательных аппаратов

2 выпуска в год

0+. Цена свободная. 

Адрес редакции: 443011, Самарская область, г. Самара, ул. Академика Павлова, д. 1, Совет молодых учёных и специалистов, каб. 513 корпуса 22 а.

Адрес для корреспонденции: 443086, Самарская область, г. Самара, Московское шоссе, 34, Самарский национальный исследовательский университет (Самарский университет), 22а корпус, каб. 513.

Тел: (846) 334-54-43

e-mail: smuissu@ssau.ru

Доменное имя: VMUIS.RU (справка о принадлежности домена)электронный адрес в сети Интернет:  https://vmuis.ru/smus.

Прежнее свидетельство – периодическое печатное издание, журнал «Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета», зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области, регистрационный номер серии ПИ № ТУ63-00921 от 27 декабря 2017 г.

© Самарский университет

 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах