ПЕРВИЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ БИОЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПСЕВДОПОПУЛЯЦИОННЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА САМАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
- Авторы: Швечихина Ю.В.1, Кавеленова Л.М.1, Вартанова Н.Б.1, Рытов Г.Л.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 2 (11) (2017)
- Страницы: 41-49
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9174
- ID: 9174
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Здоровье - величайшая человеческая тельствует о её неупорядоченности и хао- ценность. Очевидно, хорошее здоровье - ос- тичной организации. Это проявляется в фор- новное условие для выполнения человеком мах несвоевременного приёма пищи, систе- его биологических и социальных функций; матического недосыпания, малого пребыва- фундамент самореализации личности. Оче- ния на свежем воздухе, недостаточной дви- видно также, что болезнь и нездоровье - это гательной активности. Накапливаясь в тече- ограниченная в своей свободе жизнь [1]. ние учебного периода, негативные послед- Жизнедеятельность студентов часто свиде- ствия такой жизнедеятельности наиболее остро проявляются к окончанию обучения в виде увеличения числа заболеваний, что © Швечихина Ю. В., Кавеленова Л. М., Вартанова Н. Б., Рытов Г. Л., 2017. приводит к ухудшению состояния здоровья Швечихина Юлия Владимировна студентов. Организация здорового образа (schwechixina2008@mail.ru), жизни в значительной степени определяется аспирант кафедры экологии, ботаники уровнем социализации студентов и их зна- и охраны природы; ниями в этой области. Оказавшись фактиче- Кавеленова Людмила Михайловна (lkavelenova@mail.ru), ски впервые самостоятельными, полностью заведующая кафедрой экологии, ботаники или частично освободившимися от опеки ро- и охраны природы; дителей, студенты не могут, а чаще всего не Вартанова Наталья Борисовна хотят ограничивать многие свои желания и (finaeva@mail.ru), соблазны, реализация которых долгое время врач-терапевт Специализированного клинико-диагностического центра; находилась под запретом. В результате образ Рытов Глеб Львович жизни многих молодых людей далёк от здо- (biofak@samsu.ru), рового. Кроме того, организация занятий, декан биологического факультета требования к их уровню в вузе отличаются Самарского университета, от школьных. Помимо занятий предусматри- 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. 42 Биология - нездоровыми и небольны- вается время самостоятельной работы, кото- почти столько же рое студенты зачастую не используют по ми (пограничное состояние), остальные - ис- назначению. Студенты пытаются возместить пытывают физический и психический дис- пробел в знаниях интенсивной умственной комфорт [5]. В структуре общей заболеваемо- работой во время сессии при подготовке к сти студентов-медиков Воронежской меди- экзамену. Также многие студенты совмеща- цинской академии на первом месте были бо- ют учёбу в вузе с работой, которая чаще все- лезни глаз (37,9 %), на втором - болезни кост- го приходится на вечернее и ночное время. но-мышечной системы и соединительной тка- Всё это приводит к хроническому утомле- ни (15,8 %), а на третьем и четвёртом местах - нию и сильному стрессу. У студентов чаще болезни органов дыхания (9,4 %) и мочеполо- всего развивается астенический синдром или вой системы (6,9 %) соответственно. Через 5 неврастения, которая характеризуется сле- лет структура общей заболеваемости измени- дующими симптомами: общая слабость, фи- лась: большая часть приходилась на болезни зическая и умственная утомляемость, сни- органов дыхания - 17,0 %, далее - на болезни жение работоспособности, раздражитель- костно-мышечной и пищеварительной си- ность. Эти явления сопровождаются часты- стем - 16,6 и 10,6 % соответственно [4]. ми головными болями, нарушениями сна, Выполненный И. А. Кобыляцкой с со- чувством внутреннего беспокойства, трево- авторами обзор сходных исследований раз- ги, раздражительности [2]. ных вузов РФ [4], позволил установить, что в Интенсивность учебного процесса, ин- большинстве случаев первое место в струк- форматизация, урбанизация с её экологиче- туре общей заболеваемости студенческой скими последствиями, социально-экономи- молодёжи занимают болезни органов дыха- ческие и политические преобразования зна- ния (439,4 ‰), второе - болезни системы чительно повысили нагрузку студента [3]. пищеварения (164,4 ‰), третье - болезни Студенчество представляет особую нервной системы (117,7 ‰). Авторы подчёр- группу населения, находящуюся в зоне дей- кивают, что студенты, проживающие в до- ствия многих факторов риска: постоянно машних условиях, имеют лучшие показатели увеличивающийся объём информации, высо- состояния здоровья, чем студенты, прожи- кое нервно-эмоциональное напряжение в пе- вающие в общежитии. В структуре заболе- риод зачётных занятий и экзаменационных ваний студентов медицинского вуза г. Аст- сессий, особенности быта и образа жизни. рахани превалировали болезни костно- Особый социальный статус студентов, спе- мышечной системы (26,7 %), болезни глаз цифические условия учебного процесса су- (20,8 %) и болезни системы кровообращения щественно отличают их от всех других кате- (19,9 %), среди соматических патологий сту- горий населения и делают эту группу уязви- дентов Института гражданской защиты Уд- мой в плане формирования хронических за- муртского государственного университета у болеваний [4]. 9,6 % выявлен хронический гастрит, а мио- По результатам исследования «Здоровье пия разной степени тяжести, псориаз, ожи- студентов», проведённого в Ульяновском гос- рение I степени, хронический гайморит - по ударственном университете и Ульяновском 3,2 %, у студентов Ижевской государствен- государственном техническом университете ной медицинской академии наибольшая доля [4], где учатся около 30 % всех студентов (65,7 %) приходилась на болезни органов Ульяновской области, выявлено, что почти дыхания, пищеварения (9,8 %) и нервной си- половина всех опрошенных оценивают состо- стемы (6,0 %). Из 1700 студентов первого яние своего здоровья как «хорошее» (46 %), курса Ставропольской государственной ме- чуть меньше половины - как «удовлетвори- дицинской академии здоровыми фактически тельное» (42 %), 5 % - как «плохое». Соот- были только около 40,0 % респондентов. ношение оценок здоровья среди ульяновских Ухудшается здоровье студентов старших студентов соответствует среднестатистиче- курсов. У них чаще отмечаются заболевания ским результатам опроса. Приведённые све- желудочно-кишечного тракта (хронический дения означают, что около половины студен- гастрит, язвенная болезнь желудка и двена- тов ощущают себя относительно здоровыми, дцатиперстной кишки), чем у студентов Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 43 младших курсов (25,2 % и 6,6 % соответ- культета, относящихся к их базовым количе- ственно), опорно-двигательного аппарата ственным характеристикам (рост, вес) и свя- (сколиоз, дорсопатия - 20,0 % и 7,5 % соот- занным с ними «внешним» показателям здо- ветственно), нервной системы - 34,0 % и ровья (индекс массы тела, величина артери- 10,2 % соответственно [4]. В данном же об- ального давления). зоре указывается, что тенденция ухудшения состояния здоровья выявлена и у студентов Условия и методы исследования Республики Беларусь. Изучение заболевае- Были проведены сбор и последующая мости студентов Белорусского государ- математическая обработка обезличенных ственного медицинского университета по- данных медицинских осмотров студентов казало, что первое место в структуре заболе- биологического факультета Самарского уни- ваемости занимают болезни органов дыха- верситета, поступивших на биологический ния (33,4 %), второе - нервной системы и факультет в следующие годы: 2008, 2013, органов чувств (27,4 %), третье - мочеполо- 2014, 2015, 2016 и 2017. Данные обрабаты- вой системы (10,3 %). На долю болезней ор- вались отдельно для лиц женского и мужско- ганов пищеварения, костно-мышечной си- го пола с применением пакета прикладных стемы и соединительной ткани приходится программ Excel. по 5,0 % [4]. Для визуализации результатов, полу- Таким образом, ухудшение состояния ченных нами при анализе базовых биоэколо- здоровья приводит, в первую очередь, гических показателей студентов, мы постро- к формированию у студентов патологии орга- или графики распределения и «биржевые» нов дыхания, костно-мышечной и пищевари- диаграммы, на которых для каждой анализи- тельной систем и болезням глаз, в меньшей руемой группы объектов представлены степени - к заболеваниям нервной системы и тройки показателей - минимальные, макси- системы кровообращения. Это может послу- мальные и средние значения. Такой подход жить основой для разработки и внедрения здо- позволяет не только охарактеризовать сред- ровьесберегающих программ для студенческой ний уровень и размах варьирования показа- молодёжи как на уровне отдельных высших телей, но и детализировать общую картину учебных заведений, так и регионов в целом. по группам в целом. Применяя к студенческой молодёжи эколого-популяционный подход, можно го- Результаты и их обсуждение ворить о неполном соответствии студенче- Половая структура псевдопопуляцион- ских групп (потоков, курсов) классическому ных групп студентов-биологов Самарского представлению экологической науки о попу- университета демонстрирует устойчивое ляциях. Данные псевдопопуляционные груп- преобладание девушек, доля юношей по пы формируются в процессе произвольного максимуму в проанализированные годы со- объединения лиц близкого возраста, которые ставила 25 %, чаще же данный показатель не различаются по исходному месту прожива- достигает уровня 20 % (рис. 1). При неиз- ния, семейному укладу, статусу здоровья и менном в течение ряда лет контрольных определяющим его биоэкологическим пара- цифр приёма на 1 курс это можно считать метрам, но объединены в пределах некоего сохранением определённой половой струк- отрезка времени для совместного получения туры. Преобладание именно девушек среди ими «образовательной услуги». Таким обра- студентов данного направления подготовки зом, в данных псевдопопуляционных груп- для части поступающих, как мы предполага- пах практически не выражена возрастная ем, определяется личностной мотивацией, структура (группа более-менее единообразна для других, напротив, отсутствием ярко вы- по возрасту), а половая структура формиру- раженного предпочтения (биология рассмат- ется во многом в соответствии со сложив- ривается ими как более лёгкий предмет). шейся традицией данного направления под- Нельзя отрицать и возможного влияния ха- готовки. Наше сообщение посвящено осо- рактера будущей специальности, для кото- бенностям биоэкологического статуса сту- рой в нашем регионе ограничено число вы- дентов-первокурсников биологического фа- соко оплачиваемых рабочих мест, но извест- 44 Биология на возможность трудоустроиться после вы- медико-биологической лаборатории, что пуска в качестве педагога либо сотрудника вполне устраивает именно девушек. Рис. 1. Особенности половой структуры студентов-первокурсников биологического факультета Самарского университета в зависимости от года поступления а б Рис. 2. Показатели роста студентов-первокурсников биологического факультета Самарского университета в зависимости от года поступления: а - численность девушек определённого роста, б - численность юношей определённого роста, в - средние показатели роста девушек и юношей Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 45 а б в Рис. 3. Показатели веса студентов-первокурсников биологического факультета Самарского университета в зависимости от года поступления: а - численность девушек определённого веса, б - численность юношей определённого веса, в - средние показатели веса девушек и юношей Проводя анализ распределения наблю- кой подход, в частности, мы применили, ана- дений по классам в соответствии с их уровнем лизируя показатели роста (рис. 2). значений, мы устанавливали одни и те же ко- Из года в год для девушек преобладают личественные рамки («карманы») и для деву- значения роста в диапазоне 166…174 см, в шек, число которых обычно превышало 40, и некоторые годы появляются немногочислен- для юношей, число которых могло быть ниже ные лица с высокими показателями (более 10. Итогом такого не свободного от критики 180 см). Для юношей при их небольшой чис- методического подхода стала заметная для ленности средние значения роста лежат в большинства показателей многовершинность диапазоне 160…180 см, но картина распреде- графиков распределения, соответствующих ления показывает изменение максимумов по выборкам данных по юношам (рис. 2-4). Та- годам, а также многовершинность графиков. 46 Биология а б в Рис. 4. Показатели индекса массы тела студентов-первокурсников биологического факультета Самарского университета в зависимости от года поступления: а - численность девушек с определённым индексом массы тела, б - численность юношей с определённым индексом массы тела, в - средние показатели индекса массы тела девушек и юношей Что касается показателя веса, оценка отдельные годы возрастала доля наблюде- тренда его изменений по годам имеет осо- ний для классов с более высокими показа- бое значение. Дело в том, что, по данным телями. По сравнению с другими курсами Всемирной организации здравоохранения, в распределение показателя для нынешних последние годы отмечается тенденция к первокурсниц (набор 2017 г.) выражается увеличению развития избыточного веса и графиком со сравнительно уплощённой ожирения для населения индустриально вершиной, в котором близки частоты развитых стран мира [6]. Первокурсники «среднего» (56 кг) и следующего (66 кг) биологического факультета на первый классов, имеется также лицо, относящееся к взгляд не демонстрируют ярко выраженного крайнему высокому классу значений. Для роста массы тела (рис. 3). При этом для де- юношей показатели веса не дают распреде- вушек устойчиво прослеживается максимум ления по одновершинному варианту, что для класса со средним значением 56 кг, в связано с их малочисленностью. При сред- Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 47 нем уровне около 70 кг отдельные показате- где m - масса тела человека (в килограммах), ли изменяются в границах 45…90. а h - рост человека (в метрах). Его значения В последнее время в научной и попу- принято интерпретировать по следующей лярной литературе широко используется оце- шкале: меньше 15 - острый дефицит веса; от ночный показатель индекса массы тела (ИМТ, 15 до 20 - дефицит веса; от 20 до 25 - нор- в зарубежной литературе - BMI), который мальный вес; от 25 до 30 - избыточный вес; рассчитывается по простой формуле [7]: выше 30 - ожирение [7]. , а б в Рис. 5. Показатели артериального давления у студентов-первокурсников биологического факультета Самарского университета в зависимости от года поступления: а - численность девушек с определённым уровнем систоли- ческого артериального давления, б - численность юношей с определённым уровнем си- столического артериального давления, в - средние показатели систолического и диастолического артериального давления девушек и юношей 48 Биология Социология Для студентов-первокурсников биоло- наличием максимальных за период наблю- гического факультета можно отметить соот- дений показателей. ветствие среднего уровня значений принятой «норме». У девушек средние значения пока- Заключение зателя за различные годы колебались слабо и Подводя итог выше сказанному, можно были близки к 20 (от весьма слабого дефи- отметить определённое сходство псевдопо- цита веса до нижнего уровня нормы) при до- пуляционных групп поступающей на биоло- статочно значительном размахе варьирова- гический факультет студенческой молодёжи. ния и смещении графика распределения в Среди них ежегодно преобладают девушки, сторону меньших значений показателя и пе- доля юношей практически не превышает 20 риодическом появлении лиц с повышенным %. Доля лиц с повышенной массой тела и до 37 значением ИМТ (рис. 4). У юношей по ожирением невысока, что может быть связа- годам средние значения в большинстве слу- но с наличием у абитуриентов интереса к чаев слабо превышали 20, максимальные природе, мотивацией на физическую актив- значения достигали уровня 25…27 (случаи ность. Картина распределения по уровню избыточного веса носили единичный харак- базовых количественных характеристик тер), а сама картина распределения демон- (рост, вес) и связанных с ними «внешних» стрирует одновершинность. Таким образом, показателей здоровья (индекс массы тела, в 2008-2017 гг. первокурсники биологиче- величина артериального давления) показы- ского факультета, как юноши, так и девуш- вает в большинстве случаев относительную ки, не демонстрировали проявления тенден- однородность (одновершинное распределе- ции к росту показателя ИМТ. ние) для девушек и значительную разнород- Что касается показателей артериально- ность - для сравнительно малочисленных го давления для студентов 1-го курса иссле- выборок юношей (для последних одновер- дуемого нами направления подготовки шинное распределение соответствует лишь «Биология», то можно наблюдать следую- показателю индекса массы тела). Сравнение щую картину: минимальные показатели си- данных, относящихся к годам в пределах де- столического давления у девушек в различ- сятилетнего интервала (от 2008 до 2017 гг.), ные годы находились в диапазоне не позволяет обнаружить заметных различий 75…95 мм рт. ст., максимальные - между этими группами. Более детальный 135…137 мм рт. ст., у юношей минимум от- анализ показателей здоровья, связанный с носился к интервалу от 75 до 115 мм рт. ст., внутренней диверсификацией популяцион- максимум - от 135 до 145 мм рт. ст. (рис. 5). ных групп, будет выполняться нами в про- Что касается диастолического давления, то у должение данного исследования. юношей и у девушек показатели минимума и максимума были приблизительно на одном Литература уровне при нижних значенияхОб авторах
Юлия Владимировна Швечихина
Самарский университет
Email: schwechixina2008@mail.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Людмила Михайловна Кавеленова
Самарский университет
Email: lkavelenova@mail.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Наталья Борисовна Вартанова
Самарский университет
Email: finaeva@mail.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Глеб Львович Рытов
Самарский университет
Email: biofak@samsu.ru
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Давиденко Д. Н., Щедрин Ю. Н., Щеголев В. А. Здоровье и образ жизни студентов. СПб.: СПбГУИТМО, 2005. 4 с.
- Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012. 269 с.
- Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990. 239 с.
- Кобыляцкая И. А., Осыкина А. С., Шкатова Е. Ю. Состояние здоровья студенческой молодёжи // Успехи современного естествознания. 2015. № 5. С. 74-75.
- Черняева Т. К. Методические основы изучения и оценки негативного воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья населения: лекция. Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2013. 40 с.
- Family-Based Approaches to Cardiovascular Health Promotion / R. Vedanthan, S. Bansilal, A. V. Soto [et al.] // Journal of the American Сollege of Cardiology. 2016. Vol. 67. № 14. P. 25-37.
- Расчёт индекса массы тела. URL: http://ill.ru/cgi-bin/form.exp.bmi.pl (дата обращения: 22.10.2017).