ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Авторы: Дмитриев Д.С.1
-
Учреждения:
- Самарский университет
- Выпуск: № 2 (11) (2017)
- Страницы: 50-53
- Раздел: 1
- Дата публикации: 15.12.2017
- URL: https://vmuis.ru/smus/article/view/9175
- ID: 9175
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Масштабные процессы модернизации электронного обучения, что может препят- образовательных технологий, внедрения ин- ствовать профессиональному развитию педа- новационных средств обучения в образова- гога в условиях развивающейся информаци- тельный процесс, новые траектории форми- онно-образовательной среды. Традиционная рования компетенций участников образова- выработанная подготовка к повышению ква- тельного процесса ставят значимую задачу лификации преподавателей вузов, к качеству подготовки преподавателей вуза, обладаю- которой предъявляются высокие требования щих качественно новыми профессиональны- со стороны контролирующих органов, обра- ми качествами и компетенциями, способно- зовательной среды, стейкхолдеров образова- стями к применению знаний и умений в ситу- тельного процесса, не обеспечивает в полном ации всесторонних изменений, готовых к са- объёме подготовку преподавателей вуза к мосовершенствованию, самореализации в применению средств электронного обучения, профессиональной деятельности, повышению учебно-методической деятельности, предпо- качества взаимодействия «преподаватель- лагающей постоянное профессиональное со- обучающийся», и как следствие - к внедре- вершенствование. Остаётся неразрешимым нию электронных средств обучения в образо- противоречие между необходимостью овла- вательный процесс, в профессиональную дея- дения инновационным педагогическим ин- тельность [1, 2, 3]. струментарием, обеспечивающим формиро- Результаты констатирующего экспери- вание знаний, умений, навыков и опыта для мента показали низкие значения показателей решения профессиональных задач, и отсут- сформированности компонентов готовности ствием научно обоснованной системы подго- преподавателя вуза к применению средств товки преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессио- нальной деятельности. © Дмитриев Д. С., 2017. Дмитриев Денис Сергеевич Разрешение данного противоречия вы- (denisdmitriev000@gmail.com), явило необходимость разработки системы, аспирант кафедры теории обеспечивающей формирование готовности и методики профессионального образования преподавателя вуза к применению средств Самарского университета, электронного обучения в профессиональной 443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34. Вестник молодых учёных и специалистов Самарского университета. 2017. № 2 (11) 51 деятельности, что возможно решением задачи самообучения, при помощи тьютора или пре- развития показателей в структуре данной го- подавателя-модератора. товности. Для разработки научно-обосно- Методологические основы содержа- ванной системы формирования готовности тельного элемента системы формирования преподавателя вуза к применению средств готовности преподавателя вуза к примене- электронного обучения в профессиональной нию средств электронного обучения в про- деятельности необходимо спроектировать фессиональной деятельности позволяют структурные элементы системы, определить обоснованно отбирать модули учебных дис- дидактическое содержание и отобрать педа- циплин [8]. На этапе формирования содер- гогические средства. При создании системы жательного элемента системы подготовки формирования готовности преподавателя вуза преподавателя вуза к применению средств к применению средств электронного обуче- электронного обучения в профессиональной ния в профессиональной деятельности нами деятельности необходима комбинация прин- учитывались все признаки системы [4, 5]. ципов матричного и средового методологи- Разрабатываемая система формирования го- ческих подходов. Принципы матричного товности преподавателя вуза к применению подхода (учёт функциональных взаимоот- средств электронного обучения является от- ношений и взаимодействий, опережающего крытой образовательной системой, так как педагогического содержания, системность) она основывается на принципах системности, ориентируют на построение системы взаи- целеполагания, целостности, интегрирования мосвязанных модулей в структурах учебных структурных элементов; принципы матрично- дисциплин повышения квалификации, каж- го и деятельностного подходов позволяют дый из которых ориентирован на развитие выбрать траекторию повышения квалифика- определённого компонента готовности и ции и адекватные методы и технологии обу- определённого уровня готовности, что поз- чения [6, 7]. воляет выбирать индивидуальную траекто- Целевой элемент системы, являясь её рию обучения [9]. Содержательный элемент стратегией, определяет главные задачи систе- спроектирован на основе общих принципов мы, источником развития которой является отбора содержания образования, позволяю- противоречие между реальным формировани- щих реализовать процесс формирование го- ем готовности преподавателя вуза к примене- товности на основе стартовых компетенций нию средств электронного обучения и модер- преподавателя вуза [10]. Гибкость траекто- низирующимися требованиями к профессио- рии обучения в процессе повышения квали- нальной деятельности преподавателя вуза и фикации позволяет производить моделиро- личности преподавателя. Одним из ведущих вание образовательного процесса и создавать методологических подходов при разработке необходимые условия для формирования го- курса повышения квалификации, направлен- товности преподавателя вуза к применению ным на разработку целевого элемента подго- средств электронного обучения. товки преподавателя вуза к применению Применение принципов средового под- средств электронного обучения в профессио- хода при проектировании содержательного нальной деятельности, стал андрагогический элемента системы позволяет дополнительно подход, предполагающий применение прин- интегрировать в образовательный процесс ципов оптимальности и безоценочности при программно-технические и оптимизировать обучении взрослых - преподавателей. Такой обучающие возможности образовательной подход позволяет убрать психологические ба- организации. Формирование контента со- рьеры при изучении возможностей работы с держательного элемента проведено на базе инновационным педагогическим инструмен- принципов средового подхода: ситуатив- тарием - средствами электронного обучения, ность, естественность, актуальность, адап- создать комфортные условия в системе повы- тивность и другое. Так, например, принцип шения квалификации, способствующие разви- естественности позволяет оптимально ис- тию мотивационных убеждений преподавате- пользовать все ресурсы, предоставленные лей, выбрать траектории, методы и технологии для формирования готовности, а принцип обучения преподавателей: в группах, в режиме ситуативности позволяет учитывать теку- 52 Педагогика Социология щую динамичность ситуации и подстраи- обучающие мероприятия, направленные на ваться под неё. повышение интенсивности и заинтересован- При отборе содержания учебных дисци- ности обучения при работе над проектирова- плин курсов повышения квалификации, вы- нием средств электронного обучения, ориен- ступающих средством формирования готовно- тировать на создание продукта - электронного сти преподавателя вуза к применению средств образовательного курса (дисциплины) с по- электронного обучения, нами были учтены мощью средств электронного обучения. показатели компонентов, входящих в структу- Принципы практико-ориентированности и ру готовности. За дидактическую основу формирования практических умений позволя- учебных дисциплин взяты требования профес- ют достичь образовательного результата. сиональных стандартов преподавателей, тре- Процессуальный элемент системы фор- бования образовательных стандартов к уров- мирования готовности преподавателя вуза к ню развития информационно-образовательной применению средств электронного обучения среды и методологические особенности обра- требует ориентации на специальные формы зовательного процесса в системе повышения обучения - групповые и интерактивные, тради- квалификации преподавателей вуза. ционные и электронные (инновационные), ко- Учебные дисциплины содержательного торые позволят организовать совместную обу- элемента системы моделировались на основе чающую деятельность. В рамках совместной матричного и системного подходов. Принци- деятельности преподаватели становятся субъ- пы системного подхода к формированию го- ектами профессионального развития и самораз- товности позволяют сохранять необходимую вития, способными к результативной, активной взаимосвязь между всеми этапами професси- профессиональной деятельности. Формирова- онального самосовершенствования и повы- ние готовности к применению средств элек- шения квалификации преподавателей вуза тронного обучения ориентируется на развитие (принцип преемственности системы), выяв- показателей, входящих в структуру готовности лять и принять во внимание слабые и сильные к применению средств электронного обучения. методические умения обучаемого преподава- С данной целью нами произведен отбор дисци- теля в рамках подготовки к применению плин, форм, методов реализации преподавания. средств электронного обучения (принцип Средствами выступают учебные дисциплины, структурности системы). которые обеспечивают развитие компонентов, Система формирования готовности пре- входящих в структуру готовности: ценностно- подавателя вуза к применению средств элек- мотиваци-онного, когнитивного, методико- тронного обучения интегрирует содержатель- операцио-нального, оценочно-рефлексивного; ный и процессуальный элементы. Процессу- методы и технологии преподавания, домини- альный элемент системы формирования го- рующим среди которых являются интерактив- товности на основе принципов продуктного и ные и электронные средства образовательного деятельностного подходов. Деятельностный процесса. подход в рамках процессуального элемента Таким образом, целостность содержа- системы позволил направить обучающие ме- ния и средств обучения при формировании роприятия на организацию методической дея- готовности преподавателя вуза к применению тельности (как ведущего вида профессиональ- средств электронного обучения обеспечива- ной деятельности преподавателя вуза), в кото- ется посредством учета базовых правил про- рой постоянно повышается интенсивность и ектирования: выбор средств преподавания в уровень сложности. Через отбор средств и ме- рамках формирования готовности определя- тодов обучения производился учет специфики ется целями обучения и структурными ком- и особенностей методической деятельности понентами. преподавателей вуза при работе со средствами электронного обучения, что позволяет произ- Литература водить управление процессом подготовки наОб авторах
Денис Сергеевич Дмитриев
Самарский университет
Email: denisdmitriev000@gmail.com
443086, Россия, г. Самара, Московское шоссе, 34
Список литературы
- Кунаковская Л. А. Самосовершенствование педагога высшей школы // Педагогическое образование и наука. 2014. № 6. С. 89-93.
- Маруев С. А. Компетенции специалиста: модели и методы исследования: проблемная лекция. М.: Рос. гос. аграр. заоч. ун-т, 2005. 32 с.
- Печерская Э. П., Кочеткова Н. В. Модель корпоративного университета как основа формирования системы бизнесобразования // Наука XXI века: актуальные направления развития, 2016 № 1-2. С. 91-98.
- Беспалько В. П. Проблемы развития современных педагогических систем. М.: Педагогика, 1980. 172 с.
- Горшенина М. В., Кривушкин Ю. Н., Сухинин В. П. Основы проектирования образовательных систем с позиций качества. М.: Открытый мир, 2007. С. 198-202.
- Дмитриев Д. С. Исторический аспект проблемы применения средств электронного обучения преподавателями вузов // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 4 (126). С. 192-196.
- Дмитриев Д. С. Системы E-learning. Самара: Самарский университет, 2014. 32 с.
- Соловова Н. В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач. Самара: Самарский университет, 2012. 548 с.
- Дмитриев Д. С. Критерии выбора средства электронного обучения при реализации сетевого образования // Сетевое взаимодействие как эффективная технология подготовки кадров: матер. Всерос. научно-метод. конф. Самара: Поволжский государственный технологический университет, 2015. С. 40-43.
- Дмитриев Д. С., Соловова Н. В. Информационно-образовательное поле средств электронного обучения // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сб. научн. тр. Самара: Самарский университет, 2014. С. 303-307.